МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова Факультет
Актуальность квалификационной работы
Задачи исследования:
Научная новизна исследования
Вопросы подготовки профессионального саксофониста, отраженное в специальной литературе
Сравнительный анализ профессиональной подготовки классического и джазового саксофониста
Методические предпосылки подготовки джазового саксофониста в вузах искусств
Специфика звукоизвлечения на саксофоне в процессе изучения джазовых стандартов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.37M
Категория: МузыкаМузыка

Музыкальное искусство

1. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова Факультет

«Музыкальное искуство»
Кафедра «Инструменты Эстрадного Оркестра»
Ким Владислав
ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ
ДЖАЗОВОГО САКСОФОНИСТА
В ВУЗЕ
Дипломная работа
Научный руководитель: Ропа Павел Петрович
Республика Казахстан
Алматы, 2024

2.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ДЖАЗОВОГО
САКСОФОНИСТА
1.1. Вопросы подготвка профессионального саксофониста,
отраженное в специальной литературе
1.2. Сравнительный анализ профессиональной подготовки
классического и джазового саксофониста
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОГО
САКСОФОНИСТА В ВУЗЕ
2.1. Методические предпосылки подготовки джазового
саксофониста в вузах искусств
2.2. Специфика звукоизвлечения на саксофоне в процессе
изучения джазовых стандартов
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Актуальность квалификационной работы

Одна из особенностей саксофона,
которую мы можем наблюдать,
заключается в том, что он был
изобретен Адольфом Саксом почти в
том виде, в каком мы его знаем
сегодня, в отличие от большинства
инструментов, которые претерпели
частичную
эволюцию
и
их
происхождение трудно проследить.
Профессиональная
ориентации,
возможности и вызовы которые ждут
выпускников, которые стремятся стать
профессиональными
джазовыми
саксофонистами. Исследование всех
этих аспектов может помочь создать
более полную картину о подготовке
джазовых саксофонистов в вузе.

4.

Объект
исследования
Процесс профессиональной подготовки джазового
саксофониста
Предмет
исследования
специфика подготовки джазового саксофониста
Цель
исследования
определяется необходимостью проведения
всестороннего, комплексного исследования
исполнительской и художественной сторон техники
игры на современном саксофоне с опорой на
фундаментальные положения теории музыкального
исполнительства, музыковедческой науки в целом,
музыкальной психологии, методики обучения игре
на духовых инструментах

5. Задачи исследования:

анализ учебных программ,
оценка методов обучения,
анализ технических и
теоретических навыков,
исследование репертуара,
роль импровизации, роль
практической работы,
менторство и руководство,
анализ творческой
составляющей, роль
музыкальной истории;
- с позиций современной
науки составить
представление о специфике
музыкальноисполнительского процесса
саксофониста и о его
компонентах;
- исследовать комплекс
новых, академических и
современных
специфических приёмов
игры на саксофоне;
- раскрыть художественновыразительное значение
специфических приёмов в
современных музыкальных
произведениях, провести
музыковедческий и
исполнительский анализ
образцов оригинальной
литературы для саксофона.

6. Научная новизна исследования

современный музыкально-исполнительский процесс
саксофониста рассматривается как целостная система, в которую
техника игры новых приемов впервые встраивается как
важнейший и неотъемлемый ее компонент;
анализируются элементы академической и современной техники
и соответствующие функциональные действия исполнителя,
связанные с достижением необходимого художественнотворческого результата;
рассматриваются пути формирования современного джазового
исполнительства, в котором используются новые приемы, и
функционирование его в современной музыкальной практик;
- на основе анализа обширного пласта современной саксофонной
литературы выявляются закономерности использования
специфических приемов в музыкальном тексте, их фоническое,
синтаксическое и композиционное значение.

7.

Теоретическая значимость.
• В настоящее время перед искусствоведческой наукой стоит задача синтеза
выводов, сделанных в рамках отдельных дисциплин (музыкальной психологии,
педагогики, теории культуры и искусства, эстетики и т.д.), и создания на этой
основе стройной системы знаний, в том числе и в области музыкальноисполнительского творчества музыкантов-духовиков. Во всяком случае, с
помощью такого системного знания можно не только существенно дополнить и
уточнить, но и целостно отобразить структуру и механизм функционирования
современного музыкально-исполнительского процесса саксофониста. По существу,
системный подход имеет место во всех главах работы
Практическая значимость
• определяется возможностью использовать имеющийся в данной работе материал
в целях совершенствования исполнительской и педагогической деятельности
саксофонистов. С точки зрения значимости данное исследование имеет
одновременно и теоретическую, и практическую направленность. Часть материала
может быть востребована при чтении курса лекций по истории и теории
музыкального исполнительства, в методике обучения игре на духовых
инструментах в средних и высших музыкальных образовательных учреждениях.
Кроме того, отдельные положения квалификационной работы могут
заинтересовать композиторов, музыковедов. Полученные в ходе исследования
данные открывают перспективы для дальнейших научных и методических
разработок в области музыкальной педагогики и исполнительства

