Тема 1. Общая характеристика Древневосточного государства и права
Литература
1. Хронология древневосточных государств
Периодизация Древнего Египта
Периодизация Вавилона
Периодизация Индии
Периодизация Китая
2. Развитие государственности на Древнем Востоке
3. Особенности социальной структуры общества
Основные социальные группы
Свободные мелкие производители
Рабы
4. Государственный строй на Древнем Востоке
Таким образом, речь идет о схожих чертах:
5. Древневосточное право
2.40M
Категория: ИсторияИстория

1. Др. Восток

1.

Преподаватель: Шкаревский Денис
Николаевич (к.и.н., доцент).
Институт государства и права
Кафедра теории и истории государства и
права (К 704/705).

2.

3.

4.

5.

6. Тема 1. Общая характеристика Древневосточного государства и права

План
1. Хронология древневосточных государств.
2. Развитие государственности на Древнем
Востоке.
3. Особенности социальной структуры
древневосточных обществ.
4. Государственный строй на Древнем Востоке.
5. Древневосточное право.

7. Литература

Виттфогель К.А. Деспотизм Востока.
Сравнительное исследование тотальной власти. М.,
1957.
Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1993
История Востока : В 6 т. Т. 1. Восток в древности /
Отв. ред. В. А. Якобсон .— М., 1999; Т. 2. Восток в
средние века / Отв. ред.: Л. Б. Алаев, К. З.
Ашрафян. М., 1999; Т. 3. Восток на рубеже
средневековья и нового времени, XVI-XVIII вв. /
Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. М., 1999.
История Древнего Востока / под ред. В.И.
Кузищина. М., 2003
Васильев Л.С. История религий Востока. М. ;
Ростов н/Д, 1999

8. 1. Хронология древневосточных государств

Понятие «Древний Восток» употребляется в
цивилизационном смысле.
Общепризнанно, что на территории
современного Ближнего Востока около 40 тыс.
лет назад появился Homo sapiens («человек
разумный»).
Восток был представлен в древности
несколькими крупнейшими региональными
цивилизациями: Древний Египет, Вавилон,
Древняя Индия, Древний Китай.

9.

Цивилизации Древнего Востока:
- Древний Египет
- Вавилон
- Древняя Индия
- Древний Китай

10. Периодизация Древнего Египта

Раннее царство (ок. 3000 — ок. 2800 гг.
до н. э.)
Древнее царство (ок. 2800 — ок. 2250
гг. до н. э.)
Среднее царство (ок. 2050 — ок. 1700
гг. до н. э.)
Новое царство (ок. 1580 — ок. 1070 гг.
до н. э.).

11. Периодизация Вавилона

Старовавилонский период (1895-1749
гг. до н.э.);
Средневавилонский период (1749-1150
гг. до н.э.);
Ассиро-вавилонский период (нач. XI в.
до н.э. – 689 г. до н.э.). Вавилон разрушен
Нововавилонский период (626-538 гг.
до н.э.).

12. Периодизация Индии

Период Индской (Хараппской) цивилизации (III
тыс. — XVII в. до н. э.)
Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)
Буддийский период (V—III вв. до н. э.). Гос-во
Маурьев.
Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI в. н.э.)
Индия Средних веков
- Период господства мусульман (VI в. н.э. – 1765 г.)
- Период господства англичан (1765—1947)

13. Периодизация Китая

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
2353 до н. э. — 1766 до н. э. Период легендарных династий (Яо, Шунь, Ся)
1766 до н. э. — 1122 до н. э. династия Шан-Инь
1122 до н. э. — 249 до н. э. династия Чжоу
221 до н. э. — 206 до н. э. династия Цинь
206 год до н. э. — 220 н. э. династия Хань
220 — 264 гг. н.э. Династия Вэй
265 — 420 гг. н.э. Династия Цзинь
420 — 479 гг. н.э. Династия Южная Сун
479 — 501 гг. н.э. Династия Ци
502 — 556 гг. н.э. Династия Лян
557 — 588 гг. н.э. Династия Чэнь
581 — 618 гг. н.э. Династия Суй
618 — 917 гг. н.э. Династия Тан
907 — 959 гг. н.э. Эпоха пяти династий и десяти царств
960 — 1279 гг. н.э. Династия Сун
1280 — 1368 гг. н.э. Династия Юань (монгольская)
1368 — 1644 гг. н.э. Династия Мин
1644 — 1911 гг. н.э. Династия Цин (маньчжурская)

14.

