23.89M
Категория: ЛитератураЛитература

Русская литература

1.

Русская и зарубежная
литература
Часть 1. Русская литература

2.

Введение
• Литература — это искусство слова, являющееся частью
той социальной и культурной среды, в которой
развивается каждый человек.
• Слово — результат мысли и ее инструмент. Сам
мыслительный процесс имеет вербальную (словесную)
основу и невозможен вне речи. И если слово
формирует мысль, значит, искусство слова способно
повлиять на образ мысли.
Следовательно, искусство слова может быть как мощным
идеологическим оружием, так и каналом донесения до
человека представления об определенных нормах,
правилах, о способах видения мира, источником
формирования отношения к той информации, которую
человек получает ежедневно.

3.

Науки о литературе: основные
Теория литературы
Наука о сущности литературы, о ее
родах, видах, используемой системе
изобразительных средств; о методах
и принципах анализа и оценки
художественного произведения
История литературы
Проблемы и вопросы, связанные с
изучением литературного наследия и
исторического развития
Литературная критика Оперативный и непосредственный
отклик на важнейшие события
литературной жизни

4.

Науки о литературе: вспомогательные
Текстология
Биография
Установление точного текста
художественного произведения, его
первоисточников, начальных и
окончательных вариантов, выявление
авторов анонимных произведений
Жизнеописания писателей, их
мировоззрения, условий и обстоятельств
творчества
Библиография Вспомогательная справочная дисциплина,
систематизирующая и делающая доступной
читателю весь объем сведений о писателе и
его творчестве

5.

Устное народное творчество
(фольклор)
ЛИРИКА
ЭПОС
ДРАМА
песни
сказочный
игры
малые
фольклорные
формы
несказочный
обряды,
народные
пьесы

6.

7.

8.

• Жанр — это исторически
сложившаяся группа
произведений, объединенных
общими признаками содержания и
формы. Литературные жанры
подразделяются на эпические,
драматические и лирические.

9.

10.

11.

Список учебников и учебных пособий:
• История русской литературы XIX века [Текст] : учебное пособие: в 3-х
томах. Том 1-3 / под ред. О. В. Евдокимовой . – Москва, 2012. - 448 с.
• Кусков, В. В. История древнерусской литературы [Текст] : учебник / В.
В. Кусков. - 9-е изд., испр. и доп. - Москва, 2013. - 336 с.
• Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1870-1890-е
годы [Текст] : учебник / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. - 3-е
изд., испр. и доп. - Москва, 2016. - 495 с.
• Серафимова, В. Д. История русской литературы ХХ века [Текст] :
учебник / В. Д. Серафимова. - Москва, 2014. - 540 с.
• Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
[Текст] : учебник / А. Г. Соколов. - 5-е изд. - Москва, 2012. - 512 с.
• Айналов, Д.В. К истории древнерусской литературы / Д.В. Айналов. —
Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 21 с. — ISBN 978-5-507-37932-3. —
Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» :
[сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/46383.
• Аксаков, К.С. Взгляд на русскую литературу с Петра Первого / К.С.
Аксаков. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 15 с. — ISBN 978-5-50743319-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система
«Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/95889.

12.

План анализа литературного произведения к
практическим занятиям :
• 1. История создания
• 2. Жанр, направление и композиция
• 3. О чем? (краткое содержание)
• 4. Главные герои и их характеристика
• 5. Темы
• 6. Проблемы
• 7. Основная идея
• 8. Особенности произведения
• 9. Чему учит?
• 10. Критика

13.

Тема 1. Древнерусская литература
- древнейшая славянская литература,
обладавшая
богатством
жанров,
устойчивыми традициями, талантливыми
писателями и выдающимися для
Средневековья
памятниками.
Она
продолжила и наследовала традиции
христианской
культуры
Византии.
Древнерусская литература - общее
достояние
литератур
белорусской,
русской и украинской, основание их
внутреннего духовного единства.

14.

Проблемы древнерусской
литературы:
1. Проблема места на земле (удела),
2. Проблема языка (слова).

