4.91M
Категория: ИскусствоИскусство

Архитектурный аспект развития объектов ландшафтной архитектуры и их композиции во второй половине ХХ – начале ХХI вв

1.

Архитектурный аспект развития объектов ландшафтной архитектуры и их композиции
во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
Объекты ландшафтной архитектуры под влиянием архитектуры формируются по принципам:
«следования», «взаимопроникновения», «протеста».
Схема 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И
КОМПОЗИЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛАНДШАФТНОЙ
АРХИТЕКТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ АРХИТЕКТУРЫ
КОМПОЗИЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА
МЕТОД РЕШЕНИЯ, ПОДХОД – ПОИСК НОВЫХ ИДЕЙ
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
• в интерьере здания
• при архитектурном объекте
• на архитектурных
конструкциях
• «промежуточных»
срединных пространств
• самодостаточные малые
сады, «соединяющие»
разнородные архитектурные
объекты
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛАНДШАФТА
С АРХИТЕКТУРОЙ ЗДАНИЯ
- САД – ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
ЗДАНИЯ
(ЛАНДШАФТ КАК АРХИТЕКТУРА)
- ДОМ И САД – ЕДИНОЕ ТРЕХМЕРНОЕ
ДИАЛОГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
- «СОПРОВОЖДЕНИЕ»
АРХИТЕКТУРЫ
- «ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
- КОМПОЗИЦИОННАЯ
«САМОДОСТАТОЧНОСТЬ»
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ
• «ИНТЕРЬЕРНОСТЬ»
Камерность, условная
замкнутость
• «ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
Физическая
или
композиционная
интеграция
• «СОПРОВОЖДЕНИЕ
АРХИТЕКТУРЫ»
Использование визуально
замечаемых и узнаваемых
элементов архитектурного
стиля
• «КОМПОЗИЦИОННАЯ
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ»
В качестве центральной темы
все, кроме художественного
образа архитектурного
сооружения
СМ. СХЕМУ 3.

2.

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ «САМОДОСТАТОЧНЫХ» КОМПОЗИЦИЙ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Арт Нуво
Кубизм
Сад галереи искусств в Висбадене, в Вилла Савойе в Париже, во Франции
(Ле Корбюзье,
Германии (К. Хоуп, 1909 г.)
1928 г.)
Де Стиль
Арт Деко
Сад Чарльза Ноэльза во Франции (Г.
Гуверкиан, 1927 г.). Фрагмент
САД – ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
ЗДАНИЯ
(ЛАНДШАФТ КАК АРХИТЕКТУРА)
• «ИНТЕРЬЕРНОСТЬ»
Даал ен Берг в Гааге, в Нидерландах (Я. Вилс, 1920-21 гг.)
Камерность, условная замкнутость,
завершенность, оформление
уличной мебелью

3.

МОДЕРНИЗМ В ЛАНДШАФТНОЙ
АРХИТЕКТУРЕ
Жилой комплекс на Холме Святой Анны в г.
Чертси, графстве Суррее, Великобритании (К.
Таннард, Р.МакГрат, 1930-е гг.)
Сад Наумкеаг в Стокбридже, штат Массачусетс,
США (Ф. Стил , 1926 – 1956 гг.)

4.

«СОПРОВОЖДЕНИЕ
АРХИТЕКТУРЫ»
Использование визуально замечаемых и легко узнаваемых
элементов архитектурного стиля
Неоклассицизм. Площадь культурного центра
имени Линкольна в Нью-Йорке, США (арх. Ф.
Джонсон, фирмы У. Гаррисона и М.
Абрамовица, 1962-1968 гг.)
Монументализм. Национальный музей
антропологии в Мехико, Мексика (арх. П. Р. Васкес,
1964 г.)

5.

«СОПРОВОЖДЕНИЕ
АРХИТЕКТУРЫ»
Использование визуально замечаемых и легко узнаваемых
элементов архитектурного стиля
Хай-тек. Променад Крейелшеймер в Мэрион Оливер
Мак Коу Холле, Сиэтле, штате Вашингтон, США (фирма
«Густафсон Гуфри Николь Лтд», 2003 г.).
Архитектура высоких технологий. Фонд
современного искусства Картье на бульваре
Распай в Париже (арх. Ж. Нувель, 1991-1994 гг.)

6.

