Похожие презентации:
Вокальное творчество Франца Шуберта
1.
Вокальное творчествоФранца Шуберта
2.
Распространениюпесенного жанра в Европе
в значительной степени
способствовало
творчество австрийского
композитора Франца
Шуберта (1797 – 1828),
одного из
основоположников
романтизма в музыке.
3.
Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, какфуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.
Их у него было более 600, хотя при жизни издано только
около 200.
Большую часть песен Шуберт написал для венских обществ
любителей музыки, для своих друзей.
4.
Шубертиада – это собрания дружеского кружкаинтеллигентной демократической молодёжи,
которые были полностью посвящены
произведениям Шуберта. В числе его участников
были музыканты, поэты, художники.
5.
Франц Шуберт создалновый тип песен.
Они представляли
собой небольшие
музыкальные сцены
с определённым
сюжетом, в которых
аккомпанемент как
бы комментировал,
а иногда и
иллюстрировал
смысл слов.
6.
Большую роль в жизни Шуберта сыгралвыдающийся австрийский певец-баритон.
Иоганн Михаэль Фогаль.
Песни Шуберта в его исполнении стали
пользоваться большой популярностью в венских
салонах. Вместе с Шубертом Фогаль
путешествовал по городам Европы.
7.
«Форель» - одна изсамых известных песен
композитора, написана
на стихи близкого
друга, немецкого поэта
Кристиана Фридриха
Даниэля Шубарта.
8.
В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкойбеззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы
глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный
день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в
прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная
радость, гармония человека и природы идеально выражена
музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным
строением песня «Форель» близка народным австрийским и
немецким песням. В её оживлённом движении ощущается
игривая танцевальность.
Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные
пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они
переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи
журчащего ручья под лучами солнца.
9.
Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациямирадости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских
и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие
аккорды, звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной
красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое.
Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает
выразительную сценку:
Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет
характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора
звучит минор, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию
сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным,
сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные
интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них
чувствуется напряжённое ожидание.
Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость...
Однако законы музыкальной целостности произведения требуют
обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет
завершается вновь короткими закруглёнными песенными
фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.
10.
Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…Причудницы форели в ней мчаться, как стрела.
Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.
А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,
И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.
"Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, –
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя,
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!"
Но скучно стало плуту так долго ждать, –
поток взмутил он в ту ж минуту
уж дрогнул поплавок,
Он дернул прут свой гибкий, а рыбка,
а рыбка бьется там;
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам,
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.
11.
Баллада – один из жанров романтическойпесни, в котором ведётся лирико –
драматическое повествование с
использованием какого – либо сюжета,
нередко фантастического.
12.
Шуберт. Лесной царьСтихи написал Иога́нн Во́ льфганг
Гёте - немецкий поэт второй
половины 18 – первой половины
19 века, государственный
деятель, мыслитель, философ
и естествоиспытатель.