1.
2.
Хронологический обзор свидетельствует,
что государственность в странах Древнего
Востока насчитывает более 5 тысячелетий.
Характерные свойства древневосточной
государственности, отличающиеся от
институтов античности, были вызваны:
спецификой действовавших здесь
экономических и социальных факторов,
типологическими особенностями
административно-политических структур.

15. 2. Развитие государственности на Древнем Востоке

1 форма государственности – Древневосточная община.
Ее особенность – длительный период функционирования (в т.ч. в составе
последующих форм гос. образований).
Причина: хороший климат, при регулярном водоснабжении возможно собирать
урожай 2-3 раза в году. Необходимо искусственное орошение и ирригационные
сооружения (водохранилища, плотины, каналы, дамбы).
В Древнем Египте в течение ста дней, пока созревала жатва, каждый гектар
поливных площадей требовал от 4 до 5 тыс. тонн воды. Индивидуальная семья
была не в состоянии вести полномасштабное ирригационное хозяйство.
Последствия: община сохраняла принцип коллективной собственности на
землю. Община - непосредственный владелец земли: продажа / покупка
осуществлялась общиной, а не отдельными семьями.
Каждая семья получала из общинного фонда индивидуальный надел.
Значительная часть общинных земель (целина, лес, река, выгон для скота и
пр.) оставалась в общем пользовании и разделу не подлежала.
Часть пахотной земли могла быть оставлена для совместной обработки —
получаемый с нее урожай шел на уплату налогов, на общественные нужды,
составлял резервный страховой фонд.
Крестьянские семьи владели участками общинной земли до тех пор, пока
оставались членами общины.
= не развивается ч.собственность

16.

1.
2.
3.
4.
5.
Основные характеристики (древневосточной,
соседской) общины:
Производство имело натуральный характер;
Земледелие и ремесло не были
дифференцированы;
Товарно-денежные отношения отличались
неразвитостью;
Разделение труда между общинами было слабым
или отсутствовало;
Единая ирригационная сеть не давала
возможности состоятельным крестьянам порвать
с общиной, община сковывала частную
инициативу, а обедневшие крестьяне могли
поддерживать статус свободных людей, опираясь
на поддержку общины.
Община тормозила темпы экономического,
политического, культурного развития общества.

17.

1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
Основные органы управления в древневосточной общине:
Коллективное собрание членов.
Старейшина.
Совет старейшин (наиболее авторитетные лидеры родовых
кланов).
Главы общин и общинных советов обычно избирались.
Функции общинного старейшины:
справедливые переделы пахотных участков между
семьями,
регулирование использования неразделенных общинных
угодий,
организация общественных работ
представительство общины во взаимоотношениях с
соседними общинами
отправление функций культового характера и т. д.
Со временем старейшина приобретает над ее членами
определенную власть. Эта власть была т.н. «властью
положения», которая основывалась на «престиже и
авторитете».

18.

1.
2.
3.
1.
2.
2 форма государственности – Протогосударство (надобщинная
структура).
Факторы появления протогосударств:
оптимальная экологическая среда, подталкивающая население к
стиранию общинных границ, к тесной межобщинной интеграции;
уровень общественного производства, необходимый для достижения
определенной массы избыточного продукта (он превращается в стимул
налаживания межобщинных интеграционных связей)
достижение определенной плотности населения (дает толчок к
успению процессов политогенеза).
В результате складывалась ситуация, когда наиболее удачливый лидер
одной из общин объединял под своей властью несколько соседних
общин. Первичное (простое или племенное) протогосударство
представляло группу общинных поселений, из которых одно,
являвшееся родиной протовождя, становилось центральным.
Основная функция вождя: военная (т.к. в одном регионе, как правило,
возникало одновременно несколько протогосударств, что вело к
соперничеству).
Итог:
усиленное развитие милитаристских управленческих подразделений;
складывание особой социальной группы воинов-дружинников.

19.

Порядок замещения верховной власти в ранних
протогосударствах – выборный.
Цель правителя – закрепить за собой власть и передать ее
по наследству.
Инструментом для этого – сакрализация власти.
Религиозный культ был мобилизован на обоснование
особого мистического статуса верховного правителя.
Верховный правитель превратился в связующее звено
между земным миром и сверхъестественными силами.
Институционализация должности вождя привела к
постепенной деперсонализации. Властные полномочия
стали рассматриваться как атрибуты, присущие вождю
имманентно (по праву проявления божественного в
материальном мире).
В этих условиях принцип выборности утратил реальный
смысл.
Из слуги общества вождь превращается в правителя,
возвышающегося над обществом.
Преимущества и привилегии лидера воспринимаются как
свидетельства сверхчеловеческого статуса правителя.