15.

Вопрос о хронологии
Древнерусская литература – это литература
формирующейся великорусской
народности, постепенно складывающейся
в нацию в процессе развития феодальной
Руси XI – XVII вв.,
т.е. ей более 700! лет.

16.

Специфические черты
древнерусской литературы
• Рукописный характер
• Неотделимость от богослужения
• Анонимность
• Существование в списках
• Писчий материал

17.

• ПЕРГА'МЕН, а, мн. нет, м. (филол.). То же,
что пергамент в 1 и 2 знач.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под
редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная
версия): Фундаментальная электронная библиотека
• ПЕРГА́МЕН
• 1. истор. писчий или поделочный материал
из телячьей кожи, а также документы,
написанные на таком материале

18.

19.

• БЕРЁСТА и БЕРЕСТА́, -ы, ж. Верхний слой коры
березы. На траве лежала черпалка из
бересты. Тургенев, Малиновая
вода. Коробилась, свертываясь в трубочки,
береста, огонь перебегал на поленья. В.
Смирнов, Сыновья.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В
4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред.
А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы, 1999; (электронная
версия): Фундаментальная электронная библиотека

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Мстиславово Евангелие является
центральным памятником древнерусской
книжной культуры начала XII в.
• Нельзя не восхититься роскошью, с которой выполнена
рукопись: дорогие листы пергамена прекрасного качества и
большого формата, многочисленные золотые заголовки,
изящно орнаментированные в византийском «лепестковом»
стиле инициалы, роскошные золотые заставки и миниатюры,
каллиграфичный почерк, высокохудожественный оклад с
драгоценными камнями и эмалями.
• Со временем этот уникальный переплет обветшал и был
существенно обновлен в июле 1551 г. по приказу Ивана
Грозного. Для верхней крышки был изготовлен новый оклад, в
котором была использована часть старых эмалей и, вероятно,
общая схема украшения. Он сохранился до сих пор и
представляет собой серебряную золоченую доску, на которую
наложена невысокая серебряная позолоченная скань, а поверх
нее – эмалевые накладки разного времени и происхождения, а
также полудрагоценные камни в высоких кастах и жемчуг.

29.

Специфические черты
древнерусской литературы
• Связь с философией, религией, наукой и УНТ
• Историзм
• Своеобразие тематики
• Публицистичность, дидактизм
• Символизм
• Ретроспективность (ссылки на тексты Писания)
• Традиционализм (образцы, каноны, контраст
добра и зла, сословное начало, «чинность»,
«порядок»)

30.

Д. С. Лихачев ввел в научный оборот
понятие системы жанров
литературы Древней Руси:
• «Жанры, – отмечал исследователь, –
составляют определенную систему в силу
того, что они порождены общей
совокупностью причин, и потому еще, что
они вступают во взаимодействие,
поддерживают существование друг друга и
одновременно конкурируют друг с
другом».

31.

32.

Система жанров древнерусской
литературы • это система жанров церковной
письменности, разработанная в Византии,
закрепленная постановлениями вселенских
соборов и преданиями, т.е. определенная
традицией и уставом.
• в основе – иерархический принцип.

33.

Иерархия жанров:
Книги «священного писания»:
Библия, Ветхий и Новый Заветы
гимнография
Житие
исповедника
Житие
преподобного
«слова»
Житие
мученика
Житие
столпника
Житие
юродивого

34.

Гимногра́фия
• от греч. ὑμνογραφία — песнотворчество (от ὕμνος —
песнь, гимн, и γράφω — писать) –
• 1) совокупность (ортодоксальных) христианских
песнопений, посвященных прославлению Бога и
Его святых;
2) раздел литургики, главным предметом которого
являются православные богослужебные песнопения.
• Основными видами церковных песнопений
являются: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист
, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален,
Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; кроме того различают такие формы
песнопений как Самоподобен, Самогласен, Подобен.
Источник: Азбука веры . Православная энциклопедия

35.

