16.69M
Категория: ЛитератураЛитература

«Уроки доброты» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1.

«Уроки доброты» в
рассказе В.Г. Распутина
«Уроки французского»

2.

О писателе
Григорьевич Распутин (1937-2015) –
советский писатель и публицист, общественный
деятель. Один из наиболее значительных
представителей «деревенской прозы».
!!! Валентин
Жизнь
Валентина Григорьевича Распутина в
юношеские годы была полна трудностей и
невзгод, которые нашли свое отражение в
творчестве писателя.

3.

!Из истории создания
рассказа «Уроки
французского»
Произведение посвящено матери
близкого друга писателя Александра
Вампилова - учительнице Копыловой
Анастасии Прокопьевне.

4.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ
По признанию автора, рассказ автобиографичен, именно детские впечатления легли в
основу рассказа. После окончания 4-хлетней школы в родном селе Распутин переехал
в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый
период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование,
невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского
мальчика одноклассниками.
В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя
учительницы, ее фамилия - Молокова), которая помогала мальчику, посылала посылки
и играла в “пристенок”.
После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла
долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с
Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые
помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился
чудеснейший рассказ.

5.

Композиция и конфликт
Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен
на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура
произведения «Уроки французского» классическая:
1.
Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
2.
Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать
главному герою в чужом городе.
3.
Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду
от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения
персонажей на новый уровень.
4.
Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет
учительницу.
5.
Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе
героев.
В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с
несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут
губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

6.

Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
Писатель говорит о нравственном, духовном
опыте человека как наиболее ценном, чем
владеют люди, что скрепляет поколения.

7.

О каком времени пишет Распутин?
Как живется людям в это время?
Действие происходит в 1848 году (послевоенное время):
"...в скором будущем, как залечим раны войны, для всех
обещали счастливое время..."

8.

В селе страшный голод. Как пытаются
выжить дети?
Дети ели глазки
проросшей картошки и
зерна овса и пшеницы и
запивали водой из реки
Ангары – думали, что
урожай прорастет в
животе и не будет не так
голодно.

9.

Кто является героем-повествователем?
Что мы о нем знаем?
Ему 11 лет
Отца нет, детей растит мать. В семье
трое детей, герой – самый старший.
Учился хорошо,
Помогал односельчанам с письмами
и облигациями. Его считают
«башковитым», умным.

10.

Почему герой поехал один в райцентр? Почему так
рано началась самостоятельная жизнь героя?
Мать отправила его
учиться, так как в родном
селе есть только
начальная школа.

11.

С какими трудностями пришлось столкнуться
мальчику на первых порах самостоятельной жизни?
• трудности с французским языком
из-за деревенского произношения;
• сильная тоска по родному дому, по
маме;
• постоянно недоедал, хотелось есть
даже во сне,
«так мне было плохо, так горько и постыло!»

12.

Почему герой не уехал домой, когда мать
его хотела забрать, видя страдания сына
Герой проявляет сильный
характер и ответственность.
Он хочет оправдать
надежды матери, которые
она возлагает на его учебу.

13.

Почему герой голодает, живя в семье
у тёти Нади?
У него кто-то из детей тёти
Нади крадет еду, которую
привозит ему мать.
Почему герой ничего не
рассказал об этом
матери? Найдите его
мысли об этом

14.

Сделаем вывод о герое
• Одинокий, диковатый, скромный и очень
способный ученик. Живёт отдельно от
семьи, по которой очень тоскует.
• Упорный, терпеливый, с сильным
характером.
• Несмотря на голод и отсутствие денег,
учёбы в школе не бросает, старается
оправдать доверие семьи.
Самостоятельный и умный не по годам.
• Гордый, не жалуется, не плачет,
мужественно переносит все испытания.

15.

Как получилось, что герой
рассказа стал играть на деньги?
Зачем он стал играть в «чику»?
Ему нужны деньги, чтобы каждый
день покупать молоко,
жизненно необходимое ему при
малокровии.

16.

За что героя избили во врем игры в «чику»?
Как ведут себя мальчишки и как ведет себя герой?
«Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на
Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня
головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь.
Едва вскочил, на меня опять вскочил Птаха. Можно было
еще вырваться и убежать, но я почему-то не думал об
этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не
защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала
кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая
одно и то же:
- Перевернул! Перевернул! Перевернул!»
Они били меня по очереди, один и второй, один и второй.
Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам,
потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался
только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те
минуты мне казалось это позором.»

17.

За что героя избили во врем игры в «чику»
Как ведут себя мальчишки и как ведет себя
герой?
Какие качества проявляет
главный герой?

18.

Почему герой никому не рассказал
о том, что его избили?
«За игру на деньги у нас в два счета
могли выгнать из школы»
Какая была реакция у
учительницы Лидии Михайловны,
когда Тишкин предательски всё
рассказал? Какое качество она
проявила?
Понимание!

19.

Почему герой боится попасть к
директору?
Директор сух, прямолинеен,
резок, невнимателен к людям.
Ко всем подходит с одной
меркой. Директор
«допрашивал» провинившихся
до тех пор, пока они не заплачут,
«лишь после этого он
успокаивался».