20.

1.
2.
3 форма – Раннее государство.
Отличается от протогосударства:
внешними показателями (более обширной территорией);
сущностными характеристиками:
Наличие сложной и иерархически структурированной
системы администрации, обычно подразделяемой на три
уровня — центральный (высший), региональный
(средний) и местный (низовой);
Значительно возрастает религиозно-идеологическое
воздействие на общественное сознание. Процесс
сакрализации верховной власти достигает своего полного
завершения. Правитель раннего государства предстает
либо в качестве сына бога, либо самого бога;
Возникновение элементов новой формы собственности –
частной собственности (возникают излишки, стал
складываться рынок, появилась потребность в деньгах).

21.

1.
2.
3.
4 форма - Развитое государство.
Установление баланса взаимоотношений между складывавшейся
частной собственностью и административно-командной системой.
Оформление государственной собственности как господствующей
формы.
Возникновение специфического феномена «власти-собственности»:
две составные части (власть и собственность) слиты, едины;
права собственника возникали из функций власти; объем
собственнических прав соответствовал объему власти;
принадлежность к власти превращала индивида в собственника.
Развитие частной собственности представляло опасность для
административно-командной системы. Поскольку избыточный продукт
попадал в руки частных собственников непосредственно, т.е. минуя
стадию его перераспределения.
Ответной реакцией системы было стремление поставить под строгий
контроль развитие частнособственнических отношений, ограничить
сферу действия рынка товаров и услуг.
Положение частной собственности по отношению к государственной —
подчиненное и зависимое. Частная собственность существовала лишь
под покровительством властей: правовыми гарантиями она не
обладала.
Институционализация закона и системы принуждения (первые
систематизированные сборники или своды правовых норм).

22. 3. Особенности социальной структуры общества

-
-
-
Основные факторы формирования социальной структуры:
1. Экономика, формы собственности.
в развитых государствах Древнего Востока существовали
государственная, общинная и частная формы собственности,
находившихся в различных сочетаниях друг с другом:
в Древнем Вавилоне общинная и частная собственность образовали
единый комплекс, успешно противостоящий государственной
собственности в виде дворцово-храмовой.
в Древнем Египте царско-храмовая собственность поглотила
общинно-частный сектор.
в Древней Индии общинные порядки ограничили государственный
сектор экономики.
в Древнем Китае – гармоничное сочетание этих форм собственности.
+ Способы добывания средств к существованию (результатом
явилось возникновение прослоек земледельцев, скотоводов,
ремесленников, группировок жрецов и воинов, администраторовуправленцев).

23.

-
-
2. Войны привели к появлению рабов. Главное, что выделяло
прослойку рабов — раб являлся «чужим», а потому изначально
лишенным тех прав, которые принадлежали всем остальным в силу
того, что они являлись «своими».
Со временем в сознании стала укрепляться мысль о принципиальной
возможности перенесения статуса неполноправности и на «своих».
3. Имущественная дифференциация. Институты долговой кабалы,
отношения аренды и личного найма не оставили ни одну из
социальных группировок: внутри каждой из них, включая и
полноправных, и рабов, произошло дополнительное расслоение.
Итоги:
Свои кредиторы и должники, свои наемники и арендаторы, свои
бедняки и богачи существовали в каждом из социальных слоев.
Процесс социальной дифференциации древневосточных обществ
отличался длительностью и характеризовался зигзагообразными
тенденциями развития.
Социальная структура характеризовалась многообразием, и
значительной разнородностью элементов.

24. Основные социальные группы

1) Господствующие верхи: придворная и служилая аристократия,
жречество, военная знать, верхушечные слои земледельческих
общин.
Осуществляли высшую политическую власть, обладая правами
верховного собственника (феномен власть-собственность).
Собственность получали путем царских пожалований,
насильственных изъятий общинной собственности, за счет иных
поступлений (военная добыча, получение выплат из государственной
казны, кредитно-ростовщические операции и т. д.).
Имущественные права не имели частнособственнического характера,
а политическая власть принадлежала им до тех пор, пока они были
структурированы в государственный аппарат. Вне государственной
организации эти верхи не обладают ни властью, ни собственностью.
Знатность происхождения и высокий уровень имущественной
состоятельности не являлись критериями принадлежности человека к
господствующим верхам. Они не могли быть основаниями для
претензий на государственную должность. Наоборот, факт занятия
государственной должности небогатым человеком автоматически
вводил его в состав господствующей элиты.
Итог: борьба за должность составляла главное содержание
политического соперничества различных социальных группировок.

