Похожие презентации:
Судьба земляков репрессированных в 30-50-е годы
1.
МБОУ «Зун-Муринская СОШ»Школьный музей
Проект
Судьба земляков
репрессированных в 30-50-е
годы
п.Зун-Мурино
2021
Авторы: Папаева Аюна
Долевич Карина
Руководитель: Молокшонова
Светлана Сыреторовна.
2.
Всем, кто клеймён был статьёю полсотнивосьмою,
Кто и во сне окружён был собаками, лютым
конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был облечён на тюремную робу до гроба,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
А.Ахматова
3.
Молокшонов Лопсон Сыденович(1889 – 1975)
Родился в 1888 году в с. Хулыры,
Тункинского района, в крестьянской семье.
По образованию был грамотным,
знал
монгольский
и тибетский языки. До
репрессии служил ламой в Кыренском
дацане. Как и многие ламы, по ложному
доносу, был арестован 8 июня в 1931 году.
Осужден 31 мая 1932 года по статье 58-4,
11УК РСФСР тройкой при ПП ОГПУ ВСК и
приговорен к 5 годам ИТЛ, ссылку отбывал в
Иркутской области.
После ссылки долгое
время проживал в разных местах Иркутской
области. После возвращения Лопсон лама был
зачислен в Иволгинский дацан к официальной
духовной деятельности. Умер в 1975 году. Реабилитирован 4 апреля в 1989
году прокуратурой Иркутской области. Книга Памяти Иркутской области.
4.
Зарбуев Жалсап Санданович(1893-1965)
Родился в 1893 году в многодетной
крестьянской семье
в с.Оёор-Шанаа
Тункинского района. В возрасте 5-7 лет был
отдан в хувараки
Кыренского дацана. 28
августа 1933 года был арестован тройкой ПП
ОГПУ. 26 сентября 1933 года приговорен к 10
годам лагерей, по ст. 58-4. 11 УК РСФСР
Северного края. Отбывал
наказание в г.
Воркута Коми АССР. Освобожден 28 августа в
1943 году. Жил у своих родственников в
с.Шанай.
Источник: Книга Памяти Республики Коми.
5.
Дальбаков Дандар Пажеевич(1883-1967)
Дандар Пажеевич был репрессирован
в
Беломорско-Балтийский
канал,
отбывал наказание в Архангельской
области,
потом
в
Тайшетский
исправительно-трудовой
лагерь
Управления
исправительно-трудовых
лагерей и колоний Управления НКВД по
Иркутской области.
Дети Дандар Пажеевича: Бадма, Еграф,
Аюша, Доржо и Дулма тоже были
подвергнуты политическим репрессиям
в разных лагерях того времени.
6.
Дальбакова Бадма – с.ШанайДальбаков Еграф – с.Шанай
Дальбаков Аюша – с.Шанай
Дальбаков Алексей Иванович – 1916г., село Шанай
Дальбакова Дарья Гармажиевна – родилась в с.Шанай
Манзарханов Аюша Дагбаевич – 1886 г., с.Зун-Мурино
Манзарханова Анжива Жемьяновна – 1891г., с.Зун-Мурино
Дригенов Лыксык Гомбоевич с. Шанай
Дылгеров Балдан Сыденович – 1896г. с.Зун-Мурино
Онхонов Шойроп с.Шанай
Мантуров Шагдар с.Шанай
Зарбуев Базар Бадмаевич с.Шанай
7.
Молокшонов Данжа Сыдыпович(1897)
Родился в 1897 году в с. Шанай Тункинского
района Бурят-Монгольской Республики. Работал в
колхозе «Улан-Шанай», был женат, 2 детей.
Арестован 24 февраля 1938 года. Дело рассмотрено
Тройкой НКВД БМАССР 9 марта 1938 года по ст.
58-10. По решению суда был заключен на 10 лет в
ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой БурАССР 4
сентября 1989 года. Архивное дело 1537. Книга
Памяти Бурятии т. 4
8.
