1.70M
Категория: ЛитератураЛитература

Система образов “Слова о полку Игореве…”

1.

Система образов
“Слова о полку Игореве…”
Выполнила учитель русского языка и литературы
центра образования № 195 Смышляева М. В.

2.

Князь Игорь - центральный образ
,
Для Игоря плен - большой позор, и тем не
менее случается то, чего он больше всего
опасается - он попадает в плен. И еще это
говорит о том, что Игорь находится в плену у
собственной гордыни, он пренебрегает
обязанностью князя заботиться о
безопасности собственного народа,
ослушался Божеского предзнаменования

3.

Всеволод
“Буй-тур” - что отражает, видимо,
огромную физическую силу князя,
сравнимую с силой быка - тура,
соглашается на поход с Игорем,
значит, тоже охвачен гордыней,
женат на Глебовне.
Погибает на поле битвы.

4.

Дружина Игоря
Воины обученные, опытные, побывали с
Игорем во многих походах, целью
сражений является слава для князя.
Тьма, покрывающая ополчение предзнаменование смерти дружины,
воины по сути уже мертвы, поскольку из
этого похода большинство из них уже не
вернется.
Гибель дружины подчеркивает вину
Игоря.

5.

Ярославна
Ярославна -символ всех женщин, ждущих мужей
с войны. Она не только плачет по мужу, она еще
и обращается к ветру, Днепру и Солнцу, чтобы
они помогли мужу бежать и плена. Ветер,
Днепр и Солнце - это не только
олицетворение трех стихий, что говорит о
фольклорной и языческой традиции. Но
Ярославна находится на русской земле и
принадлежит к христианской вере, поэтому
триединство сил природы можно
рассматривать еще как и христианскую
Троицу: Отца, Сына, и Духа Святого. Здесь
магия сопряжена с религией. Именно после
плача Ярославны, который является
своеобразной молитвой Игорь спасается из

6.

Гзак и Кончак
Гзак и Кончак - половецкие ханы, которые сначала
взяли Игоря в плен, а потом совершили набег на
русские земли, поскольку Игорь открыл им для этого
путь своим завоевательским походом.
Летописи повествуют, что Кончак стал сватом Игоря,
пленив в этом походе сына Игоря и впоследствии
выдав за него свою дочь. Совершив набег на Русские
земли, они получили отпор и вернувшись могли
казнить Игоря, поскольку за него долгое время не
присылали выкуп.
С сюжетной линии слова Кзак и Кончак представляют
собой зло, опасность, это усугубляется тем, что они
иноверцы, язычники. Если христиане объединены
верой и поэтому не могут причинить зло друг другу, то
от иноверцев нельзя ждать милости.

7.

Овлур
Овлур- сын половца и плененной
русской женщины, который
помогает ему бежать.
Овлур - получается наполовину
христианин, поэтому он предстает
как спасение для Игоря.

8.

Святослав
Святослав обвиняет своих сыновей,
которые пошли в поход не спросясь,
не получив отцовского
благословления. Далее Святослав
обличает княжеские распри и
призывает всех русских князей к
единению.
То есть Святослав выносит приговор
действиям князя Игоря. Образ через
который автор показывает правду,
мораль.

9.

Бог
Бог- творец, олицетворение
нравственности и праведности,
который подсказывает, как нужно
поступать
Говорит об этом через природу:
Солнечное затмение, как
предзнаменование беды,
кровавые зори, звери тревожатся
и т.д

10.

Русская земля
Образ русской земли - это
символ места, которое нужно
защищать, патриотический
символ Родины.
Пока Игорь на своей земле,
православная христианская вера
его защищает, он находится под
защитой Бога, за границей
господствуют другие силы.
Русская земля - еще и защита и
символ веры

11.

Образ Игоря и Притча о Блудном сыне
Игорь подобно блудному сыну,
поглощенный гордыней отправляется в
завоевательский поход, теряет дружину,
младшего брата, попадает в плен. Но, в
результате, кается (об этом говорит
обращение к иконе Богоматери
Пирогощей). Это обстоятельство помогло
ему бежать из плена и впоследствии стать
Князем Черниговским. Таким образом
Игорь спасает свою душу. Именно
поэтому этот ошибочный, бесславный
поход был запечатлен автором “Слова…”
English     Русский Правила