8. Вопросы подготовки профессионального саксофониста, отраженное в специальной литературе

Генри Клёзе (1944)
•в своей книге «Полный метод для всех саксофонов», содержащей большое
количество технических упражнений, выполняемых в определенном порядке,
этот метод обеспечивает постепенное развитие ученика, начиная с длинных нот,
арпеджио, интервалов и т. д., затем объединить все эти технические ресурсы в
каждом упражнении.
Джерри Кокер,
Джимми Казале,
Гэри Кэмпбелл и
Джерри Грин (1983)
•В книге «Образцы для джаза» (1983), мы находим подробное объяснение того, как
изучать аккорды и упражнения по мажорным гаммам, для целых тонов,
хроматики и некоторых ладов, предложены последовательности, развивающие
каждый из аккордов. как исследование связанных арпеджио и гамм, изучаемых по
совместной степени или по интервалам. Эта книга имеет большое значение для
нашего метода, поскольку она поддерживает идею реконтекстуализации
обучения игре на саксофоне с помощью методологий, которые в настоящее
время используются в жизненно важной практике музыканта
Жауме Россе-иЛьобет и Сильвии
Фабрегас-и-Молас
(2005 г.)
•Книга «A Tono, упражнения для улучшения исполнения музыканта» (2005 г.)
представляет собой полное руководство по упражнениям на гибкость, растяжку и
тонизирующие упражнения для музыканта, ориентированное на области тела и
инструменты. Он также дает четкое объяснение концепции разминки мышц и
активного охлаждения

9.

Моасира Годотти (1982)
•Книга «История педагогических идей» (1982) бразильского философа и педагога
Моасира Годотти представляет как разные мыслители человеческой истории видели
педагогику, и помогает нам контекстуализировать себя в современном состоянии
педагогики, чтобы выполнить необходимую работу педагога
Виолета Хемси Де Гаинза (1977)
•Книга «Основы, материалы и методы музыкального образования» (1977) основана на
основы, где поднимается взаимосвязь между музыкант с музыкой, ее эволюция и
значение; процесс эволюции музыкальной педагогики, психологическое содержание
метода Виллемса и музыкальной педагогики в сравнении с концепцией интеграции
Наталья Бернабеу Морон и Энди
Гольдштейн (2012)
•Книга Творчество и обучение. «Игра как педагогический инструмент» для каталога
саксофониста эта книга очень полезна, так как дает нам некоторые особенности,
определяющие образ жизни и пребывания в классе современных школьников
Глории Патрисии Сапаты
Рестрепо, Беатрис Марии Губерт
Бургос и Хорхе Франсиско
Мальдонадо (2002 г.)
Книга «Университет, городская музыка, педагогика и повседневная жизнь» В книге
изучаются различные музыкальные жанры, которые студенты исполняют на
факультете и за его пределами, места, где они играют, сравнивается музыкальнопедагогический прием, которым является научная музыка, с популярной музыкой,
которая является наиболее исполняемым жанром
Луис Эмилио Ривера (1952)
Книга «Элементы музыкальной педагогики и дидактики» полный
трактат по педагогике и методике преподавания музыки в
школьных классах, для него педагогика — основа культуры; что, в
свою очередь, является естественным следствием образования и
прямым продуктом школы

10. Сравнительный анализ профессиональной подготовки классического и джазового саксофониста

Технические аспекты игры на саксофоне
амбушюр
положение языка и подбородка
угол мундштука
использование воздуха и тон
различаются в зависимости от стиля
Классический амбушюр на саксофоне
изначально был адаптирован из амбушюра для
кларнета
В джазе давление на тростник в основном
осуществляется нижней губой, что позволяет
тростнику вибрировать более свободно

11. Методические предпосылки подготовки джазового саксофониста в вузах искусств

Изучение гамм
и арпеджио
Соединение
звуков
проигрывание гамм,
трезвучий, их обращений от
тоники до тоники в 1, 2 или 3
октавы в медленном и
быстром темпах в различных
штриховых комбинациях
Вначале плавное
чередование, (переход от
одного звука к другому)
нужно отрабатывать на
легато, без участия языка
Гамма не цель, а средство
для приобретения
профессиональных
исполнительских навыков
Практической особенностью
рационального исполнения
гамм и арпеджио следует
считать также умелое
использование штрихов

12.

Применение
различных
штрихов
Работа с
нюансами
включать в занятия
упражнения на отдельные,
недостаточно хорошо
выработанные технические
приемы
Важнейшим условием в
работе над гаммой является
обращение к образу
На аппликатурных
трудностях необходимо
остановиться особо,
заниматься по специально
разработанным
упражнениям
Он перепробует такие
сравнения, как: крик или
шепот, оглушительней гром
или далекий звон, нечто
тяжелое или воздушное,
грубое или мягкое, сильное
или слабое и т.д

13.