«Слова»
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.
Ефрона:
• Слово в древнерусской литературе наиболее употребительное заглавие сочинений,
иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поу
чение.
Иногда С. опускается в заглавии, но подразумевается;
напр., Об Антихристе, О письменех и т. п. Словами
назывались в древней русской литературе как
поучения и послания церковного характера, так равно
и сочинения светского характера
(напр. С. о Полку Игореве).

36.

Жанровые отличия древнерусской
литературы:
• Княжеское житие,
• «Хождения»,
• Историческая повесть,
• К 17 веку – виршевая поэзия, придворная и
школьная драма, демократическая сатира,
бытовая повесть, плутовская новелла.
Вывод: трансформация и смешение
церковных и мирских жанров, УНТ и
деловой письменности.

37.

Первичные жанры:
• житие – описание духовных подвигов и добрых дел
святых;
• слово – образец торжественного красноречия;
• поучение – проникновенная беседа о духовных
ценностях;
• повесть – повествование о важных исторических
событиях;
• хождение (хожение) – описание различных путешествий в
иные земли или приключений;
• летописный рассказ – развернутое описание;
• летописное сказание – повествование с отсылкой к
устному фольклорному преданию;
• погодная запись – краткое сообщение о каком-либо
историческом событии в летописи.

38.

Объединяющие жанры:
• летопись – повествование о событиях
исторической важности, расположенных в
хронологической последовательности;
• хронограф – описание времени 15-16 вв.;
• четьи-минеи – собрание произведений о
святых людях;
• патерик – описание жизни святых отцов.

39.

Жанр
Произведение древнерусской литературы
Житие
«Житие Александра Невского»
Слово
«Слово о Законе и Благодати»
Поучение
«Поучение Владимира Мономаха»
Повесть
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Хождение (хожение)
«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)
Летописный рассказ
Рассказ об ослеплении Василька
Теребовольского
Летописное сказание
Сказание о мести Ольги древлянам
Погодная запись
Погодные записи из «Повести временных
лет»

40.

41.

Периодизация
I. Литература древнерусского государства XIпервой половины XIII вв. Литература
Киевской Руси.
II. Литература периода феодальной
раздробленности и борьбы за объединение
северо-восточной Руси - вторая половина
XIII-XV вв.
III. Литература периода создания и развития
централизованного Русского государства
XVI – XVII вв.

42.

• 1 период. Конец 10 - первая половина 11 вв. –
начальный этап, книги религиозно-нравственного
содержания, перевод греческих хроник =
«Хронограф по великому изложению». Вершина –
«Слово о законе и благодати».
• 2 период. Середина 11 – первая треть 12 вв. –
расцвет оригинальной др.рус. литературы, жития,
слова, первое «хождение», «Поучение» Владимира
Мономаха.
• 3 период. Вторая треть 12 – первая половина 13 вв.
– феодальная раздробленность = областной
характер литературы, вершина – «Слово о полку
Игореве».

43.

• 4 период. Вторая половина 13 – 15 вв. –
борьба с монголо-татарскими
завоевателями и укрепление Москвы,
Новгорода, Пскова и Твери = главные темы,
эмоционально-экспрессивный стиль
(Епифаний Премудрый), стиль
исторического повествования,
художественный вымысел (повести о
Вавилоне граде, «Повесть о мутьянском
воеводе Дракуле», «Повести об Иверской
царице Динаре» и др.)

44.

• 5 период. Конец 15-16 вв. – литература
Централизованного Русского государства – единая
общерусская, расцвет публицистики, пышный
велеречивый стиль макарьевской лит.школы:
строгий канон + разрушение канона.
• 6 период. 17 в.: 1) от начала до 60-х гг. –
исторические и агиографические жанры, новый
демократический читатель = историческая повесть,
• 2) 60-е гг. – нач.18 в. – влияние запада,
литературная пародия, фольклор+литература,
бытовая повесть, новый герой – купеческий сын.

45.

46.

