Литература
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Введение
1. Основы твердотельного моделирования в КОМПАС-3D
2. Режимы построения детали в КОМПАС-3D
Ограничения при многотельном моделировании
3. Формообразующие операции 3D моделирования
3.1. Последовательность построения эскиза для формообразующей операции
Выбор плоскости эскиза
4. Основные команды для построения и редактирования 3D объектов
4.1. Дополнительные команды формообразующих операций
4.2. Команды создания массивов элементов
Пример массива по таблице
Пример массива по таблице
5. Общие рекомендации по построению трехмерных моделей
Заключение
Контрольные вопросы

Основы твердотельного моделирования конструкций радиоэлектронных систем в КОМПАС-3D

1.

Санкт-Петербургский государственный университет
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Кафедра Конструирования и производства
радиоэлектронных средств
Дисциплина: «Проектная графика в конструкциях электронных
средств»
Раздел №3: «Основы твердотельного
моделирования конструкций радиоэлектронных
систем в КОМПАС-3D»
Лекция №5 «Основы твердотельного
моделирования конструкций радиоэлектронных
систем в САПР КОМПАС-3D»
(2 часа)
Доцент кафедры, к.п.н.,
Мордовин В.Н.
2024 г.

2.

Учебные вопросы
1. Основы твердотельного моделирования в
КОМПАС-3D.
2. Режимы построения детали в КОМПАС-3D.
3. Формообразующие операции 3D моделирования.
3.1. Последовательность построения эскиза для
формообразующей операции.
3.2. Основные подходы к формированию трехмерных
элементов в твердотельном моделировании.
4. Основные команды для построения и
редактирования 3D объектов.
4.1. Дополнительные команды формообразующих
операций.
4.2. Команды создания массивов элементов.
5. Общие рекомендации по построению трехмерных
моделей.

3. Литература

1.
2.
3.
Большаков В. П., Бочков А. Л.
Основы 3Dмоделирования. Изучаем работу в AutoCAD,
КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor. — СПб.: Питер,
2013.
Компьютерная графика: учеб. / М.А. Кудрина, К.Е.
Климентьев. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм.
ун-та, 2013.
КОМПАС-3D v18.1. Руководство пользователя. 2019.
ООО «АСКОН - Системы проектирования».
3

4. ВВЕДЕНИЕ

В КОМПАС"3D возможно создание двух типов моделей:
деталь и сборка.
Деталь

тип
модели,
предназначенный
для
представления
изделий,
изготавливаемых
без
применения сборочных операций. Создается и хранится в
документе «деталь», расширение файла — m3d.
Сборка

тип
модели,
предназначенный
для
представления изделий, изготавливаемых с применением
сборочных операций. Создается и хранится в документе
«сборка», расширение файла — a3d.
Разновидность сборки — технологическая сборка.
Создается и хранится в документе «технологическая
сборка», расширение файла — t3d.
4

5. ВВЕДЕНИЕ

Трехмерная модель в КОМПАС - 3D состоит из объектов.
Объекты подразделяются на:
геометрические;
элементы оформления;
объекты «измерение»;
компоненты.
К геометрическим объектам относятся: тела,
поверхности,
кривые,
точки,
эскизы,
объекты
вспомогательной геометрии.
К элементам оформления относятся размеры,
условное
обозначение
резьбы,
линии
выноски,
обозначения шероховатости, базы, позиции, допуски
формы и расположения.
5

6. Введение

• Компонент — это объект модели, в свою очередь
являющийся моделью: деталью или сборкой.
• Ассоциативная связь — это однонаправленная
зависимость расположения или геометрии одного объекта
от расположения или геометрии другого объекта.
Зависимый объект считается производным, а объект,
от которого производный объект зависит— исходным по
отношению к производному.
• Состав модели, последовательность ее построения и
связи между объектами модели отображаются в Дереве
построения.
6

7. 1. Основы твердотельного моделирования в КОМПАС-3D

Моделирование – сложный процесс, результатом которого
является законченная трехмерная сцена (модель объекта) в
памяти компьютера. Моделирование состоит из создания
отдельных объектов сцены с их последующим размещением в
пространстве. Для выполнения трехмерных моделей объектов
существует множество подходов.
• создание твердых тел с помощью булевых операций –
путем добавления, вычитания или пересечения материала
моделей. Этот подход является главным в инженерных
графических системах;
• формирование сложных полигональных поверхностей, так
называемых мешей (от англ. mesh – сетка), путем полигонального
или NURBS-моделирования;
• применение модификаторов геометрии (используются в
основном в дизайнерских системах моделирования).
Модификатором называется действие, назначаемое объекту, в
результате чего свойства объекта и его внешний вид изменяются
(вытягивание, изгиб, скручивание и т.п.).
7

8.

