1.08M
Категория: Русский языкРусский язык

Пишем сочинение (задание 27)

1.

Пишем сочинение (задание 27)
Экспресс – подготовка
от учителя русского языка и литературы Бичуриной Ю.С.

2.

Типовые требования.
Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации
из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции
автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.

Как работать с исходным текстом
1. Разбить текст на эпизоды (Смена лица, времени, места). Сразу попытаться определить связь
между эпизодами / примерами
2. Определить динамику персонажа (Изменение от плюса к минусу или наоборот)
3. Определить ключевые понятия темы (морально-этические категории)
4. Отношение автора/читателя (оценка персонажа в моральном аспекте)
В работе с исходным текстом использованы приемы кандидата филологических наук и преподавателя русского языка
Елены Дудиной.

4.

(1)Обед прошел легко, весело, и Софья Васильевна была рада этому: пусть Михаил так и уедет – последнее
воспоминание всегда живуче.
(2)Но не весь день был такой. (3)После затянувшегося обеда Витю уложили спать, прилег и Всеволод, свесив
большие ноги за край дивана, Лиза пошла на почту купить для отца конвертов на дорогу.
– (4)Ну, вот и хорошо, – сказал Михаил. – (5)Все в отсутствии. (6)Пойдем-ка ко мне.
(7)Он принес из передней в свой кабинет припрятанные свертки и развернул их. (8)Книга в синем переплете с
серебряной надписью «Седов», отрез темно - синей шелковой материи и маленькие желтые ботинки.
– (9)Понимаешь, тут без меня будут дни рождения, и ребятам важно, чтобы и от отца тоже... (10)Ну, а это тебе, –
он показал на шелк, – к тридцатому сентября.
(11)Только Софья Васильевна, зная отвращение мужа к покупкам, к магазинной толкотне, могла оценить это.
(12)А тут было даже большее: по военному времени следовало еще раздобыть ордера, не забыть промтоварные
«единички»... (13)Блестя глазами, она обняла его и поцеловала, приговаривая: «Смотри, не забыл! Не забыл!»
(14)Чтобы сделать ему приятное, все рассмотрела отдельно, а материю даже приложила к себе, похвалила.
(15)Ботинки для Вити ей показались велики, но она тотчас успокоила Михаила: это не страшно – нога вырастет.
– (16)Погоди! (17)Зачем ей вырастать? – (18)Он остановил ее. – (19)То есть она должна вырасти, но ты меня не
поняла... (20)Это к Витиному дню рождения, к маю. (21)Чуть не год еще! (22)Тогда дашь ему – и будет как раз по
ноге.
(23)И это было трогательно: предусмотрел... (24)Но она поняла и другое: сейчас август, значит, Михаила не будет
и в мае. (25)Как долго!.. (26)Слезы подступили к глазам, и она, будто рассматривая подкладку на желтеньких
ботинках, склонилась над ними. (27)Он понял все, но ничего не сказал. (28)С минуту они стояли молча друг
против друга, оба одного роста, но Софья Васильевна, как женщина, казалась выше.

5.

