Похожие презентации:
Андрей Андреевич Вознесенский
1.
Андре́й Андре́евичВознесе́нский
12 мая 1933 –
1 июня 2010
2.
Детство и юность АндреяВознесенского
• Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая
1933 года в Москве. Его отцом был Андрей
Николаевич Вознесенский – крупный инженергидролог, доктор технических наук. Мать ребёнка
Антонина Сергеевна Пастушихина очень любила
поэзию – именно она привила Андрею любовь к
поэзии – к творчеству И. Северянина,
М.А. Кузмина, А.А. Ахматовой, В.К. Звягинцевой.
3.
• Первые годы мальчик жил сродителями и сестрой в
московской коммуналке или
у бабушки Марии
Андреевны в Киржаче
Владимирской области.
Самым ярким
воспоминанием его детства
осталось начало войны,
эвакуация в Курган. В 1943
году семья Вознесенских
Андрей Вознесенский с отцом и
вернулась в Москву.
старшей сестрой Наташей, 1941 год.
4.
Начало творческой деятельности Андрея.
5.
Однако экспрессивная манерамолодого поэта, схожая со
стилем ранних Владимира
Маяковского, Велимира
Хлебникова, Бориса
Пастернака, вызывала
недовольство литературных
начальников. Вознесенского
громил с трибуны сам
Хрущёв: «Убирайтесь вон,
господин Вознесенский, к
своим хозяевам!».
Удивительно, но Вознесенский
не испытал никаких репрессий
и гонений – разве что попал
под отмену некоторых
концертов в периоды
«начальственного
обострения». Поэт регулярно
выезжал за рубеж и часто
бывал в Америке – среди его
знакомых были Артур Миллер
и Мэрилин Монро, Луи Арагон
и Жан-Поль Сартр, Аллен
Гинзбург и Андре Бретон.
6.
Большой успех сопровождал вышедшую в 1964 годупоэму «Антимиры» – режиссёр Ю.П. Любимов почти
сразу поставил новое произведение Вознесенского на
сцене модного Театра на Таганке.
В 1970-е гг., когда мода на поэтов схлынула, и
наступило «время тишины», Вознесенский
продолжал создавать знаковые
произведения.
Книги «Тень звука», «Выпусти птицу», «Витражных дел
мастер» принадлежат к его высшим достижениям.
Поэта несколько раз выдвигали на Нобелевскую
премию, регулярно издавали за границей. В 1979
году он принимал участие в издании альманаха
«Метрополь», запрещённого цензурой.
7.
Творчество Вознесенского• Поэма «Мастера», вышедшая в «Литературной газете» в
январе 1959 года и сборник «Парабола», напечатанный
в 1960 году, создали Вознесенскому репутацию главного
преобразователя поэтической речи, или, как тогда
говорили с неким укором, «формалиста». Наряду с
Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко,
Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой он обрёл
огромную популярность в интеллигентской среде.
Раскрепощённый стиль, высокая эрудиция, богатство
метафор сделали Вознесенского любимцем
поэтических вечеров в Политехническом музее.
8.
• В начале 1980-х гг. поэт приобрёл вторую волну славы. В 1981 годупо либретто Вознесенского режиссёр М.А. Захаров поставил в
Московском театре имени Ленинского комсомола легендарную
рок-оперу «Юнона и Авось», популярную и по сей день, а год
спустя на его стихи была написана песня «Миллион алых роз»,
которая после исполнения А.Б. Пугачёвой моментально стала
всесоюзным хитом. В 1990-е гг. Вознесенский вступил с реноме
заслуженного мастера – он стал почётным членом многих
обществ и академий, нередко появлялся на радио и телевидении.
В 2000-е гг., несмотря на серьёзную болезнь, поэт по-прежнему
работал. В ставших последними в библиографии произведений
Андрея Вознесенского сборниках «Возвратитесь в цветы!»,
«СтиXXI», «Тьмать» поэт искал идеальную словесную форму для
нового века, продолжал творить.
9.
Последние годы жизниВознесенский провёл на своей
даче в Переделкине. С середины
1990-х гг. у него появились
признаки атипичной болезни
Паркинсона, но благодаря
врачам и самоотверженности
жены прогресс заболевания
удалось сдерживать.
Андрей Вознесенский скончался 1 июня 2010 года, его
похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
10.
Анализ поэмы “Мастера”• Поэма “Мастера” сразу выдвинула
Вознесенского в разряд популярных и
неординарных авторов. В произведении
было столько молодой страсти, поэтической
энергии, ритм его был так стремителен, а
живопись броска, неожиданна, что о поэте
сразу заговорили и заспорили.
Эта поэма проникнута идеей
бессмертия подлинного искусства.
Ничто над ним не властно, даже
безжалостное время.
11.
• Поэма была написала в1959 году.
• В основе поэмы - известное
предание об ослеплении
Иваном Грозным зодчих
собора Покрова Пресвятой
Богородицы, что на Рву
(собор Василия
Блаженного).
Храм Василия Блаженного, собор Покрова
Пресвятой Богородицы, что на Рву
12.
• Вознесенский не фиксируетвремя происходящих событий;
следуя общим фольклорным
традициям, он усиливает
символические элементы
повествования: так, зодчих у
него семеро (а не двое или
один, как в легенде и в
реальности), глав у
построенного собора тоже семь
(а не девять, как в
первоначальном соборе
Покрова), соответственно,
поэма тоже делится на семь
глав, и т. п.
• Отказывается он и от сюжетной
кульминации предания мотивировки ослепления
зодчих (во всех вариантах
легенды зодчих ослепляют,
чтобы они не могли построить
храм лучше того, что
построили). Более того, мотив
слепоты, ослепления вынесен
Вознесенским в подтекст
(«…выжженные очи», «…как
лик без глаз», «…очи /
безглазых глазниц»), а зодчих в
его поэме казнят.
13.
• Отказывается он и от сюжетной кульминациипредания - мотивировки ослепления зодчих (во
всех вариантах легенды зодчих ослепляют,
чтобы они не могли построить храм лучше того,
что построили). Более того, мотив слепоты,
ослепления вынесен Вознесенским в подтекст
(«…выжженные очи», «…как лик без глаз»,
«…очи / безглазых глазниц»), а зодчих в его
поэме казнят.
14.
• Белокаменное и деревянное зодчество, резьба по дереву,храмовые росписи предстают в его текстах не ремеслом, а
произведениями искусства: игра артистического буйного
воображения заразительна и грозит устоявшемуся строю:
Здесь купола — кокосы,
И тыквы — купола.
И бирюза кокошников
Окошки оплела.
Диковины кочанные,
Их буйные листы,
Кочевников колчаны
И кочетов хвосты.
Сквозь кожуру мишурную
Глядело с завитков,
Что чудилось Мичурину
Шестнадцатых веков.
И башенки буравами
Взвивались по бокам,
И купола булавами
Грозили облакам!
15.
• Поэму Вознесенский завершает ходом, который долженбыл понравиться официальной советской литературной
критике: по-маяковски вводя свою фамилию и себя —
лирического героя — в текст поэмы, он объявляет себя
наследником древнерусских казненных зодчих, а
Братскую ГЭС — продолжением и осуществлением их
революционно-творческих мечтаний. Вместо
деревянного и белокаменного храмового зодчества —
строительство гидроэлектростанции, а дуб, ясень и кедр
сменяются стеклом и металлом в духе возрожденных в
шестидесятые годы утопических авангардных идей.