1.61M
Категория: ЛитератураЛитература

Тема любви в русской литературе

1.

2.

Одной из основной тем русской литературы
является – любовь. Многие великие классики
стали знаменитыми, благодаря
произведениям, которые они посвятили этому
великому чувству. Во все времена читателю
были интересны любовные порывы героев,
так как люди менялись, но любовь всё равно
оставалась высоким и возвышенным
чувством, живущим в сердцах людей.

3.

4.

Тема любви, пронизывающая все
творчество Пушкина, на разных
этапах развития обретала
различные оттенки, поворачивалась
новыми гранями.
В лицейских стихах тема любви
звучит, “сверкая и журча”, как
живительный источник юношеского
жизнелюбия. “Одушеви перо мое,
любовь!” — писал
четырнадцатилетний Пушкин в
самой ранней поэме “Монах”.
Любовные фантазии разгоняют уныние
одиноких часов “в мрачной келье”.
Мечты о любви могут быть
фривольно-нескромными, как
стихотворение “К Наталье”, или
романтически-возвышенными, как в
“Послании к Юдину”.

5.

Постигая науку любви, поэт узнает
“блаженство наслажденья” обладания
возлюбленной и мучения разлуки, “злых
страстей... глас мятежный”, страдания
“любви напрасной”.
В стихотворениях лицейского периода
отразилась вся гамма переживаний
влюбленного юноши, когда любовь
может быть не только “сладостной
наградой”, но и “отравой наших дней”.
Но уже в этих стихах замечательное
свойство лирики Пушкина, позднее
выраженное словами: “...печаль моя
светла...”
Гармоническое начало душевного склада
поэта не оставляет места
безысходности и отчаянию: “Сквозь
слезы улыбнулся я”. Без страданий нет
полноты жизни, поэтому лирическому
герою “дорого любви... мученье”, для
него “и в слезах сокрыто наслажденье”.

6.

И самое главное, любовь заставляет
звучать струны лиры поэта: “И лишь
любви ты голос не забыла!”
Способность любить — такой же
небесный дар, как и способность к
творчеству. Когда из души уходит
любовь, “бесплодное проходит
вдохновенье”, но и объект любви
появляется только после того, как
“душе настало пробужденье”. Мотив
этой неразрывной взаимосвязи
проходит через всю поэзию Пушкина.
“Любовь — мелодия”, то есть
результат творчества. Так же как
“искра вдохновенья” зарождается в
груди еще в младенчестве, любовь
загорается в сердце “оттого, что не
любить оно не может”.

7.

Поэтому нерастраченная сила любовного
чувства проникает даже в
политическую лирику Пушкина.
Попытка изгнать богиню любви из
поэзии, предпринятая в оде
“Вольность”, написанной в год
окончания лицея, не удается. В послании
“К Чаадаеву” ожидание “минуты
вольности святой” приравнивается к
ожиданию любовного свидания.
Пушкин называл себя “страдальцем
чувственной любви”. В стихотворениях
“К молодой вдове”, “Письмо к Лиде”,
“Торжество Вакха”, “О Массой” и
других говорится о сладострастном
любовном жаре. И хотя необузданная
страсть “всю душу в нас мертвит”,
“любовник упоенный” не желает
исцелиться.

8.

В стихах Пушкин описывает возлюбленную:
“душа твоя чиста”, “гений чистой
красоты”, “чистейшей прелести чистейший
образец”. Это такое качество, которое не
уничтожается временем. Вот преимущество
чистоты “перед мощной властью красоты”,
которая может быть минутной, “приметно
увядает во цвете юности живой”.
Его любовная лирика сохранила множество
прекрасных женских портретов. В
бессмертных стихах никогда не померкнут
синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и
ангельские глаза Олениной, не отзвучал
“голос девственный, невинный” Алины
Осиновой и “речи резвые, живые”
Екатерины Ушаковой, не сотрется белый
силуэт на скале над волнами Марии Раевской
и не растает “мимолетное виденье” Анны
Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта,
обращенные к Елизавете Воронцовой, не
забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии
Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в
лучах” образ Мадонны — Гончаровой.

9.

В любовной лирике Пушкина проявилось
величие его души, благородство, доброта,
бескорыстие. Отвергнутая любовь не
вызывает ненависти, не пробуждает
чувство мщения: “Я вас любил так
искренно, так нежно, как дай вам бог
любимой быть другим”. Разлука с
возлюбленной печалит, но не приносит
забвения: “Останься век со мной на
горестной груди...” Воспоминания о любви
светлы, наполнены чувством
благодарности: “Все в жертву памяти
твоей...”
Любимый образ часто возникает в памяти
на фоне прекрасных картин природы, как
в стихотворениях “Редеет облаков
летучая гряда...”, “Ненастный день
потух...”, “Буря” и других. Любовь поэта
одушевляет природу.

10.

