Похожие презентации:
Неолит. Неолитическая революция
1. Тема 5. Неолит. Неолитическая революция.
Доцент кафедры всеобщейистории ЮУрГГПУ Алаева И.П.
2. План лекции
1. Общая характеристика неолита.Понятие неолитической революции.
2. Неолит Ближнего Востока.
3. Неолит Европы и Северной Евразии.
Системы жизнеобеспечения
неолитических культур.
4. Последствия неолитической
революции.
3. 1. Неолит
(англ. Neolitic, «новокаменный век»),термин в 1865 г. предложен Леббоком
(лордом Эвбюри) для эпохи (входящей в
систему трёх веков), в течение которой
человек перешёл к производству пищи
путём выращивания растений и
доместикации животных, хотя основным
материалом по-прежнему оставался
камень.
4. Неолитическая революция- переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству,
Неолитическая революцияпереход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателейк сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве.
Первые попытки
культивирования некоторых
растений были предприняты
около 10 тыс. лет назад.
Ячмень и пшеница
окультуренные в районе
плодородного полумесяца на
Ближнем Востоке.
В эту же эпоху и в этом же
регионе — в горах Загроса
(Ганджи-Даре и др.) — были
одомашнены козы и овцы.
Н.И. Вавилов в ряде
экспедиций выявил несколько
центров доместикации и
селекции растений
Хронология неолита
Ближний Восток- 8-7 тыс. до н.э.
Средняя Азия, Южная Европа,
Северное Причерноморье- сер.
7-6 тыс. до н.э.
Лесная полоса Евразии- 6/5- 3/2
тыс. до н.э.
Климат: Атлантический
климатический оптимум голоцена
(6-2,6 тыс.л. до н.э.)
Теплый, влажный, смешанные
широколиственные леса,
формирование черноземов
5. Вир Гордон Чайлд (1892- 1957) Vere Gordon Childe
британско-австралийскийисторик-марксист, один из
ведущих археологов XX
века. Член Британской
академии с 1940.
Автор понятия
«неолитическая
революция».
Исследование Чайлда
было призвано определить
корни европейской
цивилизации, оценить
степень влияний, с
Ближнего Востока на
доисторическую Европу
6. 2. Неолит Ближнего Востока. Плодородный полумесяц
Плодородный полумесяц —условное название региона
на Ближнем Востоке.
Местность была так названа
из-за ее богатой почвы,
обширного биоразнообразия
и формы напоминающей
полумесяц.
Состоит из Междуречья и
Леванта, который делится на
историческую Сирию и
Израиль.Иногда в его состав
включают также долину
нижнего течения Нила
(Египет).
7. Докерамический неолит (Pre-Pottery Neolithic, PPN)
период раннего неолита, ккоторому относятся
некоторые культуры
Ближнего Востока,
локализованные в регионе
плодородного полумесяца.
Началом PPN считается
развитие у местных
культур производящего
сельского хозяйства по
окончании последнего
ледникового периода.
Памятники
докерамического неолита
— Иерихон,
древнейший храмовый
комплекс Гёбекли-Тепе в
юго-восточной Турции и
город Хирокития на
острове Кипр,
а также ранние поселения
в Фессалии (нижние слои
памятников Ахиллейон,
Аргисса-Магула, Сескло и
др.).
8. Иерихон – первое укрепленное поселение в мире (9500 -8000 до н.э.)
Крепость 7 тысячелетиябыла окружена толстой
каменной стеной (1,5-3 м)
с мощными башнями
(высотой 7-8 м).
Стена ограничивала
собою площадь 2,5 га на
которой жили примерно 3
тысячи человек (?). Скорее
всего, они занимались
торговлей солью с
Мертвого моря.
9. Гёбекли-Тепе (тур. Göbekli Tepe — «Пузатый холм»)
храмовый комплекс, расположенныйна юго-востоке Турции
Является древнейшим из крупнейших
мегалитических сооружений в мире.
датируется по меньшей мере IX
тысячелетием до нашей эры.
Представляет собой круглой формы
сооружения число которых доходит до
20 (диаметром 15-20 м). Поверхность
некоторых Т-образных колонн покрыта
рельефами.
