Похожие презентации:
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны
1. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны
2. Учреждения культуры
Управление пропаганды и агитацииГлавное политическое управление
Красной Армии
Республиканские наркомы
просвещения
Комитет по делам искусств при СНК
СССР
Отдел культуры ВЦСПС
3. Спасение сокровищ культуры
С началом Великой Отечественной войныбомбардировкам
подверглись
многие
советские города. В этих условиях остро встала
задача спасения не только населения и
промышленности, но и культурных ценностей.
Всё, что можно было, эвакуировали на восток.
Сокровища Эрмитажа отправили в Свердловск,
Государственную библиотеку имени В.И. Ленина
- в Горький, ценности Исторического музея - в
Кустанай (Казахстан), картины Русского музея - в
Пермь, а Третьяковской галереи - в Новосибирск.
В столицу Казахстана Алма-Ату переехали
киностудии "Мосфильм" и "Ленфильм".
4.
5. Распаковка картины А.А.Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации. Москва. 1944
6. Возвращение художественных произведений в Москву.1944
7. Гибель культурных ценностей
Многие художественные ценности спасти неудалось. От бомбежек и артобстрелов пострадали
десятки древних русских городов, в том числе Киев,
Смоленск,
Псков,
Новгород.
Разрушению
подверглись 3 тысячи памятников архитектуры.
Пострадал древнейший памятник новгородской
архитектуры Софийский собор. Большой ущерб
был
нанесен
памятникам
архитектуры
Ленинграда.
От
обстрелов
пострадали
Петропавловская
крепость,
Адмиралтейство,
Зимний и Таврический дворцы, здание Биржи,
Русский музей, Александрийский театр, Казанский
и Исаакиевский соборы.
8. Кунсткамера в годы Великой Отечественной Войны.
9.
Гитлеровцы разграбили на территории России более 170музеев, в том числе такие известные, как Пушкинское
Михайловское, Спасское-Лутовиново И.С. Тургенева,
дом-музей П.И. Чайковского в Клину. Они вывезли с
оккупированных
территорий
около
100
тысяч
произведений искусства, многие из которых не найдены
до сих пор. В их числе знаменитая Янтарная комната,
бесследно исчезнувшая из Царскосельского дворца.
10. Мастера искусств – жертвы войны
В годы войны отечественная культура понесла тяжелыелюдские потери. Одних только писателей погибло 275
человек. Среди них был автор многих детских
повестей и рассказов Аркадий Гайдар. Он воевал в
партизанском отряде и пал в бою.
Один из создателей романов "Двенадцать стульев" и
"Золотой теленок" писатель Евгений Петров работал
военным
корреспондентом
в
осажденном
Севастополе и погиб в авиакатастрофе.
В первые месяцы блокады в Ленинграде от истощения
умер художник Павел Филонов. Его картины, которые
художник никому не продавал при жизни, спасла
сестра Филонова, передав их на хранение в Русский
музей.
11. Аркадий Гайдар (1904-1941)
В советское время книгиГайдара были одним из
основных средств воспитания
подрастающего поколения. В
годы Великой Отечественной
войны
1941-1945
г.г.
Тимуровские
команды
и
отряды действовали в школах,
детских домах, при дворцах и
домах пионеров и др.; только
в
РСФСР
насчитывалось
свыше 2 млн. тимуровцев.
Аркадий
Гайдар
был
награжден орденом "Знак
почёта"
и
орденом
Отечественной
войны
I
степени посмертно.
12. Павел Филонов (1883-1941)
Евгений Петров(1903-1942)
13. «Все для фронта, все для победы!»
С первых дней войны работники искусств взяли "культурноешефство" над Красной Армией. На фронт выезжали бригады
артистов с концертами и спектаклями.
За четыре года боев на фронтах с выступлениями побывало 42 тыс.
артистов, которые дали более 1 млн. концертов. В них приняли
участие такие знаменитости, как балерина Г.С. Уланова,
киноактер Н.К. Черкасов, оперные певцы С.Я Лемешев и И.С.
Козловский, эстрадные певицы Л.А. Русланова и К.И. Шульженко.
Мастера искусств внесли свой вклад в дело победы. Почти 1000
писателей ушли на фронт военными корреспондентами,
политработниками, бойцами Красной Армии. Среди них - М.А.
Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, А.А. Фадеев. Из-под их
пера вышли сотни очерков, повестей, стихов, посвященных войне.
900 художников находились в действующей армии, остальные
трудились в тылу.
14. Литература
Новые образы героев: Николая Гастелло, юных партизан ЗоиКосмодемьянской и Саши Чекалина, бойцов дивизии
генерала И.В. Панфилова и др.
Н. Гастелло
Образ Василия Теркина
Генерал
И. Панфилов
15. Константин Симонов (1915-1979 гг.)
Военный корреспондент газеты"Красная звезда". Корреспонденции, печатавшиеся в годы
войны составили позже четыре
книги
«От
Черного
до
Баренцева
моря»,
книги
«Югославская
тетрадь»
и
«Письма из Чехословакии». В
годы войны - пьесы «Русские
люди», «Жди меня», «Так и
будет», повесть «Дни и ночи» и
две книги стихов – «С тобой и
без тебя» и «Война».
