1.27M
Категории: ИскусствоИскусство МузыкаМузыка

Микалоюс Константинас Чюрленис

1.

«Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки
увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая
музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря,
серебряная музыка звезд... Что же тут созидается? Да это
же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних только
звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо браться за
краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты.
Теперь он точнее, полнее — образ мира!.. Но что это? Пиано
- зазвучал синий. Форте - взметнулся зеленый... Краски
обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином
хоре, в одном оркестре. Словно скрипичные струны, запели
мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор, плавные
линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь.
Что это? Звучащая живопись. В руке палитра и кисть. И вот
палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и белые
клавиши. Рояль рассыпает звонкие янтарики…Музыка ли,
краски, поэзия - это не важно! Важна суть. Важна мысль».
Из книги Э. Межелайтиса «Мир Чюрлениса»

2.

МИКАЛОЮС
МИКАЛОЮС
КОНСТАНТИНАС
КОНСТАНТИНАС
ЧЮРЛЕНИС
ЧЮРЛЕНИС
КОМПОЗИТОР
КОМПОЗИТОР
И
И
ХУДОЖНИК
ХУДОЖНИК
«Я
полечу в далекие миры,
в край
вечной красоты,

3.

МУЗЫКА НА
МОЛЬБЕРТЕ

4.

Широко раскрытые,
большие, удивленные
глаза. Глаза ребенка.
Глаза гения. Подлинная
красота доступна
только таким глазам.
Мир должен дивить.
Как сказка. И в сказку
надо верить. Как в
реальную жизнь. В
сказку верят только
дети. Подлинную
красоту воспринимает
только чистая,
прекрасная душа. Чем
талантливее художник,
тем больше

5.

Микалоюс Константинас
Чюрлёнис литовский композитор и художник, по
рождению российский подданный, тесно
связанный с русской культурой.
М.К. Чюрленис стал основоположником
музыкальной живописи. Свои
впечатления от сонат, фуг, прелюдий он
выразил с помощью красок и создал
созвучный им мир зримых образов.
Плоскость картин позволяет как – бы
остановить музыку во времени для ее
обозрения. Он был музыкантом ,
художником, поэтом. Во всей мировой
живописи произведения этого мастера
занимают особое место. Лучшие его
произведения волнуют именно своей
музыкальной живописью.
(1875-1911)

6.

«Фуга»
«Соната
звезд»
«Соната
солнца»
«Соната
моря»

7.

Фуга - музыкальное произведение,
основанное на последовательном
повторении одной музыкальной
темы несколькими голосами.

8.

Фуга. М. Чюрлёнис

9.

Пространство картины как отзвук зримого мира.
Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения.
Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая
музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим
изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в
разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы тем,
переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи
фуги И.- С. Баха. Мы действительно видим фугу.

10.

Маленькая
прелюдия и фуга
для органа (до
мажор) И.С. Бах.

11.

Соната - музыкальное
произведение для одного или двух
инструментов, состоящее из
нескольких различных по характеру
и темпу частей, объединенных
общим художественным замыслом.

12.

МИКАЛОЮС
МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС
КОНСТАНТИНАС
ЧЮРЛЕНИС
ЧЮРЛЕНИС
Соната
Соната
моря
моря
1 часть - "Аллегро"
2 часть - "Анданте"
3 часть - "Финал".

13.

1 ч. ALLEGRO

14.

Широко и размашисто, ровной
ритмической грядой, одна за другой
наступают на берег волны. Пронизанные
солнцем, они искрятся мириадами
прозрачных пузырьков, светящимися
кусочками янтаря, радужными ракушками,
камешками. Белая тень чайки ложится на
воду. Холмистый берег, повторяющий
очертания волн, противостоит их напору.
Это как спортивное состязание между
двумя друзьями-соперниками. И
настроение, поэтому радостное,
приподнятое.

15.

2 ч. ANDANTE

16.

В «Анданте» морская стихия утихомирилась.
Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное
царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют
светильники на горизонте, широкими лучами
освещая небесный свод. От них, словно нити с
жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся
пузырьков. Они ведут наш взгляд в морскую
бездну с таинственно мигающими огоньками. И
чья-то милосердная рука заботливо поднимает из
глубины парусник, возвращая его к жизни.
Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте
звучит с картины. Она настраивает на глубокие
раздумья, победе добра над силами зла.

17.

3 ч. ФИНАЛ

18.

«Финал». Стихия разыгралась вовсю. Море
кипит, беснуется. Огромная волна с пенистыми
пальцами, словно когтями чудища, готова
поглотить, искромсать, уничтожить маленькие,
как букашки, суденышки. Еще мгновение, и все
исчезнет. Растворятся и буквы МКС, каким-то
чудом появившиеся на волне, образованные
клочками пены. МКС — это инициалы
художника, его подпись под живописными
работами — Микалоюс Константинас Чюрленис
(буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как
бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот
грозный водоворот жизни, где ему суждено
погибнуть… А может быть и нет…

19.

Симфоническая поэма
«Море»

20.

Могучее море Велико, беспредельно,
безмерно.
Целое небо обводит своею
голубизной твои волны,
а ты...дышишь тихо и спокойно, ибо
знаешь, что нет
конца твоей мощи, нет пределов
твоему величию,
твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно море!

21.

«Ты слышишь,
море?».
Муз. А. Зацепина,
сл. М. Пляцковского
из к/ф «Свистать
всех на верх»

22.

Если и правда,
что благодаря пылающему
горячечному мозгу гениев
народы прозревают
свое будущее
и тогда рвутся к нему,
то Чюрленис был
для своего народа
именно таким
художником, предтечей,
возвещенным из космической эры.
English     Русский Правила