Тема 2. Литература эпохи
Просвещения XVIII в.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

47.

Памятник Петру Первому ("Медный всадник"), скульптор
Э.М.Фальконе, Сенатская площадь, Санкт-Петербург

48.

• Классицизм (от латинского classicus –
образцовый) – это направление в
искусстве и литературе Европы и
России, для которого
характерно строгое соблюдение
творческих норм и
правил и ориентация на античные
образцы.

49.

Художественные принципы
классицизма
1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных
образах (идеально положительных или «идеально»
отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое,
высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и
комическое.
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на
положительных и отрицательных, при этом фамилии
персонажей, как правило, являются "говорящими", то есть
содержат характеристику героя.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие».
5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств –
времени, места и действия: действие происходило в течение
одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными
эпизодами. При этом драматическое произведение состояло
обязательно из пяти актов (действий).

50.

Особенности русского классицизма:
• Возник на век позже, чем в Европе
• Ставил просветительские задачи
• Имел социально-критическое направление
• Поднимал проблему власти и её
преемственности
• Появился сначала в теории, а затем в
литературной практике.

51.

Реформа стихосложения
• Первый этап реформы стихосложения был
осуществлен Василием Кирилловичем
Тредиаковским в трактате «Новый и
краткий способ к сложению российских
стихов с определениями до сего
надлежащих званий», изданном в 1735 г.

52.

53.

54.

• Второй этап реформы русского
стихосложения осуществил Михаил
Васильевич Ломоносов в «Письме о
правилах российского стихотворства»,
которое он, обучавшийся тогда в Германии,
прислал из Марбурга в Петербург с
приложением текста своей первой
торжественной оды «На взятие Хотина» в
1739 г.

55.

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Которой завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится…

56.

…Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом,
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом…

57.

Теория «трёх штилей»
М.В. Ломоносов

58.

Регламентация жанровой системы
русской литературы
1748 г. - «Две эпистолы (В первой
предлагается о русском языке, а во
второй о стихотворстве)»
Сумарокова, впоследствии
объединенные им под названием
«Наставление хотящим быти
писателем».

59.

Александр Петрович Сумароков

60.

Тема 3. «Золотой век» русской
литературы XIX в.
Русская литература XVIII в. проделала
короткий в хронологическом, но
необыкновенно насыщенный в
эстетическом, теоретическом и
практическом отношении путь
формирования и развития своей жанровой
системы, у истоков которого лежит первый
регламентированный жанр новой русской
словесности – жанр сатиры.

61.

Журналистика.
• Первую русскую газету под
названием «Ведомости» в 1703 году выпустил
Пётр Первый.
• Во второй половине века появляются и
литературные журналы: «Всякая
всячина» (издатель – Екатерина
Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И.
Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин).
• В целом 18 век – это эпоха стремительного
становления русской литературы, эпоха всеобщего
просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен
тот фундамент, который предопределил начало в 19
столетии «золотого века» русской литературы.

62.

Сентиментализм
1. В «человеческой природе» доминирует
чувство, а не разум.
2. Идеал человеческой деятельности - не
«разумное» переустройство мира, а
высвобождение и совершенствование
«естественных» чувств.
3. Герой более индивидуализирован, его
внутренний мир обогащается способностью
сопереживать, чутко откликаться на
происходящее вокруг. По происхождению и
по убеждениям сентименталистский герой —
демократ.

63.

Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826)

64.

• Русский историк, поэт и литератор эпохи
сентиментализма, прозванный «русским
Стерном». Действительный статский
советник. Создатель «Истории государства
Российского» - одного из первых
обобщающих трудов по истории России.

65.

• «Письма русского путешественника»,
• Повесть «Бедная Лиза». (еще в конце 18 в.),
• Стихотворения (в Полном собрании – более
160 ).
Это литератор, «направлявший в свое время
развитие культуры, но далекий от
эстетических представлений современного
читателя» (Ю.М. Лотман).

66.