Малый сад при архитектурном объекте
Сад на площади
перед зданием
Парадный двор
Внутренний двор

7.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
С АРХИТЕКТУРОЙ ЗДАНИЙ
«СОПРОВОЖДЕНИЕ
АРХИТЕКТУРЫ»
Использование визуально замечаемых и легко
узнаваемых элементов архитектурного стиля
«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
Интеграция
решения
или
единство
композиционного
«САМОДОСТАТОЧНОСТЬ»
Независимость композиционного решения.
В качестве доминанты выступает одна из
составляющих композиции.
Имеет свою собственную классификацию по
композиции

8.

«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
Рис.74. Веслако Юнит,
штат Техас, США (Г. Экбо,1939 г.)
ландшафт, равно как и архитектура составляющая процесса жизнедеятельности
людей: пространственная, социальная,
композиционная, функциональная,
трехмерная среда «для жизни».

9.

«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
Малый сад в интерьере здания
Малый сад на архитектурных
конструкциях
Сад на крышах
Зимний сад
Сады - террасы
Холл оранжерея
Малые
ландшафтные
композиции на
конструкциях
здания

10.

«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
Малый сад «промежуточных»
срединных пространств
«Серые зоны»
Правление банка в Фукуока на
острове Хонсю, Япония (К.
Курокава, 1975 г.)

11.

«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
• композиционная или физическая интеграция с
архитектурным объектом
• ландшафт и архитектура - части одной инженерной
системы, равноправно влияющие на общее архитектурное
решение
Сити Холл в Сиэтле штата Вашингтон, США (арх.: Базети, Б.К. Яксон,
ландш. арх.: Густафсон Партнеры и компания Свифт, 2003 г.).

12.

Схема 4. «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТИЛЬ» И ЕГО
«НАЦИОНАЛЬНЫЕ» ВЕРСИИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТИЛЬ»
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ»
В Северной и
Южной Америках
«МОДЕРНИЗМ
ГАРВАРДСКИХ
РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ»
Трехмерная
композиция;
функциональность,
«ландшафт для жизни»
«КАЛИФОРНИЙСКИЙ САД»
Обильное
использование
растительности,
ориентация на
восприятие композиции
с нескольких точек
Не привязанность к географии, к
архитектуре, историческому или
культурному
контексту;
совместная
работа:
синтез
искусств
и
взаимовлияние
культур
«КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ»
В Европе
Использование
местной
растительности, строительных
материалов, подчеркивающих
территориальный,
культурологический
и
исторический контекст.
«АМЕРИКАНОЯПОНСКИЙ САД»
Насыщенность
духовным смыслом
символической формы
«БРАЗИЛИАДА»
Использование новых
строительных материалов
для создания абстрактных
форм как в плане, так и в
объемах
«МЕКСИКАНСКИЙ
САД-РАНЧО»
Объединение
горизонтальных плоскостей
с вертикальными
элементами

13.

«КОМПОЗИЦИОННАЯ
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ»
В качестве тем выступает все
кроме художественного
образа архитектурного
сооружения:
«урбо-объекты»,
природа, местоположение,
функция,
исторический или
культурный контекст
проектируемой территории и
т.д.
Архитектура высоких технологий. Площадь перед
Музеем Искусств в Милуоки, штат Висконсин, США
(л.арх. Д. Килей, 1998 г.).

14.

«МОДЕРНИЗМ ГАРВАРДСКИХ
РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ»
Трехмерная композиция; функциональность,
«ландшафт для жизни»
Алкоа Фокаст Сад в Лос-Анжелесе, Калифорнии, США (Г. Экбо, 1956-1959 гг.)

15.

«КАЛИФОРНИЙСКИЙ САД»
Ловеджой Плаза
в Портланде,
штат Орегон,
США
(Л. Халприн,
1965 г.)
комната на открытом воздухе, обильное использование
растительности, ориентация на восприятие композиции с
нескольких точек

16.

«БРАЗИЛИАДА»
Использование новых строительных материалов для создания
абстрактных форм как в плане, так и в объемах
Фламенго парк в Рио-де-жанейро, Бразилии
(Р. Б. Маркс, 1950 г.)
Городской парк в Куала-Лумпур, Малайзии. (Р. Б.
Маркс, 1997 г.). Вид с Небесного моста

17.

«АМЕРИКАНО-ЯПОНСКИЙ САД»
Насыщенность духовным
смыслом символической
формы, соответствие
канонам «Син-Ге-Со», но в
северно-американской
флоре.
Площадь коммерческого центра в Коста Месса – «Калифорнийский сценарий», США
(И. Нагучи, 1980-1982 гг.). «Использование Воды»

18.

«МЕКСИКАНСКИЙ САД-РАНЧО»
Объединение горизонтальных плоскостей с вертикальными
элементами
Кристобал Стаблес недалеко от Мехико, Мексика (Л. Барраган, 1976 г.)

19.

«КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ»
Использование местной растительности, строительных
материалов,
подчеркивающих
территориальный,
культурологический и исторический контекст.
1. Нидерланды
2. Великобритания
Marsh Garden, in Dedemsvaart, Нидерланды (М.
Руз, 1960-е гг.)
Marsh Lane, Harlow, Англии (Ф.
Гибберд, с 1956 г.)

20.

3. Бельгия
4. Шотландия
Контик Сад в Антверпене, Бельгии (Ж. Вирц, 1988 г.)
Сад Малая Спарта в Шотландии
(Я. Г. Финлей, 1970-е гг.)

21.

5. Испания
Оллаури Сад в Ла Риохо, Испании (Ф.
Карунчо, 1985-1987 гг.)
С’Агаро сад в Каталонии, Испании (Ф.
Карунчо, 1987 г.)

22.

Философия деконструктивизма, структурализма, постмодернизма,
архитектуры высоких технологий адаптировалась в ландшафтной
архитектуре
ДЕКОСТРУКТИВИЗМ
УРБАНИЗМ
Парк Ла Виллет в Париже,
Франция (Б. Чуми, 1981-1989 гг.)

23.

ПОСТМОДЕРНИЗМ
Площадь Италии в НьюОрлеане, США
(арх. Ч. Мур, 1975-1980 гг.)
ПОСТМОДЕРНИЗМ

24.

Общественный центр «города науки» Цукуба,
близ Токио, Япония (арх. А. Исодзаки, 19781983 гг.)

25.

Площадь Торгового центра Рио в
Атланте, штате Джорджия, США
(М. Шварц, 1989 г.)

26.

СТРУКТУРАЛИЗМ
«СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ЛАНДШАФТ»
Площадь Национального банка
в Тампе, штате Флорида, США
(Д. Килей, 1988 г.)

27.

Парк Юнион банка в Цюрихе,
Швейцарии (С. Кноблич, С. Нотари)

28.

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Площадь перед Музеем Искусств в
Милуоки, штат Висконсин, США
(л.арх. Д. Килей, 1998 г.)
«ПОСТ-ВСЕГО»

29.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ,
СФОРМИРОВАВШИЕСЯ
ПОД ВЛИЯНИЕМ
АРХИТЕКТУРЫ
«ЛАНДШАФТ КАК
АРХИТЕКТУРА »
«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ»
«САМОДОСТАТОЧНОСТЬ»
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ
«СОПРОВОЖДЕНИЕ
АРХИТЕКТУРЫ»
КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ,
СФОРМИРОВАВШИЕС
Я ПОД ВЛИЯНИЕМ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО
Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
С АРХИТЕКТУРОЙ ЗДАНИЙ
Схема 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI
ВВ.
«ПРИРОДНАЯ
ЗРЕЛИЩНОСТЬ»
«НАТУРАЛИЗМ»
«ЭКОЛОГИЗМ»
«ИССЛЕДОВАНИЕ»
«ДИНАМИЧНОСТЬ»
«НОВАТОРСТВО»
«КУЛЬТУРНЫЙ
КОНТЕКСТ»
«ДУХ МЕСТА»
«ТРАДИЦИЯ»
«УРБАНИЗМ»
«АБСТРАКЦИЯ»
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТИЛЬ»
«ИНТЕРЬЕРНОСТЬ»

30.

«ИССЛЕДОВАНИЕ»
Использование нелинейных форм, открытие неизведанного, адаптация
культурных традиций, не характерных для данного региона.
Сад
грандиозного размышления в Шотландии (арх. Ч. Дженкс и М. Кесвик, 1980-е гг.)

31.

«НОВАТОРСТВО»
Сад Дизайнера в Ганновере,
Германия (арх. Л. Гернс, 1995 г.)
Комбинация новых материалов и форм с традиционными;
искусственное создание природные явления (тумана)

32.

«ТРАДИЦИЯ»
Современная интерпретация легко узнаваемых канонов садовопаркового искусства
Музей искусств Нельсона Аткина в Канзас Сити, США (арх. Д. Килей, 1988 г.)

33.

«АБСТРАКЦИЯ»
Использование неожиданных форм, цветов, фактур и их
сочетаний; замещение реального явления идеализированной
схемой
Сад для гостей в Санта-Монике, США (арх. Р. Пиззини, Л. Люксембург, 1991 г.)

34.

Схема 5. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЪЕКТОВ И КОМПОЗИЦИИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ТИПОЛОГИИ ОБЪЕКТОВ И КОМПОЗИЦИИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ
(градостроительный
аспект)
- найденное удачное
ландшафтное решение
становится образцом или
оправданием для
последующих случаев
подобного рода и создает
прецедент для введения в
практику проектирования
нового объекта
ландшафтной
архитектуры или
изменения методов
проектирования уже
существующих
«СЛЕДОВАНИЯ»
(архитектурный аспект)
– объекты
ландшафтной
архитектуры
функционально и
композиционно
зависимы от
архитектурного
объекта;
«ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ»
«ПРОТЕСТА»
(архитектурный аспект)
(архитектурный аспект)
– объекты
ландшафтной
архитектуры возникают
на уровне
формообразования
вследствие единого
функционального
процесса,
«физической» или
«композиционной»
интеграции открытых и
закрытых пространств;
– объекты
ландшафтной
архитектуры
развиваются
независимо от всех
видов сооружений,
как связующие звенья
между
разнородными
объектами городской
ткани

35.

Схема 6. СИСТЕМА ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ТИПОЛОГИЯ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ГРУППА ОБЪЕКТОВ,
СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВНИ:
РЕГИОНА
ГОРОДА
ГРУППА ОБЪЕКТОВ,
СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ
АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
ПЛАНИРОВОЧНОЙ
ЕДИНИЦЫ
ОБЪЕКТА
ГРУППА КОММУНИКАЦИОННЫХ
ОБЪЕКТОВ
ОБЪЕКТЫ:
•ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ
ПОСЕЛКИ
• МАЛЫЕ НАСЕЛЕННЫЕ
МЕСТА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ»
• НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ПАРКИ, ЗАПОВЕДНИКИ
• АНТРОПОГЕННЫЕ
ЛАНДШАФТЫ
• «ПАРКИ МИРА»
• ПАРКОВЫЕ ДОРОГИ
• «ГОЛУБЫЕ КОРИДОРЫ»
• «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
КОРИДОРЫ»
•МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАРК
•СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПАРК
• ЛИНЕЙНЫЕ ПАРКОВЫЕ
ОБЪЕКТЫ («ГОЛУБЫЕ И ЗЕЛЕНЫЕ
КОРИДОРЫ», «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
КОРИДОРЫ», БУФЕРНЫЕ ЗОНЫ
ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ,
ПРОМЕНАДЫ, САДЫ
ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
• МАЛЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИ
АРХИТЕКТУРЕ («КАРМАННЫЙ
ПАРК»)
• МАЛЫЙ САД
«ПРОМЕЖУТОЧНЫХ СРЕДИННЫХ
ПРОСТРАНТВ»
• САД НА КРЫШЕ
• МАЛЫЕ САДЫ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
ПЛАНИРОВОЧНЫХ ЕДИНИЦ
• КОЛЛЕКТИВНЫЙ САД
• КАРМАННЫЙ ПАРК
• ЛИНЕЙНЫЕ ПАРКОВЫЕ
ОБЪЕКТЫ
- ОБЪЕКТЫ, ВВЕДЕННЫЕ В ПРАКТИКУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.
• ВНУТРИПАРКОВЫЕ
«ЗЕЛЕНЫЕ» ПУТИ
• МАЛЫЕ САДЫ В ИНТЕРЬЕРЕ
ЗДАНИЯ (ХОЛЛ-ОРАНЖЕРЕЯ)
• МАЛЫЕ САДЫ НА
АРХИТЕКТУРНЫХ
КОНСТРУКЦИЯХ (МАЛЫЕ
ЛАНДШАФТНЫЕ
КОМПОЗИЦИИ)
English     Русский Правила