Комплекс был преднамеренно
засыпан песком в VIII тысячелетии до
н. э.
С 1994 г раскопки и исследования
проводятся стамбульским отделением
Немецкого археологического
института (нем. Deutsche
Archäologische Institut, DAI) в
сотрудничестве с музеем Шанлыурфа
(Şanlıurfa) под руководством Клауса
Шмидта (англ. Klaus Schmidt).
10. Гёбекли-Тепе
На сегодня раскопали 4объекта из 20. Каждый из
них достигает 30 метров в
диаметре. На том же
уровне с сооружениями
нашли Т-образные столбы,
над которыми были два
камня в 5 метров. На
камнях присутствуют
изображениями кабанов,
лисиц, львов, птиц, змей и
скорпионов.
11. Гёбекли-Тепе
12. Гёбекли-Тепе 1-Один из камней храмового комплекса с рельефным изображением лисицы 2- общий вид на одно из сооружений
13. Гёбекли-Тепе
Колонны храмов украшенырезьбой по камню в виде
животных и абстрактных
пиктограмм. Они не могут быть
системой письма, но отражают
общеупотребительные
сакральные символы своей
культуры, известные и для
других неолитических культур.
Среди узнаваемых
изображений — львы, быки,
кабаны, лисы, газели, змеи и
другие рептилии, насекомые,
паукообразные, птицы, чаще
всего грифы и водоплавающие.
14. Гёбекли-Тепе Возле камней не обнаружено жилых домов или могил. В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно
наконечники стрел и скребла), а также кости животных.15. Гёбекли-Тепе Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В
то же время, по данным генетическихисследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего
на горе Караджадаа (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ
Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия.
16. Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük, переводе — «вилообразный холм»)
большое поселение эпохикерамического неолита и
энеолита в южной
Анатолии, расположенное
в 50 км к югу от города
Конья.
Самые ранние найденные
культурные слои
относятся к 7500 г. до н. э.
Поселение существовало
до 5700 г. до н. э.
17. Чатал-Хююк
В ходе раскопок 1961—1965гг. проведенных Джеймсом
Меллаартом было показано,
что "неолитические культуры
Анатолии положили начало
земледелию и
животноводству, а также
культу Богини-Матери основе нашей цивилизации" .
В 1993 г. исследования
возобновились и
продолжаются по сей день.
18. Чатал-Хююк
Экономика Чатал-Гуюка былаоснована на земледелии и
скотоводстве. Кроме пшеницы и
ячменя жители Чатал-Хююка
выращивали бобовые, а также
собирали дикорастущие миндаль,
фисташки и фрукты. Пасли овец и,
возможно, крупный рогатый скот. Тем
не менее, главным источником мяса
оставалась охота.
Орудия труда и оружие древние
жители Чатал-Хююка изготовляли
преимущественно из обсидиана и не
только использовали сами, но и
продавали другим племенам в обмен
на морепродукты, раковины
моллюсков и кремень, поступавший из
Сирии.
Судя по остаткам окалины и шлака,
жители Чатал-Гуюка одними из
первых в мире научились
выплавлять из руды медь, что
связывает это селение с началом
медного века.
19. Чатал-Хююк
Дома строили из сырцовогокирпича, скученные как
соты в пчелином улье.
Улиц или дорожек между
домами не было. Вход в
большинстве случаев был
устроен с крыши
Тела усопших хоронили
под полом домов, чаще
всего, под очагами и
другими внутренними
возвышениями
20. Храмовые комплексы
Святилище VI 13.8. Конец VII тыс. до н.э.21. Во многих святилищах Чатал-Хююка были обнаружены скульптурные изображения бычьих голов и стенные фрески с большими быками и
букраниями.Изображения рожениц.
22. Святилище
23. Грифы с огромными метельчатыми крыльями спускаются на обезглавленные тела.
В святилище,датированном 6200 до н.
э., были найдены четыре
человеческих черепа,
расположенных за
бычьими головами на
стенах. На одной стене
изображены грифы с
человеческими ногами,
нападающие на
обезглавленного человека.
