Лекция 6. Медный век
План лекции
1. Ме́дный век, медно-каменный век, период  IV—III т. до н. э., халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος —
Четыре основных этапа развития древнейшей металлургии:
Изделия, появляющиеся на разных этапах развития металлургии:
Критерии выделения эпохи металла
Концепция металлургических провинций Е.Н. Черных
2. Концепция Е.Н. Черных
Металлургические провинции медного и бронзового века
Ареалы Балкано-Карпатской металлургической провинции энеолита
Балкано-Карпатская металлургическая провинция (сокр. БКМП)   IV-III тыс. до н.э.
Варненский некрополь (болг. Варненски некропол)
Варненский некрополь
Могила № 43
Аппликации
Врненский могильник
Варненский могильник
Триполье Кукутени
Триполье В Кировоградской области, на правом берегу реки Синюхи (приток Южного Буга), проведены раскопки поселения
Терракота
Трипольская керамика
Модели домов (?)
Карбунский клад-комплекс предметов раннего этапа трипольской культуры (См. Трипольская культура), найден в 1961 на месте
Карбунский клад
Восточный, скотоводческий ареал Балкано-Карпатской металлургической провинции
Памятники новоданиловского типа II четв. – III четверть IV тыс. до н.э. (очаг металлообработки- привозное сырье и готовые
Среднестоговская культура (4500-3500 до н.э)
Среднестоговская культура
Культура Средний Стог -древнейший центр приручения коня и коневодства (?)
Сама́рская культу́ра — энеолитическая культура начала V тысячелетия до н. э
 Съезженский могильник. Самарская культура (Васильев И.Б., Матвеева Г.И., 1979)
Съезженский могильник.
Съезженский могильник.
Самарская культура.
Самарская культура. Поселения.
Самарская культура.
Хвалы́нская культу́ра (называемая также протокурганной) — энеолитическая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего
Хвалы́нская культу́ра.
Хвалы́нская культу́ра
Хвалы́нская культу́ра
 Инвентарь погребений Хвалынского могильника.
Ареал присваивающей экономики в эпоху энеолита от Балтики до Зауралья
5. Этногенез финно-угров в России
Финно-угорские народы
Карта расселения финно-угров
Волосовская культура 2600—1800 гг. до нашей эры
Происхождение и миграции Волосовской культуры
Волосовская культура
Волосовская культура
волосовская культура
волосовская культура Археологический музей ИвГУ. г.Иваново
Волосовская культура. Экспозиция Ивановского музея
волосовская культура
ритуальная маска-личина (выполненная из цельного лосиного рога)
Волосовская культура. Медвежий культ
1. Стоянка Сахтыш-2А. Ивановская обл. 2. Кремень Широмасовское поселение. Теньгушевский район. Республика Мордовия. Волосовская
Фигурные кремни. Антропоморфные фигурки
Орнитоморфные фигурки
Фигурный кремень (лунница)
Украшения
Янтарные подвески из погребения № 9. Стоянка Сахтыш-2А.
Янтарные пронизки из погребения № 15. Стоянка Сахтыш-2А.
флейты, сделанные из трубчатых костей животных.
Гаринско-борская общность
Агидельская культура
Суртандинско-кысыкульская (зауральская) культура
Стоянка на южном берегу оз. Иткуль. Керамика липчинской культуры
Стоянка на южном берегу оз. Иткуль. Керамика липчинской культуры
Ботайская культура
Энеолит Казахстана. Поселение Ботай 1. Общий вид площадки.
11.97M
Категория: ИсторияИстория

Медный век. Лекция 6

1. Лекция 6. Медный век

Курс «Археология», 1 курс
исторический факультет
Доцент кафедры всеобщей истории,
к.и.н. Алаева И.П.

