5.24M
Категория: ЛитератураЛитература

Поэзия второй половины 20 века. Особенности лирики второй половины 20 века

1.

ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

2.

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Какая была культура ХХ века? Достаточно лиричная, но не в
плане романтизации этого периода.
Лирика вызывает всеобщий интерес, ее тексты становятся
потребностью в высказывании. Стихотворения выражают
духовную жизнь человека, его мысли и чувства, и самое
важное — отношение к переменам. Однако они часто
отражают также мнение поэтов насчет их творцов-коллег.
Русский писатель и журналист Юрий Гальперин однажды
сказал: «Нет нужды доказывать, что стихи, посвященные
современниками выдающемуся поэту, представляют собой
в совокупности ценный материал для понимания
взаимосвязей поэта с эпохой и для характеристики самой
эпохи в динамике ее мироощущения».

3.

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
1. Отсутствует четкое деление на гражданскую, любовную, философскую и т.д.
Во второй половине ХХ века редко встречались стихотворения, посвященные исключительно одной тематике. Если
лирическое произведение посвящено любви, то часто оно затрагивало и гражданскую проблематику.
2. Выходят на первый план 3 основные группы жанров: лирические, сатирические, лиро-эпические.
Помимо классических лирических и лиро-эпических произведений, в то время были популярны и сатирические
стихотворения. Они были посвящены высмеиванию врагов, которые были частью военных или политических
действий.
3. Описание героя-освободителя, подвига труженика тыла.
Герой-освободитель — это образ персонажа многих военных стихотворений. Во второй половине ХХ века поэты
продолжают говорить обо всех тяжелых исторических событиях и о подвигах русских солдат.
Авторы воспевали отвагу героев, которые не боялись умереть за свою родину и тем самым «освобождали» Россию
от врагов.
4. Создание образа Родины как всей страны, так и небольшого населенного пункта.
Родина — это не только вся страна в целом, но и конкретное место, где родился или вырос человек. Это может быть
и столица, и небольшой город, и небольшая деревня.

4.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЖАНРОВ
ЛИРИКИ

5.

НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА:
1. Поэзия военных и послевоенных лет.
Творчество авторов этого направления обращается к
нравственности современного человека. Поэзия военных и
послевоенных лет поддерживает связь с историей, с прошлым,
настоящим и будущим.
К этому течению относились поэты-фронтовики — авторы,
которые провели свою молодость на сражениях во Второй
мировой войне. Их произведения передают тяжелую
атмосферу войны и пагубное состояние человека в гуще этих
событий.
Главным мотивом творчества авторов была тема памяти. Для
Ю.П. Кузнецова, Д.С. Самойлова, Б.А. Слуцкого, С. Наровчатова
и других поэтов Великая Отечественная война навсегда
осталась главным мерилом нравственности, ведь именно это
событие показывает настоящую сущность каждого человека.

6.

НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА:
2. Шестидесятники («громкая» лирика).
Большинство поэтов-шестидесятников были выходцами из
интеллигентских семей, чьи родители являлись большевиками.
Неудивительно, что одной из основных черт авторов этого течения стала
вера в коммунистические идеалы — социальное равенство, отсутствие
частной собственности и деления общества на классы и так далее.
Поэты-шестидесятники стали настоящим глотком свежего воздуха для
литературы. Их стихотворения были непосредственные и живые, авторы
реагировали на исторические события вне зависимости от идеологии
государства. Поэты «сломали» традиционный советский пафос, дав голос
своему поколению.
Если кратко описывать творчество шестидесятников, то получится слово
«честность». Если они плакали — то навзрыд, если радовались — то от
всей души. Во многом они ориентировались на творчество Владимира
Маяковского.
Яркими представителями этого течения стали Е.А. Евтушенко, А.А.
Вознесенский, Р.И. Рождественский, Б.Ш. Окуджава и Б.А. Ахмадулина.

7.

НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА:
3. «Тихая» лирика.
Если есть «громкая» лирика, значит, должна быть и «тихая».
«Тихую лирику» отличает внимание поэтов к деревне и
традиционным ценностям, поэтому часто это течение называют
«деревенской поэзией». Авторы продолжали традицию С. Есенина,
Ф. Тютчева и А. Фета. Человек в «тихой лирике» — часть природы,
стихотворения часто были посвящены этой теме и носили
философский характер.
Внимание к русскому пейзажу, традиционные стихотворные
размеры и спокойствие — настоящая оппозиция «громким» поэтам.
«Тихая» лирика не была богата на сложные метафоры или
ритмические сбои, поэтому ее «тихость» была не только в скромной
камерной аудитории, но и в самом стихотворном слове.
К этому течению относится творчество Н.М. Рубцова, В.Н. Соколова,
В.А. Солоухина и других.

8.

НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА:
4. Песенная поэзия (авторская песня, рок-поэзия).
В середине ХХ века поэзия преобразуется, объединяясь с другими искусствами и
образовывая новые направления. Как появилась авторская песня? Ее формула выглядит
так:
Творчество Б.Ш. Окуджавы. А.А. Галича, В. Высоцкого и других было одной из попыток
замены старых классических форм поэзии. Внимание этих поэтов было сосредоточено на
жизни обычного человека, поэтому их стихотворения были понятны практически любому
слушателю.
Песенная поэзия перешла от лирического осмысления реальности к трагическому и
сатирическому. Проще говоря, поэзия заставляла плакать или смеяться, в зависимости от
задумки автора стихотворения.
Как разновидность авторской песни развивается более поздняя рок-поэзия романтиков Б.Б.
Гребенщикова и А.В. Макаревича; реалистов Ю.Ю. Шевчука и В.Г. Бутусова; тяготеющего к
самовыражению романтика В.Р. Цоя и другие.