– (29)Ничего, Сонечка, ничего! – (30)Он привлек ее к себе, и ботинок в ее руках чуть уперся ему в грудь. –
(31)Ехать надо. – (32)Он поцеловал ее в склоненную голову. – (33)Должен ехать... (34)Все ведь так!.. (35)Ну,
а будет все хорошо. (36)Война теперь уже легче – фашистов погнали. (37)Ты ботинки спрячь, – может, я и
сам Вите их подарю.
(38)...Милый! (39)Успокаивал... (40)Нет, дарила сыну она – еще в марте пришло извещение...
(41)Потом был вокзал, вагоны, неверный, раскачивающийся вокзальный свет. (42)И последним видением
– Михаил в мешковатой для него военной форме, стоящий на площадке, и Сева с протянутой бутылкой
нарзана, шагающий за тронувшимся уже вагоном.
(43)И, когда вернулась домой, первым чувством было: дети остались одни, без отца...
(44)Так и было. (45)Дети подросли, а от Михаила только одно: «Без вести»...
(46)У Лизы об отце были короткие, разрозненные воспоминания детства.
(47)Память приносила то одно, то другое: елка в Доме союзов, большой, необыкновенный гриб,
найденный вместе, отец за микроскопом, а она подсовывает ему школьную задачку, или в отсутствие
мамы они что-то готовят на кухне...
(48)Она видела отцов своих подруг. (49)У Светланы был замкнутый, неразговорчивый и, наверное,
решительный, строгий отец – Светлана его побаивалась. (50)У Вари – шумный, веселый, все спорилось у
него в руках: чинил дома электрические плитки, лихо красил забор на даче, ходил бойко, нараспашку.
(51)У нее же был совсем другой отец. (52)Все, что порознь Лиза помнила о нем, сливалось в общее
чувство: добрый и неумелый. (53)Со слов матери она знала, что отца ценили на работе, но в малом было
другое: на елке в Доме союзов отец подарок для Лизы прозевал, маляры и монтеры ему грубили, плиток и

6.

замков не чинил. (54)Нет, на Вариного папу он совсем не был похож. (55)А как они однажды стряпали с
ним! (56)Мама ушла с Витей в Сокольники на целый день и оставила инструкцию об обеде. (57)И все же
был чад от пригоревших макарон и сквозь чад мелкое – словно грызут семечки – потрескивание эмали в
сухой, накаленной кастрюле. (58)«Эх, что-то мы ничего не умеем!» – сказала Лиза. (59)Она взяла вину на
себя: ей было тогда одиннадцать лет, пора бы уже уметь. (60)Но отец не принял ее великодушия. (61)«Это
все, Лизок, оттого, – сказал он, – что на настоящей военной службе я не был, всего-навсего призывался на
переподготовку. (62)А настоящая, говорят, для житейских дел просто университет. (63)Уж если, например,
солдат пуговицу пришьет – волк
не отгрызет...» (64)И все же он, конечно, был лучше тех, с плитками, с заборами, с пуговицами. (65)Он
был добрый, она любила его, и, главное, он был не чей - то, а ее.
(66)И не чей-то, а ее уехал. (67)Походил с провожающими по платформе, поулыбался, как-то незаметно
попрощался – и уже в вагоне на площадке... (68)Поезд трогается, она и мама идут следом, догоняет дядя
Сева с протянутой темной бутылкой, киоск, фонарь, косой свет, на миг его взгляд поверх очков – опять
косой свет.
(по Н.Москвину)

7.

Как работать с исходным текстом
1. Разбить текст на эпизоды (Смена лица, времени, места)
• Диалог с женой о подарках
• Воспоминания Лизы об отце
один эпизод дополняется другим
2. Определить динамику персонажа (Изменение от плюса к минусу или наоборот)
• Отец показан в положительном ключе: + и +
• Отец показан в положительном и отрицательном ключе: «добрый и неумелый»
3. Определить ключевые понятия темы (морально-этические категории)
Отец = доброта, забота о семье, сила духа, любовь
4. Отношение автора/читателя (оценка персонажа в моральном аспекте)
Безусловное одобрение. Именно такими качествами должен обладать хороший отец.

8.

Проблема
Это вопрос, на который автор текста ищет ответ. Чтобы найти проблему, нужно
проанализировать поступки героев, рассмотреть, в чем проявляются свойства их характера,
какими нравственными качествами они обладают.
Сформулировать проблему можно в виде вопроса и в виде утверждения:
Нужно ли/ могут ли/для чего/ каково значение…
Проблема (чего ?) …
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 1

9.

Формулируем проблему
1. Сформулировать проблему через вопрос:
Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает …, автор предложенного для анализа
отрывка.
2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):
а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то - общий вопрос к тексту "что значит Х?"
Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?
Слова-связки:
- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия Х (искусства)
- б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то - общий вопрос к тексту "как влияет Х на У?"