4. ПОЭЗИЯ (сочинена в 1787 г.)
Die Lieder der gôttlichen Harfenspieler
schallen mit Macht, wie beseelend. K lo p s to k »
Едва был создан мир огромный, велелепный,
Явился человек, прекраснейшая тварь,
Предмет любви творца, любовию рожденный;
Явился — весь сей мир приветствует его,
В восторге и любви, единою улыбкой.
У зрев собор красот и чувствуя себя,
Сей гордый м и р а ц а р ь почувствовал и бога,
Причину бытия — толь живо ощутил
Величие творца, его премудрость, благость,
Ч то сердце у него в гимн нежный излилось,
Стремясь лететь к о т ц у . . . П о э зи я святая!
Се ты в устах его, в источнике своем ,
В высокой простоте! Поэзия святая!
Благословляю я рождение твое!...

67.

Поэтика Карамзина
Наиболее существенные отличия:
1) Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний,
духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не
разума.
2) Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её
описания он использует простые поэтические формы — бедные
рифмы, избегает обилия метафор и других тропов,
3) Мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие
разных точек зрения на один и тот же предмет.
4) Целенаправленно отказался от использования церковнославянской
лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к
обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца
грамматику и синтаксис французского языка.
5) Ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов
(«благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство»,
«достопримечательность», «первоклассный», «человечный»), так и
варваризмов («тротуар», «кучер»).
6) Одним из первых начал использовать букву Ё.

68.

Романтизм идейное и художественное направление в
культуре конца XVIII века — первой
половины XIX века.
В XVIII веке романтическим называли всё
странное, фантастическое, живописное и
существующее в книгах, а не в
действительности. В начале XIX века
романтизм стал обозначением нового
направления, противоположного
классицизму.

69.

Черты романтизма:
• Утверждается культ природы, чувств и
естественного в человеке.
• Востребованным оказывается образ «благородного
дикаря», вооруженного «народной мудростью» и
не испорченного цивилизацией.
• Появляется свобода от классических условностей,
создается баллада, романтическая драма.
• Утверждается новое представление о сущности и
значении поэзии, которая признается
самостоятельной сферой жизни, выразительницей
высших, идеальных стремлений человека, а не
пустой забавой.

70.

• Основоположник русского романтизма –
Василий Андреевич Жуковский (17831852): русский поэт, автор множества
баллад, романсов, песен, эпических
произведений, переводчик, открывший
русскому читателю французскую,
немецкую, итальянскую, английскую
поэзию, критик, прирожденный учитель.
Не зря несколько лет спустя его пригласили ко двору сначала в
качестве преподавателя русского языка и литературы к невесте
великого князя Николая Павловича (будущего императора
Николая I), прусской принцессе Шарлотте, окрещенной
Александрой Федоровной; а затем воспитателем при великих
князьях Николае и Михаиле.

71.

72.

• перевод баллады «Людмила» немецкого поэта Г.А. Бюргера,
• баллада «Светлана»,
• элегия «Море»:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
• перевод баллады Шиллера «Кубок»,
• 7 сказок: «Красный карбункул», «Сказка о царе Берендее»,
«Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Тюльпанное
дерево», «Кот в сапогах», «Сказка о Иване-царевиче и Сером
Волке».

73.

74.

75.

• Умом Россию не понять…
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866 г.

76.

Реализм • 1) Правда жизни, воплощенная
специфическими средствами искусства.
• 2) Исторически конкретная форма
художественного сознания нового времени,
либо от Возрождения ("ренессансный
реализм"), либо от Просвещения
("просветительский реализм"), либо с 30-х
гг. XIX в. ("собственно реализм").

77.

Ведущие принципы реализма XIX XX вв.:
• объективное отображение существенных сторон
жизни в сочетании с высотой авторского идеала;
• воспроизведение типичных характеров,
конфликтов, ситуаций при полноте их
художественной индивидуализации;
• предпочтение в способах изображения "форм
самой жизни", но наряду с использованием,
особенно в XX в., условных форм (мифа, символа,
притчи, гротеска);
• преобладающий интерес к проблеме «личность и
общество».