2. План лекции

1. Критерии выделения энеолита.
Терминология эпохи.
2. Концепция металлургических провинций
Е.Н. Черных
3.Культурно-хлзяйственные зоны БалканоКарпатской металлургической провинции в
энеолите (4-3 тыс до н.э.)
4. Ареал присваивающей экономики в эпоху
энеолита от Балтики до Зауралья
5. Этногенез финно-угров

3. 1. Ме́дный век, медно-каменный век, период  IV—III т. до н. э., халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος —

1. Ме́дный век, медно-каменный век, период IV—III т. до н. э.,
халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος —
камень), энеолит (от лат. aeneus — медный +греч.)
Термин предложил в 1876 г. на
международном археологическом
конгрессе венгерский археолог Ф.
Пульский для уточнения
первоначальной классификации
Томпсена, в которой за каменным
сразу следовал бронзовый век
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
В Двуречье металл узнали в VI
тыс. (самаррская культура), тогда же
украшения из самородной меди
появились в долине Инда (Мергарх).
В Египте и на Балканском полуострове их
делали в V тысячелетии (Рудна Глава). К
началу IV тысячелетия до н. э.
медные изделия вошли в обиход
самарской, хвалынской, среднестоговско
й и других культур Восточной Европы.
Древнейшие в мире металлические
вещи найдены при раскопках в
Анатолии: Чайоню, Чатал-Гуюке на
границе VII—VI.
Распространение украшений из
меди в начале медного века.
(Чатал-Хуюк- преднамеренная
плавка меди-?)

4. Четыре основных этапа развития древнейшей металлургии:

I. Этап «А»: Применение самородной меди, к которой сначала
относились как к камню. Единственный метод ее обработки – холодная
ковка .
II. Этап «B»: Открытие плавления я самородной меди; 1-е изделия,
отлитые в открытых формах. Лит. форма – каменная. Позднее –
закрытые формы.
III. Этап «С»: Начало выплавки меди из руд и освоение упрочнения
меди ковкой (метод наклепа). Только с этого этапа начинается
действительная металлургия.
IV. Этап «D»: переход от использования чистой меди к
бронзам (сплавы: медь + мышьяковистые добавки => + оловянные
добавки). Распространяется литье в закрытых формах и литье по
восковой модели. Бронзы имеют высокие литейные и кузнечные
качества, повышающие эффективность орудий труда/предметов
вооружения

5. Изделия, появляющиеся на разных этапах развития металлургии:

Этапы A, B (неолит): единичные изделия –мелкие украшения,
редкие колюще-режущие предметы;
Этап С (энеолит):более значит. серии медных изделий – топоры и
другие рубящие и ударные орудия (тесла/долота/мотыги/молотки)
+ колюще-режущие (впервые!) – кинжалы, наконечники копий.
Этап D (начало эпохи ранней бронзы):ассортимент металлических
орудий/оружия еще > расширяется: впервые появляются мечи и
наконечники стрел +совершенствуются формы копий, кинжалов,
боевых топоров.

6. Критерии выделения эпохи металла

Критерии выделения энеолита
Ф. Пульский (1876):
- ковка самородной меди
-преобладание орудий из камня
-использование металла в
производстве украшений
Рындина Н.В. (2002):
1. Система специализированного
земледелия и скотоводства
2. Расцвет общинных ремесел.
(специализация мастеров-профессионалов)
3. Усложнение социальной структуры
(социальное расслоение (захоронение,
структура поселений)
Критерии бронзового века
Ф. Пульский:
-получение меди из руд
-получение искусственных сплавов
-массовое местное производство
литых орудий
Рындина Н.В.
Отделение ремесла
(погребение ремесленников -профессионалов)
-
-
Возникновение торговли
Возникновение первых городов
(Угарит, Ур, Урук)
Возникновение первых цивилизаций
в долинах великих рек

7. Концепция металлургических провинций Е.Н. Черных

Черных Евгений
Николаевич (род 1935 г.)
Главный научный сотрудник
лаборатории
естественнонаучных методов,
доктор исторических наук, членкорреспондент РАН, профессор
Кандидатская диссертация: К
истории металлургии Восточной
Европы в эпоху энеолита и ранней
бронзы (1963).
Докторская диссертация: История
металлургии Восточной Европы в
позднем бронзовом веке (1972).

8. 2. Концепция Е.Н. Черных

1. Металлургическая провинция –
единая производственная система, охватывающая огромные территории,
объединенная сходными традициями развития металлургии.
3 признака: - сходный набор категорий типов изделий
- сходные технологические приемы обработки изделий
-сходный состав используемого металла
2. Очаг металлургии- представлен полный цикл
производства (горное дело, плавка металла из руд, металлообработка)
3. Очаг металлообработки(металлообработка на привозном сырье)
В металлургическом очаге представлен полный цикл металлопроизводства: горное
дело, выплавка металла из руд, металлообработка. В очаге металлообработки
работают на привозном сырье, поэтому цикл урезан, он ограничен только
производством изделий из металла.

