124.63K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Общие сведения о языках программирования. Язык Паскаль

1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКАХ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

2.

Определения
Языки программирования - это формальные языки,
предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых
будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются
программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Подпрограмма – программа, содержащая описание
определенного набора действий, вызываемая из различных мест.
Функция – подпрограмма, обязательно возвращающая значение.
Процедура – подпрограмма, которая выполняет действия без
возврата значений.

3.

Алфавит языка
Алфавит языка программирования - набор допустимых
символов, которые можно использовать для записи
программы.
Алфавит языков Pascal, C++ (C), Python
Латинские прописные
буквы
A, B, C, …, X Y, Z
Латинские строчные
буквы
a, b, c,…, x, y, z
Арабские цифры
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Специальные
символы
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие

4.

Простые типы данных и преобразование
Названи
Pascal
C++
е
Целочисл integer, 2 байта int, 2/4 байта,
енный
со знаком
зависит от
архитектуры
Веществе
нный
int, ограничены
только
доступной
памятью
системы. (24
байта)
float, 4 байта
double, 8 байт
float, 16-40 байт
Символьн char, 1 байт
ый
char, 1 байт
-
Строковы string, 1 байт
й
на символ
std::string, 1
байт на символ
Логическ
ий
real, 6 байтов
Python
boolean, 1 байт bool, 1 байт
str, Unicode
кодировка
bool, 12/24 байт

5.

Арифметические операции
Описание
C/C++
Pascal
Python
Сложение (+)
a+b
a+b
a+b
Вычитание (-)
a–b
a–b
a–b
Умножение (*)
a*b
a*b
a*b
Деление (/)
a/b
a/b
a/b
Целочисл. деление
a/b
(int a, b)
a div b
a // b
Остаток от
деления
a%b
a mod b
a%b
Возведение в
степень
a ** b

6.

Битовые операции
Описание
C/C++
Pascal
Python
Инверсия
~a
not a
~a
и
a&b
a and b
a&b
или
a|b
a or b
a|b
исключ. или
a^b
a xor b
a^b
сдвиг влево
a << b
a shl b
a << b
сдвиг вправо
a >> b
a shr b
a >> b
Операции сравнения
Описание
C/C++
Pascal
Python
=
a == b
a=b
a == b

a != b
a <> b
a != b
<
a<b
a<b
a<b
>
a>b
a>b
a>b
<=
a <= b
a <= b
a <= b
>=
a >= b
a >= b
a >= b

7.

Логические операции
Описание
C/C++
Pascal
Python
Отрицание
!a
not a
not a
И
a && b
a and b
a and b
Или
a || b
a or b
a or b
Лог. искл. или
a xor b
Операторы присваивания
Описание
C/C++
Pascal
Python
Присваивание
a=b
a := b
a=b
Присваивание с
доп. операцией
a@=b
a@=b
*где @: + - / * & | % ^ << >>

8.

Логические операции
Описание
C/C++
Pascal
Python
Отрицание
!a
not a
not a
И
a && b
a and b
a and b
Или
a || b
a or b
a or b
Лог. искл. или
a xor b
Операторы присваивания
Описание
C/C++
Pascal
Python
Присваивание
a=b
a := b
a=b
Присваивание с
доп. операцией
a@=b
a@=b
*где @: + - / * & | % ^ << >>
Cоставной оператор (операторские скобки)
C/C++
{
оператор1;
оператор2;
}
Pascal
begin
оператор1;
оператор2;
end
Python
⇥оператор1
⇥оператор2

9.

Условные операторы
Описание
C/C++
Pascal
Python
Оператор
if (условие)
проверки условия { операторы; }
else { операторы;}
If условие then
begin
операторы;
end
else begin
операторы;
end
if условие:
⇥операторы
else:
⇥операторы
Оператор выбора
case выражение of
значение1:
операторы;
значение2:
операторы;
else
операторы;
end;
if условие1:
⇥операторы
elif условие2:
⇥операторы
else:
⇥операторы
switch
(выражение){
case значение1:
операторы;
break;
case значение2:
операторы;
break;
default:
операторы;
break;}

10.

Циклы
Описание
C/C++
Pascal
Предусловие
while (условие){
операторы;
}
while условие
begin
операторы;
end;
Постусловие
do{
операторы;
}while (условие);
repeat
операторы;
until условие;
(условие выхода)
Цикл с
параметром
for ( иниц; усл; опер){
операторы;
}
for иниц to усл do
begin
операторы;
end;
Цикл с перебором for (переменная:
выражение){
операторы;
}
Python
while условие:
⇥операторы
for перем in
список:
выражение
⇥операторы

11.

Переходы
Описание
C/C++
Pascal
Python
Пропуск итерации continue;
continue;
continue;
Выход из цикла
break;
break;
break;
goto метка;
goto метка;
goto метка;
return;
return значение;
exit
return;
return значение;
Переход
Возврат значения

12.

Указатели и массивы
Описание
C/C++
Объявление
int arr[100];
обычного массива
Pascal
arr: array [1..10] of
integer
Python
list
tuple
Инициализации
массива
int arr[2] = {1, 2}; arr: array [1..2] of
integer = (1, 2)
l = (1, 2)
Многомерный
массив
int arr[5][10];
a1 = []
for j in range(5):
a2 = []
for i in range(10):
a2.append(0)
a1.append(a2)
arr: array [1..5] of
array [1..10] of
integer

13.

Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов) любые отличные от служебных слов последовательности
букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы
или символа подчеркивания.
Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Неправильные имена
Ж - буква не латинского алфавита
polnaja summa - содержится
символ (пробел), не являющийся
буквой, цифрой или знаком
подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ
&, не являющийся буквой, цифрой
или знаком подчеркивания
Прописные и строчные буквы в именах Pascal не различаются.
C/C++ и Python чувствительны к регистру.

14.

Общий вид программы Pascal
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
...
<оператор n>
end.
Операторы - языковые конструкции для записи действия,
выполняемого над данными в процессе решения задачи.

15.

Структура программы на языке
Program nameOfProgram;
Паскаль
Uses system;
Label 5, 10;
Const len = 40;
Type
year = 1930..2023;
names = string[len];
Var
employer: names;
id: int;
procedure название (параметры);
var…; {объявление локальных переменных}
begin … {тело функции}
end;
function название (параметры): тип результата;
var…; {объявление локальных переменных}
begin … {тело функции}
название:=результат; {результат вычислений всегда присваивается функции}
end;
Begin
операторы…
End.

16.

Структура программы на языке C++
#include <iostream>
#include “myProga.h”
тип_возврата nameOfFunction(тип имяАргумента, …){
операторы…
}
int a = 8;
int main(){
int b = 18;
операторы…
return 0;
}
English     Русский Правила