Вершины любовной лирики Пушкина не
только показывают пример высокого
отношения к женщине, но и
содержат “эталон” простоты
выражения сложных душевных
движений, когда почти не украшенная
поэтическими приемами обыденная
речь свидетельствует о чистоте и
непринужденности чувства. Таковы
стихотворения “Я вас любил...”, “На
холмах Грузии...”, “Прощание”.
На протяжении всей жизни Пушкина
любовь питала его поэтическое
вдохновение. Любовная лирика поэта
пробуждает “чувства добрые”,
имеет общечеловеческую
гуманистическую ценность.

11.

12.

Лермонтовский романтизм основан
на твердом убеждении, что
существует “жизнь иная”, что
человек создан для любви, для
счастья. Любовь занимает
большое место в поэзии
Лермонтова.
Позднее Тургенев скажет: “По
тому, как может любить человек,
мы можем судить о его
внутренней зрелости”.
Лермонтов, как личность,
сформировался очень рано. В
пятнадцать лет у него уже были
глубокие, философские стихи о
любви, о родине, о тайне
человеческого бытия.

13.

Михаил Юрьевич пишет: “Мне жизнь
все как-то коротка, и все боюсь, что
не успею я свершить чего-то”.
Идеалы Лермонтова беспредельны:
он жаждет не простого улучшения
жизни, а “полного блаженства”,
изменения несовершенной
человеческой природы, абсолютного
разрешения всех противоречий
бытия. Существовать вечно — на
меньшее поэт не согласен. Любовь в
творчестве Лермонтова носит
трагический отпечаток из-за его
единственной, настоящей,
неразделенной любви к другу юности
— Вареньке Лопухиной. Он видит
невозможность любви и окружает
себя мученическим ореолом, ставя
себя вне мира и жизни.

14.

Лермонтов грустит о потерянном счастье:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для
других.
Поэт подчеркивает свою отчужденность от всего
мирского: “Чего б то ни было земного, но я не
сделаюсь рабом”. В понимании поэта любовь
должна быть вечной, его не удовлетворяют
“обычные”, скоротечные страсти, и если он
иногда увлекается и отходит в сторону, то его
строки — это не плод больной фантазии, а всего
лишь минута слабости:
У ног других не забывал я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.

15.

Человеческая, земная любовь кажется
помехой для поэта на его пути к высшим
идеалам. В стихотворении “Я не
унижусь пред тобою” он говорит, что
вдохновение для него дороже ненужных
страстей, которые способны кинуть
человеческую душу в бездну.
Любовь в лирике Лермонтова носит
роковой характер. Он пишет: “Меня
спасало вдохновенье от мелочных сует,
но от своей души спасенья и в самом
счастье нет”. В стихотворении
“Сонет” поэт пишет: “Я памятью живу
с увядшими мечтами, виденья прежних
лет толпятся предо мной, и образ твой
меж них, как месяц в час ночной, между
бродящими блистает облаками”. Поэт
пытается противопоставить унылой
действительности свои идеальные
воззрения.

16.

В этом отличие любовной лирики
Лермонтова от любовной
лирики Пушкина. У Пушкина
любовь, как божественный
дар, радостна и светла. Он не
привносит неразрешимого
трагизма в свои лирические
стихи, у него любовь — всего
лишь миг прекрасного,
чарующего, возвышенного. Он
более реалистичен и
жизнерадостен в своих
стихах, хотя и у него порой
проступают
пессимистические нотки.
В стихотворениях Лермонтова любовь
— чувство высокое, светлое,
поэтическое, но всегда неразделенное
или утраченное. В стихотворении
“Валерик” (“Я к вам пишу случайно;
право...”) любовная часть, ставшая
впоследствии романсом, передает
горькое чувство утраты связи с
возлюбленной. “Безумно ждать любви
заочной? В наш век все чувства лишь на
срок; но я вас помню...” — пишет поэт.

17.

Традиционным в творчестве
Лермонтова стал мотив неверной
возлюбленной, недостойной великого
чувства или не выдержавшей
испытания временем. Разлад между
мечтой и действительностью
проникает в это прекрасное
чувство, любовь Лермонтову
приносит не радость, а грусть и
страдание. Поэт раздумывает над
вопросом жизни и смерти. Он
грустит о скоротечности жизни и
хочет успеть сделать как можно
больше за тот небольшой срок,
который отведен ему на земле. Ему
“жизнь ненавистна, но и смерть
страшна”.

18.

19.

В эмиграции, куда Бунин уехал после
известных Октябрьских событий, за годы
одиночества и медленного забвенья в его
творчестве появляются произведения на
темы любви. Для Бунина истинная любовь
сродни вечной красоте природы, а подлинно
прекрасно только естественное,
ненадуманное чувство. Бунин не скрывает,
что возвышенная любовь приносит не
только радость, но зачастую таит в себе
муки разочарования и смерть. В одном из
писем он сам объяснял, почему антитеза
любви и смерти так часто звучит в его
творчестве, и не просто объяснял, а
убедительно доказывал: “Неужели вы еще не
знаете, что любовь и смерть связаны
неразрывно. Каждый раз, когда я переживал
любовную катастрофу, а их, этих любовных
катастроф, было немало в моей жизни,
вернее, почти каждая моя любовь была
катастрофой, я был близок к
самоубийству”.

20.