9. Металлургические провинции медного и бронзового века

1. Энеолит - Балкано-Карпатской металлургической провинции
2. Ранний и Средний бронзовый век - Циркумпонтийская
металлургическая провинция (охватывает обширные территории,
примыкающие к бассейну Черного моря)
3. Поздний бронзовый век:
3а - Евразийская
3б – Кавказская
3в – Европейская
3г – Азиатская
Основная литература: Рындина Н.В., Дегтярева А.Д., Энеолит и
бронзовый век. Учебное пособие по курсу «Основы археологии»,
М. МГУ, 2002

10. Ареалы Балкано-Карпатской металлургической провинции энеолита

Ареал Балкано-Карпатской
металлургической провинции
V тыс. до н.э. А —
центральный блок культур; В
— блок трипольских культур;
С — блок степных
скотоводческих общностей.
Вверху: слева — набор
медных орудий и оружия
центрального блока
(Варненский некрополь);
справа — медные украшения
из памятников культур
степного блока.

11.

12.

13.

14. Балкано-Карпатская металлургическая провинция (сокр. БКМП)   IV-III тыс. до н.э.

Балкано-Карпатская металлургическая
провинция (сокр. БКМП)
Основные культуры:
Гумельницкая культура
Трипольская культура
Среднестоговская культура
Новоданиловская культура
Для всего ареала
распространения БКПМ были
характерны 5 видов изделий:
втульчатые топоры-тесла
топоры-мотыги
массивные топоры-молотки
клинообразные тесла-долота
втульчатые наконечники
IV-III тыс. до н.э.

15. Варненский некрополь (болг. Варненски некропол)

Варненский
некрополь (болг. Варненски некропол)
Найдено 294 могилы,
более 3000 предметов
из золота, общим весом
более 6 кг, множество
медных предметов, более
600 образцов керамики
(включая позолоченную),
высококачественные крем
ниевые и обсидиановые
лезвия и украшения.
Варненский некрополь был случайно обнаружен
в 1972 году в западной, промышленной части
города Варна

16. Варненский некрополь

В результате раскопок было обнаружено три типа
захоронений:
первый тип — тела лежат на спине во весь рост.
Таких могил большинство, в основном в них находят
скелеты мужчин.
второй тип — тела лежат на боку (чаще всего на
правом) в «позе зародыша», локти прижаты к
коленям. Большая часть таких захоронений —
женские скелеты.
третий тип — могилы, в которых вовсе отсутствует
тело, так называемые «символические»
захоронения, кенотафы.
Наиболее богато украшенными являются могилы
первого типа.
В некоторых «символических» захоронениях были
найдены сделанные из глины копии человеческих
голов, с украшениями на месте глаз, носа, лба и рта.
Вероятно, такой тип погребений совершали когда не
могли найти либо доставить тело погибшего.
Кроме украшений во всех могилах находили
несколько образцов керамики, и различные
инструменты, которые могли понадобиться
взагробной жизни. Были также найдены различные
фигурки талисманов и идолов, как антропоморфные,
так и зооморфные. Наиболее часто встречаются
изображения каких-то рогатых животных и быков.

17. Могила № 43

Могила № 43
Особо стоит отметить могилу
№ 43: в ней, судя по всему, был
захоронен исключительно
богатый или влиятельный
человек,
возможно вождь или жрец.
Захороненный мужчина был
ростом около 170 см, умер в
возрасте около 45 лет. Из одной
только этой могилы было
извлечено 990 золотых
предметов, общим весом более
1,5 кг множество медных и
каменных
инструментов. Погребённый был
одет в исключительно богатую
одежду, держал жезл в правой
руке, в могиле были найдены
также части лука, украшенного
золотом.

18. Аппликации

Кроме множества золотых
украшений, в некрополе были
найдены различные фигурки идолов
и талисманов: антропоморфные
(напоминающие фигуру человека) и
зооморфные (животных).
Среди них обнаруженные в могиле
№ 36 аппликации, представляющие
собой стилизованные изображения
головы какого-то рогатого животного
и быка. Они были украшены по
краям искусственными
жемчужинами и выполняли
декоративную функцию, их
прикрепляли к одежде.
в еще одной символической могиле
- № 2, - является сделанная из
глины человеческая голова с
золотыми пластинками,
обозначающими места глаз, рта,
лба и т. д.

19. Врненский могильник

20. Варненский могильник

21. Триполье Кукутени

5500-2750 гг.
до н.э.

22. Триполье В Кировоградской области, на правом берегу реки Синюхи (приток Южного Буга), проведены раскопки поселения

Владимировка.
Экспедицией было обнаружено свыше 200 трипольских жилищ, которые
располагались пятью концентрическими кругами.

23. Терракота

24. Трипольская керамика

25. Модели домов (?)

26. Карбунский клад-комплекс предметов раннего этапа трипольской культуры (См. Трипольская культура), найден в 1961 на месте

Карбунский клад-комплекс предметов раннего этапа трипольской культуры (См. Трипольская
культура), найден в 1961 на месте трипольского поселения у с. Карбуна, ныне Новоанненского района
Молдавской ССР. Это единственная находка такого клада в Восточной Европе. В глиняном сосуде,
прикрытом сверху др. сосудом, находились медные топоры, пластинчатые и спиральные браслеты, бусы,
антропоморфные фигурки; топоры и бусы из цветного мрамора и камня, амулет из зуба человека, костяная
женская фигурка, бусы и декоративные пластины из морских раковин. Ритуальное назначение некоторых
предметов позволяет предположить, что владельцем клада
был
. племенной вождь и жрец.
Лит.: Сергеев Г. П., Раннетрипольский клад у села Карбуна, «Советская археология»,
Карбунский клад. Сосуд, в котором был найден клад

27. Карбунский клад

28. Восточный, скотоводческий ареал Балкано-Карпатской металлургической провинции

Памятники новоданиловского типа –
II четв. – III четверть IV тыс. до н.э.
(Телегин, Д.Я, 1985, 1991) (степи Причерноморья от Дуная до Дона)
Среднестоговская культура
(4500-3500 до н.э) – степи Приазовья между Днепром и Доном
Хвалынская культура

29. Памятники новоданиловского типа II четв. – III четверть IV тыс. до н.э. (очаг металлообработки- привозное сырье и готовые

изделия)
Погребальный обряд:
Грунтовые могильники
небольших размеров, редко
курганы
Парные, одиночные погребения,
в яме, в ящике
Захоронение на спине, с
подогнутыми в коленях ногами,
головой на В, СВ.
Скелеты и дно ямы посыпаны
охрой
Достоверных поселений
не выявлено.
Отмечено продвижение
населения в Закарпатье,
Болгарию, Румынию
Орудийный комплекс:
Кремневые изделия: дротики,
стрелы, тесла, ножи
Каменные стилизованные
зооморфные топоры-скипетры
(голова лошади, кабана)
Украшения из меди: спиральные
браслеты, пронизи, подвески,
бусы
Клады кремневых изделий:
(на Северском Донце и Днепреножевидные пластины, копи,
дротики, нуклеусы)
Проблема приручения лошади:
- скипетры в виде головы коня ?
-роговые псалии с отверстием ?

30.

Новоданиловские
скипетры
Rassamakin Y. Y., 1999.

31. Среднестоговская культура (4500-3500 до н.э)

Среднестоговская культура была
распространена в степях Приазовья
между Днепром и Доном. На востоке её
локальные разновидности доходили до
среднего Поволжья. На западе граничила
с Трипольской культурой.
Носители среднестоговской культуры
имели смешанный антропологический
тип.
Одни были потомками неолитических
кроманьонцев «нордического» типа
днепро-донецкой культуры, другие
относились к средиземноморской расе и
имели явное балканское происхождение
(ареал трипольской культуры).
Среднестоговское и близкое к нему
население, оставившее памятники
новоданиловского типа, имеет признаки,
характерные для протоевропейского
типа. У них крупные, в основном
долихокранные мозговые коробки
большой высоты и широкие и
среднеширокие (редко узкие) лица

32. Среднестоговская культура

33. Культура Средний Стог -древнейший центр приручения коня и коневодства (?)

Древнейшая верховая лошадь - ок.
4830 г. до н. э. (жеребец из
Дереивки, Украина).
роговые элементы конских удил

34. Сама́рская культу́ра — энеолитическая культура начала V тысячелетия до н. э

Сама́рская культу́ра — энеолитическая
культура начала V тысячелетия до н. э
существовавала в районе Самарской
Луки реки Волга. Обнаружена в 1973 году в ходе
археологических раскопок близ населенного
пункта Съезжее. Позже обнаружено еще
несколько поселений[1]. Сформировалась на
основе ранее существовавшей в этом же
регионе средневолжской культуры
среднего неолита, на востоке граничила
с агидельской культурой.
В рамках курганной гипотезы Самарская и
происходящие от
нее хвалынская и ямная культуры считаются
индоевропейскими.
На артефактах, найденных в захоронениях,
обнаружены изображения лошадей. В
могилах также имеются останки лошадей.
Следовательно, люди сумели одомашнить
этих животных.
Грунтовые могильники
Одиночные захоронения, вытянуто на спине,
головой на север
Известны долговременные поселения
Оружие представляло собой ножи и
кинжалы из кремня и кости, которые в
могилах лежат в руках или в головах у
покойных (даже детей).
Кроме них в могилах найдены украшения из
кости, вырезанные в форме лошадей или
двойной головы быка с отверстиями для
крепления на подвесках или лошадиной
сбруе.
Керамика в основном представлена
сосудами яйцевидной формы с отчетливой
окаёмкой.
Скотоводство, Охота, рыбная ловля.
Фаунистические остатки охотопромысловых
особей преобладают над домашними
(на Виловатовской стоянке ведущее место в
охотничьем промысле занимала охота на
лосей и бобров - 80% от всех особей диких
животных).

35.  Съезженский могильник. Самарская культура (Васильев И.Б., Матвеева Г.И., 1979)

Съезженский могильник. Самарская культура
(Васильев И.Б., Матвеева Г.И., 1979)
План раскопа.
Сохранилось девять
погребений взрослых и
детей.
Очертания могильных ям не
прослеживались.
Часть погребенных была
окрашена охрой
Орудия труда представлены
вкладышевыми ножамикинжалами, проколками,
ножами, каменными
теслами, долотами,
костяными гарпунами.

36. Съезженский могильник.

Костяные кинжалы
Костяные фигурки Съезженского могильника.

37. Съезженский могильник.

Украшения из погребений Съезженского
могильника.
Каменные тесла (1-4) и костяной гарпун (5)

38. Самарская культура.

Погребения с поселения Лебяжинка V.1 - погр.9;
2 - погр.12.
Керамика из погребений Съезженского
могильника.

39. Самарская культура. Поселения.

План жилищ (1,2) и рубящие орудия самарской
культуры.
1 - пос. Гундоровка; 2-5 - пос.Лебяжинка III.

40. Самарская культура.

Лебяжинка III. Каменный инвентарь
самарской культуры.
Лебяжинка III. Каменный инвентарь самарской
культуры.

41. Хвалы́нская культу́ра (называемая также протокурганной) — энеолитическая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего

Хвалы́нская культу́ра (называемая также протокурганной) —
энеолитическая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего
Поволжья V-IV тыс. до н. э
4 500 – 3 600 – 3 200 гг. до н. э.
Название получила по месту первых
находок — близ
города Хвалынск Саратовской области.
Сложилась на основе самарской
культуры[1], но в значительно более
широком ареале — отСаратова на севере
до Азовского моря на юго-западе и
реки Урал на юго-востоке.
Близка среднестоговской культуре и
иногда выделяется вместе с ней в
единую общность. В дальнейшем
эволюционировала в ямную культуру и
оказала влияние на ботайскую
культуру Казахстана[2]. Представители
хвалынской культуры уже были знакомы
с основами обработки металлов (медь).
Основное занятие
населения скотоводство и коневодство.
Вспомогательную роль играла охота,
рыболовство и собирательство.
Могильники хвалынской культуры
представлены долихокранными
широколицыми европеоидами[3]
Могильник под Хвалынском на пространстве 30
х 26 м содержало 158 скелетов
преимущественно в индивидуальных
погребениях, реже от 2 до 5 тел в одной могиле.
Покойных укладывали на спине с согнутыми
коленями.
в хвалынском обществе имело место
социальное расслоение, так как одни могилы
заметно богаче других. Тем не менее,
специфических знаков отличия вождей не
найдено
в хвалынских могилах обнаружены медные
украшения в виде колец.
Другие украшения представлены
перламутровыми бусами, браслетами из камня и
кости, а также зубами животных, кабанов,
медведей, волков, оленей и пр. Оружие
остается каменным, но достигает высшего
качества изготовления. На керамике заметны
следы веревок и шерстяной ткани.
Были исследованы два грунтовых могильника на
севере Саратовской области близ г. Хвалынск.
Это Хвалынский I и Хвалынский II.
Кроме погребений так же известны и поселения,
относящиеся к хвалынской культуре. В
Оренбургской области хвалынская керамика
встречена на Ивановской и Турганикской
стоянках (Моргунова, 1989).