78.

• Критический реализм — художественный
метод и литературное направление,
сложившееся в XIX веке. Главная его
особенность — изображение человеческого
характера в органической связи с
социальными обстоятельствами, наряду с
глубоким социальным анализом
внутреннего мира человека.

79.

«Лишний» и «маленький» человек

80.

• Тенденция изображения
пороков и недостатков
российского общества –
характерная черта всей
русской классической
литературы.

81.

Русская литератураXX-XXI вв.
Периодизация:
1. Рубеж XIX -XX веков и 20 годы XX века -
«Серебряный век» новый образ мышления.

82.

Особенности «серебряного века»:
1. Космологизм - желание не только понять природу,
космос и её элементы, но и осмыслить место
человека среди этих элементов.
В философии этого периода космологизм
оформляется теоретически — он присущ Вл.
Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая
направленность положена в основу новых
поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А.
Блок), новых направлений русской живописи (М.
Врубель) и русской музыки (А. Скрябин).

83.

2. Критицизм: духовная культура строится на
фундаменте переосмысленного опыта и
далеких, и близких лет. За два десятилетия
русская интеллигенция пытается решить
вопросы, волновавшие её веками,
полностью использовав преимущества и
недочёты культуры предшествующего
периода.

84.

3. Главным в формировании нового типа
культуры выступает вера, а не разум.
Освальд Шпенглер тонко подметил эту
характерную черту русского духа:
«Молодые люди довоенной России,
бледные, возбужденные, все созерцающие
глазами веры, хотя бы речь, по
видимости, шла об избирательном праве,
о химии или о женском образовании, —
ведь это же... ранние христиане
эллинистических больших городов».

85.

4. Поиск не просто новых ценностей и новых
идеалов, но «вечных» — «абсолютное
добро», «вечная и нетленная красота»,
внеисторическая мудрость.

86.

Иван Бунин
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
1909 г.

87.

5. Смена отношения к культуре и цивилизации.
К концу XIX века русское сознание ставит
вопрос о цене культуры и даже «о грехе
культуры»(Бердяев). Пытается осветить
взаимосвязь культуры и цивилизации Петр
Лавров в неоконченных «Исторических
письмах». Цивилизация дает «условную
ложь» человеческого существования», а
идеалом его является «неприкрашенная
правда». Разоблачение «возвышенной лжи»
привело к формулировке мировоззренческого
тезиса: «в природе больше истины и правды,
больше божественного, чем в культуре».

88.

6. Демократизация искусства, творчества.
Это и снятие табу жанрового и языкового
(феномен «хулиганства» в творчестве), и
появление в литературе авторов «из
народа» (например, С.Есенин, Н.Клюев,
А.Ширяевец и др.)

89.

90.

Символизм - это
• символы, интуитивные смыслы, тайные
истины,
• неприязнь к буржуазии и мещанству,
• неприятие насилия (в т.ч. войны),
• провозглашение свободы личности и
ценности внутреннего мира,
• размышления о любви, смерти и
страдании.

91.

«Ночь, улица, фонарь, аптека»
А. Блока
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912

92.

Акмеизм -это
• трезвый взгляд на жизнь,
• аполитичность,
• конкретизация, понятность и предметность
образов, тем и т.д.,
• минимум эзотеричности, религиозности и
манерности.

93.

«Сжала руки…» А. Ахматовой
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру». 1911

94.

Футуризм - это
• отрицание прежних норм и укладов
(манифест «Пощёчина общественному вкусу» (1912)),
• игнорирование предыдущего
художественного опыта,
• преобладание переносных смыслов,
• общая агрессия и идея насильственного
переустройства мира,
• «словотворчество», окказионализмы,
• Кубо и эго.

95.