Дригенова Дулма Лыксыковна9.
Уникальное фото 1904 годаНа фото сидит слева Коняков Самбу.
Сидит справа – Байшников Данзын.
Стоит слева – Шонхоров Зунды.
В середине сидит Лопсон Манзарханов
Справа сын Лопсона Манзарханова
Гарма
10.
Манзарханов ЛопсонДо революции Лопсон Манзарханов был главой Торской
инородческой управы. Когда в конце 1920-х годов началось создание
коммун, общих хозяйств, то Лопсон не захотел расставаться с
нажитым. Его добро отобрали и сослали его в Туруханск, в
Красноярский край. Умер в Туруханске. Его единственный сын Гарма
на скачках очередного праздника наадан, упал с коня и умер.
Коняков Самбу сидит на фотографии слева от Лопсона. Он был
ламой. У него был дуган, куда ходили жители улусов. В конце 1920-х
годов начались репрессии лам, началось уничтожение дацанов, дуганов.
Почувствовав, что скоро придут и за ним, Самбу лама взял своих
бурханов, изображения святых, священные книги, вместе с
родственником Коняковым Будой спрятали в местности Маргасан. Сам
на коне ушел в Закамну, чтобы оттуда уйти в Монголию. С тех пор его
не видели.
11.
Шонхоров Зунды (стоит слева, слайд 9) был родовымстаростой в улусе Шонхор, был зажиточным человеком.
Был репрессирован в Красноярский край, откуда он не
вернулся.
Байшников Данзан (слайд 9) был родовым старостой
в улусе Осо. Был зажиточным человеком. Как и все другие ,
тоже не оставил потомков. Его скот конфисковали. Самому
пришлось уехать. О его дальнейшей судьбе неизвестно.
Вот так трагически сложилась судьба этих людей. Их
судьба похожа на миллионы других судеб, живших в то
время.
12.
Данжеевы Упхон Арданович и Лопсон АрдановичУпхон Арданович 1884 года рождения и его младший брат
Лопсон-Шенон 1887 года рождения, были репрессированы в
1931 году. Упхон Ардановича арестовали как зажиточного
крестьянина, так как был очень трудолюб, имел много скота и
был хозяйственным. Дед Упхон Арданович в ссылку взял свою
семью: жену Дулму, старшего сына Дамнина, младшего Бадму
и дочь Буда. А третьего сына Жамсарана Упхон оствавил у
своего среднего брата Шойдоба. А Лопсон –Шенон был габжа –
ламой Кыренского дацана с 1907 по 1931 год, не был женат.
Лопсон габжа-лама был очень образованным человеком, имел
ученую степень в медицине, знал старомонгольский язык.
Ссылку оба братья отбывали в Баргузинском районе в селе
Ярикто. Жили в местности Улзаха у подножия Баргузинского
хребта, работали в колхозе имени Кирова.
13.
В 1938 году, когда шла компания по выявлениюконтрреволюционных элементов, то обоих братьев второй раз
арестовали
по
ложному
доносу
как
участников
контрреволюционного
движения
по
организации
панмонгольской республики. Доносы писали под диктовку
простые крестьяне, которые не умели расписываться. Особое
рвение в этом проявлял сержант НКВД Баргузинского района
некто Кожевин, который угрозами и расправами заставлял
местных жителей писать доносы. В них указывались
уклонение от общественного труда: не выходили на заготовку
жердей, что в колхозной жизни не принимали участие.
14.
Впоследствии, оба братья былиарестованы и доставлены в УланУдэнскую
тюрьму
и
были
умерщвлены
под
тяжелыми
пытками и побоями в начале 1939
года. Жена и дети его остались
жить
в
Усть-Баргузине.
Постановлением
прокуратуры
Республики Бурятия
оба деда
были реабилитированы в 1993
году.