42. Хвалы́нская культу́ра.

Керамика хвалынской культуры.
1,7 - пос.Лебяжинка I; 2-6,8-13 - пос. Гундоровка.
Керамика хвалынского времени.
1,7-9 - пос.Лебяжинка I; 2-6,10 - пос. Лебяжинка
IV.

43. Хвалы́нская культу́ра

Балкано-карпатский металл
достигал Поволжья и Предкавказья.
В двух Хвалынских могильниках
отмечено изобилие украшений из
импортного металла в виде мелких
бусин, круглопроволочных и
пластинчатых височных колец,
подвесок-ракушек, в том числе и с
пунсонным орнаментом,
спиралевидных браслетов.
Н.В.Рындина, специально
исследовавшая металл I
Хвалынского могильника и частично
второго, пришла к выводу, что
большая часть волжских изделий
местного производства и
отличается низким качеством
кузнечной обработки.
Медные предметы из Хвалынского могильника.

44. Хвалы́нская культу́ра

а - бусы из речных раковин; б - "флейты" из птичьих
костей; в - медные кольца.
Погребение Хвалынского могильника.

45.  Инвентарь погребений Хвалынского могильника.

Инвентарь погребений Хвалынского могильника.

46. Ареал присваивающей экономики в эпоху энеолита от Балтики до Зауралья

Волосовская культура (Волго-окское междуречье)
Гаринско-Борская (Прикамье)
Агидельская (Приуралье, башкирия)
Суртандинско-кысыкульская (?)
(Южное Зауралье, Челябинская область)
Ботайская (???) (Северный Казахстан)
Аятская (Среднее Зауралье, Свердловская область)

47. 5. Этногенез финно-угров в России

Наиболее вероятной прародиной
уральских народов исследователи
называют области Приуралья, Западной
Сибири близ Урала или более обширные
районы (Хелимский Е.А., Напольских
В.В., Белых).
Время существования единой прародины
уральских народов условно можно
датировать VIII - IV тыс. до н.э.
Методы определения прародины:
1. глоттохронология (доля совпадений
по списку Сводеша)
2. лингвистическая палеонтология
(отбор лексикона, характеризующего
экологический ареал обитания).
- растительность (ель, пихта, кедр,
лиственница, вяз, липа)
-животные (рябчик, северный олень),
змея, бобр, еж, пчела
-рыба (нельма, линь, осетр, стерлядь,
сиг, сырок)- население ОбскоИртышского бассейна
3. Заимствования из других языков
(индоарийский, балтский)
Уральская общность
(финны, угры, самодийцы)
1. Мезолит (8-5 т. до н.э.)- единая
уральская общность- распад 6/5 тыс.
до н.э. (отделение самодийцев)
2. Неолит-энеолит- распад финноугорской общности- 3/2 тыс. до н.э.
(волосово, гаринско-борские и суртанды,
аятские)
(разделение финнов и угров)
3. ФБВ-РЖВ- распад угорской
общности- 2/1 тыс. до н.э. (черкаскуль,
межовка, иткульцы, саргатцы)
4. Распад самодийской общности на
рубеже эр. (кулайская культура)
(разделение на северных (ненцы, энцы,
нганасаны) и
южных (саяно-алтайских) самодийцев)
5. Финно- пермская и финно-волжская
общность существовали с 3- пер. пол.
1 тыс. до н.э. (пьяноборская,
гляденовская-прапермяне. Дьяковская,
городецкая- прамордва, марийцы )

