2.34M
Категория: МузыкаМузыка

Образы симфонической музыки. Урок музыки в 6 классе

1.

Урок музыки в 6 классе
Образы
симфонической музыки
Г.В. Свиридов (1915-1998). Музыкальные иллюстрации
к повести А.С. Пушкина «Метель»
Подготовила: учитель музыки школы-интерната № 6
Красногвардейского района СПБ
Полякова Алла Валерьевна

2.

Георгий Васильевич Свиридов
Александр Сергеевич Пушкин
Музыка Г. Свиридова наполнена
интонациями русской песни.
Она воссоздаёт колорит
пушкинской эпохи, раскрывает
мир человеческих чувств.

3.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина
«Метель» широко известны во всём мире.
События в повести Пушкина происходят
в начале XIX века, в период войны
русского Народа с армией Наполеона.
Иллюстрации – это взгляд нашего
современника на Россию XIX века.
Музыка семи пьес для симфонического
оркестра впитала в себя разнообразные
интонации и ритмы пушкинского времени
и выразила их в зарисовках природы.

4.

Симфоническая сюита
состоит из 7 пьес для
симфонического оркестра:
«Тройка»
«Весна и осень»
«Пастораль»
«Вальс»
«Романс»
«Военный марш»
«Венчание»

5.

«Тройка»
Пьесой «Тройка» открывается цикл
музыкальных иллюстраций.
Рисуя образ быстро несущейся среди
заснеженных просторов кибитки,
запряжённой тройкой резвых коней, эта
пьеса становится главным символом
сюиты.
Музыка, словно кисть художника,
рисует яркую картину. Мы слышим
перезвон бубенцов, топот копыт,
вой метели и красивую мелодию,
в основе которой русская песня,
напоминающая печальную песнь ямщика.

6.

Вопросы по пьесе «Тройка»:
1. Какой образ хотел передать композитор своей музыкой?
2. В какой форме написана пьеса?
3. Какими музыкальными приемами Г. Свиридов достигает
драматизма звучания пьесы?

7.

«Вальс»
Любимый жанр Георгия Свиридова – вальс.
Во времена Пушкина вальс считали
излишне вольным танцем, но всё же на
русских балах ему отдавали предпочтение,
потому что полагали что с вальса на балу
начиналась любовь.
В пьесе есть и романтичный образ русской
женщины, и восторженно ликующий образ
победителей – офицеров русской армии.

8.

Вопросы по пьесе «Вальс»:
1. Какие образы нарисовал композитор своей музыкой?
2. В какой форме написана пьеса, сколько прозвучало
музыкальных тем?
3. С помощью каких музыкальных выразительных средств
Георгием Свиридовым создаются образы?

9.

«Весна и осень»
Музыкальные миниатюры передают красоту природы. В первой звучит нежная
мелодия флейты в сопровождении струнных. Вторая миниатюра рисует
осень и звучит тот же мотив, но он печален и приглушен.
Меняется не только
природа, но и
эмоциональное
состояние героев –
любовь, тоска,
тревога…
Зарисовки природы
(мелодия в мажоре и
в миноре),
вносят лирический
оттенок.

10.

«Романс»
Пение романсов – любимейший
способ городского музицирования
пушкинской эпохи.
Эта яркая пьеса играет в цикле
особую роль. Она помогает глубже
погрузиться во внутренний мир
героев и является своего рода
лирической кульминацией:
отображает момент объяснения в
любви.
В то же время «Романс» – это
воспоминание Владимира об
ушедшей мечте о счастье…

11.

Вопросы по пьесе «Романс»:
1. Музыкальные портреты каких
героев рисует пьеса?
2. Какие музыкальные инструменты
исполняют главную тему?
3. Какие романсы известных русских
композиторов вы помните?

12.

«Пастораль»
Пастораль (в пер. «пастушеский») –
произведение, рисующее сцены
безмятежной сельской жизни,
картины природы.
«Бурмин нашёл Марью Гавриловну
у пруда, под ивой, с книгой в руках
в белом платье…»
Свиридов расширил значение
этого жанра, наполнив пьесу
трепетным человеческим чувством.

13.

«Военный марш»
Музыка «Марша» контрастирует романтически-печальному содержанию сюиты.
Звучание медных духовых, бодрый ритм и лёгкая мелодия придает музыке
уверенное, радостное звучание. Показаны картины военного сражения и победа
над Наполеоном, передан подъём патриотических чувств. Главные герои повести –
и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

14.

Вопросы по пьесе «Военный марш»:
1. Какие группы инструментов рисуют музыкальный
образ «Военного марша»?
2. Каким интонациями насыщена эта музыка?
3. Какие виды маршей вам известны?

15.

«Венчание»
Сцена венчания завершает повесть
А.С. Пушкина и цикл музыкальных пьес
Г.В Свиридова.
Музыка отражает эмоциональное состояние
героев. Звучание церковных песнопений,
трепет свечей передают печальный и
спокойный характер музыки.

16.

Выводы
1. Произведения А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова объединяет любовь
к родному краю, к русскому народу, его культуре и традициям.
Их отличает видение красоты и глубины простых человеческих чувств.
2. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова не только запечатлели
образы пушкинской «Метели», но по-новому их раскрыли, наполнили
новыми мыслями и чувствами.
3. Каждая пьеса музыкальных иллюстраций – это новый этап в жизни героев.
4. Яркость и убедительность образов музыки Г. Свиридова получили
воплощение в кино, в музыкальном театре, и даже в балете.

17.

Вопросы:
1. Вспомните основные образы данного произведения.
Какая из пьес наиболее созвучна названию повести – «Метель»?
2. Какие пьесы из музыкальных иллюстраций можно отнести
к лирическим, а какие к драматическим?
3. Что объединяет творения А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова?

18.

Спасибо
за внимание
English     Русский Правила