2.06M
Категория: ЛитератураЛитература

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

1.

Сказки М.Е. СалтыковаЩедрина

2.

История создания
Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина
включает в себя 32 произведения. Этот цикл
создавался писателем на протяжении 18 лет –
с 1869 по 1886 год. В 1869 году Салтыков-Щедрин
создал и опубликовал три сказки ("Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил",
"Пропала совесть", "Дикий помещик"). В 1880 году
была опубликована одна сказка ("Игрушечного дела
людишки"). Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин
создал в течение 4 лет - с 1883 по 1886 год. Публикация
в журналах Свои первые сказки Салтыков-Щедрин
напечатал в журнале "Отечественные записки". Однако
в апреле 1884 года журнал был закрыт из-за проблем
с цензурой. Далее в 1884 году 3 сказки были опубликованы в
сборнике "XXV лет" ("Сборник, изданный Комитетом
общества для пособия нуждающимся литераторам и
ученым"). Затем с 1884 по 1886 год сказки публиковались
в журнале "Русские ведомости".

3.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Род: эпос
Жанр: сказка
Направления: реализм
Тема: Народ и власть.
Особенности жанра у
Салтыкова-Щедрина:
Фантастика и волшебные превращения;
Сказочный зачин и фольклорные мотивы;
Социальная проблематика;
Герои аллегорические;

4.

Идея, проблематика
Идея: Власть живёт за счет народа, простой мужик бедствует и покоряется власть
имущим;
Народ так и будет оставаться бесправным, пока не избавится от рабской
психологии.
Проблематика: Взаимоотношения между народом и властью: угнетённое
положение крестьян сохраняется после отмены крепостного права.

5.

Сюжет:
Однажды два легкомысленных генерала «очутились на необитаемом острове». Генералы
растерялись и в поисках пищи решили исследовать остров. Они обнаружили много деревьев со
спелыми плодами, полноводную реку с рыбой, обилие дичи в лесу. Но ни один из генералов так
и не смог добыть пропитания, и вернулись оба «на условленное место с пустыми руками». Они
были обескуражены тем, что привычная пища, оказывается, в своем первоначальном виде
«летает, плавает и на деревьях растет».
Голод стал все сильнее терзать генералов, которые до того «остервенились», что чуть было не
съели друг друга. Чтобы как-то отвлечься, они принялись читать «старый нумер “Московских
ведомостей“», который нашли на острове, но и там все статьи были посвящены званым обедам
и ужинам с перечислением изысканных блюд.
Самый толковый из генералов, в прошлом учитель каллиграфии, предложил отыскать мужика,
который и будет о них заботиться. Поблуждав по острову, они наткнулись на спящего под
деревом огромного детину, который «самым нахальным образом уклонялся от работы». Увидев
перед собой генералов, он хотел было дать деру, но те крепко вцепились в него.
Мужик ловко принялся за работу: нарвал яблок, собрал картофель, поймал рябчика, разжег
огонь и приготовил разнообразную снедь. Генералы умильно глядели на его старания и
думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!». После они приказали
мужику свить веревку, которой привязали его к дереву.
Благодаря стараниям мужика жизнь на острове для генералов казалась сладким сном. Но
спустя время, соскучившись по столице, они заставили мужика построить лодку и отвезти их в
Петербург. Мужик блестяще справился с заданием, но всю дорогу выслушивал от господ одни
лишь ругательства.
Отдохнув дома, генералы первым делом отправились в казначейство получить всю пенсию, что
накопилась во время их отсутствия, а после отправили мужику «рюмку водки.

6.

Композиция произведения:
Сказочный зачин: «Жили да были два генерала…»
Завязка: герои попадают на необитаемый остров;
Кульминация: герои встречаются с мужиком, он их кормит, строит
корабль, на котором все возвращаются в Петербург.
Развязка: генералы возвращаются к привычной жизни, а мужик
получает сою награду – «рюмку водки да пятак серебра».

7.

Система образов:
Генералы:
Дворяне, всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и
ничем другим не интересовались: «Служили генералы всю жизнь в какойто регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно,
ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите
уверение в совершенном моем почтении и преданности».
Капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно
определить, где находится север: «Начали искать севера, становились так
и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в
регистратуре, то ничего не нашли».
Несмотря на это они живут в полной уверенности в своём превосходстве
над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять
любые их прихоти. Они готовы съесть друг друга в критической ситуации,
автор показывает, что теряется человеческая сущность героев: «Вдруг оба
генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь,
зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно
подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели
клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем
каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

8.