48. Финно-угорские народы

49. Карта расселения финно-угров

50. Волосовская культура 2600—1800 гг. до нашей эры

Волосовская культура
2600—1800 гг. до нашей эры
Выделена В. А. Городцовым. Название
получила по стоянке у села Волосово,
возле г. Мурома (Владимирская
область).
Обширная область
распространения от Балтики до
Урала
В конце своей истории подверглась
нападению племён фатьяновской
культуры, а также абашевских
племён.
На базе волосовского населения под
сильным воздействием ираноязычных
племен срубной культуры
формируется своеобразная культура –
поздняковская ХУ - Х11 вв до н.э. .

51. Происхождение и миграции Волосовской культуры

Согласно точке зрения
О. Н. Бадера и А. Х. Халикова
(Третьяков П.Н., Напольских В.В.)
предки волосовцев мигрировали из УралоКамского региона на Оку и
распространились до Прибалтики.
«Мощная уральская
(древнефиннская) волна»
Крайнов Д.А. считает, что сложение
волосовских древностей было связано с
местными неолитическими комплексами
верхневолжской культуры
По мнению В. В. Сидорова и
А. В. Энговатовой, сложение данной
культуры произошло на территории
валдайской возвышенности, после чего
носители данных древностей
расселились по территории ВолгоОкского междуречья.
Антропологический
тип европеоидный с монголоидной
примесью (лапоноидный)
Основным занятием населения являлись
охота (лось, кабан, медведь) и рыбная
ловля. На поздних этапах, возможно,
была одомашнена свинья.
большие поселения обычно с
углубленными в землю на 0,4 - 1 м
прямоугольными столбовой конструкции
жилищами, соединенными между собой
проходами
Погребения, как правило, производились
на поселениях около жилищ, а иногда
прямо в жилищах. Костяки лежат
вытянуто на спине, реже на животе, на
поздних этапах появляются скорченные
погребения.
появление небольших изделий из меди
каменные и костяные фигурки,
изображающие людей, животных, птиц и
рыб.

52. Волосовская культура

Климат в центре Русской равнины
в сер. 2 чет. III тыс. до н.э.
Суббореальный, сухой, холодный
сокращение широколиственных лесов
увелич. таежных пространств
сев. животные – куница, сев. олень
Памятники:
Сахтыш II, IIа – 2620, 2370 г.до н.э.
Сахтыш VII- 2420 г. до н.э.
Ивановское III – 2820 г. до н.э.
Волосово – 2520 г. до н.э.
Ахмыловское
- Жилища прямоугольные, площадь 40-150
кв.м, полуземлянки, с переходами
Макет части жилища
Волосовской культуры. III тыс до
н.э.

53. Волосовская культура

Каменный топор в деревянной муфте.
Волосовская культура, стоянка Воймежное
(Волго-Окское междуречье).
Инвентарь волосовской культуры: 1—2— каменные
стрелы; 3—4 — костяные стрелы; 5—6 — копья; 7—8 —
скребки; 9 — скребло; 10—11 — ножи; 12 — долото; 13 —
желобчатое долото; 14 — сверленый топор; 15 —
рыболовный снаряд; 16 — составной костяной крючок; 17
— фигурный кремень; 18 — костяное изображение головы
лебедя; 19 — костяной гарпун; 20 — шиферная подвеска;
21 — шиферное кольцо; 22—23 — керамика

54. волосовская культура

Календарный сосуд (?).
Глиняный cосуд волосовской культуры с редкоямочным орнаментом
Стоянка Сахтыш-1. Дно не сохранилось

55. волосовская культура Археологический музей ИвГУ. г.Иваново

Орудия рыболовства.
Орудия
деревообработки.

56. Волосовская культура. Экспозиция Ивановского музея

Ретушеры и челноки
для плетения сетей.

57. волосовская культура

Яркой особенностью волосовской
культуры является разнообразная
костяная и кремневая скульптура,
связанная с культами животных.

58. ритуальная маска-личина (выполненная из цельного лосиного рога)

САХТЫШ IIA

59. Волосовская культура. Медвежий культ

В антропоморфной кремневой скульптуре
нашел отражение и тотемический культ
медведя-первопредка.
связанный с культом медведя фрагмент
обгоревшей медвежьей лапы из
ритуального клада.