10.

Формулируем проблему
Слова-связки:
- проблема влияния / воздействия Х на (современного / взрослого человека / формирование характера
ребенка / интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)
в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем - общий вопрос к тексту "что происходит?"
Слова-связки:
- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).

11.

Формулируем проблему исходного текста
Какими качествами должен обладать по-настоящему хороший отец?
Проверка проблемного вопроса через тему:
О чём / о ком этот текст? –Об отце.
Что автор говорит об отце? –Что хороший отец обладает определенными качествами.
На какой вопрос В ЦЕЛОМ отвечает текст? ----Проблемный вопрос.

12.

Пишем комментарий
Комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на
конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
Структура комментария
1) Пример-иллюстрация из текста.
2) Пояснение примера.
3) Смысловая связь между примерами.
4) Анализ смысловой связи.
5) Пример-иллюстрация из текста.
6) Пояснение.
!!! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 5

13.

(1)Обед прошел легко, весело, и Софья Васильевна была рада этому: пусть Михаил так и уедет – последнее
воспоминание всегда живуче.
(2)Но не весь день был такой. (3)После затянувшегося обеда Витю уложили спать, прилег и Всеволод, свесив
большие ноги за край дивана, Лиза пошла на почту купить для отца конвертов на дорогу.
– (4)Ну, вот и хорошо, – сказал Михаил. – (5)Все в отсутствии. (6)Пойдем-ка ко мне.
(7)Он принес из передней в свой кабинет припрятанные свертки и развернул их. (8)Книга в синем переплете с
серебряной надписью «Седов», отрез темно - синей шелковой материи и маленькие желтые ботинки.
– (9)Понимаешь, тут без меня будут дни рождения, и ребятам важно, чтобы и от отца тоже... (10)Ну, а это тебе, –
он показал на шелк, – к тридцатому сентября.
(11)Только Софья Васильевна, зная отвращение мужа к покупкам, к магазинной толкотне, могла оценить это.
(12)А тут было даже большее: по военному времени следовало еще раздобыть ордера, не забыть промтоварные
«единички»... (13)Блестя глазами, она обняла его и поцеловала, приговаривая: «Смотри, не забыл! Не забыл!»
(14)Чтобы сделать ему приятное, все рассмотрела отдельно, а материю даже приложила к себе, похвалила.
(15)Ботинки для Вити ей показались велики, но она тотчас успокоила Михаила: это не страшно – нога вырастет.
– (16)Погоди! (17)Зачем ей вырастать? – (18)Он остановил ее. – (19)То есть она должна вырасти, но ты меня не
поняла... (20)Это к Витиному дню рождения, к маю. (21)Чуть не год еще! (22)Тогда дашь ему – и будет как раз по
ноге.
(23)И это было трогательно: предусмотрел... (24)Но она поняла и другое: сейчас август, значит, Михаила не будет
и в мае. (25)Как долго!.. (26)Слезы подступили к глазам, и она, будто рассматривая подкладку на желтеньких
ботинках, склонилась над ними. (27)Он понял все, но ничего не сказал. (28)С минуту они стояли молча друг
против друга, оба одного роста, но Софья Васильевна, как женщина, казалась выше.

14.