24. Грифы с огромными метельчатыми крыльями спускаются на обезглавленные тела.
25. Чатал-Хююк
26. Букрании Interior of Building 77, looking North
27. Чатал-Хююк
28. Фреска с изображениями быков, оленей и людей
Настенные росписиобычно представляют
собой сцены охоты,
мужчин с поднятым
фаллосом,
изображения ныне
вымерших крупных
копытных, оленей и
грифов.
29. Wall Painting in Building 80
30. Настенные росписи из храма A.II, 1
31. Настенная роспись из здания E.VI, 34
32. 9,000 Year Old Hand Wall Painting in Building 77
33. Великая богиня-мать на троне в окружении леопардов (Богиня смерти и возрождения)
Богиня изображалась в трёхипостасях — молодой женщины,
матери, рожающей ребёнка (или
быка), и старухи, иногда в
сопровождении хищной птицы.
Мужское божество изображалось
в виде мальчика или юноши
(ребёнка или любовника богини)
или бородатого мужчины, иногда
верхом на священном животном
или быке.
Рельефные изображения богини,
иногда до двух метров в высоту,
леопардов и бычьих голов
выполнены из алебастра, дерева
или глины. Иногда символы
жизни — женская грудь и бычий
рог — объединены.
34. Изображения рожениц в стенной росписи и в скульптуре. Стенная роспись из храма Чатал-Хююка, VII тыс. до н. э.
Изображения рожениц в стеннойросписи и в скульптуре.
Стенная роспись из храма ЧаталХююка, VII тыс. до н. э.
35. Погребения
Поскольку скелеты часторасчленены, предполагают,
что перед захоронением тела
долго выставляли на
открытом воздухе, после чего
хоронили только кости.
Иногда черепа отделяли,
вероятно, для использования
в неком ритуале, так как их
находят в других местах
селения. Некоторые черепа
покрывали алебастром,
моделируя лицо, и
раскрашивали охрой
36. Чатал-Хююк
Несмотря на наличие«святилищ», признаков
социального расслоения не
обнаружено.
Поскольку тела лиц с высоким
статусом хоронили отдельно от
черепов, исследователи
сопоставили количество
подобных мужских и женских
захоронений и обнаружили, что
оно приблизительно одинаково.
В связи с этим исследователи
2000-х годов предположили, что
община не была ни
патриархальной, ни
матриархальной, и смысл
изображения женских фигур был
иным, нежели поклонение
Богине-матери].
37. Чатал-Хююк
Кроме росписейна стенах найдены
рельефы в виде
леопардов,
смотрящих друг
на друга
38. Теории лингвистической атрибуции Чатал-Хююка
Мария Гимбутас- доиндоевропейская культура «Старой Европы» быламатрилинейной, земледельческой, ведущей происхождение с Ближнего
Востока (Чатал-Хююк).
В ходе инфильтрации индоевропейцев из русских степей между 4500 и 2500
гг. до н. э. женские божества, а точнее, Богиня-Созидательница во
множестве ее аспектов, были в значительной мере заменены
преимущественно мужскими божествами индоевропейцев.
Колин Ренфрю предложил альтернативную интерпретацию этой теории Чатал-Хююк - место происхождения индоевропейской языковой группы.
Ссылается на лингвистические находки В. М. Иллич-Свитыча и А.
Долгопольского, которые также указывают на Анатолию как на исконный
дом индоевропейских языков.
Сергей Старостин доказывает, что около 7000 лет назад индоевропейцы
заимствовали огромное количество слов из северокавказского языка
Анатолии. Дата этого заимствования говорит в пользу того вывода, что
Чатал-Хююк не был основан индоевропейцами, переселившимися туда в
гораздо более поздний период
39. Мари́я Ги́мбутас (23 января 1921, Вильно, — 2 февраля 1994, Лос-Анджелес, США) американский археолог и культуролог литовского
Мари́я Ги́мбутас(23 января 1921, Вильно, — 2 февраля 1994, Лос-Анджелес, США)
американский археолог и культуролог литовского происхождения
доиндоевропейская культура
«Старой Европы» была
матрилинейной,
земледельческой, ведущей
происхождение с Ближнего
Востока (Чатал-Хююк).
