2.98M
Категория: ИсторияИстория

Образ Петра I в культуре

1.

Образ Петра I в культуре
К 350-летию со дня рождения императора Петра I 9 июня 1672 г.
Презентацию подготовила
учитель истории МАОУ
«Лицей гуманитарных наук»
г.Саратова
Петрова Ирина Алексеевна

2.

Литература.
А.С.Пушкин «Медный всадник» 1833
Поэма «Медный всадник» написана
А.С.Пушкиным в 1833 г. в Болдино. Не
разрешена к печати Николаем I. С
цензурными изменениями
опубликована в 1837 г. Без цензурных
изменений в 1904 г.
Иллюстрации к «Медному всаднику»
Александра Николаевича Бенуа,
художника-символиста, одного из
организаторов художественного
объединения «Мира искусства» .
Бенуа работал над иллюстрациями
долгие годы с 1903 по 1922 г. Они до
сих пор считаются лучшими к
последней поэме А.С.Пушкина

3.

Иллюстрации к поэме «Медный
всадник» Александра Бенуа

4.

А.С.Пушкин «Арап Петра Великого»
1827 г.
• Незаконченный исторический роман А.С.Пушкина. В
центре повествования его прадед – Абрам (Ибрагим)
Петрович Ганнибал – подаренный Петру I арап – стал
сподвижником Петра, «Птенцом гнезда Петрова»
• В 1976 году популярный и талантливый советский
режиссёр Александр Наумович Митта по мотивам
пушкинского произведения создал фильм «Сказ про то,
как царь Пётр арапа женил», который сразу обрёл
широкую популярность.
• В роли арапа снимался Владимир Семенович Высоцкий

5.

Алексей Николаевич Толстой «Петр
I» 1934-1945
• Незаконченный исторический роман А. Н.Толстого (события
1682 - 1704 гг.)
Среди выведенных в романе событий и личностей — Азовские
походы, Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её
возлюбленный Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс.
Несколько идеализированный царь раз за разом демонстрирует волю,
энергию, любознательность и упорный характер; он бьётся за свои решения,
часто не исполняемые лукавыми и ленивыми приближёнными. Чувства и
жизни отдельных людей щедро приносятся в жертву ради триумфа
государственных интересов
В советское время «Пётр Первый» позиционировался как эталон
исторического романа в духе социалистического реализма. Автор проводит
параллели между Петром Первым и Сталиным, на примере Петра
оправдывая слом традиционного общества любой ценой и «основанную на
насилии систему власти»

6.

Экранизации романа А.Н.Толстого
«Петр I»
• Экранизации
• «Пётр Первый» (1937—1938 годы)
режиссер Владимир Михайлович
Петров
• «Юность Петра» (1980 год)
режиссер Сергей Аполлинариевич
Герасимов
• «В начале славных дел» (1980 год)
продолжение режиссер Сергей
Герасимов

7.

Юрий Герман «Россия молодая»
1952 год
«Россия молодая» (1981—1982) —
советский 9серийный телевизионный
художественный фильм, снятый
режиссёром Ильёй Гуриным по
заказу Государственного комитета
СССР по телевидению и
радиовещанию, Вторым
творческим объединением
на Центральной киностудии
детских и юношеских фильмов
имени М. Горького,
по одноимённому роману Юрия
Германа. Действие фильма
разворачивается в эпоху Петра I, в
первые годы XVIII века, и
заканчивается событиями 1702
года.
«Россия молодая» (1981—1982) —
советский 9серийный телевизионный
художественный фильм, снятый
режиссёром Ильёй Гуриным по
заказу Государственного комитета
СССР по телевидению и
радиовещанию, Вторым
творческим объединением
на Центральной киностудии
детских и юношеских фильмов
имени М. Горького,
по одноимённому роману Юрия
Германа. Действие фильма
разворачивается в эпоху Петра I, в
первые годы XVIII века, и
заканчивается событиями 1702
года.

8.

Дмитрий Сергеевич Мережковский
«Антихрист. Петр и Алексей»1905 г.
Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в
историю как один из основателей русского символизма, основоположник
нового для русской литературы жанра историософского романа
Как отмечал о.Александр Мень, в своём богословско-философском романе
о Петре I автор рисует последнего «воплощённым антихристом», во
многом — под влиянием соответствующего представления, бытовавшего
в раскольнической среде. Носителем веры изображён здесь царевич Алексей,
который, беседуя с Лейбницем, на вопрос: «Почему у вас в России всё так
неблагополучно?» — отвечает: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас —
Христос»
«Царевич Алексей» — художественный фильм Виталия Мельникова 1997
года о драме взаимоотношений Петра I и его сына Алексея Петровича. По
сюжету романа Д. С. Мережковского «Пётр и Алексей».
Первый фильм исторической трилогии Виталия Мельникова «Империя.
Начало».

9.

Образ Петра I в скульптуре
Бартоломео Карло Расстрелли. Бюст Петра I. 1723
Бронзовый бюст Петра I является самым
совершенным произведением Растрелли.
Портрет уникален своей достоверностью, так
как при работе над образом скульптор
использовал восковой слепок с лица
императора, снятый в 1719 году.
Приемы стиля барокко — стремительный поворот
головы, впечатление порывистого ветра,
отбрасывающего назад пряди волос и
развевающего кружевной шарф и горностаевую
мантию, блестяще использованы мастером для
передачи целеустремленности, энергии, силы
характера Петра I.
Бюст был отлит в 1723 году, но только через шесть лет
гравер Семанж, работавший под наблюдением
Растрелли, завершил прочеканку деталей
одежды, а так же изображений на щитках
панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского
сражения и аллегорическая композиция,
представляющая Петра Великого скульптором,
создающим статую новой России.
Бюст хранится в Аполлоновой зале Зимнего дворца

10.

Бартоломео Карло Расстрелли
Конный памятник Петру I перед Михайловским
замком в Санкт-Петербурге. Барокко
• Создание 1716-1724
• Отлит после смерти мастера
в 1745-1746 гг.
• Установлен перед
Михайловским замком в
1800 г по указанию Павла I с
надписью «Прадеду
Правнук»
• Стиль барокко
• Петр I в образе римского
императора с жезлом
полководца
• Первый конный монумент в
истории русского искусства

11.

Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I.
1768-1770 Классицизм
Создание 1768-1770
Отливка 1777-1778
Открытие 1782
Голову статуи лепила ученица этого
скульптора, Мари Анн Колло. Змею по
замыслу Фальконе вылепил Фёдор
Гордеев. Отливка статуи
осуществлялась под руководством
литейных дел мастера Екимова
Василия Петровича и была закончена
в 1778 году. Архитектурнопланировочные решения и общее
руководство осуществлял Юрий
Фельтен.
Гром-ка́мень — мегалит, ставший
основой пьедестала Медного
всадника.
Название «медный» закрепилось за
ним благодаря
поэме А. С. Пушкина «Медный
всадник»

12.

Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I.
Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной
лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор.
Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и
лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и
всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей
шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем.
Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых Петром I трудностей, а
введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по
обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного
коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы».
И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль
Петра как полководца-победителя.
Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной
стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» — с другой, подчёркивая тем
самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между
деяниями Петра и собственной деятельностью.

13.

Шемякин Михаил Михайлович
Памятник Петру I в Петропавловской крепости в СанктПетербурге 1991
скульптор начал увеличивать
пропорции тела Петра I в 1,5 раза,
не меняя размер головы, и таким
образом пришёл к пропорциям
русских икон. Лицо скульптуры
было сделано на основании
известной подлинной восковой
маски с лица Петра и «Восковой
персоны»,
выполненных Б. К. Растрелли и
хранящихся в Эрмитаже.
вызывает неоднозначную реакцию,
поскольку пропорции тела были
увеличены в 1,5 раза, и маленькая
голова Петра I вместе с длинными
пальцами рук придают всей
композиции гротескный вид

14.

М.С.Шемякин Царская прогулка. Стрельна.
Близ Санкт-Петербурга 2003
На подиуме, облицованном
гранитом и огороженном
бронзовой балюстрадой,
установлены скульптурные
изображения Петра I, его супруги
Екатерины I, низкорослого шута и
двух борзых. Рядом стоит кресло и
с каждой стороны — декоративные
бронзовые пушки. На боковой
поверхности подиума — 12
маскаронов, изображающих львов
и «слуг сатаны».
Работа выполнена в гротескном
стиле (гротеск — это прием
преувеличения и резких
контрастов, в фантастическом или
уродливо-комическом виде).
Фигуры Петра и Екатерины, можно
сказать, гигантские. Низкорослый
шут в широкополой шляпе — это
Яким Волков.

15.

Церетелли Зураб Константинович
Памятник Петру I (официальное название — Памятник «В
ознаменование 300-летия российского флота») 1997
• На насыпном острове
Москвы-реки
• Высота 98 м, фигура
Петра I 18 м

16.

Образы Петра I в живописи
Никитин Иван Никитич. Портрет Петра I. (Портрет Петра I.
в круге) 1720-е г ГРМ – Государственный Русский музей
• И.Н.Никитин –
основоположник русской
портретной живописи
• Камерный портрет
• С полотна Никитина
смотрит обычный
человек, которому
свойственна и усталость,
и мягкость. Тонкий
психологизм может быть
объяснен близостью
художника к царю

17.

И.Н.Никитин
Петр I на смертном одре. 1725

18.

«Полтавская баталия»
• Мозаика Михаила
Васильевича
Ломоносова
«Полтавская баталия»
в здании Академии
наук. Санкт-Петербург
1762-1764 гг

19.

Николай Николаевич Ге
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в
Петергофе. 1871. ГТГ Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина была написана Ге к 1-й
выставке Товарищества передвижных
художественных выставок
(«передвижников»), открытие которой
состоялось в Петербурге в ноябре 1871
года. В частности, актуальность
выбранной художником темы была
связана с приближавшимся в то время
200-летним юбилеем Петра I (1672—
1725).
Ещё до выставки картина была куплена
у автора Павлом Третьяковым.
Николай Ге написал несколько
авторских повторений картины, одно из
которых было
приобретено Александром II — в
настоящее время оно принадлежит
коллекции Государственного Русского
музея.

20.

Валентин Серов Петр I. 1907. Историческая
живопись. Символизм. ГТГ
В центре полотна представлен сам
правитель – высокий и статный, он на две
головы выше своей свиты. Государь шагает
твердой уверенной поступью, осматривая
развернувшуюся стройку. Перед ним –
будущий город Петербург. На
противоположном берегу Невы высится
игла Петропавловского собора, но вместо
широкой набережной пока земляная
насыпь, а вместо домов и дворцов –
строительные леса. Петр лично следит за
стройкой, контролирует как выполняются
его указы, как новый город растет
буквально на глазах.
Вслед за ними идут вельможи – они
буквально согнулись пополам, пытаясь
укрыться от пронизывающего ветра. При
этом, государь не испытывает никаких
неудобств по поводу погоды, что еще раз
доказывает его исключительность.
на пристани стоят корабли с высокими
мачтами. Это –начало Русского флота,
великого и непобедимого
English     Русский Правила