Генералы
Генералы не ценят старания мужика:
«…сколько они ругали мужичину за его
тунеядство — этого ни пером описать, ни в
сказке сказать. А мужик все гребет да гребет,
да кормит генералов селедками», «Однако, и
об мужике не забыли; выслали ему рюмку
водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»
Ограниченность генералов: не знают, что
«человеческая пища, в первоначальном виде
летает, плавает и на деревьях растёт».

9.

Мужик
Герой с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской
смекалкой: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых
спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл
оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек
огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец,
развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на
мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»
Способен без труда добыть пищу и даже построить лодку для путешествия через
океан: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать
за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И
выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море
переплыть вплоть до самой Подьяческой».
Мужик абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства,
беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они
выше него по происхождению и статусу: «Сколько набрались страху генералы во
время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его
тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да
гребет, да кормит генералов селедками», «Не позволите ли теперь отдохнуть?—
Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку. Набрал сейчас мужичина дикой
конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова.
Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли
спать».

10.

Гротеск:
Чтобы выжить, генералы готовы съесть друг друга: «…в глазах
их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало
глухое рычание».
Чин показан, как неотъемлемая часть сущности генералов:
«…генерал <…> откусил у своего товарища орден и немедленно
проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».
Генералы думают только о еде: «Замолчали и стали стараться
заснуть; но голод решительно отгонял сон. Рябчики, индейки,
поросята так и мелькали перед глазами, сочные, слегка
подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом»

11.

Комическое и трагическое
Комическое в сказке:
Сатирическое изображение ограниченности
генералов, их беспомощность.
Трагическое в сказке:
Рабская психология мужика и «награда»
за его труд воспринимается как достойная.

12.

«Дикий помещик»
Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в
популярном литературном журнале «Отечественные записки».

13.

Дикий Помещик
Род: эпос
Жанр: сказка
Направление: реализм
Тема: беспомощность помещиков без крестьян.
Идея: 1) Без крестьян помещики деградируют и как
класс, и как личность.
2) Жизнь без крестьян невозможна для всей страны.
Народ – это те люди, которые создают материальные
блага и хранят духовные ценности.
Проблематика: Общественно-крепостнические
отношения: помещики пользуются безграничной
властью, издеваются над народом, хотя всецело
зависят от него.

14.

Сюжет:
Главный герой сказки - глупый помещик, живущий в некотором царстве,
в некотором государстве. Он владеет имением с крестьянами и живет
безбедно. Помещик недоволен тем, что у него слишком много крестьян и
они ему якобы мешают жить. Помещик решает навести порядок и
начинает притеснять крестьян. В конце концов он требует от крестьян
платить за воздух, которым те дышат. Бедные крестьяне не выдерживают
притеснений и просят Бога о помощи. Бог помогает им: крепостные
исчезают. Помещик радуется, что остался без крестьян. Но вскоре он
замечает, что без крестьян ему трудно, так как без слуг он не способен
умыться, приготовить обед и т.д. Однако глупый помещик решает
проявить твердость и доказать всем, что может жить без крестьян. Тем
временем его имение зарастает сорняком, в парке заводятся дикие звери.
Сам помещик постепенно дичает: обрастает волосами, отучается
разговаривать, ходит на четвереньках и лазит по деревьям. Он дичает
настолько, что даже заводит дружбу с медведем.
Губернское начальство было очень озабочено пропажей мужика. Как раз в
это время через город летел рой мужиков, их поймали и послали в уезд,
после чего все вернулось на круги своя. Помещика же вскоре нашли,
вымыли и поручили «надзору слуги Сеньки». «Он жив и доныне»,
«тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит».

15.

Композиция:
Сказочный зачин: «В некотором царстве,
в некотором государстве жил-был помещик, жил и
на свет глядучи радовался».
Завязка: Помещик просит у Бога убрать с
земли мужиков, чтобы «очистить воздух». Бог не
откликается, тогда народ сам обращается к Богу о
помощи и исчезает. ( Изображена жадность, глупость
помещика)
Развитие действия:
После исчезновения крестьян
хозяйство приходит в запустенье,
помещик деградирует.
Кульминация: Главный герой дичает:
встает на четвереньки, общается с медведем,
есть сырое мясо и нападает на людей.
Развязка: По приказу начальства народ
возвращается в поместье, помещк «тоскует о
прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит».

