1.83M
Категория: ИсторияИстория

Этногенез и этническая история узбекского народа

1.

“Этногенез и этническая
история узбекского народа”

2.

План:
• 1. Понятие этногенез.
• 2. Источники для изучения вопроса происхождения узбекского народа.
• 3. Этногенез узбекского народа.

3.

Этнос
Термин «этнос» используется уже довольно давно, однако научное
осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности
людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. Вплоть до
конца XVIII в. термин «этнос» употреблялся очень ограниченно. И лишь в
XIX в. он стал применяться в научной литературе в значении «народ». Во
многом это является заслугой известного немецкого этнолога А. Бастина,
который рассматривал понятия «народный» и «этнический» как синонимы, а
под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфический облик
народа. Ширркое обращение к этнической проблематике произошло в 1960-х
гг. К этому времени в научный обиход вошли многие термины.

4.

Что такое этногенез?
Этногенез - это природный процесс биосферы, возникающий иногда и
являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно
действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда
устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2)
техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо
средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку
ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы. включающие
людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой
гомеостатический этнос, но динамита этногенеза идет за счет четвертого фактора пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной
поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую
суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками,
звеньями и подсистемами.

5.

Будучи отдельным этническим племенем, узбеки формировались в
центральных регионах Средней Азии – Мавераннахре, Хорезме,
Семиречье и частично в западных областях Восточного Туркестана.
Узбеки принадлежат к тюркоязычным народам, а узбекский язык входит в
большую семью тюркских языков. Целесообразно проследить процесс
формирования
узбекской
народности
в
контексте
процесса
формирования и развития тюркоязычных общностей в целом.

6.

Источники
Большую ценность для изучения
истории Туркестана до арабского
завоевания
имеют
китайские
источники. В них содержаться
сведения об образе жизни и обычаях
кангюйгец,
юечжи,
ферганцах,
шашцах.
История в периоды арабского
завоевания и арабского господства
изложена в ряде книг на арабском,
персидском и тюркском языках.
Важнейшие сведения о составе, культуре и традициях
тюркских и монгольских племён, населявших в XI, XII и начале
XIII веков территории Южной Сибири, Алтая, Семиречья и
Монголию и составивших ядро армии Чингисхана содержатся в
произведениях Рашид ад-Дина. Среди них перечисляются
племена карлуков, уйгуров, кунгратов, киятов, мангытов,
барласов, меркитов, найманов и других, вошедших
впоследствии в этнической состав узбекского, кыргызского,
казахского, каракалпакского, татарского, башкирского и многих
других тюркоязычных народов.

7.


Начало
формирования
предков
узбекских родов и племен характеризуется
переходом части кочевников к оседлости,
скотоводов – к орошаемому земледелию,
развитием городских ремесел.
• Согласно
источникам
(греческим,
римским, китайским, иранским) на
обширной
территории
от
границ
Евроазии, от Волги до Алтая и Сибири, до
северной
Монголии
проживали
множество различных племен под
названием скифы. Согласно греческим
источникам, наиболее часто упоминаемые
крупные племена были массагеты и саки.
О скифах известно из
сочинений античных авторов
(таких как Гердот, Гиппократ,
Плиний, Страший, Чжан Цянь),
археологических раскопок и
генетических исследований.

8.

Согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы,
ферганцы, жители Чача, скотоводы Кангли,
саки-массагеты
Этнические группы, прибывшие из Южной
Сибири, Алтая, Восточного Туркестана, Алтая,
Поволжья и Урала
Кушаны
Хиониты, кидариты, эфталиты
Караханиды
Карлуки

9.

Саки и массагеты
На территории современного Казахстана и в Средней Азии в
VII – III вв. до н.э. обитали племена, которых древние авторы
называли "Саки и массагеты”, они были европеоидны, говорили на
индоиранских языках, занимались кочевым скотоводством и были
отличными воинами – конными стрелками из лука. Специалисты
до сих пор спорят, были ли саки и массагеты едиными народами,
или это просто собирательное название всех кочевых племен,
живущих в Средней Азии. К сожалению, об их истории известно
так немного, что до сих пор не удается точно определить даже
занимаемую ими территорию. Саки и массагеты обитали на
северных границах великих азиатских государств древности –
Персии, Согдианы, Парфии. Они вели воины в величайшими
полководцами – Дарием I, Киром, Александром Македонским..

10.


В формировании узбекского и таджикского народов
велика роль тюркских народов, переселившихся с севера в
междуречье Амударьи и Сыр-Дарьи, и ираноязычных племён,
переселившихся туда же с южного побережья Амударьи.
Основу узбекского народа составляли оседлые этнические
группы, издавна жившие и занимавшиеся орошаемым
земледелием и ремесленничеством.

