2.72M
Категория: ЛитератураЛитература

Основные темы лирики Лермонтова

1.

"... он мыслью с нашим
веком слился Былых времён великий
пленник,
И в наш творящий век
явился
Как самый яркий
современник..."
И. Молчанов

2.

Основные темы лирики
Лермонтова
1. Назначение поэта и
поэзии
2. Тема любви
3. Тема Родины и природы
4. Тема одиночества

3.

Лирика Лермонтова
Лирика занимает ведущее
место в творчестве М. Ю.
Лермонтова. Его поэмы,
драматургические
произведения и проза тоже
проникнуты лиризмом.
Поэтому понимание
лирических творений поэта это залог осознания всего его
творческого мира.

4.

Характерная черта лирики
Одна из главных
характерных черт лирики
Лермонтова - резкое
отрицание существующей
действительности. Если в
ранней лирике оно
направлено ко всему
человечеству, то в зрелом
творчестве оно
приобретает конкретное
звучание.
«Прощай, немытая Россия...»
(1840)

5.

Лирический герой М.Лермонтова

это
одинокая,
гордая
личность,
противопоставленная обществу, с которым она
находится в неразрешимом конфликте. У него нет
друга, способного поддержать его "в минуту
душевной невзгоды", нет возлюбленной. Он
одинок в толпе, а временами его одиночество
достигает вселенского масштаба. Мятежная душа
лирического героя поэзии Лермонтова обречена
на
вечные
одинокие
скитания.
Такое
мироощущение отличает его от обычного
заурядного
человека
толпы,
живущего
бессознательной жизнью.

6.

Периоды творчества
1828 – 1836 - ранний период
1837 – 1841 – зрелый период

7.

Любовная лирика М.Лермонтова
Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем
движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается
сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое
испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у
других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами
страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством
надежд. Любовная лирика Лермонтова — это исповедь,
внутренний монолог, отражающий его искания и душевные
переживания. Если для Пушкина любовь – это созидающее
чувство”,
прекрасное
мгновенье”,
“божественный
дар”,
побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца,
боль потерь, обман. Многочисленные разочарования рождают
скептическое отношение к любви.
"К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но
твой портрет..."

8.

Тема любви
Лермонтовской лирике
свойственна и передача
глубокого и емкого
понятия любви, но его
часто сопровождают
страдания и метания…
«Нет, не тебя так пылко я люблю»
(1841)

9.

Гражданская лирика
Поэт задумывается
о будущем своей
родины. В поисках
идеала углубляется
в историческое
прошлое России,
обращается к жизни
простых людей.
«Родина» ( 1841)

10.

Тема судьбы молодого поколения
Мысли поэта о
современном ему
обществе преломляются
в теме судьбы молодого
поколения. Автор
показывает его
пассивность, пустоту
жизни, однообразие,
бесцельность и
безрадостность.
«Монолог» (1829 )

11.

Главный образ темы
отрицания
Главный образ темы
отрицания - образ маски,
внешне благополучной жизни
современного поэту общества,
под которой прячется
бездуховность, пустота и
маскарадность света.
«Из-под таинственной, холодной
полумаски...» (1841)

12.

Пейзажная лирика
Преодолеть свою изолированность, обрести желанную
гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту
помогает общение с природой. Так, в стихотворении "Выхожу
один я на дорогу..." внутренне состояние лирического героя,
отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и
благости, царящим во вселенной, наполненной общением и
согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни
мироздания, найти утешение, "свободу и покой" от
опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты
гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему
удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль,
обрести желанное единство с самим собой и с окружающим
миром. Такое редкостное душевное состояние описано в
стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» Пейзажная
лирика часто перетекает в философскую: используя образысимволы, связанные с миром природы, Лермонтов в
стихотворении "Дубовый листок« вновь говорит о своем
одиночестве.

13.

Тема природы
Пейзажная лирика,
неразрывно связанная
с темой родины, у
Лермонтова наполнена
одухотворенной
красотой - источником
духовных сил; в
природе отражаются,
как в зеркале,
изменения
человеческой души,
трагические моменты
жизни.
«Кавказ» (1830 )

14.

Философская лирика
Тема гордого
одиночества,
непонятости
расширяется и
дополняется
мотивами усталости
и безысходности.
«И скучно и грустно» (1840 )

15.

Тема одиночества, непонятости
В этой атмосфере
маскарада и
притворства
лирический герой
тоже начинает
скрывать свои
чувства, стремления,
помыслы - на первый
план выходит тема
гордого одиночества,
непонятости…
«Парус» (1832)

16.

Тема самопознания
"Молитва" ("Не обвиняй меня,
Всесильный..."), 1829
Тема самопознания
приобретает в лирике
Лермонтова
вселенские масштабы:
личность - центр
всего сущего, и в
лирике возникают
космические мотивы,
мотивы противоборства
земных и небесных сил,
олицетворяющих
борьбу добра и зла как
внутри человека, так и
вне его.

17.

Тема поэта и назначении поэзии
Продолжают эту лирику
раздумья о судьбе
одаренной личности в
несовершенном
обществе, ее
взаимоотношения с
окружающими, роль
поэзии как особого
рода оружия в борьбе
за высокие идеалы мотивы, звучащие в
лермонтовских
произведениях.
« Смерть поэта» (1837 )

18.

М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей
политической реакции, наступившей в России после
разгрома восстания декабристов. Потеря матери в
раннем возрасте и сама личность поэта
сопутствовали обострению в его сознании
трагического несовершенства мира.
На протяжении всей своей короткой, но
плодотворной жизни он был одинок. Лирический
герой Лермонтова - это гордая одинокая личность,
противопоставленная миру и обществу. В лирике
Лермонтова выразился протест против внутреннего
и наружного рабства.
Одиночество - центральная тема его поэзии.
Лирический герой не находит себе пристанища ни в
светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в
Отчизне.