16.

Система образов:
Помещик:
Имя героя – Урус-Кучум-Кильдибаев (сатирическое изображение, автор
высмеивает героя).
Высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый
человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство: «Всего у него
было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик
глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое <…> Видит
помещик, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает, — видит и
опасается: «А ну, как он у меня все добро приест?», «Видят мужики: хоть и глупый у
них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа
высунуть: куда ни глянут — всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на
водопой выйдет — помещик кричит: «Моя вода!» курица за околицу выбредет —
помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух — все его стало! Лучины
не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».
Глупость проявляется в том, что на действия персонажа влияет газета «Весть»:
«Заглянет помещик в газету «Весть», ка́к в сем случае поступать должно, и
прочитает: «Старайся!»— Одно только слово написано, — молвит глупый помещик,
— а золотое это слово!»

17.

Помещик
Помещик анализирует себя и свои поступки, не понимает серьёзность
исчезновения крепостных: «Задумался на этот раз помещик не на шутку. Вот уж
третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него,
плюнет и отойдет. Неужто он в самом деле дурак? неужто та непреклонность,
которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает
только глупость и безумие? и неужто, вследствие одной его непреклонности,
остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни
фунта муки, ни куска мяса?»
Несамостоятельный и не приспособленный к реальной жизни герой. Помещик не
способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. Без
заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий
облик. Жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека: «И
вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли
порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс
волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.
Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже
удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый
приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить
членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее
между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел <…> Он жив и
доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах,
умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

18.

Мужики:
Русское крестьянство, обеспечивающее безбедное
существование самодура-помещика: «В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет
глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и
хлеба, и скота, и земли, и садов».
Хозяйственные люди, которые за считанные дни
ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству:
«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел
отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь.
Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в
уезд.И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами;
но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и
живность всякая, а податей в один день Поступило столько, что
казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками
от удивления…»
В то же время несамостоятельны, предпочитают слепо
подчиняться начальству.

19.

Гротеск:
Портрет одичавшего помещика:
«…ходил же все больше на четвереньках
и даже удивлялся, как он прежде не замечал,
что такой способ прогулки есть самый
приличный и самый удобный».
Даже животные называют помещика
глупым: «мужика этого есть не в пример
способнее было, нежели вашего брата
дворянина. И потому скажу тебе прямо:
глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

20.

Комическое и трагическое
Комическое в произведении:
Глупость помещика, персонаж принимает решение, раскладывая пасьянс: «
Раскладывает он «дамский каприз» и думает: «Ежели сряду три раза выйдет, стало
быть, надо не взирать». И как назло, сколько раз ни разложит — все у него выходит,
все выходит! Не осталось в нем даже сомнения никакого».
Влияние прессы на сознание помещика.
Трагическое в произведении:
Одичание главного героя (разрушение личности),
показана тяжёлая жизнь крестьян: «легче нам
пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь
так маяться!»

21.

«Премудрый пискарь»
«Премудрый» - ирония автора, «пискарь» - от слова «писк»,
пискарь – это тот, кто готов запищать от страха.
Род: эпос
Жанр: сказка:
Направление: реализм.
Тема: разоблачение обывательства.
Черты обывателя:
Ограниченность и приземлённость
интересов;
Интеллектуальная и духовная
ограниченность;
Отсутствие развития и рефлексии;
Отрицательное отношение автора к
герою.

22.

Идея, проблематика
Идея: Осуждение пассивности человека, бессмысленного
существования, подобно жалкой рыбёшке.
Проблематика: Произведение призывает задуматься об образе и
смысле жизни; Бессмысленное земное существование человека
(человек должен приносить пользу окружающим).

23.