Корней Чуковский
в статье «Футуристы» о языке Северянина:
Его любимые слова: «фешенебельный»,
«комфортабельный», «пикантный»... Не только
темы и образы, но и все его вкусы, приёмы, самый
метод его мышления, самый стиль его творчества
определяются веерами, шампанским, ресторанами,
бриллиантами. Его стих, остроумный, кокетливопикантный, жеманный, жантильный, весь как бы
пропитан этим воздухом бара, журфикса, кабарэ,
скетинг-ринга. Характерно, что он ввёл в нашу
поэзию паркетное французское сюсюканье и стрелку
называет пуантом, стул — плиантом, молнию —
эклером и даже русскую народную песню
озаглавливает «Chanson Russe». Фиоль, шале, буше,
офлёрить, эксцессерка, грезёрка, сюрпризёрка — на
таком жаргоне он пишет стихи…

96.

«Увертюра» И. Северянина
• Ананасы в шампанском! Ананасы в
шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то
испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
• Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт
буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!
Январь 1915 г.

97.

Владимир Маяковский
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
1913 г.

98.

2. 30–е годы.
- Нарастание негативных явлений в литературном
процессе, травля выдающихся писателей (Е.Замятин,
М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам).
- Смена форм литературной жизни: после выхода в свет
постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске
РАПП и другие литературные объединения.
- В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей,
который единственно возможным творческим методом
объявил социалистический реализм. Началась политика
унификации культурной жизни, происходит резкое
сокращение печатных изданий.
- Русская литература изолирована от запада.

99.

- Ведущими становятся романы об
индустриализации, о первых пятилетках,
создаются большие эпические полотна. И вообще
ведущей становится тема труда.
- Художественная литература начинала освоение
проблем, связанных с вторжением науки и
техники в повседневную жизнь человека. Новые
сферы жизни человека, новые конфликты, новые
характеры, а значит и новые герои, новые жанры,
новый язык.
- В поэзии 30–х годов бурно развивается песенный
жанр:.«Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна
моя родная…» (В.Лебедев–Кумач), «Каховка»
(М.Светлов) и многие другие.

100.

3. 40 - 50-е годы
• С началом Великой Отечественной войны в
русской литературе появилось новое
направление — военное. (Первая мировая, Русскояпонская, Англо-бурская, Гражданская войны в России, ВОВ)
• Изначально были популярны жанры, близкие
к журналистике – очерки, эссе, репортажи.
Позднее появятся монументальные полотна,
запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с
фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф.
Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В.
Быкова.

101.

4. Вторая половина XX в.
• характеризуется многоплановостью и
противоречивостью. Во многом это
обусловлено тем, что развитие литературы
во многом определялось правящими
структурами. Оттого такая
неравномерность: то идеологическое
засилие, то полное раскрепощение, то
командный окрик цензуры, то
послабление.

102.

Периодизация:
• Первый: 1956 – 1964, «оттепель»
(Одноименная повесть И. Эренбурга, 1954г., ж. «Знамя»).
• Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное»
двадцатилетие.
• Третий: 1986 – 1991, «гласность».
• Четвёртый: начинается с декабря 1991 и
длится по сей день, русская литература
конца XX – начала XXI веков.

103.

Особенности литературного
процесса вт. пол. XX в. :
• Открылись двери для западной литературы (Э.
Хемингуэй).
• Литературная жизнь резко оживляется. Из
лагерей вернулись и принесли в литературу
свой трагический опыт Даниил Андреев,
Солженицын, Шаламов, Смеляков,
Серебрякова, Домбровский, Чичибабин.

104.

• появляется ряд новых литературных журналов
и альманахов. Самый популярный – «Юность».
Оплот либерализма -журнал «Новый мир»,
возглавляемый Твардовским.
• начинают работать новые театры. Самый
популярный – театр «Современник».
• приходит в литературу новое поколение
писателей: Бродский, Ахмадулина,
Вознесенский, Рубцов, Солженицын,
Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов,
Володин и ряд других.

105.