19.

Тема одиночества в
лирике М.Лермонтова
Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как
основная. Одиночество героя лирических стихотворений
Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь,
он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет
единомышленников, разделяющих с ним одни и те же
убеждения и жизненные принципы. Ему тяжело оттого, что
его окружают "образы бездушные людей, приличьем стянутые
маски", неспособные на проявление человеческого тепла,
сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой
ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир
детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Порой
одиночество лирического героя приобретает космические
масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно
демону, с презрением взирающим на всю
вселенную,
сотворенную Богом.

20.

В большинстве стихотворений
Лермонтова основная тема – одиночество.
Название
стихотворения
«И скучно и грустно»
«Пророк»
Цитата
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды»
«Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья»
«Выхожу один я на
дорогу»
«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть»
«Листок»
«Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.»
«Тучи»
«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную»
«Нет, я не Байрон, я
другой»
«Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой»

21.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и
гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

22.

Здесь он показал, насколько
современное поколение
отстало в духовном
развитии. Малодушие
светского общества,
струсившего перед разгулом
деспотизма, вызывало у
Лермонтова гневное
презрение, но поэт не
отделяет себя от этого
поколения: в стихотворении
постоянно встречается
местоимения “мы”. Его
причастность к духовно
обанкротившемуся
поколению позволяет ему
выразить трагичность
мироощущение своих
современников и
одновременно вынести им
суровый приговор с
позиции будущих
поколений.

23.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении
“Как часто, пёстрою толпою окружён”. Здесь он чувствует
себе одиноким среди “приличьем стянутых масок ”, ему
неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он
один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко
бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и
злостью”. Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он
сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он
завидует великому прошедшему, полному славы,
великих дел.

24.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и
глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому
руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно
не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви, и в
дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить,… но кого же?.., на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

25.

За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.
В стихотворении “Благодарность” присутствует всё
тот же мотив одиночества. Лирический герой
благодарит, по – видимому, свою возлюбленную “за
горечь слёз, отраву поцелуя, за месть врагов, за
клевету друзей”, но в этой благодарности
слышится упрёк в неискренности чувств, поцелуй
он считает “отравой”, а друзей – лицемерами,
оклеветавшими его.

26.

В стихотворении “Нет, не тебя
так пылко я люблю …” видна
связь с прошлым. Лирический
герой вспоминает “прошлое
страданье и молодость
погибшую свою”. Он
устремляется в
воспоминания, и перед ним
предаются “уста живые” и
“огонь в глазах”. Реальность
же ему преподносит совсем
иное, и он не хочет думать о
том, что уста “давно немые”,
что огонь в глазах “давно
погас”. Он опять один в
прошлом и надеется не
встречаться с настоящим.

27.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего
на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”.
Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и
несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец.
Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет
отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
“Сон” – стихотворение с новеллистическим сюжетом.
Оно написано от имени человека, находящегося на
грани жизни и смерти. В своём сне герой как бы
прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет
отойти в мир иной.

28.

лирического героя. В нём он молится о счастье любимой, о
её душе. Здесь присутствует трагедия духовного
одиночества, но она не разрушила глубокого участия и
заинтересованности лирического героя в судьбе другого
человека, духовная чистота которого не справится с силами
“мира холодного”.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс
страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся
поутру, “по лазури весело играя”.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

29.

В стихотворение “На севере диком”
рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на
голой вершине”. Ей снится пальма, которая
“в пустыне далёкой, в том крае, где солнца
восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”.
Эта сосна мечтает о родственной душе,
находящейся в далёких тёплых краях.

30.

В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною
любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных
деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь жёлтой нивы чету
белеющих берёз”.
В стихотворении “Как часто, пёстрою толпой окружён” он раскрыл тему
“малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
В стихотворении “Листок” мы видим
мотивы одиночества и поиска родной
земли. Лермонтов, как и этот листок,
искал себе приюта, но так и не нашёл.
Большое место в лирике Лермонтова
занимает тема, Родины тесно связанная
с темой одиночества. Его отношение к
России было двояко. С одной стороны,
он любил русскую природу. С другой
стороны, Лермонтов не принимал
самодержавия и тех порядков, которые
царили в русском обществе в 30-е годы
ХIХ столетия.

31.

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо
сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных
произведений, полных энергии и благородного негодования,
желания изменить существующую реальность. В его лирике
отразился весь сложный духовный мир поэта.
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданья жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
(М.Ю.Лермонтов)

32.

Основные черты «лирического
героя» Лермонтова
Романтичен
Противостоит
миру, толпе,
Богу
Враждебен
к власти
Мятежен,
демоничен
Лирический
герой
Стремится
к Богу, небу
Его идеал –
свобода.
Разочарован
в жизни
Чуток
к природе

33.

Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт
жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная
трагедия.
…я в мире не оставлю
брата
И тьмой и холодом
объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод,
лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем
бытия.
М.Ю.Лермонтов.

34.

Вывод:
Одиночество –
главный мотив и основная тема
творчества
М.Ю. Лермонтова,
что объясняется его тяжелой судьбой и
«страшной» эпохой,
в которую он жил.

35.

Век Лермонтова эпоха, которой была
чужда поэзия.
Лермонтов,
предчувствовавший
свое время, писал об
утрате поэзией своего
высокого назначения, о
его обреченности на
непонимание и
презрение людьми,
равнодушными к
вольной проповеди
свободы и правды.
English     Русский Правила