16. Александр Фадеев (1901-1956 гг.)
«Молодая гвардия»(1945г.; 2-я редакция 1951
г.; Государственная
премия СССР, 1946 г.);
17. Михаил Шолохов (1905-1984)
Роман «Они сражались заРодину» (1942—1944, 1949, 1969),
рассказ
«Судьба
человека»
(1956). В 1941—1945 гг., работая
военным
корреспондентом,
опубликовал несколько очерков
(«На Дону», «На юге», «Казаки» и
др.)
и
рассказ
«Наука
ненависти» (1942), а в первые
послевоенные годы — несколько
публицистических
текстов
патриотической направленности
(«Слово о Родине», «Борьба
продолжается» (1948), «Свет и
мрак» (1949), «Не уйти палачам
от суда народов!» (1950) и др.).
18.
Василий Гроссман (1905-1964 ) «Народбессмертен» (1942 г.), «Жизнь и судьба»
Александр Твардовский (1910-1971) В 1941—
1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты
Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма
«Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца
без начала и конца» — самое известное
произведение Твардовского; это цепь эпизодов из
Великой Отечественной войны. «Возмездие», «Я убит
подо Ржевом...» Сталинская премия первой степени
(1946) — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)
Александр Бек (1903 – 1972 ) «Волоколамское
шоссе»
19.
Памятник А. Твардовскому иВасилию Теркину в Смоленске
20.
Илья Эренбург(1891-1967 )
Корреспондент газеты «Красная звезда», писал
для других газет и для Совинформбюро.
Прославился
пропагандистскими
антифашистскими произведениями. В 1942 году
вошёл в Еврейский антифашистский комитет и
вёл
активную
деятельность
по
сбору
и
обнародованию материалов о Холокосте.
Илье Эренбургу принадлежит авторство лозунга
«Убей
немца!».
Адольф
Гитлер
лично
распорядился поймать и повесить Эренбурга.
Нацистская
пропаганда
дала
Эренбургу
прозвище
«Домашний
еврей
Сталина».
Наиболее известен роман «Падение Парижа»
(1941 г.)
21.
В годы войны работали "Окна ТАСС",выпускавшее агитационные плакаты. Со стен
домов, на призывных пунктах, в цехах фабрик
и заводов плакаты призывали к борьбе с
врагом.
В
"окнах
ТАСС"
трудились
замечательные художники: А.А. Дейнека, Г.Г.
Нисский,
Кукрыниксы
(псевдоним
трех
известных карикатуристов: М.В. Куприянова,
П.Н. Крылова, Н.А. Соколова). Уже на второй
день войны появился плакат Кукрыниксов,
изображающий
красноармейца,
пронзающего Гитлера штыком.
Известным
мастеров плаката был и И.Тоидзе.
22. плакат Тоидзе И. М. 1941г.
АгитплакатКукрыниксов
1941 г.
23. Кукрыниксы
Смерть фашистской гадине.И.Кокорекин
24.
25. Печать и СМИ
Характерные черты:Сокращение количества изданий
Издательство брошюр: инструктивные,
агитационные, научно-популярные
Основная тема: война, героическое
пршлое
Большую роль играло радио – Сводки
Информбюро
26. Музыка
24 июня 1941 г. композитор А.В. Александровнаписал
ставшую
знаменитой
песню
"Священная война" на слова поэта В.И.
Лебедева-Кумача.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
27. А.В. Александров
В.И. ЛебедевКумач28.
В блокадном Ленинграде работал надСедьмой симфонией
Д.Д. Шостакович. В
августе
1942
г.
симфония
была
впервые
публично
исполнена
в
осажденном городе. В
ленинградском
радиокомитете
имелось
всего
15
музыкантов,
а
требовалось не менее
100, но артисты с
честью
вышли
из
трудного положения.
Д.Д. Шостакович работает
над Седьмой симфонией
29. Лирические песни
«Землянка»«Темная ночь»
"В лесу прифронтовом" (сл.
М.Исаковского, муз. М.Блантера)
"Катюша" (сл. М. Исаковский, муз.
М.Блантера)
30. Театр
Для культурного обслуживания фронтовиковсоздавались бригады артистов, специальные
фронтовые театры. Первым был – театр
«Искра», сформированный и актеров театра
им. Ленина. Затем были организованы
фронтовые филиалы малого театра, театра
им. Вахтангова, ГИТИСа. За годы войны на
фронтах побывали более 40 тыс. работников
искусства, в том числе – и. Москвина, А.
Тарасова, А. Яблочкина, М. Царева и др.
31. Живопись
Острым оружием идейной борьбы в годы войны сталоизобразительное искусство. Многие советские художники с
оружием в руках сражались с врагом в рядах регулярной
Красной Армии и в партизанских отрядах. Немало
художников-фронтовиков совершили ратные подвиги и были
награждены боевыми орденами и медалями. С. Абдуллаев,
Г. Москалев, М. Гуревич удостоены высокого звания Героя
Советского Союза. На фронте художники воевали не только
оружием солдата-бойца. Многие из них работали в печати,
исполняли портреты отличившихся воинов, боевые листки,
заполняли набросками свои походные альбомы. Наряду с
невиданной по широте и масштабу агитационной и
репортажной работой советские художники в годы Великой
Отечественной войны создавали значительные по идейному
содержанию произведения искусства.