Сюжет:
Главный герой сказки - пискарь (небольшая рыба). Молодой
пискарь живет в реке среди множества других водных обитателей.
Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Такая
маленькая рыбка, как пискарь, может быть съедена большой
рыбой, может быть поймана рыбаками и т.д. Чтобы не стать
ничьей добычей, молодой пискарь решает жить незаметно. Он
устраивает себе нору. Днем он сидит и дрожит в норе. По ночам,
когда все спят, он выходит на прогулку. В полдень, когда вся рыба
сыта, пискарь выбирается из норы, чтобы добыть еду. Иногда, не
найдя пищи, он сидит в норе голодный. В конце концов пискарь
не женится и не заводит детей. Он ни с кем не дружит, не общается
с родственниками, нигде не бывает и не развлекается. Так пискарь
проводит более 100 лет. Наконец он чувствует, что умирает.
Больной и старый пискарь наконец понимает, что прожил пустую,
бессмысленную жизнь. Он хочет выйти днем из норы, но страх ему
не дает это сделать. Окружающие рыбы считают пискаря дураком
и остолопом. В конце концов пискарь исчезает (скорее всего
погибает).

24.

Композиция:
Сказочный зачин: «Жил-был пискарь».
Завязка: Перед смертью старый пискарь даёт
молодому наказ: «…коли хочешь жизнью жуировать,
так гляди в оба!»
Развитие событий: В страхе от всего вокруг,
молодой пискарь живёт в норе. Днём он прячется в
ней, ночью выходит на прогулку.
Кульминация: Пискарь задумывается о том, что
бессмысленно провёл жизнь. Герою снится сон, где
он вырос и сам начал глотать щук.
Развязка: Пискарь исчезает, но никто этого не
замечает

25.

Система образов:
Премудрый пискарь:
маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила
свою безопасность: «И отец и мать у него были умные; помаленьку да
полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в
хайло́ не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил
старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди
в оба!<…> Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще
всего берегись уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это
снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам
муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в
мухе-то смерть!»
Автор называет героя «просвещённым» (ирония), одержим мыслью
остаться в живых: «Был он пискарь просвещенный, умереннолиберальный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то,
что мутовку облизать. <…> Первым делом нору для себя такую
придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому —
не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это
время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке.
Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно
только одному поместиться впору».

26.

Премудрый пискарь
Всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими:
«Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит
рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на
него костяные глаза. Только усы по течению воды
пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых
полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он
тем временем все дрожал, все дрожал».
Пискарь понял, что прожил бессмысленную жизнь: «Вся жизнь
мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости?
кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово
сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем?
кто об его существовании вспомнит?И на все эти вопросы ему
пришлось отвечать: «Никому, никто».
В образе пескаря автор изобразил представителей
интеллигенции, которые были запуганы жандармами и
обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и
открыто не высказывали власти свое неодобрение.

27.

Обитатели водоёма
Представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря
на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность:
«Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его
заглотать может, а он никого заглотать не может.<…> В другой раз, только что
успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в
предвкушении сна, — глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и
зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта
была».

28.

Гротеск:
Описание мира глазами пискаря: для рыбы мир
полон опасностей.
Пискарь был одержим мыслью остаться в живых,
несмотря на недосып и голод: «…он выбегать из
норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и,
бог даст, может быть, козявку-другую и
промыслит. А ежели не промыслит, так и
голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать.
Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым
желудком жизни лишиться».

29.

Комическое и трагическое
Комическое в произведении:
Абсурдный страх всего, убеждённость пискаря в
своей философии.
Трагическое в произведении:
Бессмысленность и пустота существования.
Осознание того, что жизнь прожита зря.

30.

Критика
«Он пишет рассказы, обличает неправду и смешит читателя единственно
потому, что умеет писать легко и игриво, обладает огромным запасом
диковинных материалов и очень любит потешиться над этими
диковинками вместе с добродушным читателем» (Д.И. Писарев)
«Он может просто и правдиво говорить о вещах, о которых мы до сих пор
мало говорили по причине нашего незнания. Как человек служащий и
знающий службу, он должен сделать для нашего чиновного быта то, что
граф Лев Толстой сделал для военного. <...> С его знанием дела нельзя не
быть самостоятельным, с его любовью к правде легко достигнуть
всесторонности в таланте.» (А.В. Дружинин)
«...Щедрин и его сатира все время на земле; его злой критической
осведомленности нельзя было преодолеть ни в каком философском или
этическом плане... <...> ...его беспощадная критика умирающего
феодализма и торжествующей буржуазии, его туманные
социалистические мечтания, утопические, но честно и ярко выраженные,
- делают его для нас особенно ценным и значимым." (Р.В. ИвановРазумник)

31.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила