302.04K
Категория: Русский языкРусский язык

Изобразительно-выразительные средства языка. Задание 26

1.

2.

3.

Троп (от др.-греч. τρόπος «оборот») — слово или выражение,
используемое в переносном значении с целью усилить
образность языка, художественную выразительность речи.
Тропы широко используются в литературных
произведениях, ораторском искусстве и в повседневной
речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые
для усиления экспрессивности (выразительности)
высказывания: анафора, эпифора, эллипсис, антитеза,
параллелизм, градация, инверсия и др.(синтаксис)

4.

1
2
3
4
5
6
Аллегория
Иносказательное изображение абстрактного понятия
или явления через конкретный образ
Хитрость изображается
в виде лисы, коварство в виде змеи и т. д.
Гипербола
Образное выражение, преувеличивающее какое-либо Любовь мою,
действие, предмет, явление
Как апостол во время
оно,
По тысяче тысяч
разнесу дорог… (В.
Маяковский)
Ирония
Выражающее насмешку или лукавство иносказание; Забил заряд я в пушку
осмеяние, содержащее в себе осуждающую оценку того, туго
что осмеивается
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
(М.Лермонтов)
Литота
Прием преуменьшения явления или деталей его Мальчик с пальчик,
обратная гипербола
мужичок с ноготок
Метафора
Скрытое сравнение, построенное на сходстве или
Ель рукавом мне
контрасте явлений, в котором слова как, как будто,
тропинку завесила.
словно отсутствуют, но подразумеваются
МетонИмия (переименованное) - сближение, сопоставление
Стальной оратор,
понятий, когда явление или предмет обозначаются с
дремлющий в кобуре.
Я прочитал всего
помощью других слов и понятий. При метонимии
Пушкина(произведения)
существительное заменяется существительным

5.

7
Окказионализмы
Авторские неологизмы, благодаря своей новизне
усиливающие выразительность речи
8
ОксЮморон
9
Олицетворение
Сочетание противоположных по смыслу
определений, создающих новое понятие или
представление
Уподобление неживого предмета живому
10
Перифраза
11
Сравнение
12
Синекдоха
13
Эпитет
Стоял Январь, не то
Февраль,
Какой-то чертовый
Зимарь. А. Вознесенский
Горячий снег, живой труп
и др.
О чем ты воешь, ветр
ночной,
О чем так сетуешь
безумно? (Ф. Тютчев)
Использование описания вместо собственного
Обстрел - крупный
имени или названия. Название обычного понятия, свинцовый дождь, легкая
предмета заменяется его определением, в котором атлетика - королева
- самые характерные признаки
спорта, Япония –страна
восходящего солнца
Сопоставление двух предметов или явлений с
Тревога змеёю вползла в
целью пояснить один из них при помощи другого наши сердца.
Разновидность метонимии, перенесение значения Его зарыли в шар земной..
одного слова на другое на основе замены
.(С. Орлов) Отсель
количественных отношений
грозить мы будем шведу...
(А.С.Пушкин)
Художественное, поэтическое определение,
Болтушка сорока,
подчеркивающее какое-либо свойство предмета
роковые часы, жадно
или явления
всматривается, взоры
полусонные и др.

6.

1.
Анафора
Повтор отдельных слов или оборотов в начале
предложений. Используется для усиления высказанной
мысли, образа, явления
2.
Антитеза Противопоставление характеров, обстоятельств, образов,
композиционных элементов, создающее эффект резкого
контраста
3.
Бессоюзие Намеренный пропуск соединительных союзов
4.
Градация Стилевое средство, позволяющее воссоздать события и
действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от
большего к меньшему или от меньшего к большему)
5.
Инверсия Нарушение общепринятой грамматической
последовательности речи; перестановка частей фразы,
придающая ей особую выразительность
Люблю тебя, Петра
творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид... (А.С.
Пушкин)
Они сошлись. Волна и
камень,
Стихи и проза, лед и
пламень
Не столь различны меж
собой...
(А.С.Пушкин)
Швед, русский, колет,
рубит, режет,
Бой барабанный, клики,
скрежет,
Гром пушек, топот,
ржанье, стон... (А. С.
Пушкин)
Ради своего ребенка, ради
семьи, ради народа, ради
человечества - берегите
мир!
Родина любимая, земля
моя родная, тебя ли нам
не беречь!

7.

6.
Многосоюзие
Намеренное повторение сочинительных
союзов для логического и эмоционального
выделения перечисляемых понятий
7.
Парцелляция
8.
Прием расчленения фразы на части или
даже на отдельные слова. Её цель - придать
речи интонационную экспрессию путем её
отрывистого произнесения
Высказывание, которое обычно адресуется Какое лето, что за лето!
неодушевленному предмету, отвлеченному Да это просто колдовство!
понятию, отсутствующему лицу
Риторические
вопросы,
риторические
восклицания и
риторические
обращения
Синтаксический Одинаковое построение нескольких рядом
параллелизм
расположенных предложений.
9.
10.
Эллипсис
11
Эпифора
Перед глазами ходил океан, и
колыхался, и гремел, и сверкал,
и угасал, и светился, и уходил
куда-то в бесконечность.
(В.Г. Короленко)
Поэт внезапно встал. Побледнел.
Мать - это начало всех начал.
Мать - это чудо земное. Мать это слово святое
(«выпадение», «выпущение») - пропуск во Пороша. Мы встаем и тотчас на
фразе какого-либо слова, легко
коня,
подразумевающегося
И рысью по полю при первом
свете дня.
Одинаковая концовка нескольких
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю
предложений, усиливающая значение этого жизнь верил в тебя. Я всю жизнь
образа, понятия и т.д.
любил тебя.

8.

1.
2.
3.
4.
5.
Аллитерация
Повторение одинаковых или сходных
согласных звуков
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят шумный брег,
Бегут и блещут и гласят...
(Ф. Тютчев)
Ассонанс
Многократное повторение в стихотворной Устала утка на пруду
речи (реже - в прозе) однородных гласных Учить своих утят.
звуков
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
- Ну что из них получится? (В.
Лунин)
Звукоподражание Воспроизведение языковыми средствами Оса жужжала.
звуков, характерных для того или иного Обнажала жало,
описываемого предмета, явления и т.д.
А встретила шмеля
И хвост поджала.
(С.
Смирнов)
Палиндром
Слово, фраза или целое стихотворение,
Я разуму уму заря,
одинаково читаемые по буквам слева
Я иду смечем судия... (Г.Р.
направо и справа налево
Державин)
Тавтограмма
Игровые стихи, в которых все слова
Облик осени
начинаются с одной и той же буквы.
Охрой - осины.
Облака оловянные.
Облик осенний. (А. Кондратов)

9.

Фрагмент текста к заданию 27.
(19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и
юмору. (20) Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще
предстоит открыть. (21) Сказка открывает в тебе воображение, потому что
его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. (22)
Человек без воображения не способен понять чужую боль.
(23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики.
(24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может
показаться страшным зверем, которого невозможно победить. (25) И
сильный, но с трусливой душой теряет голову и терпит поражение. (26) И
только Петушок, несмотря на свою малость, имея храброе сердце, побеждает
Лису. (27) Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький
человек, которому читают сказку, должен быть твердо уверен – правда на
земле существует.
(28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и
остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой
несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (29) И тогда
в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира.

10.

Задание 26 предполагает знание изобразительно-выразительных средств.
Звучит оно в демонстрационном варианте так:
Теперь прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Запишите пропущенные термины через запятую, по
порядку (А, Б, В, Г) в форме единственного числа именительного падежа.
Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует
такие синтаксические средства выразительности, как (А) (предложения
19, 20, 21) и (Б) (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская
мысль подчеркивается использованием (В) («отступать в себя»,
предложение 28) и (Г) («храброе сердце», «заветные мечтания»).

11.

Тропы
Лексические
средства
выразительности
Синтаксические
средства
• эпитет,
• гипербола,
• литота,
• метафора,
• метонимия,
• олицетворение,
• синекдоха,
• сравнение,
• ирония,
• аллегория,
• символ.
• синонимы,
• антонимы,
• фразеологизмы,
разговорная и
просторечная лексика,
• книжная лексика,
оценочная лексика,
• диалектизмы,
• устаревшая лексика,
• неологизмы,
• термины
• вводные слова и
словосочетания,
• восклицательные и
вопросительные
предложения,
• неполные
предложения,
• обращения,
• сравнительные
обороты,
• ряды однородных
членов предложения,
• риторические
вопросы,
• риторические
обращения,
• односоставные
предложения
Приемы
• анафора,
• эпифора,
• антитеза,
• вопросно-ответная
форма изложения,
• градация,
• инверсия,
• лексический повтор,
• цитирование,
• диалог,
• парцелляция,
• синтаксический
параллелизм,
• оксюморон
English     Русский Правила