25. Свободные мелкие производители

Мелкие свободные производители подразделялись
на сельское население общин и городское
население.
Их отличие от господствующих верхов состояло в
том, что они не являлись эксплуататорами и
добывали средства к существованию собственным
трудом.
От рабов их отличал статус личной свободы.
Они несли на себе основную тяжесть податного
обложения (налоги составляли до двух третей
урожая), были обязаны исполнять военную
службу, выполнять другие повинности
(строительную, транспортную и т. п.).
Характерно абсолютное отсутствие у них
политических прав.

26. Рабы

не составляли большинства населения. В количественном отношении
они значительно уступали массе свободных мелких производителей.
Стоимость рабов всегда оставалась очень высокой: в Египте в период
Нового царства стоимость рабыни приравнивалась к стоимости 4-5
коров, а одна малолетняя рабыня была приобретена за 373 г. серебра,
что было эквивалентно стоимости 25 тонн зерна. Вавилонский раб
(вардум) в эпоху Хаммурапи стоил 10 сиклей серебра (2,25 тонн зерна).
Когда стоимость рабов опускалась ниже обычной, прибегали к мерам ее
искусственного повышения (уничтожение военнопленных).
С течением времени источники рабства расширялись: распространение
получала долговая кабала. Так, в Египте уже в период Древнего
царства существовала самопродажа в рабство несостоятельных
должников (общественным мнением осуждалась).
Рабский труд использовался в рудниках (медь, серебро), в сельском
хозяйстве, в городских ремеслах (обработка и перевозка камня и
металлов, строительство, ткачество), но особенно широко в качестве
домашней прислуги.
Рабов можно было дарить, передавать по наследству, закладывать;
повреждение здоровья или лишение жизни раба рассматривались как
нанесение ущерба их господину, — последнему виновный обязан был
возместить ущерб.

27.

1.
2.
3.
4.
Однако юридическое положение рабов в
древневосточных государствах существенно отличалось
от их положения в странах античного мира:
Вавилонские рабы могли протестовать против продажи, и
в этих случаях дело рассматривалось судом.
В условиях натурального хозяйства рабы как бы входили
во владевшую ими семью в качестве бесправных ее
членов; они обычно жили под одной крышей с хозяином,
хотя и выполняли более тяжелую и грязную работу, чем
остальные домочадцы.
Теоретически не исключена была возможность выкупа
раба
Допускалось, чтобы раб мог иметь семью, и хозяину не
рекомендовалось вмешиваться во взаимоотношения
между ее членами.
Неразвитость рабовладельческих отношений позволяет
характеризовать эту систему эксплуатации как
патриархальное рабство.

28. 4. Государственный строй на Древнем Востоке

Для объяснения государственного строя на
Древнем Востоке существует несколько
подходов:
1) Древневосточная деспотия;
2) Азиатский способ производства;
3) Восточный феодализм;
+ «традиционное общество»,
«государственный феодализм»,
«государственный способ производства».

29.

Концепция Древневосточной деспотии стала
складываться со времен Геродота (V в. до н. э.), который
впервые противопоставил деспотическую форму правления
(на примере Египта), республиканским демократическим
порядкам Афинского государства.
Концепцию разрабатывали: А. Смит, Г. Гегель, А.
Тойнби, М. Вебер.
Характерные черты древневосточной деспотии:
1) сосредоточение всей полноты государственной власти в
руках наследственного верховного правителя (деспота),
личность которого обожествлена;
2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и
разветвленного государственного аппарата, полностью
подчиненного верховной власти деспота;
3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во
всеохватывающем надзоре за подданными, полностью
лишенными гражданских и политических свобод.

30.