– (29)Ничего, Сонечка, ничего! – (30)Он привлек ее к себе, и ботинок в ее руках чуть уперся ему в грудь. –
(31)Ехать надо. – (32)Он поцеловал ее в склоненную голову. – (33)Должен ехать... (34)Все ведь так!.. (35)Ну,
а будет все хорошо. (36)Война теперь уже легче – фашистов погнали. (37)Ты ботинки спрячь, – может, я и
сам Вите их подарю.
(38)...Милый! (39)Успокаивал... (40)Нет, дарила сыну она – еще в марте пришло извещение...
(41)Потом был вокзал, вагоны, неверный, раскачивающийся вокзальный свет. (42)И последним видением
– Михаил в мешковатой для него военной форме, стоящий на площадке, и Сева с протянутой бутылкой
нарзана, шагающий за тронувшимся уже вагоном.
(43)И, когда вернулась домой, первым чувством было: дети остались одни, без отца...
(44)Так и было. (45)Дети подросли, а от Михаила только одно: «Без вести»...
(46)У Лизы об отце были короткие, разрозненные воспоминания детства.
(47)Память приносила то одно, то другое: елка в Доме союзов, большой, необыкновенный гриб,
найденный вместе, отец за микроскопом, а она подсовывает ему школьную задачку, или в отсутствие
мамы они что-то готовят на кухне...
(48)Она видела отцов своих подруг. (49)У Светланы был замкнутый, неразговорчивый и, наверное,
решительный, строгий отец – Светлана его побаивалась. (50)У Вари – шумный, веселый, все спорилось у
него в руках: чинил дома электрические плитки, лихо красил забор на даче, ходил бойко, нараспашку.
(51)У нее же был совсем другой отец. (52)Все, что порознь Лиза помнила о нем, сливалось в общее
чувство: добрый и неумелый. (53)Со слов матери она знала, что отца ценили на работе, но в малом было
другое: на елке в Доме союзов отец подарок для Лизы прозевал, маляры и монтеры ему грубили, плиток и

15.

замков не чинил. (54)Нет, на Вариного папу он совсем не был похож. (55)А как они однажды стряпали с
ним! (56)Мама ушла с Витей в Сокольники на целый день и оставила инструкцию об обеде. (57)И все же
был чад от пригоревших макарон и сквозь чад мелкое – словно грызут семечки – потрескивание эмали в
сухой, накаленной кастрюле. (58)«Эх, что-то мы ничего не умеем!» – сказала Лиза. (59)Она взяла вину на
себя: ей было тогда одиннадцать лет, пора бы уже уметь. (60)Но отец не принял ее великодушия. (61)«Это
все, Лизок, оттого, – сказал он, – что на настоящей военной службе я не был, всего-навсего призывался на
переподготовку. (62)А настоящая, говорят, для житейских дел просто университет. (63)Уж если, например,
солдат пуговицу пришьет – волк не отгрызет...» (64)И все же он, конечно, был лучше тех, с плитками, с
заборами, с пуговицами. (65)Он был добрый, она любила его, и, главное, он был не чей - то, а ее.
(66)И не чей-то, а ее уехал. (67)Походил с провожающими по платформе, поулыбался, как-то незаметно
попрощался – и уже в вагоне на площадке... (68)Поезд трогается, она и мама идут следом, догоняет дядя
Сева с протянутой темной бутылкой, киоск, фонарь, косой свет, на миг его взгляд поверх очков – опять
косой свет.
(по Н.Москвину)

16.

Пишем комментарий по исходному тексту
Раскладываем мысль на иллюстрации:
По-настоящему хороший отец обладает такими качествами, как доброта, искренняя любовь к детям и
жене, забота о семье. В трудную минуту хороший отец проявляет силу духа и стремление защитить
близких от невзгод.
Диалог с женой о подарках детям
Отец в трудную минуту думает прежде всего о
детях и жене, проявляя любовь и заботу.
Успокаивает жену –сила духа. Искал подарки в
магазинах – способность терпеть неудобства
ради семьи.
Воспоминания Лизы об отце
Несмотря на излишнюю мягкость, неумелость,
нерасторопность, в памяти Лизы отец остался
добрым, веселым и любящим человеком.
Доброта отца важнее для детей, чем его
авторитет в обществе и внешние атрибуты силы.
Примеры в равной степени важны: они дополняют друг друга, детализируют и поясняют мысль
автора.

17.