Интонационная
гибкость музыканта
Аппликатурная
точность
• а) использования
наиболее
рациональной и
вспомогательной
аппликатуры
• б) использования
согласованных
действий губного
аппарата и
дыхания
• применять
рациональную, то
есть наиболее
удобную,
эргономичную
аппликатуру и
увязывать ее с
исполняемой
музыкой
Штрихи
• Обычно принято
применять парные
комбинации
штрихов,
например, legato и
staccato, legato и
detache, detache и
nonlegato и
некоторые другие
варианты

14. Специфика звукоизвлечения на саксофоне в процессе изучения джазовых стандартов

Достичь этого можно следующим образом:
а) разбить соло-импровизацию исполнителя на гармонические «квадраты»;
б) после ознакомления с нотным текстом гармонического «квадрата» его
необходимо разделить на периоды, периоды на предложения (четырех или
восьми тактов, в зависимости от формы композиции), а предложения
разбить на фразы (т. е. на мелодические построения от вдоха до
следующей паузы или нового забора воздуха);
в) каждую фразу необходимо выучить со всеми её составляющими (ритм,
штрихи, атака, вибрато и т. д.);
г) включить носитель звука и несколько раз внимательно прослушать этот
звуковой фрагмент;
д) сыграть данную фразу вместе с носителем звука и, если возникают
какие-либо несовпадения (отставание в ритме, интонационное
расхождение и так далее), проверить ещё раз точность написания штрихов
и обратить внимание на атаку звука.
е) включить метроном (на вторую и четвертую доли) и в более медленном
темпе изучить этот музыкальный отрезок. Данные рекомендации
относятся ко всем музыкальным фрагментам (фразам).

15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование и развитие искусства игры на саксофоне
произошло за относительно короткий период времени
благодаря совокупности различных факторов. Решающую
роль сыграл Адольф Сакс, создатель саксофона, а также
академические, военные и джазовые музыканты, которые
внесли свой вклад в развитие этого инструмента.
Научно-технический прогресс также сыграл значительную
роль в модернизации саксофона в 19 веке. В настоящее
время саксофонисты продолжают совершенствовать свое
мастерство, благодаря усилиям ведущих музыкальных
учреждений,
которые
разрабатывают
новаторские
методики обучения, способствующие развитию творчества
вне традиционных рамок.

16.

Саксофон, как доступный инструмент, стимулирует
огромное количество музыкантов, независимо от их
профессионального уровня, выражать себя в различных
жанрах и стилях. История саксофона, начиная с его
возникновения в Европе и последующей «миграции» в
Северную Америку и другие страны, свидетельствует о
универсальности языка музыки, способного объединять
людей разных культур.
Мировые звезды саксофона вдохновляют музыкантов
со всего мира, включая Казахстан, на творческую
активность и стремление к высокому мастерству.
Эта работа началась с целью передать мир саксофона и
его внедрения в Казахстан, его состояние как нового
инструмента позволило приблизиться к его истории.
Были известны этапы его развития и становления,
представляя
соответствующую
фигуру
его
изобретателя Адольфа Сакса.

17.

Его недавнее появление в качестве «академического»
инструмента позволило провести исследования в малоизученных
местах, которые после контакта и знакомства с ними выявили
своеобразный синтез. Тогда можно было бы заметить, что на
большей части территории мира «академический» саксофон уже
установлен, от Буэнос-Айреса до Мендосы, проходя через СантаФе, Кордову, Сан-Хуан и Рио-Негро. По всем этим пунктам вы
можете быть уверены, что преподается «академически».
Изучение игры на саксофоне похоже на изучение других
инструментов и содержит специфический материал, делающий
возможным техническое обучение, но имеет и свои особенности.
Хотя эта работа была сосредоточена на академическом
преподавании, можно также отметить, что этот инструмент всегда
ассоциировался с популярной музыкой. Это порождает
характерную двойственность, которая обеспечивает постоянную
взаимосвязь между различными стилями, между академическим и
популярным, традиционным и современным. Таким образом,
можно видеть, что большое количество студентов приезжают в
учебные центры, чтобы изучить инструмент из популярных стилей,
обычно джаза, и что они не знают его возможностей в
«классической» музыке.

18.

Именно здесь возникает вопрос, который необходимо
решить в последующие годы, касающийся методики
преподавания и планирования в тех областях, где
преподается «академический» саксофон. В этом смысле
необходим новый подход, который позволит включить эту
характерную смесь, в которой будут рассмотрены
различные требования, с которыми затем должен
столкнуться профессиональный саксофонист, что должно
способствовать устранению существующего разрыва
между «академическим» и «популярным».
В качестве окончательной идеи отмечается, что этот
инструмент
будет
продолжать
расширяться
в
академических учебных заведениях, но им придется более
внимательно наблюдать, каковы потребности конкретного
и уникального общества, отмеченного с самого начала
постоянным смешением.
English     Русский Правила