6.92M

Философия искусства

1.

Тема 11. Философия искусства
Подготовил:
ассоциированный профессор кафедры
социально-гуманитарных дисциплин
кандидат исторических наук
Табулденов Алибек Нурмагамбетович

2.

План:
1. Искусство как важнейший вид духовного производства.
2. Функции искусства и его особенности.
3. Социальное содержание искусства.

3.

«Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле» (Бертольд Брехт).
«В живописи, как и в других жанрах искусства, нет ни единого приема, который можно было бы
подогнать под словесную формулировку» (Огюст Ренуар).
«Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем,
что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь» (Винсент Ван Гог).
«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там
нет художника» (Леонардо Да Винчи).
«Все, что ты можешь вообразить – реально» (Пабло Пикассо).
«Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел» (Сальвадор Дали).
«Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им» (Альбрехт
Дюрер).
«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»
(Антон Павлович Чехов).

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Искусство – первоначальное обозначение всякого
мастерства более высокого и особого сорта («искусство
мышления», «искусство ведения войны»).
В общепринятом специальном смысле – обозначение
мастерства в эстетическом плане и созданных
благодаря ему произведений – произведений искусства,
которые отличаются от творений природы, с другой –
от произведений науки, ремесла, техники
(Философский энциклопедический словарь. М., 2004. – 576 с.).

10.

Важнейшим видом духовного производства
является искусство.
Оно представляет собой творение профессионалов художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в
области эстетического освоения мира.
Этот способ духовного освоения действительности
опирается на своеобразный феномен социальной
реальности,
зафиксированной
философией
в
категории «эстетическое».

11.

«Эстетика – учение о прекрасном, а в более
общем понимании – об эстетически важном и его
действительности, его законах и нормах, его
формах и типах, его отношении к природе и
искусству,
его
происхождении
роли
в
художественном творчестве и наслаждении».
(Философский энциклопедический словарь. М., 2004. – 576 с.).

12.

Эстетическое не является исключительной прерогативой
искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого
социального бытия и как бы «разлито» по всей социальной
реальности.
Эстетическим,
т.е.
вызывающим
у
человека
соответствующие чувства, может быть все, что угодно:
природные ландшафты, любые предметы материальной и
духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их
активности трудовые, спортивные, игровые и пр.
То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань
практической деятельности человека, которая порождает у него
специфические чувства и мысли.

13.

Объективной
основой
возникновения
эстетического
являются некие фундаментальные закономерности бытия,
проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии,
целостности, целесообразности и т.д.
Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в
объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе
человека, который и сам есть частица этого мира, и,
следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной.
Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с
действием этих универсальных отношений бытия, человек и
получает специфические переживания, которые мы называем
эстетическими.

14.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в
их основе отношений, способны возникать в любом виде
человеческой деятельности.
И только в искусстве
самодовлеющий
характер,
самостоятельное значение.
эстетическое начало носит
приобретает
основное
и
Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что
иное, как обособившаяся сторона практической деятельности
людей.
Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом
процессе освоения мира человеком.

15.

Как специализированный вид деятельности искусство появляется в античности.
В доклассовый же период истории то, что обычно называют первобытным искусством,
искусством в собственном смысле этого слова не являлось.
Первобытные «произведения искусства» были не предметами спокойного
созерцания, а элементами серьезного действия по обеспечению успешной охоты или
урожая, а то и войны и т.д.
При этом лишь в классовом обществе эта деятельность смогла приобрести совершенно
самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий ведь
только на этой ступени общество оказывается в состоянии содержать лиц,
освобожденных от необходимости постоянным физическим трудом добывать себе
средства существования.
Именно поэтому искусство в собственном смысле этого слова (как
профессиональная эстетическая деятельность) появляется по историческим
меркам довольно поздно.
Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой особый,
идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека.

16.

2. Функции искусства и его особенности
Искусство выступает инструментом самопознания общества, в том
числе на пределе его возможностей, в экстремальных условиях.
Считается, что именно в таких ситуациях лучше всего познается человек.
Может быть, это верно и применительно к обществу?
Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических
ценностей, эталонов красоты, стимулирующих чело века стремиться к
совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.
Искусство выступает и как своего рода наглядное средство обучения,
незаменимый способ социализации человека.
Искусство выполняет множество практически полезных функций:
разведывательную, познавательную, воспитательную, аксиологическую,
мемориальную и т.д.

17.

Эстетическая функция.
Главная функция искусства - эстетическая.
Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку
эстетическое удовлетворение и наслаждение.
От произведений искусства мы хотим получить удовольствие.
Причем не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое.
Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном,
растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от
безупречно исполненной работы «мастеров искусств».
При этом художественный вкус любого человека это дело воспитания и
привычки.

18.

Особенности искусства
Искусство, в отличие от других видов духовного производства,
апеллирует больше не к разуму, а к чувствам.
Основные особенности искусства как способа освоения мира:
1) художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической
реальности;
2) «перевернутый» способ обобщения - общее в искусстве не абстрактно, а предельно
конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но
одновременно и общий тип, характер);
3) признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от
продуктов этой фантазии;
4) ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

19.

Искусство культивирует разные стороны человеческой жизни.
Искусство еще не осознало интеллектуальной мощи человечества и
любуется главным образом физическим совершенством человека,
красотой его тела, грацией поз, динамикой движения и т.д.
Основным достоинством и гордостью человечество признало свой
интеллект.
Мощь и безграничные возможности разума человеческого стали
доминантой, центром и эстетического освоения мира.
Поэтому
современное
искусство
стало
в
интеллектуальным, символическим, абстрактным.
основе
своей

20.