20.

Как повела себя Лидия Михайловна, узнав о игре
на деньги?
• Решила выяснить
причину проступка.
• Не ругает
• Разговаривает с
учеником
• Проявляет понимание!

21.

Найдите разницу в портретах героев
Лидия Михайловна
Мальчик

22.

Найдите разницу в портретах героев
С чем она связана?
Лидия Михайловна
… аккуратная, вся умная и красивая,
красивая и в одежде, и в своей женской
молодой поре, которую я смутно
чувствовал, до меня доходил запах духов
от нее, который я принимал за самое
дыхание; к тому же она была
учительницей не арифметики какойнибудь, не истории, а загадочного
французского языка, от которого тоже
исходило что-то особое, сказочное,
неподвластное любому-каждому, как,
например, мне.
Мальчик
тощий диковатый мальчишка с
разбитым лицом, неопрятный без
матери и одинокий, в старом,
застиранном пиджачишке на обвислых
плечах, который впору был на груди, но
из которого далеко вылезали руки; в
перешитых из отцовских галифе и
заправленных в чирки марких светлозеленых штанах со следами вчерашней
драки.

23.

Почему герой нарушает слово не играть
на деньги?
«В те дни мне
пришлось
совсем плохо…»,
«мне все время
хотелось есть…».

24.

Почему Лидия Михайловна решила
давать герою дополнительные уроки?
Только чтобы
помочь ему с
французским
языком?

25.

Понаблюдайте за чувствами героя,
который находится в квартире
учительницы
Почему мальчик себя так чувствует?
Я шел туда как на пытку
Я буквально каменел и
боялся дышать
Меня приходилось
передвигать, словно вещь
Забившись в угол…
Заставляла меня
вздрагивать и замирать
Я никак не мог поверить, что сижу у нее в
доме, все здесь было для меня слишком
неожиданным и необыкновенным, даже
воздух, пропитанный легкими и незнакомыми
запахами иной, чем я знал, жизни. Невольно
создавалось ощущение, словно я
подглядываю эту жизнь со стороны, и от
стыда и неловкости за себя я еще глубже
запахивался в свой кургузый пиджачишко.

26.

Найдите портрет Лидии Михайловны
лет двадцать пять или около того;
правильное и потому не слишком живое
лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них
косинку, глазами;
тугую, редко раскрывающуюся до конца
улыбку и совсем черные, коротко
остриженные волосы.
Но при всем этом не было видно в ее лице
жесткости, а было какое-то осторожное, с
хитринкой, недоумение, относящееся к ней
самой и словно говорившее: интересно,
как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

27.

История с посылкой
Прочитайте эпизод и ответьте на
вопросы:
Как мальчик
догадался, что
посылка не от
матери?

28.

История с посылкой
Почему мальчик не
взял посылку с
продуктами, хотя
был голоден?

29.

Перечитайте эпизод, когда герой
возвращает посылку Лидии Михайловне.
Понаблюдайте за героями
— Почему ты решил, что это я?
— Потому что у нас там не бывает никаких
макарон. И гематогену не бывает.
— Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась
так искренне, что выдала себя с головой.
— Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и
попыталась меня обнять, но я отстранился. от
нее.
— Действительно, надо было знать. Как же это
я так?! — Она на минутку задумалась. — Но
тут и догадаться трудно было — честное слово!
Я же городской человек.

30.

Как учительница объяснила герою,
почему собрала эту посылку?
— Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что
плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня
хороший обед. Почему я не могу тебе помочь единственный раз в жизни?
Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми.
Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе
сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда,
наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе
бросать нельзя.
Желание помочь и поддержать!

31.

Почему Лидия Михайловна решилась на игру
со своим учеником?
Она поняла, что
помощи мальчик не
примет, и решила
использовать известное
ему средство – игру на
деньги.

32.

Что говорит о себе Лидия Михайловна?
Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей,
учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя, — Лидия
Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в
окно. — Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и
букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное —
не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. — Она
встряхнулась и сразу повеселела. — А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со
мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь
мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут,
бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а
когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за
стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек. Ни в коем случае нельзя,
чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».

33.

Чем закончилась вся эта игра на
деньги?
Директор разоблачил их и
уволил учительницу с работы
за не педагогический
поступок. Лидия Михайловна
вынуждена была уехать на
Кубань.

34.

Забыл ли мальчик свою учительницу?
Почему?
Мальчик помнил свою учительницу всю жизнь. Он
получил от Лидии Михайловны урок бескорыстной
доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла
мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу,
поддерживать и помогать, разделять горе и радость,
избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть
доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные
ценности. Уроки французского оказываются уроками
доброты.

35.

Что получил герой в последней
посылке?
Окончание рассказа говорит о том,
что даже после расставания связь
между людьми не нарушается,
доброта не исчезает: «Среди зимы,
уже после январских каникул, мне
пришла в школу по почте посылка… в
ней лежали макароны и три красных
яблока… Раньше я видел их только на
картинке, но догадался, что это они».
Обыкновенное чудо!
English     Русский Правила