12.59M
Категория: ЛитератураЛитература

Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

1.

Петербург Достоевского
в романе
"Преступление и наказание"
Ученики 10А класса.

2.

Фёдор Михайлович Достоевский
11 ноября 1821 – 9 февраля 1881 гг.

3.

В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО
Мрачные нравственные стороны прежнего порядка - эгоизм,
цинизм, рабство, разъединение, продажничество - не только не
отошли с уничтожением крепостнического быта, но как бы
усилились, развились и умножились.
Ф.Достаевский "Дневник писателя"

4.

• Достоевский сменил много квартир в Петербурге и почти все они
были в угловых домах в таких домах писатель обычно и поселял
героев в своих произведений

5.

Дом в центре города на углу Кузнечного
переулка, в этом доме где сегодня
литературно-мемориальный музей
Достоевского, писатель жил в начале 1846
года и с октября 1878 до дня своей смерти
- 28 января 1881

6.

Кабинет. Часы показывающие время смерти Достоевского

7.

Комната Анны Григорьевны

8.

Гостиная

9.

Столовая

10.

Детская

11.

Шляпа Достоевского в прихожей

12.

• В 60 годах 19 века пятиэтажные дома в Петербурге как правило
предназначались для среднего малоимущего люда это так
называемые доходные дома (богачи в них не селились)
В сознании наших современников Петербург Достоевского прежде всего кварталы вокруг сенной площади

13.

Сенная всегда была многолюдная, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и
кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено
множество публичных домов, ночлежек. Сенная площадь входила маршруты прогулок Достоевского.

14.

15.

Прогулка от дома Раскольникова до дома Старухипроценщицы
Июльским вечером Раскольников вышел из своей каморки и побрел «по старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо
направился на Сенную».
Вот дом, где жил Раскольников. Он находится на углу Столярного переулка и Гражданской улицы.

16.

В этом доме на верхнем этаже жил бывший студент. На доме есть памятная табличка.

17.

• «Раскольников преимущественно любил эти места равно как и все близлежащие переулки...». Любил
эти места и Достоевский, поскольку во время работы над романом жил в доме, находящемся напротив
квартиры Раскольникова.
Вот дом писателя.

18.

• Далее Раскольников дошел до Сенной и остановился перед церковью Успения Пресвятыя Богородицы (
её взорвали 1961). Сейчас на её месте находится вход в метро. Хотя церковь сейчас вроде
восстанавливают.

19.

• Перед церковью Раскольников повернул направо и , пройдя мимо «Вяземской лавры» (так питерцы шутливо
называли самую известную и мрачную трущобу петербурга, с копеечными барделями, питейными заведениями и
дешевыми трактирами, находилась она между Обуховским (сейчас Московский) проспектом , ул. Ефимова и
набережной Фонтанки) Раскольников идет дальше, «направо, тротуаром, по направлению к В-му. Миновав площадь,
он попал в переулок...». Раскольников и «прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено
и ведущим с площади в Садовую». Это переулок Бринько. В те времена он назывался Таировым. Здесь было
особенно много притонов с «принцессами». «В последнее время его даже тянуло шляться по всем этим местам,
когда тошно становилось, чтоб еще тошней было».
Именно здесь
Раскольников дал 15
копеек одной из
женщин.

20.

• Далее Раскольников пошел по Садовой к Вознесенскому мимо Юсуповского садика.
«Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких
фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он
перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже
соединить со дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для
города вещь».
Вот вход в Юсуповский садик.

21.

• Раскольников направился к Вознесенскому проспекту. «Он вышел, в другую улицу: «Ба! «Хрустальный дворец»!» . На
этом месте действительно находилась гостиница «Пале Кристаль». Вот здесь на Вознесенском была гостиница, в
которою Раскольников зашел за газетой, чтобы узнать написали ли уже о убийстве старухи.

22.

• Далее Раскольников продолжил свой путь и мы оказываемся на канала Грибоедова 104 –
Дом старухи процентщицы. Его еще называют «дом-утюг».

23.

• Типичный доходный дом. Со времен Достоевского практически не изменился. «Этот дом стоял весь в мелких
квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами,
девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими
воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника». На четвертом этаже этого дома жила
старуха-процентщица.

24.