Цикл рассказов, составивших книгу “Темные аллеи” (1943,
1946) — своего рода единственную в русской литературе, где
все — о любви, явился центральным событием в творчестве
Бунина последних лет.
Эту книгу поистине можно назвать энциклопедией любви.
Самые различные моменты и оттенки чувств занимают
писателя; он вглядывается, вслушивается, угадывает,
пытается вообразить всю гамму сложных отношений героя и
героини. Все исследует писатель, влекомый стремлением
постичь загадочную природу человека.
Но в первую очередь и главным образом его, конечно,
привлекает подлинная земная любовь, которая, как он
считает, являет собой слияние, неразрывность “земли” и
“неба”, некий абсолют любви, гармонию ее двух
противоположных начал,— гармонию, которую постоянно
ищут, но не всегда находят все истинные поэты мира...
Такая любовь не придумана людьми, она встречается, и, может
быть, не столь уж редко. Она — огромное счастье, но счастье
недолгое, порою — мгновенное, именно как зарница:
вспыхнуло и исчезло. (Поэтому о супружеских парах в
бунинских рассказах вообще, как правило, речи нет.) В книге
“Темные аллеи” любовь недолговечна. И чем она сильнее,
необычнее, тем скорее суждено ей оборваться. Но эта зарница
счастья может осветить всю память и жизнь человека.

21.

Хотя практически во всех
рассказах сборника “Темные
аллеи” любовь трагична, Бунин
утверждает, что всякая любовь
— великое счастье, даже если она
завершается разлукой, гибелью
или смертью. Но это прозрение,
просветление приходит к ним
слишком поздно, как, например, к
главному герою рассказа
“Натали”.
Точно, откровенно и подробно
рисует Бунин интимные
человеческие отношения, однако
всегда на той неуловимой грани,
где высокое искусство ни на йоту
не снижается даже до намеков на
натурализм. Но это “чудо”
достигается ценою великих
творческих мук, как, впрочем, и
все, написанное Буниным.

22.

23.

Любовь... Этим чувством пронизано все творчество
А. И. Куприна. Оно звучит во всем: в описании
природы, в его отношении к своим героям,
особенно к женщине.
По всей видимости, в жизни Куприн не нашел ту
любовь, о которой он мечтал, “ту истинную
любовь, в которой заключено все: целомудрие,
поэзия, красота и молодость”. Особенно это
видно на страницах “Гранатового браслета”. В
уста своего героя он вкладывает такие слова:
“Любовь у людей приняла такие пошлые формы и
снизошла просто до какого-то житейского
удобства, до маленького развлечения”. Куприн
осознает, что в повседневности больше нет
места его любви, “любви, для которой совершить
любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения
— вовсе не труд, а одна радость”.

24.

Таким образом, большинство произведений
писателя на эту тему — грезы: “... моя
любовь — не любовь, а сентиментальная и
смешная игра воображения”. Его женский
идеал — женщина добрая, нежная,
прекрасная как ангел. “Прямо на него,
посредине аллеи, медленно движется,
точно плывет в воздухе, не касаясь земли
ногами, женщина. Она вся в белом и среди
густой, темной зелени подобна
оживленному чудом мраморному
изваянию, сошедшему с пьедестала. Она
все ближе и ближе, точно надвигающееся
сладкое и грозное чудо. Она высока, легка
и стройна, и ее цветущее тело прекрасно.
Ее руки со свободной грацией опущены
вдоль бедер. Как царская корона лежат
вокруг ее головы тяжелые сияющие
золотые косы, и кто-то невидимый
осыпает сверху ее белую фигуру золотыми
скользящими лепестками... Каждая черта
ее молодого лица чиста, благородна и
проста, как гениальная мелодия. Взгляд ее
широких глаз необычайно добр, ясен и
радостен”.

25.

В его произведениях чувствуется
неудовлетворенность, ведь в большинстве
произведений Александра Ивановича у любви
трагический исход.
Но из-под пера А. Куприна выходили особые
рассказы и повести о любви. Любовь как
всепоглощающее чувство, любовь
безысходная, любовь трагическая... Со
сколькими перипетиями любви встречаемся
мы в его произведениях! Они заставляют
задумываться, размышлять о сущности
этого волшебного состояния души, а может,
и проверить свои чувства. Как не хватает
порой нам, современным молодым людям,
доброго советчика, мудрого помощника,
который помог бы разобраться в
истинности того чувства, которое мы
иногда принимаем за любовь, а потом
испытываем глубокое разочарование.
Возможно, и поэтому многие юные
современники принимают за любовь совсем не
то, о чем вдохновенно писал А. И. Куприн.

26.

Вывод
Любовь… Трудно назвать писателя или поэта,
который в своих творениях не отдал бы дань
этому изумительному чувству.
Но каждый писатель показывает любовь с разных
сторон: у А.С. Пушкина – любовь чистая,
светлая и нежная. М.Ю.Лермонтов, в свою
очередь, описывает это чувство трагично,
печально и уныло. Для И.А. Бунина истинная
любовь похожа на красоту природы. А в
произведениях А.И. Куприна на тему любви,
заключено целомудрие, красота, молодость…
English     Русский Правила