Автор «курганной гипотезы»
происхождения
индоевропейцев из русских
степей (1956 год)
Гимбутас Мария. Цивилизация Великой
Богини: Мир Древней Европы. М., 2006
40. Эндрю Колин Ренфрю (25.07.1937) британский археолог, историк и филолог, известный своими работами по радиоуглеродному
Эндрю Колин Ренфрю (25.07.1937)британский археолог, историк и филолог, известный своими работами
по радиоуглеродному анализу, палеолингвистике, археогенетике
Чатал-Хююк - место происхождения
индоевропейской языковой группы.
Ссылается на лингвистические
находки В. М. Иллич-Свитыча и А.
Долгопольского, которые также
указывают на Анатолию как на
исконный дом индоевропейских
языков.
Автор анатолийской гипотезы,
согласно
которой протоиндоевропейцы за 2000
лет до вторжения в Европу курганной
культуры жили в Анатолии, а позднее
распространились по
Средиземноморью в Центральную и
Северную Европу
41. Ста́ростин Серге́й Анато́льевич (1953-2005) советский и российский лингвист, полиглот, специалист в
Ста́ростин Серге́й Анато́льевич (1953-2005)советский и российский лингвист, полиглот, специалист в
области компаративистики, востоковедения, кавказоведения и индоевропеистики.
доказывает, что около
7000 лет назад
индоевропейцы
заимствовали огромное
количество слов из
северокавказского языка
Анатолии.
Дата этого заимствования
говорит в пользу того
вывода, что Чатал-Хююк
не был основан
индоевропейцами,
переселившимися туда в
гораздо более поздний
период
42. 3. Неолит Европы (7/6 – 4/3 тыс. до н.э.)
Сравнительная характеристиканеолитических культур
производящего и
присваивающего хозяйства на
территории Европы
43. Распространение в Европе гаплогруппы J2, связываемой с неолитическими миграциями
44. Системы жизнеобеспечения неолитических культур Евразии
1. Оседло - земледельческие культуры (при сопутствующей ролискотоводства)- 7/6- 5/4 тыс. до н.э.
Сескло (Греция)
Караново, Старчево, Винча (Болгария)
Джейтун (Туркмения)- 7/6- 4 т. до.н.э.
2. Подсечно-огневая система земледелия на лессовых территориях с
цикличными перекочевками через 60-75 лет (при сопутствующей
роли скотоводства)- втор. пол 5- сер. 4 т. до. н.э.
Культура линейно-ленточной керамики (Германия, Нидерланды,
Приднестровье)
3. Охотничьи хозяйства с ведением скотоводства (бык, свинья) и
сопутствующего земледелия- 6-4 тыс. до н.э.
Днепро-Донецкая культура ()(6 -5 тыс до н. э.)
Буго-Днестровская культура (Украина, Молдова) (6 - 5 тыс. до н.э.)
Ракушечноярская культура (5 – пер. пол. 4 тыс. до н.э.)
4. Охотничьи хозяйства- 5- тыс до н.э.
Кельтиминарская культура (Средняя Азия, Казахстан)- 6/5 – 3 тыс. до н.э.
Волго-Камская культура- 4- 3 тыс до н.э.
Уральский неолит (4- 3 тыс до н.э.)
45. Сескло (греч. Σέσκλο) — одно из первых известных неолитических поселений Европы, VII—VI тыс. до н. э. в Фессалии, Греция
46. Скара-Брей (Skara Brae) —хорошо сохранившееся поселение эпохи неолита, обнаруженное у залива Скейл (en:Bay of Skaill) на
западном побережье Оркнейскихостровов, Шотландия
Состоит из 10 домов,
объединённых в блоки, которые
были населены в период
примерно 3100-2500 гг. до н. э.
47. Нэп-оф-Хауар (англ. Knap of Howar – 3500-3100 г. до н.э. Шотландия
Нэп-оф-Хауар (англ. Knap of Howar – 35003100 г. до н.э. Шотландия48. Джейтун в горах Копет-Дага (Южная Туркмения)
49. Неолит. Южная Туркмения. Джейтунская культура. Керамика
50. Неолит. Южная Туркмения. Джейтунская культура. Керамика
51. Неолит. Южная Туркмения. Джейтунская культура. Каменные изделия
52. Лодка «долбленка» из Озерска
53. Неолит. Каменный молот с головой лося. Стоянка Падозеро.