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
Способы
Ссылка на номер предложения
Прямое цитирование
Косвенное цитирование.
Примеры
Рассуждая о поставленной проблеме, автор рассказывает о том, как
ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый
счастливый день в моей жизни». Каждый учащийся размышлял о том,
когда он чувствовал себя счастливым (предложения 1-2).
Далее автор особо подчёркивает:«Ленка строчила с невероятной
скоростью и страстью. Её самый счастливый день был тот, когда её
принимали в пионеры».
Далее автор заостряет внимание читателя на том, что «самый
счастливый день был тот, когда у них взорвался испорченный
синхрофазотрон и им дали новый».
Размышление над фактами, событиями, Это событие имело для Ленки огромное значение, поэтому девушка
была очень увлечена и писала с невероятной скоростью и страстью. Ее
описываемыми в тексте.
вдохновляло воспоминание о том моменте, когда она была невероятно
счастлива. Машка Гвоздева чувствовала себя счастливой, когда у них
взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый.

18.

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ
ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ
Художественный текст
В центре внимания автора случай…
Писатель изображает (кого, что)…
Герой говорит: «Цитата».
Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя, который…
Художественный текст
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Поступок героя показывает, что…
Слова (мысли) героя позволяют понять…
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы…

19.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Смысловые отношения
Типовые конструкции
Противопоставление
Противопоставляя эти примеры (этих героев) , автор показывает
Сравнение, сопоставление
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем
увидеть…
Причина
Что стало причиной этих событий( поступков героя)? Об этом автор
пишет далее.
Следствие, вывод
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка
Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор)
думает иначе.

20.

Формулируем позицию автора
Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем,
что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в
тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Проблема
(вопрос)
Позиция автора
(ответ)
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 1

21.

Формулируем позицию автора
Способы выражения позиции автора
автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно
выразив его в тексте;
позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным
признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам).
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь
отношение автора к поднятой проблеме:
позитивное (положительное);
негативное (отрицательное);
нейтральное;
двойственное;

22.

Формулируем позицию автора
Учитывается также, каково настроение автора.
Это может быть:
ирония;
сарказм;
грустная, печальная тональность;
радостная тональность;
оптимистичный настрой;
пессимистический настрой.

23.

Формулируем позицию автора
!!!Можете использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис, формулирующий
главную мысль:
Позиция автора состоит в утверждении мысли, что…
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна: …
Точка зрения автора состоит в следующем: ….
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том,..
Главная задача писателя - убедить читателя в том, что …
Писатель стремиться донести до читателя мысль о том, что …
По мнению автора,..
Автор убежден:…
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 1

24.

Формулируем позицию автора исходного
текста
Формулируем главную мысль:
По-настоящему хороший отец обладает такими качествами, как доброта, искренняя любовь к
детям и жене, забота о семье, стремление защитить близких от невзгод.

25.

Формулируем своё отношение
Собственная позиция - мнение ученика по проблеме исходного текста.
Обоснование - это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение
убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием
(тезисом)
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и
поддерживающие его суждения.
Два способа
Подтвердить тезис (привести аргументы "за")
Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы "против»): доказать тезис, опровергая
противоположный).
!!!! Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это необязательное требование.
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 1

26.

Формулируем своё отношение
Аргумент – это утверждение того, почему я с автором согласен, а не с чем я согласен.
Аргумент – это как бы предостережение читающим, что ослушаться авторского совета будет
недальновидным поступком.
Каждый аргумент должен быть чётко выделен в тексте, акцентирован вводными словами (вопервых, во-вторых, в-третьих), специфическими выражениями: «следующим доказательством
моей правоты может служить утверждение, что…» и т.п.
Пишущий должен сформулировать короткие, но ёмкие по смыслу аргументы, не вдаваясь в
пространный рассказ

27.

Формулируем своё отношение
В своей позиции: я согласен с мнение автора, потому что мой отец…;
В качестве аргумента рассмотрим образ отца в литературе (Гринёв, граф Ростов…)
Остаётся встроить сочинение в композиционный каркас
и тщательно проверить готовый текст.