КОМПАС-3D – это система твердотельного
моделирования. Это значит, что все ее операции по
созданию и редактированию трехмерных моделей
предназначены только для работы с твердыми телами.
Твердое тело – область трехмерного пространства,
состоящая из однородного материала и ограниченная
замкнутой поверхностью, которая сформирована из одной
или нескольких стыкующихся граней. Любое твердое тело
состоит из базовых трехмерных элементов: граней, ребер и
вершин.
Твердые тела: призма
(состоит из семи
граней) и шар (из одной
грани).
8

9.

Грань – гладкая (не обязательно плоская) часть поверхности
детали, ограниченная замкнутым контуром из ребер. Частный
случай – шарообразные твердые тела и тела вращения с гладким
профилем, состоящие из единой грани, которая, соответственно,
не имеет ребер.
Ребро – пространственная кривая произвольной конфигурации,
полученная на пересечении двух граней.
Вершина – точка в трехмерном пространстве. Для твердого тела
это может быть одна из точек на конце ребра.
Твердые тела в системе КОМПАС-3D создаются путем
выполнения булевых операций над отдельными объемными
элементами детали.
Процесс построения состоит из последовательного добавления
и (или) удаления материала детали. Контур формы
добавляемого или удаляемого слоя материала определяется
плоской фигурой, называемой эскизом, а сама форма создается
путем перемещения этого эскиза в пространстве.
Любое изменение формы детали (твердого тела) называется
трехмерной формообразующей операцией, или просто
9
операцией.

10.

Формировать твердотельные модели в КОМПАС-3D можно
в двух типах документов: КОМПАС-Деталь и КОМПАССборка.
В отличие от графических документов (чертеж и
фрагмент), оба типа трехмерных документов равноценны,
среди них нет главного или вспомогательного.
Документ Деталь предназначен для создания с
помощью формообразующих операций и хранения модели
целостного объекта (отдельной детали, компонента).
В документе Сборка собираются в единый агрегат
смоделированные и сохраненные ранее детали: их
сначала размещают в пространстве, сопрягают вместе и
фиксируют.
В КОМПАС-3D можно создавать несколько не связанных
друг с другом твердых тел. Такой подход получил название
многотельного моделирования.
10

11.

Многотельность позволяет создавать модель «с разных
сторон». Конструктору необязательно отталкиваться от
одной базовой операции в детали или элементов,
привязанных к ней. Можно формировать модель, начиная
с любой ее части, создавая сначала сколь угодно много
отдельных тел, свободно размещенных в пространстве, и
постепенно объединяя их по мере проектирования.
Коленчатый вал:
пример многотельного
моделирования.
11

12. 2. Режимы построения детали в КОМПАС-3D

При выполнении большинства операций в детали в связи с
появлением многотельности имеется выбор нескольких
вариантов (режимов) построения:
при вырезании (удалении материала):
• вычитание элемента – удаление материала детали
происходит внутри замкнутой поверхности,
сформированной по заданному эскизу и типу операции
(выдавливание, вращение и т. д.);
• пересечение элементов – удаление материала
детали, находящегося снаружи поверхности, которая
сформирована в результате операции;
при «приклеивании» (добавлении материала):
• новое тело – добавляемый трехмерный элемент
формирует в детали новое твердое тело, независимо от
того, пересекается он с уже существующими телами или
нет;
12

13.

объединение – добавляемый элемент соединяется с
твердым телом, с которым он пересекается;
автообъединение – при этом система автоматически
объединяет в одно тело существующий и новый элементы,
если они пересекаются, или формирует новое тело, если
они не пересекаются.
Результат формообразующей операции выбирается на
вкладке Вырезание панели свойств при удалении или
Результат операции – при добавлении материала.
13

14.

Область применения операции – это набор тел,
на которые распространяется действие текущей
операции. При добавлении материала к детали
настраивать область применения операции можно
только в режиме объединения.
Для операций удаления материала задать область
применения операции можно всегда.
14

15. Ограничения при многотельном моделировании

• Каждое тело в модели детали должно быть
неразрывным, из чего следует, что не допускается
выполнение таких формообразующих операций, которые
разделяют одно или несколько тел на части. Например,
нельзя с помощью операции вырезания (или какой-либо
другой) разбить тело на несколько нестыкующихся частей.
Если вы точно знаете, что в вашей детали будет несколько
разрозненных частей, необходимо сразу создавать их как
отдельные тела.
• Нельзя перемещать тела в модели (как, например,
детали в сборке), кроме как изменяя положения их эскизов.
15

16.

• Невозможно копировать тела с помощью команд
создания массивов. Тело, полученное в результате
булевой операции или операции Зеркально отразить
тело, также нельзя использовать в массивах. Более того,
любые элементы тела, участвовавшего в булевой
операции, также не получится размножить.
• При применении массивов в деталях с несколькими
твердыми телами копируемые элементы (приклеенные
или вырезанные) размещаются на том же теле, что и
исходный элемент.
• При наличии пересекающихся, но разных тел в
одной детали ассоциативные чертежи могут быть
неправильно построены.
16

17. 3. Формообразующие операции 3D моделирования

Большинство операций по созданию 3D моделей
основываются на эскизах.
Эскиз – это обычное двухмерное изображение,
размещенное на плоскости в трехмерном
пространстве. В эскизе могут присутствовать любые
графические элементы (примитивы), за исключением
элементов оформления (обозначений)
конструкторского чертежа и штриховки. Эскизом может
быть как замкнутый контур или несколько контуров, так
и произвольная кривая.
17

18. 3.1. Последовательность построения эскиза для формообразующей операции

1. Выделить в дереве построения или в окне документа
плоскость, на которой планируется разместить эскиз
(плоскость может быть стандартной или вспомогательной).
Если в модели уже есть какое-либо тело (или тела), можно
в качестве опорной плоскости эскиза использовать любую
из его плоских граней.
Выделить плоскую грань можно только в окне
представления документа.
2. Нажать кнопку Эскиз
на панели инструментов Текущее состояние. Модель
плавно изменит ориентацию таким образом, чтобы
выбранная вами плоскость разместилась параллельно
экрану.
18

19. Выбор плоскости эскиза

19

20.

Для установки ориентации модели нормально к
плоскости эскиза вручную надо выделить плоскость и
воспользоваться командой Нормально к
которая находится в раскрывающемся меню кнопки
Ориентация
на панели инструментов Вид.
3. После запуска процесса создания эскиза компактная
панель изменит свой вид.
Для завершения создания или редактирования эскиза отожмите кнопку Эскиз.
20

21.

4. Эскиз останется выделенным в окне документа (подсвечен
зеленым цветом), поэтому можно вызывать нужную команду и
создавать или вносить изменения в геометрию модели.
Все трехмерные операции в КОМПАС-3D делятся на
основные (то есть собственно формообразующие) и
дополнительные.
Основные операции включают команды для добавления и
удаления материала детали, булевы операции, команду
создания листового тела, а также команду Деталь-заготовка.
Дополнительные операции представляют собой команды
для реализации тех или иных конструкторских элементов на
теле детали (фаски, скругления, отверстия, уклона, ребра
жесткости и т. д.).
В отдельную группу можно отнести команды построения
массивов трехмерных элементов как в детали, так и в
сборке. Есть также некоторые специфические команды,
доступные только для сборки.
21

22.

3.2. Основные подходы к формированию
трехмерных элементов в твердотельном
моделировании
1.
Выдавливание.
Форма
трехмерного
элемента
образуется путем смещения эскиза операции (рис.1а) строго
по нормали к его плоскости (рис.1б). Во время
выдавливания можно задать уклон внутрь или наружу
(рис.1в и 1г). Контур эскиза выдавливания не должен иметь
самопересечений.
Рис. 1. Выдавливание: эскиз (а), сформированный трехмерный
элемент (б), уклон внутрь (в) и уклон наружу (г).
22

23.

2. Вращение. Формообразующий элемент является
результатом вращения эскиза (рис. а) в пространстве
вокруг произвольной оси (рис. б). Вращение может
происходить на угол 360° или меньше (рис. в).
Обратите внимание, ось вращения ни в коем случае не
должна пересекать изображение эскиза!
Если контур в эскизе незамкнут, то создание тела вращения
возможно в двух различных режимах: сфероид или
тороид.
23

24.

