Похожие презентации:
Средства логопедической ритмики
1. Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический Университет имени Максима Танка» Институт инклюзивного
образованияУчебная дисциплина «Методика коррекционноразвивающей работы с детьми с ТНР:
логопедическая ритмика»
Тема:
Средства логопедической ритмики
Вечерко И.В.,
старший преподаватель кафедры
логопедии
2. Ходьба и маршировка в различных направления
Ходьба и маршировка вразличных направления
Ходьба - автоматизированный
моторный акт, при котором
четко
координируются
движения рук и ног.
Она используется на каждом
занятии на протяжении всего
курса как вводное упражнение.
3. Виды ходьбы:
отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;
группой;
группой под барабан к противоположной стене зала;
группой вдоль зала;
группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат;
вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонне по
одному);
друг за другом, держась левой рукой за веревку;
друг за другом, держась за руки;
по доске, положенной на пол;
с перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол;
боком, приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки;
друг за другом по кругу с остановками;
на носках;
на пяточках;
друг за другом с флажками в руках;
по скамейке, держа руки в стороны;
4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Регуляция мышечного тонуса - это способностьнапрягать или расслаблять мышцы. Такие
упражнения используются на протяжении всего
курса занятий сразу после ходьбы и
маршировки. Большая или меньшая сила
мышечного напряжения соотносится с более
громким или более тихим звучанием музыки.
5. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую
музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку
делают легкие хлопки перед собой.
2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на
громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на
тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им
встряхивают.
3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую —
двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку —
идут по кругу, размахивая флажками, на тихую —
останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.
6. Упражнения, активизирующие внимание
Приучаютдетей
вслушиваться
в
инструкцию, понимать ее и действовать в
соответствии с ней. Слово в этом случае
становится сигналом и руководством к
действию.
7. Счетные упражнения
Этиупражнения
используются
на
логоритмических
занятиях
для
организации поведения детей и взрослых
при выполнении заданий, особенно
сложных построений, серий движений.
Счет помогает детям правильно встать
парами, построиться в две колонны, в две
шеренги, встать по трое, четверо и т.д.
8. Пение
Пение - сложныйпроцесс
звукообразования, в
котором важна
координация слуха и
голоса, т.е.
взаимодействие
певческой интонации,
слухового и мышечного
ощущений.
9. Игра на музыкальных инструментах
Детские музыкальныеинструменты и музыкальные
игрушки делятся на
беззвучные и звучащие.
.
10. Игра на музыкальных инструментах
Беззвучные игрушки изображают музыкальныеинструменты,
например
пианино
с
немой
клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами,
баянчики с мехами и др. Эти игрушки используются
для создания игровой ситуации, для развития
моторики пальцев при имитации игры на них. Дети
воображают
себя
«музыкальными
руководителями» и проводят «музыкальные
занятия» или по предложению педагога, или по
собственной инициативе. Такие занятия развивают
творческое воображение и музыкально-слуховые
представления детей.
11. Игра на музыкальных инструментах
Звучащие игрушки делятся на следующие виды:1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной
высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники).
2. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной
высоты (свирели, дудки, рожки).
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики,
музыкальные шкатулки, музыкальные ящики).
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или
хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино,
рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны,
гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры,
домры, балалайки и др.).
12. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Такие задания можно использовать припроведении физкультминуток во время
логопедических занятий, с
проговариванием стихотворных строк как
с движениями, так и без них.
13. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
Упражнения, формирующиечувство музыкального темпа
Темп - это скорость
музыкального
исполнения. Сначала
темп усваивается на
простых движениях:
хлопки, удары в бубен,
взмахи руками. Затем
включаются движения
ногами, ходьба и бег.
14. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции и дикции
• Упражнения на развитие дыханияспособствуют выработке диафрагмального
дыхания, достаточно продолжительного,
сильного и постепенного выдоха.
• Упражнения на развитие голоса
способствуют развитию силы, диапазона,
выразительности голоса.
• Упражнения на развитие артикуляции и
дикции способствуют выработке четкого
произнесения звуков, развитию
артикуляционной моторики.
15. Музыкальная самостоятельная деятельность
Музыкальная самостоятельнаядеятельность способствует развитию
координации слуха, голоса и движения,
тонального и ритмического чувства;
воспитанию любви к музыке и пению;
обогащению эмоциональной жизни детей
и взрослых.
16. Игровая деятельность
Игрыиндивидуальные групповые
Групповые игры можно разделить на:
1) статические игры;
2) малоподвижные и полуподвижные
игры;
3) подвижные игры.
17. Упражнения для развития творческой инициативы
К этим упражнениям относятся:• дирижирование
• свободные двигательные импровизации
под музыку
• двигательные инсценировки песен
• двигательно-музыкальные упражнения
В данных упражнения на первый план
выдвигается творчество.
18. Заключительные упражнения
Цельэтих
упражнений
успокоить
занимающихся, переключить их внимание на
другие занятия.
Эти упражнения могут проводиться в различной
форме: обыкновенная маршировка под музыку,
перестроения, слушание музыки с последующим
определением
характера
произведения,
например «Игра в лошадки» П. Чайковского или
«Маленький вальс» А. Лядова; или слушание
музыки и последующий рассказ о тех образах и
представлениях, которые она пробудила.
19. Литература
Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками,
страдающими недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под науч. ред.
Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2015. - 176 с.
Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учебник для студ. вузов / Г. А. Волкова. - М. :
ВЛАДОС, 2010. - 272 с.
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5
лет с ТНР / Т. В. Киселева, Л. А. Манакова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2019. 127 с.
Микляева, Н.В., Полозова, О.А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ:
Пособие для воспитателей и логопедов. – М., 2015. -112 с.
Программа коррекционных занятий «Логоритмические занятия» учебного плана
специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
(заикание) I–IV годы обучения. Минск : НИО, 2016. – 24 с.
Филатова, Ю.О., Гончарова, Н.Н., Прокопенко, Е.В. Логоритмика: Технология развития
моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое
пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. –
208 с.
Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи :
учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Р. Шашкина. - 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. -215 с.