28.

Структура сочинения
1. Проблема текста
2. Комментарий (лучше писать в три абзаца)
3. Позиция автора
4. Своя позиция + аргумент
5. Вывод

29.

Пишем вывод
Вывод к приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и вашим
заключением к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в отдельный
абзац!
Используйте следующие конструкции:
Хочется верить, что прочитав текст, многие задумаются о том, что …
В заключение отмечу, что…
Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что..
Таким образом, ..
В заключение хочется отметить(подчеркнуть, сказать), что …
Итак,…

30.

Критерии оценки. Подробности из опыта
эксперта.
Самые “опасные” критерии: 4, 5, 9.
Очень легко теряются баллы по критериям 4 (аргументы) , 5 (композиция) , 9 (грамматические
ошибки). Особо выделяется критерий 6: точность, богатство, выразительность речи. Если вы
допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в
тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой.
К5. Одна из самых распространённых ошибок, которая встречается уже в первой строке
сочинений, следующая: «В данном тексте автор говорит о …» - пишущий принимается
рассуждать, не указав стилистической природы предложенного текста, имени автора. Данная
ошибка отличается повышенной частотностью, считается грубейшей.
Деление текста на абзацы (красная строка – 2см отступа).
Нельзя пропускать строки, в этом случае написано не одно сочинение, несколько маленьких
«сочиненьиц». А, значит, и оценивать их нужно по отдельности.

31.

Критерии оценки. Подробности из
опыта эксперта.
К7. Недопустимо сокращение слов в сочинении: т.к., т.д., и т.п., т.е., уч-ся, физ-ра, как гов-ся…
Нельзя подчёркивать логически значимые слова, надо стараться так построить фразу, чтобы
суть сказанного выявлялась сама.
Век следует писать римскими цифрами, а календарный год – арабскими, это не запрещено, всё
остальное нужно записывать только словами.
К8. Отсутствие точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложений – это
грубая пунктуационная ошибка. Цитаты исходного текста в сочинении должны быть
оформлены по всем правилам.

32.

Критерии оценки. Подробности из
опыта эксперта.
К8. При цитате следует указать, кому принадлежат эти слова, нельзя оставлять закавыченную
фразу без координат – чья она. Предложение с цитатой – это, по сути дела, предложение с
прямой речью, а прямой речи, с точки зрения синтаксиса, не существует без слов автора. В
качестве координат можно использовать огромное количество выражений: пишет автор…
автор считает… автор констатирует…
К9. Большим подспорьем при тренировке навыка исправления грамматических ошибок
должна стать таблица грамматических ошибок, помещённая в разделе комментария
критериев. Чтобы развить в себе чувство языка, искоренить свою беспомощность в области
грамматики, нужно как можно больше тренироваться в выполнении заданий 7, 8 теста ЕГЭ.
Именно эти задания проверяют знание грамматических норм, приводят массу примеров с
грамматическими ошибками.

33.

Критерии оценки. Подробности из
опыта эксперта.
К10. Не используем следующих конструкций: лично я не понимаю… моё лично мнение… автор
в своём тексте говорит… Необходимо пристальнее всматриваться в собственную записанную
речь, избегать таких привычных всем выражений с целью её очищения.
Требование выдерживать стиль речи, не использовать сниженных выражений остаётся
актуальным. Неуместны в экзаменационной работе следующие фразы: общество не прогнётся
под отдельного человека; этот вопрос мы давно проехали; на фиг не нужен мне такой
аргумент; мне до фонаря суждения окружающих; этому художнику было без разницы, примут
на выставку его работы или нет; жить здесь и сейчас; ваши проблемы; мои проблемы; никто не
удивляется навороченным автомобилям.
Задания 5, 6 в тестовой части нацелены на формирование грамотной речи.

34.

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!
English     Русский Правила