Бунин Иван Алексеевич Жизнь и творчество
Родился Иван Бунин 10 (22) 1870 октября в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. «Род этот, – писал Бунин в
"Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в
" Я не сразу смог вернуться к творчеству, - всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не своё. Всё, что я писал в то время,
Последние годы жизни
Правда или ложь?
4. В 1881 г. поступает в Елецкую гимназию, где мыкается полунищий, но гордый и уверенный в небывалости своей судьбы дворянина
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915)
2.02M

Бунин Иван Алексеевич. Жизнь и творчество. Проза и поэзия

1. Бунин Иван Алексеевич Жизнь и творчество

проза и поэзия
И. А. Бунина представляет
собой единый текст: «Свои стихи
я не отграничиваю от своей прозы.
И здесь, и там одна и та же
ритмика…
-дело только в той или иной
-силе напряжения ее».
Бунин Иван Алексеевич
Жизнь и творчество
[10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж]

2. Родился Иван Бунин 10 (22) 1870 октября в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. «Род этот, – писал Бунин в

Автобиографической заметке (1915), – дал
замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П.Бунину, и поэта
В.А.Жуковского (незаконного сына А.И.Бунина); в некотором родстве мы с братьями
Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми».

3.

Людмила Александровна Бунина
Мать, глубоко религиозная и обладавшая
грустной поэтической душой,
происходила, по семейным преданиям, из
княжеского рода.
Алексей Николаевич Бунин
Отец будущего писателя,
сумасбродный помещик
Орловской и Тульской губерний,
разорившийся из-за пристрастия к вину и
картам, в юности участвовал в Крымской
войне 1853–1856 и там встречался
с Л.Толстым.

4. "Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в

"Рождение никак не есть мое
начало. Мое начало и в той
непостижимой для меня
тьме, в которой я был от
зачатия до рождения, и в
моем отце, в матери, в
дедах, прадедах, пращурах,
ибо ведь они тоже я, только
в несколько иной форме: Не
раз чувствовал я себя не
только прежним собою, ребенком, отроком, юношей,
- но и своим отцом, дедом,
пращуром; в свой срок ктото должен и будет
чувствовать себя - мною" (И.
А. Бунин).

5.

Когда Бунину едва минуло три года, семья была
вынуждена переехать из Воронежа в Елецкий уезд,
в наследственное поместье на хуторе Бутырки, где
и прошло детство писателя, полное, по его
словам, «поэзии печальной и своеобразной».
Среди первых детских впечатлений – рассказы
матери, дворовых, странников, стихия
фольклорной сказки, песни и легенды, живая
плоть исконной русской речи, кровная связь с
природой и среднерусским ландшафтом и,
наконец, самое пронзительное – смерть младшей
сестренки, пробившая пока неосознанную брешь в
восприятии широкой жизни вокруг.
Из этих впечатлений вырастут все основные темы
будущего творчества.

6.

7.

Особое влияние на
становление личности
Бунина оказал его
старший брат Юлий,
народник-публицист.
Под его руководством
Бунин изучил
гимназическую
программу.

8.

В начале 1895 в Петербурге, а затем и в Москве Бунин
входит в литературную среду, знакомится с Чеховым,
Н.К.Михайловским, сближается с В.Я.Брюсовым,
К.Д.Бальмонтом, Ф.Сологубом.
В 1901 издает в издательстве «Скорпион» сборник лирики
«Листопад».
Художественная мощь Толстого-прозаика навсегда
осталась для Бунина безусловным ориентиром, равно как и
творчество А.П.Чехова
С наследием Толстого прозу Бунина связывал вопрос о
родстве человека с природой, влечение к вечным загадкам
существования, к человеку перед лицом смерти, интерес к
древнему Востоку и его философии, картины страстей,
яркая чувственная стихия и пластичность словесного
живописания.
От Чехова проза Бунина унаследовала лаконичность
письма, умение различить драматическое в мелком и
будничном, максимальную смысловую насыщенность по
видимости незначительной образной детали, которая
может стать намеком не только на характер, но и на судьбу
героя.

9.

Иван Бунин и Варвара Пащенко.1892
И. А. Бунин. 1889

10.

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.

11.

Анна Цакни в год замужества
с И А Буниным. 1898
Николай,сын Ивана Бунина

12.

И.А. Бунин. 1900
И.А. Бунин. 1901

13.

Вера Муромцева гимназистка

14.