Рис. 3. Кинематическая
операция: эскиз и траектория
операции (а), трехмерный
элемент (б).
3. Кинематическая
операция. Поверхность
элемента формируется в
результате перемещения
эскиза операции вдоль
произвольной
трехмерной кривой (рис.
а) Эскиз должен
содержать обязательно
замкнутый контур, а
траектория перемещения
– брать начало в
плоскости эскиза.
Траектория не должна
иметь разрывов.
24

25.

Рис. 4. Операция по сечениям:
набор эскизов в пространстве (а),
сформированный трехмерный
элемент (б).
В 90 % случаев твердотельного
инструментария достаточно для
построения неживых объектов.
4. Операция по
сечениям. Трехмерный
элемент создается по
нескольким сечениямэскизам (рис. 4).
Эскизов может быть
сколько угодно, и они
могут быть размещены
в произвольно
ориентированных
плоскостях. Эскизы
должны быть
замкнутыми контурами
или незамкнутыми
кривыми. В последнем
эскизе может
размещаться точка.
25

26. 4. Основные команды для построения и редактирования 3D объектов

Все команды для построения и редактирования детали
расположены на панели инструментов Редактирование
детали (рис.5). Для перехода к этой панели надо щелкнуть
на одноименной кнопке компактной панели (при активном
документе КОМПАС-Деталь).
Рис. 5. Панель инструментов Редактирование детали.
Подобно прочим панелям инструментов, панель
Редактирование детали содержит как одиночные
кнопки, так и группы кнопок.
26

27.

После создания любой формообразующей операции в дереве
построения добавляется новый узел со значком выполненной
операции и с ее названием, а в подчиненной ветке этого узла
содержится перечень эскизов, используемых в операции (рис. 6).
Рис. 6. Отображение
последовательности операций в
дереве построения модели.
27

28.

Еще одной операцией, с которой нередко начинается
построение детали, является Деталь-заготовка
Эта команда позволяет использовать в качестве
заготовки другую, ранее построенную и
сохраненную деталь.
За командой вставки заготовки идет группа команд
удаления материала детали (команды вырезания):

29.

Важной особенностью всех команд
добавления и вырезания является
возможность формирования не только
сплошных трехмерных элементов, но и
так называемой «Тонкой стенки».
Настройка – на вкладке Тонкая стенка
панели свойств при выполнении любой из
команд добавления или удаления материала.
Раскрывающийся список Тип построения
тонкой стенки имеет варианты:
Нет – формообразующий элемент
создается сплошным.
Наружу – тонкая стенка строится
наружу от контура эскиза .
Внутрь – тонкая стенка строится
внутрь от контура.

30.

Два направления – тонкая стенка строится
в обоих направлениях сразу, причем
толщину стенки по каждому из
направлений можно задавать различной.
Средняя плоскость – тонкая стенка
строится на одинаковое расстояние (равное
половине заданной толщины) в обе стороны
от контура эскиза.
При выполнении отдельных команд добавления или
удаления материала (в частности, выдавливания и
вращения) можно задавать направление операции.
Прямое
направление
Два
направления
Обратное
направление
Средняя
плоскость

31.

При выборе определенного направления в окне документа
сразу изменяется фантом формообразующей
операции.
Фантом трехмерного элемента – это условное
временное отображение изменений, которые
коснутся детали при выполнении той или иной
операции. Фантом трехмерного элемента всегда
прозрачен, его контур отрисовывается серыми тонкими
линиями.
Фантом – это изменения в
форме детали вследствие
проведенной операции,
зависящие от направления
операции и не зависящие от
направления нормали.
Рис. Фантом операции выдавливания.

32.

Еще одной из главных формообразующих
операций является Булева операция.
Она доступна, только если в детали присутствует более
одного тела. Данная операция предназначена для
объединения, вычитания или пересечения указанных
тел.
объединение
вычитание
призмы из
шара
вычитание
шара из
призмы
пересечение

33. 4.1. Дополнительные команды формообразующих операций

Все эти команды доступны, только если в модели уже есть
построенные тела, созданные с помощью одной или нескольких
основных формообразующих команд. Трехмерные элементы,
созданные с использованием дополнительных операций,
находятся в зависимости от основных элементов.
Часто используют дополнительные команды Фаска
и Скругление
Для этих операций на панели
Редактирование детали не
требуется создавать эскиз.
За один вызов команды Фаска
или Скругление можно
создавать фаску или скруглить
сколько угодно ребер (рис.11).
33

34.

В системе КОМПАС-3D есть возможность настройки
фильтров выделения. Это можно сделать на панели
инструментов Фильтры (рис. 12). С помощью кнопок на этой
панели можно включить или выключить возможность
выделения следующих объектов:
• граней;
• ребер;
• вершин;
• конструктивных плоскостей;
• конструктивных осей.
Рис. 12. Панель Фильтры.
По умолчанию на этой панели нажата кнопка Фильтровать
все, которая позволяет выделять все трехмерные
элементы модели.
34

35.

Команда Отверстие
очень удобна для быстрого
создания различных отверстий со сложным профилем в
теле детали. Эта команда доступна, если в модели
выделена плоская грань, которая автоматически
становится базовой для отверстия. Для формирования
отверстия необходимо задать его координаты на базовой
плоскости, а главное – выбрать тип (профиль) отверстия и
определить его размеры. Тип отверстия можно указать на
панели Выбор отверстия.

36.

Еще одна из дополнительных команд – Уклон
Предназначена для придания уклона плоских граней,
которые были перпендикулярны основанию (рис. 13). Эта
команда отличается от уклона, придаваемого элементам
выдавливания, следующими особенностями:
• уклон придается не всем граням относительно основания,
а лишь выбранным пользователем;
• одновременно можно формировать уклон для граней,
принадлежащих
трехмерным
элементам,
которые
сформированы разными формообразующими операциями;
• для операции не требуется эскиз.
Операцию Уклон желательно применять
на самом последнем этапе построения
модели.
Рис. 13. Две грани, наклоненные к основанию с
помощью команды Уклон.
36

37.

Используя команду Оболочка можно преобразовать
твердотельную деталь в тонкостенную оболочку (рис. 14).
При формировании оболочки вам следует лишь указать
грань или грани, которые будут удалены с тела модели (на
рис. 14 это нижняя опорная грань детали), а также задать
толщину стенки.
Рис. 14. Сплошная деталь (а) и результат применения команды
Оболочка (б).
37

38.

Последними среди дополнительных операций являются
команды создания сечений в модели: Сечение
поверхностью (рис. 15, а)
и Сечение по эскизу (рис. 15, б)
Главное отличие этих
команд в том, что для
первой не требует
создания эскиза, а
для второй он
обязателен (что и
следует из названия
команды).
Рис. 15. Результаты выполнения команд создания сечений:
поверхностью (а) и по эскизу (б).
38

39. 4.2. Команды создания массивов элементов

Для детали есть разные
команды создания массивов
Массив по сетке – размещает
копируемые элементы в узлах
двухмерной сетки, количество
копий по каждому из
направлений задается отдельно.
Сетка не обязательно должна
быть ортогональной.
Массив по концентрической сетке – копии
выбранных трехмерных элементов располагаются
равномерно по концентрическим окружностям.
39

40.

Массив вдоль кривой –
создает одномерный
массив трехмерных
элементов, которые
размещаются вдоль
произвольной кривой.
Массив по точкам позволяет создать массив
объектов, позиции экземпляров которого
заданы точечными объектами. Пример
массива по точкам приведен на рисунке.
40

41. Пример массива по таблице

Исходный чертеж детали
Таблицы координат экземпляров
отверстий x, y и z соответственно.
41

42. Пример массива по таблице

Фантом создаваемого массива
Зеркальная копия массива
Готовая модель
42

43.

Зеркальный массив служит для создания зеркального
отражения выбранных элементов модели относительно
плоскости или плоской грани. Как и все прочие команды
формирования массивов, Зеркальный массив не может
создавать новые тела.
Зеркальное отражение объектов а) исходная деталь, б) результат отражения
основания и лапки относительно средней плоскости прямоугольного выступа.
43

44.

44

45. 5. Общие рекомендации по построению трехмерных моделей

• Старайтесь строить модель с использованием как можно
меньшего количества трехмерных формообразующих
операций.
• В КОМПАС-3D есть команды, которые за один вызов
позволяют
выполнять
несколько
формообразующих
операций. В таком случае следует выполнять как можно
больше операций за один сеанс работы с такой командой.
такие операции, как Скругление, Фаска, Уклон и пр.,
желательно
выполнять
на
завершающем
этапе
построения модели, когда вся основная геометрия уже
построена.
• Перед началом формирования детали особое внимание
уделите созданию основания. Если при доработке модели
вы выполняете операцию сечения, которая удаляет из
модели все основание, то возможно возникновение ошибок
расчета модели. Этого следует избегать.
45

46.