54. Неолит. Каменный молот с головой медведя. Стоянка Тулгуба.
55. Неолит. Стоянка Веретье 1. Тесло
56. Неолит. Ямочно-гребенчатая область. Керамика.
57. Неолит Урала. Горбуновский торфяник. Деревянный ковш.
58. Шигирский торфяник
59. Шигирский торфяник
60. Неолит. Среднее Зауралье. Горбуновский торфяник. Деревянный идол.
61. Неолит. Западная Сибирь. Стоянка Козлов Мыс. Керамический сосуд.
62. Неолит. Западная Сибирь. Каменная скульптура медведя. Стоянка Самусь.
63. Неолит. Восточная Сибирь. Каменное изображение рыбы. Верхоленский могильник.
64. Сравнительная характеристика неолитических культур с разной системой жизнеобеспечения
Параметрысравнения
Оседлоземледельческие
культуры
Подсечно-огневое
земледелие
Охотничьи хоз.
скотоводство,
земледелие
Культуры
присваивающего
неолита
Земледельческие
Культуры
Двузернянка,
эммер, ячмень
Просо, горох,
ячмень, полба
ячмень
-
домашние
Животные
Быки/ овцы/ козы
Бык / свинья
Бык/ свинья/
лошадь
Дикие животные
как объект охоты
Домостроительст
во
Глинобитные,
плотная застройка
Деревянная
архитектура
Деревянная
архитектура
переносное
(шалаш, чум, юрта)
Форма построек
Прямоугольные,
маленькие (20-30м)
Длинные
прямоуг.,большие
Прямоуг.
округлые, прямоуг.
Устройство пола
Крашенный
известью, краской
Дерев. настилы
земляной
земляной
Оформление стен
Крашенные,
росписи настенные
-
-
-
Керамика
Плоскодонная,
расписная,
разнообразие фор
Яйцевидное дно
Сочетание резного
и расписного орн.
Яйцевидное дно
резной орнамент,
плоское дно реже
Яйцевидное дно
резной орнамент,
однообразие форм
Мелкая пластика
Статуэтки женщин
Зооморфные дом.
(бык, птица)
Зооморфные дикие
(олень, птицы)
Орудия труда
Большие
зернотерки, серпы
Маленькие
зернотерки
Наконеч. Стрел,
топоры, тесла
Зернотерки, серпы
65. Последствия неолитической революции (А.П. Козинцев, 1980)
1. Переход коседлости
2. Изменение условий
труда, быта
3. Изменение
демографической
ситуации
Ухудшение санитарных
условий
(появление инфекции, болезни)
Удар по экологии (загрязнение
среды, вырубка леса в системе
подсечно-огневого земледелия)
Увеличение времени на
труд (при меньшей интенсивности
труда)
Грациализация (уменьшение
Увеличение населения
роста тела, массивности, ухудшение
зрения, слуха, увелич. головного
показателя)
(удлинение срока жизни женщина, как
следствие рождение больше детей)
Среднее колич. родов на женщину:
верх. палеолит- 3,4
Неолит- 4,5- 6
66. Последствия неолитической революции (А.П. Козинцев, 1980)
4. Последствия изменениячисленности и структуры
населения
5. Изменение пищевой
диеты
Возрастание плотности
населения:
Охотники- группа 25-50 (до 75 чел.)
Земледельцы:
Бл. Восток- 100-300 чел.
Туркмения- 60-800
Эгейский бассейн- 100
Уменьшение веса, роста тела, кариес,
уменьшение размеров зубов
Квашиоркор- белковое голодание у
детей- замедление роста и полового
созревания
Увелич. витамина Е
(противостерильное)- увелич.
рождаемости
Нехватка витамина D- депигментация
как защитная реакция против рахита.
(Северные монголоиды (эскимосы
питавшиеся мясом в такой адаптации
не нуждались)