2) Азиатский способ производства (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Азиатский способ производства – особая стадия развития общества,
следующая за первобытно-общинным строем и основанная на
централизованной системе ирригационного земледелия в сельских
общинах.
Характерны:
слабое разделение труда, не развита торговля;
самообеспечиваемость общин;
отсутствие (ограничение) частной собственности на средства
производства;
строится на эксплуатации не рабов, а общинников: рабство сохраняет
патриархальный характер.
существует два важнейших класса: крестьянство и бюрократия.
Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и
некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную
зависимость.
Закрепленного законом или религией жесткого сословного деления нет,
на деле социальная мобильность низка.
Характерна наследственная монархия с неограниченной властью
монарха.

31.

3. Восточный феодализм (Л.Б. Алаев). Концепция
возникла еще в 1930-е гг.
Характерные черты:
наличие в обществе рентного способа
производства. Рента-налог, выплачиваемая
свободными общинниками, и выполняемые ими
общественные работы, классифицируются,
соответственно как продуктовая и отработочная
ренты.
Рабовладельческий способ производства выступает
в качестве одного из укладов единой классовой
докапиталистической формации.
Типично существование сильных
централизованных монархий.
Длительное сохранение общины.

32. Таким образом, речь идет о схожих чертах:

Повышенная роль государства, стремление государства
контролировать все стороны жизни общества;
Жесткая централизация, пирамидальная структура
общества и власти, преобладание вертикальных (не
горизонтальных) социальных связей;
Приоритет распределения над свободной торговлей,
бюрократизм, нивелировка личности. Смысл жизни
человека – служение государству, обществу.
Живучесть, устойчивость системы, регенерация. Это
сопровождается застойностью – создается обстановка
технико-экономической отсталости.
Периодические социальные катаклизмы – «хирургическое»
оздоровление аппарата (замена большей его части).

33. 5. Древневосточное право

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось
право.
Общие черты древневосточного права:
закрепляло социальное неравенство (пример: положение рабов; он
выступал в качестве вещи).
закрепляло сословное неравенство свободных.
право неразрывно связано с религией и религиозной моралью.
Правовая норма имела peлигиозное обоснование. Правонарушение это одновременное нарушение нормы права, религии и мoрали.
Основным источником права оставались обычаи, которые не
записывались, а сохранялись в устной традиции. Обычай,
санкционированный государством, оставался главным источником
права и после появления письменных судебников.
Традиционный характер права. Нормы права опирались на
установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом (ссылки
на древних мудрецов).

34.

Первые памятники права в основном закрепляли
наиболее распространенные обычаи.
С этим связаны их неполнота, и их казуистический
характер, т.к. правовая норма фиксировалась не в
абстрактной форме, а в виде конкретного случая
(детально регламентированы отношения, имеющее
частное значение, в ущерб общим принципам и
отношениям).
В праве нашли отражение нормы родового строя
(коллективная ответственность членов семьи или
общины).
Обычаи (кровная месть и талион – око за око, зуб
за зуб) в памятниках древневосточного права
наполнялись новым содержанием. Пример:
появление имущественных, профессиональных
различий привело к извращению идеи о равном
воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что
цена крови знатного, богатого выше цены крови
бедного, незнатного.

35.

Общие традиционные черты древневосточного права
определялись длительным существованием общины. В
нормах древневосточного семейного права прослеживаются
черты: подчиненное, приниженное положение женщин,
детей, неравенство наследственных прав женщин с
мужчинами и пр.
В древневосточном праве нельзя обнаружить
представления об отраслях права, о четких отличиях
преступлений от частных правонарушений.
На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока
изложены бессистемно, без какой бы то ни было
внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм
присутствует. Она определяется религиозными
концепциями о тяжести, греховности того или иного
поведения человека (Др. Вавилон, Др. Китай).
В ЗХ нормы группируются по предмету регулирования, а
переход от одной нормы к другой осуществляется по
принципу ассоциации. Случаи, которые считались
очевидными в ЗХ отсутствуют – они решались по обычаю
(умышленное убийство).

36.

Специфические черты права
в Древнем Египте, стране “поголовного рабства”, не было
создано условий даже для общих представлений о
правоспособности, правовом статусе личности.
В Древнем Китае и религия, и право изначально отвергали
идею равенства людей, исходили из признания различий
между членами китайского общества в зависимости от
пола, возраста, места в системе родственных отношений и
социальной иерархии.
Древнеиндийская цивилизация имеет ярко выраженный
религиозный характер. Все стороны жизни в
древнеиндийском обществе регулировались строжайше
разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными
правилами поведения, различными для разных социальных
групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение
которых приносило религиозную заслугу, нарушение же
вело к религиозной и социальной деградации.
English     Русский Правила