1890-е –1900-е – время напряженной работы и бурного роста
популярности Бунина. Выходят книга «На край света и
другие рассказы» (1897) и стихотворный сборник «Под
открытым небом» (1898).
Самостоятельно выучив английский язык, Бунин переводит
и издает в 1896 поэму американского писателя Г.Лонгфелло
«Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна
из лучших в русской переводческой традиции, и за нее в
1903 Российская академия наук присуждает Бунину
Пушкинскую премию. А уже в 1902–1909 издательство
«Знание» выпускает его первое собрание сочинений в 5
томах.
В ноябре 1906 Бунин знакомится с В.Н.Муромцевой (1881–
1961), ставшей его женой, самым близким человеком, а
после смерти мужа – его биографом, издателем и
комментатором. Весной 1907 Бунин с супругой
отправляются в первое «заветное странствие» – в Египет,
Сирию, Палестину, стремясь найти «освобождение от
времени, от земного тления... в этих погибших царствах
Востока и Юга, в области мертвых, забытых стран, их руин
и некрополей». ( Записи 1907).
Впечатления от путешествий разных лет сложились в книгу
Тень птицы (Париж, 1931). К этому времени в сознании
читателей и критиков Бунин – один из первых писателей
России.
В 1909 ему присуждается вторая Пушкинская премия и его
избирают почетным академиком Российской академии наук.
И.А. Бунин. 1915

15.

В рассказах и повестях
Иван Бунин показал
(подчас с ностальгическим
настроением)
оскудение дворянских
усадеб («Антоновские
яблоки», 1900), жестокий
лик деревни («Деревня»,
1910, «Суходол», 1911),
гибельное забвение
нравственных основ жизни
(«Господин из СанФранциско», 1915).

16.

Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол,
скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку —
Порхать, шуршать и
трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор
пустынный свой. 1916

17.

Первая мировая война была воспринята Буниным как
величайшее потрясение и предзнаменование крушения
России.
С резкой враждебностью встретил он и Февральскую
революцию, и Октябрьскую, отразив свои впечатления от
этих событий в дневнике-памфлете «Окаянные дни»
(опубл. в 1935, Берлин).
Писатель вдумывается здесь в национальные истоки
русской катастрофы, впивается взглядом в большевиков –
«демонов» XX века.
Видя вокруг себя обилие невежества, жестокости,
темноты, насилия,став свидетелем кровавой бойни на
полях Первой мировой войны, Бунин со скорбью и
страхом ожидал скорого развала, падения «великой
державы Российской».
Это определило его отношение к революции и
дальнейшее 30-тилетнее самоизгнание …

18.

В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию и поселяется в
Париже, проводя ежегодно лето на юге Франции в городе Грасе.
Никогда до революции не размениваясь на публицистику, в
эмигрантский период активно включается в жизнь русского
Парижа: возглавляет с 1920 Союз русских литераторов и
журналистов, выступает с воззваниями и обращениями, ведет в
газете «Возрождение» в 1925–1 9 27 регулярную политиколитературную рубрику, создает в Грасе подобие литературной
академии, куда вошли молодые писатели Н.Рощин, Л.Зуров,
Г.Кузнецова.
Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание
смириться с неизбежностью этой разлуки приводят к расцвету
творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает
предельной высоты. Почти все произведения этих лет – о былой
России.
В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том
числе «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927),
«Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943
писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник
рассказов «Темные аллеи» . «Все рассказы этой книги только о
любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких
аллеях», – сказал Бунин в одном из писем Н.А.Тэффи.

19. " Я не сразу смог вернуться к творчеству, - всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не своё. Всё, что я писал в то время,

" Я не сразу смог вернуться к творчеству, - всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не
своё. Всё, что я писал в то время, наполнено грустью и горечью. Всё моё творчество за
границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, её поля,
деревни, природу. У меня был богатый запас
наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою
вторую Родину здесь. Я пишу о смысле жизни, о любви, о будущем."
И.А. Бунин. Париж.1920
И.А. Бунин. Париж.1921

20.

Парижский кабинет И.А.Бунина,
воссозданный в Музее Бунина И., Орел
Парижский кабинет
И.А.Бунина

21.

22.

В.Н. Бунина. Париж, 1927
И.А. Бунин. 1925

23.

И.А. Бунин. 1930
И.А. Бунин. 1928

24.