Не
перегружайте
модель
вспомогательной
геометрией: используйте при возможности плоские грани
модели в качестве опорных плоскостей, а в качестве осей
или направляющих – ребра.
• Старайтесь строить деталь так, чтобы ее как можно
проще было разместить в сборке. Например, строить
деталь так, как будто она наклонена под определенным
углом, под которым она должна быть размещена в сборке.
• Как в детали, так и в сборке для
копирования типовых элементов
максимально используйте команды
создания массивов.
• Если вы не создаете параметрическую
модель, то:
отключите параметризацию;
зафиксируйте деталь после ее
окончательного размещения в сборке и
удалите ненужные сопряжения.
46

47.

Справочная документация к системе предлагает два основных
способа построения: снизу вверх и сверху вниз.
Способ проектирования снизу вверх подразумевает
построения каждой детали отдельно с последующим их
добавлением в сборку.
При проектировании
снизу вверх:
•проектирование
начинается с нижних
уровней и завершается
на верхнем уровне;
•разработка компонентов,
как правило, выполняется
в отдельных окнах, вне
контекста сборки;
•по мере готовности
компоненты
размещаются в сборке
Рис. 16. Схема проектирования снизу
(подсборке).
вверх.
47

48.

Проектирование сверху вниз – это последовательное
создание всех деталей прямо в сборке (Рис.17).
Схема проектирования сверху вниз:
• проектирование начинается с верхнего уровня и завершается
на нижних уровнях;
• компоненты, как правило, создаются в контексте сборки.
Этот способ используется очень редко.
Рис. 17. Схема
проектирования сверху
вниз
Чаще всего применяется смешанный способ, при котором
большая часть деталей проектируется и редактируется отдельно,
а потом вставляется и размещается в сборке.
48

49. Заключение

На лекции мы рассмотрели особенности трехмерного
твердотельного моделировании в системе КОМПАС-3D,
рассмотрели команды для работы в трехмерном редакторе
КОМПАС-3D и привели небольшие и не очень сложные
примеры, которые помогут вам освоиться в среде
моделирования.
В рамках описанных выше подходов реализуются
следующие методики проектирования:
• «Сверху вниз с предварительной компоновкой».
• «Сверху вниз с преобразованием тел в компоненты».
• «Снизу вверх с предварительной компоновкой».
• «Снизу вверх с размещением компонентов».
Назначение методик — помощь при выборе сценария
разработки сборки в целом. На практике в ходе разработки
сборки обычно сочетаются несколько методик.
49

50. Контрольные вопросы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Что в КОМПАС-3D называют деталью, (сборкой)?
Какие подходы выполнения трехмерных моделей объектов существуют в твердотельном
проектировании?
Что в КОМПАС-3D называют Модификатором?
Что в КОМПАС-3D называют Твердым телом?
Грань – это …?
Ребро– это …?
Вершина – это …?
Как в КОМПАС-3D называется подход, при котором можно создавать несколько не связанных друг с
другом твердых тел?
Тип модели, предназначенный для представления изделий, изготавливаемых с применением сборочных
операций, называется...?
В КОМПАС-3D в документе «деталь», расширение файла…?
В КОМПАС-3D в документе «сборка», расширение файла…?
В КОМПАС-3D в документе «технологическая сборка», расширение файла…?
Набор тел, на которые распространяется действие текущей операции – это …?
К геометрическим объектам в КОМПАС -3D относятся:..?
К элементам оформления в КОМПАС -3D относятся…?
В КОМПАС - 3D объекты подразделяются на:…?
КОМПАС - 3D объект модели, в свою очередь являющийся моделью: деталью или сборкой – это…?
Все трехмерные операции в КОМПАС-3D делятся на:…?
Эскиз – это …?
Какие основные подходы к формированию трехмерных элементов используются в твердотельном
моделировании?
Что называется фантомом трехмерного элемента?
Булева операция доступна, только если в детали …?
Какие команды являются Дополнительными для формообразующих операций?
Какие команды в КОМПАС-3D относятся к командам создания массивов?
Сколько ребер можно скруглить за один вызов команды Скругление?
Что подразумевает Способ проектирования снизу вверх в КОМПАС-3D?
Что подразумевает Способ проектирования сверху вниз в КОМПАС-3D?
50
English     Русский Правила