11.

Формирование антропологического
облика населения
В III веке до нашей эры в среднем
течении Сырдарьи в эпоху государства
Кангха, образованного на основе союза
тюрков
и
согдийцев,
находилось
объединение
тюркских
племен,
составляющее тюркоязычный этнос, где
формируется
самобытная
культура.
Согласно исследованием антропологов, у
населения Средней Азии именно в это время
формируется
свойственный
нынешним
узбекам антропологический тип.

12.

Кушаны
В
этногенезе
узбеков
участвовали
и
кушаны.
Кушаны
традиционно
отождествляются с юэчжи,
тохара, эфталитами.

13.

В этих трудах сохранились ценнейшие для
исследователей и историков факты и сведения о земле
Туркестана и тюркских народах. Например, ат-Табари
сообщает, что накануне арабского завоевания значительную
часть населения Балха, Хутталяна, Чаганиана, Шаша, даже
Бухары, составляли тюрки. Через сто лет сведения,
приведённые ат-Табари, подтвердил фактами и примерами
другой крупный учёный – Махмуд Кашгари. В конце Х –
начале XI веков переселившиеся в Мавераннахр из Алтая,
Семиречья и Восточного Туркестана тюргеши, карлуки,
чигили, огузы и другие тюркские племена значительно
обогатили в этническом отношении состав ираноязычного
и тюркоязычного населения, проживавшего здесь, и в
определённой мере обеспечили преобладание тюркской
этнической прослойки в регионе.

14.

Абу Рейхан Бируни в произведении
«Памятники минувших поколений» приводит
сведения о древних тюрках Хорезма: «Они
(жители Хорезма) считали годы от начала
заселения (своей страны), которое произошло
за 980 лет до Александра, а потом стали
считать годы от прихода в Хорезм Сиявуша,
сына Кайкауса и воцарения там Кейхусрау и
его потомков, который переселился в Хорезм
и распространил свою власть на царство
тюрков. Это было 92 года (от начала)
заселения Хорезма.

15.

И последним в значительной
мере
слагаемым
в
процессе
выделения на исторической сцене
этноязыковой общности под именем
– узбеки явились кочевые узбекские
племена
под
предводительством
Шейбанихана, которые завоевали
Мавераннахр в начале XVI века.
Именно с этого времени имя
«узбеки» широко распространилось в
Мавераннахре. Им стала называть
себя и значительная часть оседлого и
кочевого населения Мавераннахра,
которое
ассимилировало
часть
кочевых узбекских племён, осевших
на землях Мавераннахра и Хорезма.
Следует отметить, что этот период
ещё
большее
развитие
и
совершенствование
получил
староузбекский язык. Он стал во
многом общим для всех тюркских
народностей,
проживавших
в
среднеазиатском Междуречье, Балхе
и вокруг этих местностей.

16.

ю

17.


Шейбанихан был внуком Абулхайрхана, создавшего в 20-х
годах XV века государство кочевых узбеков, в которое вошли
территории западной части современного Казахстана и районы
западной Сибири. Оно существовало более 40 лет, объединив
различные тюрко-монгольские племена Дашти-Кипчака. Но это
государство оказалось не прочным и распалось: в 80-х годах XV века
из него выросли новые ханства: узбекское, во главе с Шейбаниханом, и казахское, во главе с Бурундук-ханом. И так, в начале XVI
века в Средней Азии было ликвидировано господство тимуридов и
установлена власть кочевых узбеков во главе с династией
шейбанидов. Феодальные междоусобицы, развивающиеся по
нарастающей линии уже со времен шейбанидов и усилившиеся в
эпоху правления аштарханидов в XVI веке заложили основы
отдельных государственных образований в рамках Шейбанидского
ханства,
со
временем
политически
оформившихся
в
самостоятельные ханства.

18.

• Хивинское, Бухарское, Кокандское ханства прошли свой
исторический путь вплоть до завоевания их царской Россией как
военно-деспотические государства, правители которых зачастую
занимались больше борьбой друг с другом, чем заботились о
внутреннем развитии своих ханств и, прежде всего, экономическом.
Однако при всех внутренних противоречиях Хивинское, Кокандское и
Бухарское ханства сыграли важную роль в дальнейшей
консолидации узбекского народа. В их рамках и под их эгидой
складывались этническая, экономическая, историческая,
географическая и культурная общность узбекских племён.
Самостоятельная государственность со всеми её атрибутами
являлась сильным ускорителем дела национальной консолидации
узбекского народа.

19.

Использованная литература
• Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.,
• Садохин А.П. Этнология. М. 2004.
• Абраров С. А. (Ташкент. 2007)

20.

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!!!
English     Русский Правила