В 1933 Бунин стал первым русским
лауреатом Нобелевской премии по
литературе – «за правдивый
артистический талант, с которым он
воссоздал в прозе типичный русский
характер». (автобиографический роман
«Жизнь Арсеньева»(1927—1929, 1933)
Годы Второй мировой войны Бунины
проводят в Грасе, испытывая крайнюю
нужду.
После 1917 Бунин всегда оставался
непримиримым противником советской
власти,
но в период войны так и не поддался
соблазну приветствовать нацистов как
«единственную политическую силу,
способную принести России свободу от большевиков».
Вернувшись после войны в Париж, он посетил советское посольство, дал
интервью промосковской газете «Советский патриот» и вышел из состава
Парижского Союза русских писателей и журналистов, когда тот принял
решение об исключении из своих рядов всех, кто принял советское
гражданство. Во многом благодаря этим шагам стало возможным постепенное
возвращение книг «белого эмигранта» Бунина на Родину еще в 1950-е годы.
Русская эмиграция, однако, восприняла демарш Бунина как отступничество.
От писателя отвернулись многие близкие люди, в том числе один из лучших
друзей – Б.К.Зайцев .

25.

И.А. Бунин. 1933

26. Последние годы жизни

Последние годы жизни Бунина, внутренне одинокого,
желчного и пристрастного человека, были проникнуты желанием
нецеремонно отсечь и осудить все, что ему представляется
чуждым, а потому лживым и пошлым. Так, в итоговой книге
Воспоминания (1950) оценки очень многих соратников по перу,
по дореволюционным «трудам и дням» и будням эмиграции
суровы и предвзяты.
Все произведения Бунина – независимо от времени их
создания – объединяются интересом к вечным загадкам
человеческого существования, единым кругом лирикофилософских тем: времени, памяти, наследственности, любви,
смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий,
обреченности человеческой цивилизации, непознаваемости на
земле окончательной истины.
Выдающийся французский писатель Андре Жид имел все
основания сказать: «Бунин вправе думать, что... благородством
своего изгнанничества он так же, как и своим творчеством, спас
душу своей Родины и русского народа».

27.

И.А. Бунин. Грасс, 30-е годы

28.

И.А. Бунин. 1938

29.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?«
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав. 1918 год

30.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.1909

31.

И.А. Бунин – русский классик, последователь
пушкинских традиций в литературе
Темы бунинской поэзии и прозы – Россия,
традиции, быт, природа, суть русского
национального характера
В бунинском творчестве поэзия неразрывно
связана с прозой, взаимодополняя и углубляя
темы и образы
Как поэзия, так и проза Бунина отличаются
образностью, яркой живописностью,
выразительным языком, глубоким пониманием
русской души

32.

И.А. Бунин. 1948

33.

«И
идут дни за днями – и не
оставляет
тайная
боль
неуклонной
потери
их

неуклонной и бессмысленной, ибо
идут в бездействии, всё только
в ожидании действия и – чего-то
ещё…И идут дни и ночи, и эта
боль, и все неопределённые
чувства
и
мысли,
и
неопределённое сознание себя и
всего окружающего и есть моя
жизнь, не понимаемая мной».

34. Правда или ложь?

1.Иван Бунин родился в Воронеже
2.Он происходил из крестьянской среды
3.В детстве приобщился к жизни и быту
народа, к красоте природы, к стихии
живого национального языка

35. 4. В 1881 г. поступает в Елецкую гимназию, где мыкается полунищий, но гордый и уверенный в небывалости своей судьбы дворянина

5. После гимназии Бунин поступил в СанктПетербургский университет на словесное
отделение
6. Брат Юлий был очень важным человеком в
юности Бунина. Под его руководством изучались
иностранные языки, философия, психология,
общественные науки

36.

7.Бунин дружил с Чеховым, учился у
него краткости, лаконичности
8.Художники высоко оценивали
творчество Бунина за то, что в его
произведениях действуют принципы
живописи
9.Бунин писал и стихи, и прозу,
переводил
10.Поздний Бунин – драматург
11. Бунин пережил три русские
революции, войны, эмиграцию

37.

12.Бунин стал лауреатом Нобелевской
премии за роман «Доктор Живаго»
13.Бунину принадлежат
произведения:……………………

38. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915)

Главный герой – безымянный миллионер 58 лет,
который всю жизнь посвятил накоплению богатств, ни
разу не позволив себе отдыха.
Он внешне респектабелен, но внутренне пуст. И вот он
отправляется на отдых на 2 года в Италию.
Автор изображает безобразный мир, чуждый красоте:
Идеалом для него становятся горы, сама сказочно
прекрасная Италия.
Идея рассказа в том, что жить надо сегодня, не
откладывая счастье на завтра.
English     Русский Правила