• Был исключён из Союза писателей Борис
Пастернак и подвергся публичной травле на
всю страну за то, что был удостоен
Нобелевской премии за 1958 год.
• Основным творческим методом до 70-х гг.
продолжает оставаться социалистический
реализм.
• Наиболее громко звучит гражданская,
философская и романтическая поэзия:
особенно четвёрка: Евтушенко,
Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.

106.

• В начале 60-х годов происходит долгожданное
обновление духовности русской культуры, и
особенно литературы (историческая правда –
«взрыв военной прозы»).
Наконец-то свободно обсуждаются произведения
Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их
творения даже не издавались. Появляется рассказ
Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
• И снова начинаются вынужденные эмиграции
писателей, это Солженицын, Бродский и
Вишневская. Появляется ощутимое противостояние
между интеллигенцией и властью.

107.

• Появление писателей-«деревенщиков». В.
Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В. Шукшин
и другие отказывались творить во имя
«победы над природой», воспевать
«светлое будущее». Два ключевых понятия
деревенской прозы — «память» (В.
Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо
вписывались в концепцию соцреализма с
его пафосом переустройства мира и
избавления от «пережитков прошлого».

108.

• «тихая лирика» возникает в 60 — 70-е годы
как реакция на лирику «громкую»,
эстрадную (лидер – Н. Рубцов).
• постмодернизм — особое
мировосприятие, принесшее новое
отношение к культуре, к слову, к мудрости.
Считается, что постмодернистское начало
в России было положено, когда в 1970г.
Венедикт Ерофеев создает поэму
«Москва-Петушки».

109.

Несколько основных принципов
постмодернизма:
Мир как текст;
Смерть Автора;
Рождение читателя;
Скриптор (в отличие от автора, не творит текст, а
компонует его из цитат других текстов);
• Отсутствие канонов: нет хорошего и плохого;
• Пастиш (от итальянского pasticcio — опера, составленная из отрывков других
опер, смесь, попурри, стилизация) сознательная деформация
литературной копии, стилизация или передразнивание;
• Интертекст и интертекстуальность - наличие между
текстами связей, благодаря которым тексты (или их части)
могут многими разнообразными способами явно или
неявно ссылаться друг на друга

110.

• Единый смысл — текст может быть понят поразному, может быть принят по-разному, кому-то
он может симпатизировать, а кому-то — нет, не
существует разделения на «добро» и «зло», любой,
кто читает то или иное произведение, понимает его
по-своему и, исходя из своих внутренних ощущений
и чувств познает сам себя, а не происходящее в
тексте. Читая, человек анализирует себя и свое
отношение к прочитанному, а не автора и его
отношение к этому. Он не станет искать смысл или
подтекст, заложенный писателем, потому что его
нет и быть не может, он, то есть читатель, скорее
будет пытаться найти то, что он сам вкладывает в
текст.

111.

• Алексей Иванов – самобытный и талантливый
писатель, появившийся в российской
литературе 21-ого века. Он трижды
номинировался на премию «Национальный
бестселлер». Лауреат литературных премий
«Эврика!», «Старт», а также премий Д.Н.
Мамина-Сибиряка и имени П.П. Бажова. Автор
произведений «Географ глобус пропил» (1995),
«Общага-на-крови», «Сердце Пармы» (2003),
«Золото бунта», «Тобол», «Пищеблок» (2018).

112.

• Павел Санаев — не менее яркий и
выдающийся писатель 20-21 веков. Лауреат
премии журнала «Октябрь» и «Триумф» за
роман «Похороните меня за плинтусом»
1996 г.
В 2013 году Санаев выпускает роман
«Хроники раздолбая».

113.

Общие черты:
• Что общага, что город Пермь, что дом
бабушки Саши Савельева — это цитадели
всего плохого, что живёт в людях, всего
того, чего мы боимся и чего всегда
стараемся избегать: нищеты, унижения,
скорби, бесчувственности, корысти,
пошлости и прочего. Герои беспомощны,
независимо от их возраста и социального
статуса, они жертвы обстоятельств, лени,
алкоголя.

114.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила