2.91M
Категория: ЛитератураЛитература

Век девятнадцатый, железный воистину жестокий век!

1.

2.

Век девятнадцатый, железный
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной безвездный
Беспечный брошен человек!..
Что ж человек?
- За рёвом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?

3.

4.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
988 г. Принятие христианства
988 г.
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII
XVIII
XIX
1893 г. «Палата № 6»
А.П. Чехов
XX
XXI

5.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Достоверное изображение
действительности
Особый интерес к социальной тематике
В центре внимания – личность и её связи с
социальной средой

6.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРНОГО МЕТОДА
Стремительное
цивилизации
Стремительноеразвитие
развитие цивилизации
Открытия
в различных областях
областях науки
и техники
Открытия
в различных
науки
и техники
Философия Л. Фейербаха «Религия человека»
и «Капитал» К. Маркса
Произведения о человекебунтаре, который отвергает
христианский гуманизм
Достоевского и толстовскую
идеологию о непротивлении зла
насилию
Декадентские (упаднические)
мысли об обречённости человека
м неминуемой гибели цивилизации
Угасание идеологии «народничества»
А.П. Чехов «Ионыч»
М. Горький «Жизнь Клима Самгина»

7.

8.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
XX ВЕКА
1- й период Конец XIX века – 1917 год
2- й период 1917 г. – 1941 г.
20-е годы и 30- е годы
3- й период 1941 г. – 1953 г.
4- й период 1953 – 1960
5 –й период 1960 – 1986
6- й период – «новейшая литература»
Эмигрантская литература

9.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1-ГО ПЕРИОДА
1892 г. Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о
новых течениях современной русской литературы»:
«…быть или не быть в России великой русской
литературе, т.е. воплощению народного сознания».
Многообразие художественных форм НЕ ТОЛЬКО в
литературе, но и в искусстве в целом (кубисты,
экспрессионисты, лучисты, интувитуисты и т.д.).
Симфоничность и многоголосие в отличии от
литературного процесса XVIII- XIX веков.
«Кризис романного жанра»
Критический реализм, модернизм, серебряный век

10.

ЛУЧИЗМ

11.

КУБИЗМ

12.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

13.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 2-ГО ПЕРИОДА
20-Е ГОДЫ
Зарождение советской литературы
20- е годы «иллюзия», что возможно многообразие в
художественном творчестве ( «Перевал», «Кузница»,
«ЛЕФ», «Серапионовы братья», «ОБЭРИу»)
Смерть Александра Блока
Расстрел Н. Гумилёва
Самоубийство С. Есенина, В. Маяковского

14.

ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВА (ЛЕФ)
Основные
принципы
деятельности
ЛЕФа

литература
факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности),
производственное искусство, социальный заказ (Маяковский, Асеев,
Кушнер и т.д.)

15.

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ
Название литературного содружества «Серапионовы
братья» заимствовано из сборника новелл немецкого
романтика Э. Т. А. Гофмана, в которых фигурирует имя
пустынника Серапиона. (Федин, Тихонов, Слонимский,
Зощенко, Каверин)
В своих декларациях объединение в противовес
принципам пролетарской литературы подчёркивало
своё безразличие к политичности автора, главное для
них было качество произведения («И нам всё равно, с
кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунинписатель, автор „Господина из Сан-Франциско“»).

16.

ОБРЭИУ
Объединение Реального Искусства (Хармс,
Заболоцкий, Олейников)
Последнее заседание состоялось 1апреля 1930г.
Объединение признано как «заумное жонглёрство»,
«протест против диктатуры пролетариата» и «поэзия
классового врага».

17.

НА СТОРОНЕ ПОБЕДИВШЕГО ПРОЛЕТАРИАТА
Максим Горький и А. Блок
Пролеткульт
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
Литературные кафе (устное слово заменяется печатным)
Расцвет поэтического творчества (Маяковский, Есенин, Асеев,
Мандельштам)
Тема гражданской войны (И. Бабель «Конармия», «Одесские
рассказы» А. Фадеев «Чапаев», «Разгром»)
Революционная драма (Б. Лавренёв «Любовь Яровая», М.
Булгаков «Дни Турбиных», В. Маяковский «Мистерия-Буфф»)

18.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 2-ГО ПЕРИОДА
30-Е ГОДЫ
Смена многоголосия монологическим типом культуры.
Принцип «партийности» литературы:
литература не может быть индивидуальным делом.
Писатель – представитель определённого класса,
приверженец тех или иных политических взглядов.
1934 г. Съезд Союза советских писателей: утверждение
метода социалистического реализма.
Произведения, не укладывающиеся в рамки этого метода
остались лежать в авторских столах до 80-х годов (феномен
«возвращённой литературы» - Б.Пастернак, М. Цветаева»)

19.

НОВЫЕ ТЕМЫ ЛИТЕРАТУРЫ 30-Х ГОДОВ
Тема гражданской войны на второй план, но не уходит
из литературы (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Производственный роман (Гладков «Цемент», Катаев
«Время вперёд», К. Паустовский «Кара-Бугаз»)
Коллективизация сельского хозяйства (Платонов
«Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», Шолохов
«Поднятая целина», Твардовский «Страна Муравия»
Роман воспитания (Макаренко «Педагогическая
поэма», Каверин «Два капитана», Островский «Как
закалялась сталь»

20.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН (30-Е ГОДЫ)
А.Толстой «Пётр I», «Хождение по мукам»
В. Шишков «Емельян Пугачёв»
О. Форш «Радищев»
Б. Ян «Чингиз-хан»
Ю. Тынянов «Кюхля»
Новиков-Прибой «Цусима»
С. Бородин «Дмитрий Донской»
А. Степанов «Порт-Артур»

21.

САТИРА ВТОРОГО ПЕРИОДА (20-30 ГГ.)
И.Ильф, Е. Петров « Двенадцать стульев», «Золотой
телёнок»
М. Зощенко Рассказы, фельетоны
Е. Шварц «Тень», «Дракон»
В. Маяковский «Баня», «Клоп»

22.

Постреволюционные романтики
Ю. Олеша «Три толстяка», «Зависть»
А. Грин «Бегущая по волнам», «Алые паруса»
Природоведческие повести М. Пришвина
РАСЦВЕТ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К. Чуковский
С. Маршак
А. Гайдар
Б. Житков
В.Катаев

23.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 3-ГО ПЕРИОДА
Литература ВОВ. Послевоенная
Публицистика А. Толстого, очерки И. Эринбурга,
«Февральский дневник», «Ленинградская поэма» О.
Бергольц, «Василий Тёркин» А. Твардовского, М. Алигер
«Зоя», лирика В. Лебедева-Кумача, К. Симонова, А.
Суркова, М. Исаковского
Инерционный период развития.
НО в военные годы формируется личностное и
национальное самосознание

24.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4-ГО ПЕРИОДА
Литература оттепели
Возвращение произведений М. Булгакова,
О. Мандельштама, М. Зощенко, Б. Пастернака, М.
Цветаевой).
Новые литературные журналы и новые литературные
направления: «лейтенантской» «деревенской», «городской»
прозы.
«Поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А.
Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной, Е.
Евтушенко, Б. Окуджавы.

25.

НОВЫЕ ЖАНРЫ
Авторская песня
Научная фантастика
Андеграунд («подполье») – публиковали свои
произведения за рубежом (Б. Пастернак, В.
Войнович, В. Шаламов)
Феномен «самиздата» (А. Солженицын, Б. Ерофеев)

26.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5 -ГО ПЕРИОДА
Литература стагнации («застоя»)
Нобелевская премия М. Шолохову и А. Солженицыну
Расцвет лирики И. Бродского (эмигрировал в 1972 г.)
Дальнейшее развитие «лейтенантской», «городской»,
«деревенской» прозы ( «А зори здесь тихие», «Ветеран», «В
списках не значился», «Завтра была война» Б. Васильев»; «Царьрыба», «Людочка» В. Астафьев; «Зубр», «Иду на грозу» Д. Гранин;
«Прощание с Матёрой», «Живи и помни» В. Распутин, «Судьба»,
«Имя твоё» Проскурин, «Обмен» Ю. Трифонов)

27.

ФЕНОМЕНЫ ЛИТЕРАТУРЫ «ЗАСТОЯ»
Литература народов СССР на русском языке
(«Кролики и удавы», «Сандро из Чегема», «Созвездие
Козлотура» Ф. Искандер, «Прощай, Гульсары!»,
«Топрлёк мой в красной косынке», «Первый учитель»,
«И дольше века длится день», «Плаха», «Белый
пароход» Ч. Айтматов)
Феномен «женской» прозы (Т. Толстая «Кысь»,
«Оккервиль», В. Токарева «Когда стало немного
теплее»)

28.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6-ГО ПЕРИОДА
Новейшая литература
Возвращение литературы А. Платонова, М. Булгакова,
В. Набокова , Е. Замятина, В. Войновича, С. Довлатова,
В. Гроссмана, В. Шаламова, А. Солженицына, поэтов
«серебряного века».
В. Сорокин, З. Прилепин, Б. Акунин (памфлет,
антибуржуазный пафос, российский бестселлер)
Феномен абсурда В. Пелевина (от «Омон Ра», «Жизнь
насекомых» и «Чапаев и пустота» до «Любовь к трём
Цукербринам»

29.

ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература изгнания
Первая, вторая, третья волна
Третья волна: В. Аксёнов, И. Бродский, С.
Довлатов, В. Войнович, А. Галич, С.
Алексиевич, В. Быков
English     Русский Правила