3. Социальное содержание искусства
Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не
может не следовать общему руслу исторического развития
общества.
Эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают.
Причиной тому является не только специфика материального и
духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения»
человеческой энергии:
- если активность человека в материальной сфере каким-либо
образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно
перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые
науки, утопии, идеологии и т.д.

21.

Искусство проявляет большую активность в предкризисные,
переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся
явными их основные противоречия и соответственно резко
возрастает поисковая активность духа, предчувствующего
трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и
пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.
Искусство словно Нострадамус - оно может предсказывать
будущее, оно может опережать свое время.
«Дегуманизация искусства».
Одной из самых наглядных иллюстраций служит история
искусства конца ХІХ - начала ХХ вв., зафиксировавшая рождение
такого своеобразного эстетического явления, как модернизм.

22.

Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство
людей получало от создаваемой произведениями искусства иллюзии
жизненности, достоверности воспроизводимых реалий.
«Новое искусство» (ХХ в.) стремится к тому, чтобы его произведения
были лишь произведениями искусства и ничем больше.
Таким
образом,
новизна
стиля
«модерн»
заключалась
в
дистанцировании от реальности, в изгнании из искусства
непосредственности чувств, т.е. всего живого, человеческого,
гуманизированного.
Искусство стало «бесчеловечным», дегуманизированным, отвлеченным,
холодным и ироничным.
Такой «диагноз» поставил модернистскому искусству Х. Ортега-и-Гассет.

23.

24.

Но с философских позиций важным представляется то, что процесс
дегуманизации искусства конца XIX - начала ХХ вв. был
своеобразным
пророчеством,
художественным
проектом
возможного развития исторических событий, этакой «пробой пера»
обеспокоенного духа.
ХХ век войдет в историю как эпоха борьбы с тоталитаризмом и
авторитаризмом, весьма бесчеловечными политическими
режимами.
Дегуманизация
всей
общественной
жизни
отличительных черт истории нашего столетия.
одна
из

25.

Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм политической жизни в частности
породили в середине ХХ века совершенно уникальное явление - тоталитарное
искусство.
Как отмечает искусствовед И. Голомшток, фундамент тоталитарного искусства
закладывается там и тогда, где и когда партийное государство:
- объявляет искусство... орудием своей идеологии и средством борьбы за власть;
- монополизирует все формы и средства художественной жизни страны;
- создает всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством;
- из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве,
выбирает одну, наиболее отвечающую общеобязательной; его целям (и всегда наиболее
консервативную), и объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной;
- начинает и доводит до конца, борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве,
отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, расе,
народу, партии, государству, социальному и художественному прогрессу и т.д.
Там, где возникает подобный симбиоз политики и искусства, неизбежно рождается
некий единый стиль, который можно назвать тотальным реализмом.

26.

Искусство, как и наука или идеология, есть вид духовного
производства, т.е. дело рук профессионалов, специалистов, и,
следовательно, их слово в определении эстетических ценностей должно
быть отнюдь не последним.
Знаменитое возражение Аристотеля: как строить дом, конечно, должны
решать специалисты, а вот каким ему быть, наверное, лучше знать
все-таки тому, кто в нем будет жить.
Тоталитарное искусство подрывает фундамент своего существования, вопервых, тем, что подавляет, гасит разнообразие художественных стилей,
приемов, форм, которое есть необходимое условие всякой жизненности
вообще, в том числе и эстетической.
Во-вторых, тем, что навязывает искусству в качестве главной роль
идеологического воспитателя, который сам еще должен быть
идеологически воспитан.

27.

Современное искусство Казахстана представляет собой
яркую мозаику, отражающую богатую культурную традицию
страны и её ответ на глобализацию.
Особенностью
этого
искусства
является
его
многогранность: от глубокого уважения к национальной
истории и традициям до активного включения в мировые
художественные дискурсы.
Казахстанское искусство не ограничивается одним
направлением или стилем; оно включает в себя разнообразные
формы выражения – от живописи и скульптуры до видеоарт
и уличного искусства.

28.

29.

В современном казахстанском искусстве
можно выделить несколько ключевых тенденций:
1. Эклектика стилей: художники часто сочетают элементы традиционного искусства с
современными техниками и медиа. Современные казахстанские художники часто сочетают
традиционные мотивы, такие как орнаменты и народные сюжеты, с элементами
современной живописи, графики и даже стрит-арта.
2. Социальная и политическая актуальность: многие художники отражают в своих
работах актуальные социальные и политические вопросы, пытаясь повлиять на
общественное мнение и способствовать социальным изменениям. Художники используют
своё искусство как способ обсуждения и критики социальных и политических вопросов,
относящихся как к Казахстану, так и к мировым проблемам. Они обращаются к темам
гендерного равенства, экологии, глобализации и культурной идентичности.
3. Цифровые технологии и новые медиа: использование цифровых инструментов и
технологий открывает новые возможности для экспериментов в искусстве. Художники
экспериментируют с цифровым искусством, виртуальной реальностью, создают
интерактивные инсталляции. Это не только расширяет границы традиционного искусства,
но и делает его более доступным для широкой аудитории.
English     Русский Правила