Жанр произведения
Жанр произведения
Поэма, потому что:
Художественная деталь как средство создания образов помещиков.
4.70M
Категория: ЛитератураЛитература

Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души»

1.

Николай Васильевич Гоголь
«Мёртвые души»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

2.

Обложка «Мертвых душ» была
выполнена в стиле гротескного
орнамента, совмещавшего в
причудливом сочетании детали
повседневного быта,
человеческие головы, черепа,
скелеты, что, без сомнения,
соответствовало самому
гротескному содержанию поэмы
и предавало, как говорил сам
Гоголь, «кутерьму, суматоху,
сбивчивость».
Ю.Манн

3.

Поэму «Мертвые
души» Гоголь
писал около 17
лет. Сюжет ее
подсказан А. С.
Пушкиным. Над
«Мертвыми
душами» Гоголь
начал работать
осенью 1835 года.
Первые три главы
были написаны в
России.

4.

Чем далее
продвигалась работа
над поэмой, тем более
грандиозным и
сложным
представлялись
Гоголю задачи,
стоящие перед ним. В
1837 году Гоголь
уезжает за границу,
где с небольшими
перерывами проживет
12 лет, непрерывно
работая над
«Мертвыми душами».

5.

Осенью 1839 года
Гоголь
возвращается в
Москву и читает
главы из поэмы в
доме Аксаковых.
Позднее в
Петербурге
знакомит с ними В.
А. Жуковского, чье
мнение он особенно
высоко ценил.
Книга встречает
всеобщее
одобрение.

6.

Восемь месяцев
спустя Гоголь вновь
отправляется в
Италию, чтобы в
уединении ускорить
работу над
рукописью. Через год
она была завершена,
и в октябре 1841 года
он снова приезжает в
Россию с намерением
добиться цензурного
разрешения и
напечатать свое
творение.

7.

Под названием
«Похождения Чичикова,
или Мертвые души»
цензура разрешила
печать, но потребовала
от автора внести
существенные изменения
в «Повесть о капитане
Копейкине» или вовсе
устранить ее из текста.
Чтобы спасти «Повесть»,
Гоголь притушил в ней
сатирические мотивы.

8.

21 мая 1842 года
«Мертвые души»
появились в
печати. Выход в
свет гоголевской
поэмы вызвал
ожесточенную
полемику. Одни
принимали ее
восторженно,
другие негодовали.

9.

Тем временем Н.
В. Гоголь, опять
уехавший за
границу, упорно и
мучительно
погружается в
работу над
продолжением
«Мертвых душ»,
эта работа
длилась до конца
жизни.

10.

Второй том «Мертвых
душ» создавался в
неизмеримо более
трудных условиях, чем
первый. Изменились
взгляды писателя на
жизнь, искусство,
религию. Назревала
духовная драма. Разлад
между христианскими
идеалами и жизнью
приводит Гоголя к
духовному кризису, и он
решает вернуться в
Россию.

11.

Последние четыре года своей
жизни он напряженно работал
над завершением второго
тома «Мертвых душ», в
котором намеревался
противопоставить героям
первого тома
«положительных» героев,
воплощающих здоровое ядро
русского национального
характера. В нем должен был
явиться некий муж,
«одаренный божескими
доблестями», Чичиков, по
замыслу автора, должен был
нравственно возродиться.

12.

Однако как художник,
Гоголь был
недоволен вторым
томом, он чувствовал,
что в нем отсутствует
художественная
правда. Его терзали
мучительные
сомнения. Все это
стало причиной
уничтожения
рукописи.

13.

Первую
редакцию
Гоголь сжег в
1845 году, так
как
недостаточно
ясно показал
пути и дороги
к идеалу. За
девять дней
до смерти он
предает огню
и беловую
рукопись
второго тома.

14.

На сегодняшний
день мы
располагаем пятью
случайно
уцелевшими
главами чернового
варианта второго
тома.

15.

Писатель ориентировал произведение
на эпос Гомера и «Божественную
комедию» Данте, что определило
трехчастную структуру поэмы.
Первая часть (1
том) – «ад»,
вторая (2 том) –
«чистилище» и
третья (3 том) –
«рай».

16.

Сюжет
В основе сюжета рассказ о
похождениях Чичикова, который
приезжает в губернский город с
целью приобретения весьма
странного товара – мёртвых душ.

17.

Смысл названия поэмы.
Исторический.
В крепостной России начала XVIII века регулярно
проводилась перепись крестьян для взимания налога с их
владельцев. Составленные при ревизии списки назывались
ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне –
ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в
несколько лет, и умершие за это время крестьяне
продолжали числиться живыми до новой переписи.
«Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё
числящиеся в ревизских списках.

18.

Смысл названия поэмы.
Реальный.
За условным обозначением
умершего – мёртвая душа –
стоят реальные крестьяне,
конкретные люди со своими
яркими характерами,
которых помещик властен
продать или купить.
Символикой заглавия задано
противопоставление
мёртвого и живого.

19.

Смысл названия поэмы.
Метафорический (переносный).
А.Герцен: «…Не ревизские –
мёртвые души, а все эти
Ноздрёвы, Маниловы и все
прочие – вот мёртвые души,
и мы их встречаем на
каждом шагу». «Мёртвые
души» обозначают в данном
случае мертвенность,
бездуховность.
Физически помещики и
чиновники существуют. Но
физическое бытие не есть
ещё человеческая жизнь.
Жизнь человека немыслима
без настоящих духовных
движений. И «хозяева
жизни» – мертвы.
Первоначально название «Мёртвые души» не было
пропущено цензором, поэтому появилось дополнение –
«Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

20. Жанр произведения

Л.Н. Толстой, обращая
внимание на своеобразие
жанра «Мертвых душ»,
писал, что это «не роман,
не повесть – нечто
совершенно
оригинальное»

21. Жанр произведения

Сам Н.В. Гоголь
определил жанр
произведения как
поэму, подчеркнув
равноправие
эпического
(повествовательного)
и лирического начал.

22. Поэма, потому что:

- Ссылка на авторитеты Данте и Гомера
(Чичиков - "новый Вергилий")
- Эпическое произведение - всю Россию
показать
- Поэтическое обобщение повседневности
- "Над кем смеетесь – над собой смеетесь"
- Особая роль лирических отступлений.

23. Художественная деталь как средство создания образов помещиков.

Деталь – значимая подробность, позволяющая
передать смысловое содержание произведения.
ДЕТАЛИ
ПОРТРЕТА
ИНТЕРЬЕРА
ПЕЙЗАЖА

24.

Система образов поэмы
Ноздрев
Коробочка
Собакевич
Помещики,
деревенские жители
Манилов
Плюшкин
Чичиков
Губернатор
Чиновники,
городские жители
Почтмейстер
Прокурор
Полицмейстер
English     Русский Правила