Далее еще несколько мест из этого романа.
• Вознесенский мост. Здесь Раскольников «стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и
принялся глядеть вдоль».

25.

•На это мосту он встретил Афросинью,
пытавшуюся покончить с собой. Поступок
Афросиньи вызвал у снедаемого бесом
гордыни Раскольникова только чувство
отвращения; ему претило именно таким
образом «покончить дело». Ему казалось,
что нужно явиться с повинной в
полицейскую контору.

26.

• Рядом с этим мостом находится дом по адресу наб. канала Грибоедова 73. Здесь жила Соня Мармеладова.
Дом имел три этажа, с советское время построили четвертый. Известный "дом с тупым углом".
Соня жила на третьем этаже : «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перегрызала комнату как-то вкось,
отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь».

27.

"Дом Раскольникова"
Средняя мещанская, угол Столярного переулка
№ 19/5
В столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. "Во внутреннем дворе, справа, есть
парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова."

28.

Здесь сохранилась лестница с низка
нависающими сводами и старыми
ступенями. И, также как в романе, 13 крутых
ступеней ведут вверх с площадки последнего
этажа

29.

Раскольников, спускаясь по крутым ступеням, мог видеть окно квартиры
хозяйки, которая сдавала ему крохотную каморку. Сегодня этого окна
нет, но до капитального ремонта дома оно существовало. Была и
дворницкая в подворотне, где Родион нашел топор.

30.

Где мог находиться дом Сонечки
Мармеладовой?
• Если встать у дома купца Алонкина (ныне Казначейская улица дом №
7) и взглянуть в сторону Вознесенского проспекта можно увидеть дом
№ 73 на углу этой улицы и Вознесенского проспекта. Его часто
называют домом Сони Мармеладовой. Он находился ближе других
домов литературных персонажей романа к церкви Вознесения,
которая возвышалась на противоположном берегу Екатерининского
канала у Вознесенского моста. Достоевский не случайно поселил свою
героиню именно здесь. Соня была ближе других персонажей романа к
Богу и церкви. Её комната отличалась тем, что в ней были разные углы.
Углы эти символизировали неустроенность, искривлённость жизни
бедной девушки.
(Вознесенская церковь архитектор Ринальди) в советское время была
уничтожена, а мост перестроен.

31.

Вознесенская церковь

32.

Вознесенский мост

33.

• Вознесенский мост вокруг которого разворачиваются многие события в романе
"Преступления и наказания". На нем любит останавливаться, предаваясь размышлениям,
Раскольников. Здесь он однажды становится свидетелем самоубийства: женщина на его
глазах бросается с моста в Екатерининский канал. У Вознесенского моста происходит сцена
сумасшествия Катерины Ивановны Мармеладовой, заставляющий своих малолетних детей
танцевать и петь ради подаяния перед уличной толпой.

34.

Описания и Интерьеры:
• Часть 1 глава 3 каморка Раскольникова "каморка и его
приходилось под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и
походило более на шкаф, чем на квартиру..."
"...Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно
гроб..."
Пульхерия Александровна.
"Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая
самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными обоями, и
до того низкое, что чуть-чуть высокому человеку становилось в
ней жутко, и все казалось, что стукнешься головой о потолок."

35.

36.

"Жёлтый Петербург"

37.

• Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих
интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на
запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты,
убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухипроцентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая
"похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома окрашены в
желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина
-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони,
"мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича,
перстень с желтым камнем на руке Лужина.

38.

• Мы видим Раскольникова,
от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно
и недоверчивостью. Между ними не может быть иных
отношений, кроме безразличия, звериного
любопытства, злорадной насмешки
(2 часть, 6 глава)

39.

• Петербург не просто фон, на котором развиваются действия
романа "Преступление и наказание", а главный герой который
провоцирует Раскольникова на преступление объясняет его
двойничного помогает понять Мармеладова, Соню,
Свидригайлова и других персонажей.

40.

Вывод:
• Петербург-город контрастов. Пышность и серость. Богатство и
нищета сочетаются в этом городе. Петербург-главный герой
произведения, символ страшного мира, где
обездоленному, слабому нет спасения.
Петербург-город многих преступлений: и уголовных и
моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над
собой.
Петербург-город-монстр, чудовище, город одиночества, "город, в
котором невозможно быть".
English     Русский Правила