60. 1. Стоянка Сахтыш-2А. Ивановская обл. 2. Кремень Широмасовское поселение. Теньгушевский район. Республика Мордовия. Волосовская

культура.

61. Фигурные кремни. Антропоморфные фигурки

Стоянка Сахтыш-2А.
Ивановская обл., Тейковский р-н.
Энеолит. Волосовская культура.
Антропоморфная фигурка
(человек в шкуре медведя)

62. Орнитоморфные фигурки

Орнитоморфная фигурка
(силуэт ястреба на взлете)
Напоминает распластанную в полете
птицу - гуся

63. Фигурный кремень (лунница)

Стоянка Сахтыш-2А.

64. Украшения

поясной набор из резцов бобра и челюстей
куницы
Европейский Север. III тыс. до н. э. Кость,
резьба. Кубенинские стоянка и погребение.
Архангельская область.
украшения из восточно-прибалтийского
янтаря и уральского серпентина, сланца
и кости, зубов, челюстей и фаланг
животных

65. Янтарные подвески из погребения № 9. Стоянка Сахтыш-2А.

66. Янтарные пронизки из погребения № 15. Стоянка Сахтыш-2А.

67. флейты, сделанные из трубчатых костей животных.

68. Гаринско-борская общность

Во второй половине III - первой
половине II тыс. до н.э. в Приуралье
существовала общность гаринскоборского облика.
Основными археологическими
признаками гаринских памятников
являются глиняная посуда с примесью
органических остатков или реже талька, в
основном с прямыми стенками, с
утолщенными венчиками, округлоконическими или плоскими днищами,
орнаментированная поясками из оттисков
гребенчатого штампа и ямками; среди
каменного инвентаря преобладают
орудия, изготовленные на отщепах.

69. Агидельская культура

Агидельская культура —
археологическая культура позднего
неолита и энеолита Южного
Предуралья, Волго-Уральского
междуречья. Конец V—III тыс. до н. э.
Памятники раннего этапа: Муллино III,
Давлеканово III, Бельская I; поздний
этап — Муллино IV, Сауз III, Гумерово
и др.
Керамика на раннем этапе круглодонная с наплывом у венчиков
(воротничковая); на позднем этапе —
прямые стенки с орнаментом в виде
крупной, гребенки. Преобладают
орудия из кремня, шлифованные
топоры и тесла, ножи и наконечники
суртандинского типа, зернотерки,
кремневые серпы.
Кости домашних животных: лошади,
крупного и мелкого рогатого скота (до
35 %).
Население агидельской культуры
концентрировалось преимущественно
в Икско-Демском междуречье и в
низовьях р. Белой
(территория Башкортостана);
занималось охотой, рыболовством,
скотоводством. На западе граничила
с самарской культурой, на юго-востоке
с зауральской (суртандинской)
культурой.

70. Суртандинско-кысыкульская (зауральская) культура

Суртандинская (зауральская)
культура — археологическая
культура раннего энеолита
Южного Зауралья и
степного Казахстана IV—III тыс.
до н. э.
Поселение Суртанды
расположено в Абзелиловском
районе Башкортостана, в 40 км
от Магнитогорска. Характерна
обилием каменных орудий из
яшмы и единичными изделиями
из уральской самородной меди,
керамикой и орнаментами на
посуде.
Найдены кости домашних
животных — овца, крупный
рогатый скот, преобладают
лошади.

71. Стоянка на южном берегу оз. Иткуль. Керамика липчинской культуры

72. Стоянка на южном берегу оз. Иткуль. Керамика липчинской культуры

73. Ботайская культура

Ботайская культура —
археологическая культура
энеолита, существовавшая в
3700-3100 гг. до н. э. на
северо-западе Казахстана.
Открыто около 20 поселений
вдоль степных рек.
Основными материалами
были камень, кость и глина.
Основное
занятие коневодство, охота и
рыболовство.
Антропологически ботайцы
представляют собой
результат
смешения средиземноморск
ой и уральской расы[1]

74. Энеолит Казахстана. Поселение Ботай 1. Общий вид площадки.

English     Русский Правила