32.
А. Дейнека.Окраина Москвы.
1941
А. Дейнека.
Оборона
Севастополя. 1942
33.
К. Юон. Парад на Краснойплощади 7 ноября 1941
года. 1942
А. Широков. За Родину!
34.
В. Мочальский.Победа. Берлин
1945 года. 1947
К. Антонов.
Победители.
35. Кино
Немногое было снято кинохроникерами на военных дорогах1941 года. Ростовский кинооператор Г. Попов снял взрыв моста
через Днестр. М. Трояновский зафиксировал на пленке
уничтожение заводов и уход мирных жителей из городов,
оставляемых
Красной
Армией.
Кинооператорам
Б.
Макасееву, Е. Мухину и Н. Самгину довелось снимать в августе
1941 года горестную картину эвакуации мирного населения
Украины. С осени 1941 года характер изображения войны во
фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся.
Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по
своему стилю военные сводки. Новое в характере изображения
войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам
страны, и население приняло участие в защите своих городов.
Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в
развитии советской публицистики.
36.
Кадр из Союзкиножурналаот 1941 г.
Взорванный мост
через Днестр. 1941
37.
Кроме сюжетов в киножурналахдокументалисты с первых же дней
войны
приступили
к
выпуску
короткометражных
картин
и
обзорных
киноочерков,
которые
рассказывали о жизни Советского
государства,
подвергнувшегося
нападению гитлеровской армии. К
их числу относятся: «Молодежь, на
защиту Родины!» (режиссер О.
Подгорецкая),
«Наша
Москва»
(режиссер Я. Посельский), «24-й
Октябрь» (режиссер Л. Варламов),
«Хлеб – Родине» (режиссер Л.
Степанова) и др. В начале 1942 года
вышел
на
экраны
большой
документальный фильм «Разгром
немецко-фашистских войск под
Москвой» (режиссеры Л. Варламов
и И. Копалин, дикторский текст П.
Павленко, текст песни А. Суркова,
композитор Б. Мокроусов).
38.
С подлинной глубиной исилой Отечественная
война предстала на
документальном экране в
ленинградском
кинорепортаже. Это были
кадры не каких-то
исключительных, особых
событий, а повседневная
жизнь Ленинграда. На
материале
ленинградского
кинорепортажа в 1942
году был смонтирован
фильм «Ленинград в
борьбе» (режиссер Р.
Кармен, Н. Комаревцев,
В. Соловцев, Е. Учитель).
Заслуженный деятель
Искусств РСФСР
39.
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА(фрагмент панорамы
«Сталинградская битва»)
Почти полгода небольшая
группа кинооператоров (Н.
Вихирев, А. Софрин, А.
Казаков, В. Орлянкин, Д.
Ибрагимов и другие,
руководитель группы
А.Кузнецов) вела
кинонаблюдение за
развитием Сталинградского
сражения. Они сняли около
35 тысяч метров пленки,
свыше 100 боевых сюжетов
о жизни героического
города. На основе съемок
фронтовых операторов
режиссером Л.
Варламовым был в начале
1943 года смонтирован
фильм «Сталинград»,
подробно рассказавший об
этапах этого крупнейшего в
истории войны сражения.
40.
Фронтгазета -Урал куеторужие победы.
41.
В документальную кинематографиюприходят режиссеры художественного кино и среди них такие
признанные
мастера,
как
Ю.
Райзман, С. Юткевич, И.Хейфиц,
А.Зархи.
Юлий Райзман
Александр Зархи
42. Наука
З основных направленияРазработка
военно-технических
проблем
научная помощь
промышленности
Мобилизация
сырьевых ресурсов
43. Образование
44.
В период Великой Отечественной войнынемецко-фашистские захватчики уничтожили
и разрушили 82 тыс. школ, в которых до войны
обучалось 15 млн. учащихся. Уже с начала
войны были приняты меры по борьбе с
детской беспризорностью, по обеспечению
бесперебойной работы школ. Создавались
школы-интернаты,
вечерние
школы
для
рабочей и сельской молодёжи, снижен
возраст приёма в общеобразовательную
школу с 8 до 7 лет, организована сеть
пришкольных интернатов, введены экзамены
на аттестат зрелости, усилено военнопатриотическое воспитание школьников и т. д
45.
Изменениесодержания
обучения,
учебных программ – была введена
военная
подготовка,
патриотическое
воспитание.
1943 – создана Академия педагогических
наук РСФСР во главе с В. П. Потемкиным
На 41% был сокращен прием в ВУЗы,
уменьшилось их число (с 817 до 460),
более чем в 2 раза уменьшилось число
преподавателей, сокращались сроки
обучения (3-3,5 г.).
В учебные программы вводилось военное
дело, курсы по противопожарной и
противохимической защите.