Похожие презентации:
Песня: «Враги сожгли родную хату»
1.
ПРЕЗЕНТАЦИЯНа тему: песни Великой Отечественной
Войны
2.
Песня: «Враги сожглиродную хату»
СОЗДАЛИ: СТАРОДУБОВА. У. АБОЛЬЯНИНА. В.
КЕЛЬЖАНОВА. Д. САРСИМБАЕВА. А. :3
3.
История создания песни4.
Враги сожгли роднуюхату...
Наш колумнист
вспоминает одну из
самых проникновенных
песен войны
Поэт Михаил Исаковский
написал эти свои
пронзительные строки,
что называется, по
горячим следам – в 1945
году, когда война
закончилась, и
фронтовики начали
возвращаться домой. А
там их ждали не только
ликование по поводу
победы. А еще и слезы. У
кого-то слезы радости от
встречи с родными и
близкими, дождавшимися
своих отцов и сыновей. А
у кого-то – слезы горя и
потери тех, кому не
суждено было выжить
даже в глубоком тылу.
МИХАИЛ
ИСАКОВСКИ
Й
5.
Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью.
Куда теперь идти солдату?
Кому нести печаль свою?
Очень многие считают эту песню народной.
Действительно, своим глубоким чувством и
безыскусностью слов она перекликается с народными
сочинениями. Сюжет трагического возвращения на родину
после ратной службы был весьма распространенным в
солдатской песне. Приходит воин, отслуживший 25 лет, и
находит на месте родной хаты лишь развалины: матушка
умерла, молодая жена состарилась, поля без мужской руки
заросли бурьяном. И далее – классические образы из
русского эпоса - перекрестье дорог, чисто поле...
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в далеком поле
Травой заросший бугорок. Почему же так глубоко
переворачивают душу такие простые слова? Потому что
после страшной кровопролитной войны c германским
фашизмом этот сюжет повторился миллионы раз с
6.
«Услышал я в Вашемисполнении песню, как
возвратился солдат с
фронта, а у него никаких
близких не оказалось, —
так было и у меня. Мне так
же пришлось со слезами на
глазах выпить чарку вина в
яме разбитой землянки,
где погибла в бомбежку
моя мама», – так написал
фронтовик самому
известному исполнителю
песни, замечательному
певцу Марку Бернесу.
Стоит солдат - и словно
комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай,
Прасковья,
Героя - мужа своего.
Накрой для гостя
угощенье,
Поставь в избе широкий
стол.
Свой день, свой праздник
возвращенья
К тебе я праздновать
пришел ..."
7.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1946 году вжурнале «Знамя». Автор и думать не мог, что его простые
стихи могут стать песней, а песня так полюбится народу.
Композитору Матвею Блантеру сочинение Исаковского
показал знаменитый поэт Александр Твардовский со
словами: «Замечательная песня может получиться!» Как в
воду глядел: к проникновенным словам Блантер написал
такую проникновенную музыку, что практически все
редактора – и музыкальные, и литературные, слушавшие
песню, сходились во мнении: произведение замечательное!
Но в радиоэфир не пропускали. «В общем-то неплохие люди,
они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один
даже, – вспоминал потом Михаил Исаковский, - прослушал,
заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же
не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на
радио «не можем». Оказывается, уж очень сильным
диcсонансом была песня с господствующим в то время
настроением в обществе: бравурным, победным! И очень не
хотелось лишний раз бередить незаживающие раны - тогда
многие «были почему-то убеждены, что Победа исключает 7
8.
Своим вторым рождением песня обязана была замечательномуМарку Бернесу. В 1960-м году он решил исполнить ее на большом
концерте во Дворце спорта в Лужниках. Это был настоящий риск:
спеть запрещенную песню, да еще на развлекательном бравурном
мероприятии. Но случилось чудо - после первых строчек,
произнесенных речитативом глуховатым «непевческим «голосом
артиста, 14-тысячный зал встал, наступила мертвая тишина. Это
молчание продолжалось еще несколько мгновений, когда
отзвучали последние аккорды песни. А потом зал взорвался
овацией. И это была овация со слезами на глазах… А после того,
как по личной просьбе героя войны маршала Василия Чуйкова
песня прозвучала в телевизионном «Огоньке», она стала поистине
народной.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой:
"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я к тебе пришел такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам ..."
9.
Исполнение Марком Бернесом считается эталонным.Именно в его интерпретации песня звучит до сих пор.
Но лично меня потрясло другое исполнение –
Михаилом Пуговкиным. Если Марк Бернес выступает
в
песне
как
рассказчик,
как
свидетель
человеческого горя, то Михаил Пуговкин ведет свое
повествование от первого лица, от лица того самого
солдата, что пил «из горькой кружки вино с печалью
пополам».
Марк Бернес
Михаил Пуговкин