9.

НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА:
5. Ленинградская школа.
Акмеизм, одно из модернистских течений «серебряного века», не захотел покидать
литературу и частично отразился в «ленинградской поэтической школе».
Поэтам этого течения присуще чувство историзма, выражающееся в прямом или косвенном
цитировании классических произведений. Отношение к памяти описывается как основа
нравственности, воспитывающей человека.
Поэтов этой школы часто называли «Ахматовские сироты», потому что именно она стала
одним из ключевых лиц акмеизма. Тем не менее в «ленинградской школе» можно
выделить два поколения: старшие и младшие.
К первым относятся И.А. Бродский, Д.М. Бобышев, Е.Б. Рейн и А.С. Кушнер, они входили в
ближний круг А.А. Ахматовой. Их стихотворения больше «прикреплены» к реальности, они
писали о реальных событиях в настоящем времени.
Младшее поколение — Е.Л. Шварц, В.Б. Кривулин и С.Г. Стратановский, их поэзия
отличалась уходом в себя и обращением к мифологии. Советская действительность была,
мягко говоря, не сказочной, поэтому проще было выдумать свой собственный мир, где все
было намного лучше.
Стоит выделить Бродского, который создал новый жанр — «большие стихотворения», в
которых стирается жанровая граница между стихотворением и поэмой.

10.

НОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА:
6. Поэтический андеграунд.
Что такое поэтический андеграунд?
Чтобы понять суть термина «андеграунд», характеризующего
направление в искусстве, обратимся к переводу слова с английского
языка. Дословно underground – это подземка, подполье.
Для представителей этого течения в различных сферах (литературе,
музыке, кино, изобразительном искусстве) очень характерно
противопоставление своего творчества общепринятым ценностям,
нормам, отказ от художественных и социальных традиций.
Таким образом, поэтический андеграунд – творчество писателей
подпольщиков, шедших вразрез с принятыми нормами.
Представители: Л.Г. Губанов, В.Д. Алейников, А.Д. Пахомов и другие.

11.

ЧАСТЫЕ ТЕМЫ В ПОЭЗИИ
Русская поэзия второй половины двадцатого века характеризуется большим
разнообразием ее тем, проблем и мотивов. Ключевыми темами этого времени стали:
•военная тема;
•тема деревни;
•нравственно-этическая и философская тема;
•проблема человека и природы;
•проблема социального быта;
•поэт и толпа.

12.

ТИПЫ ЛИРИКИ:
•Гражданская лирика – произведения общественно-политического звучания.
Например, стихотворение А.А. Вознесенского «Есть русская интеллигенция».
•Философская лирика – размышления об основных вопросах бытия. К этому
типу относится лирическое произведение «Молитва» Б.Ш. Окуджавы.
•Интимная лирика – произведения о личных переживаниях. Ярким примером
является стихотворение «Чего ты не делала…» А.А. Тарковского.
•Пейзажная лирика – произведения о переживаниях, вызванных природой.
Например, стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей».

13.

ФАКТЧЕК:
•Особенностями лирики второй половины ХХ века является отсутствие четкого
деления между типами лирики; описание героя-освободителя; создание
образа Родины как всей страны, так и родного города.
•Новыми течениями в поэзии второй половины ХХ века стали поэзия военных и
послевоенных лет, поэты-шестидесятники, «тихая» лирика, песенная поэзия,
ленинградская школа и поэтический андеграунд.
•Поэтов-шестидесятников отличает честность и вера в коммунистические
идеалы. Авторы честно отзывались об исторических событиях, многие из них
выступали на большую аудиторию.
•«Тихая» лирика была оппозицией поэтов-шестидесятников. Стихотворения
поэтов этого течения уделяли большое внимание русскому пейзажу, они не
включали в себя эксперименты с языком или особенные стихотворные ритмы.

14.

ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ – НАЧАЛО
ЭРЫ РУССКОГО РОКА?
В каком-то смысле это действительно так. Некоторые поэты — Е.А. Евтушенко, Р.И.
Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина и Б.Ш. Окуджава — собирали
спортивные, концертные, театральные залы в Москве, Ленинграде и других городах
страны, поэтому их современники называли эстрадниками. Эта практика сделала их
настоящими литературными звездами и повлияла на их творчество.
Стихотворения этого течения отличали яркие образы, взаимодействие с читателями,
исповедальный пафос. У поэтов эстрадной поэзии появился сценический образ —
имидж, который являлся частью стихотворения автора и облегчал восприятие
слушателя. Иными словами, слова подкреплялись яркой картинкой, поэтому слушать
было намного легче и интереснее.
Эстрадность стала особенностью и русского рока, чьи песни также были
ориентированы на взаимодействие с аудиторией.

15.

МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЦОЯ
ПОЭТОМ?
В каком-то смысле да. Песенная лирика Виктора Цоя напрямую связана с поэтикой романтизма. Если вы плохо помните
основные черты этого направления, то советуем обратиться к статье «Романтизм, реализм, импрессионизм».
В поэзии Цоя присутствуют все основные черты романтизма: поэт-бунтарь, двоемирие, острое осознание «одиночества в
толпе» и так далее.
Время для лирического героя становится замкнутым кругом без начала и конца. День — это всего лишь «двадцать четыре
круга прочь». А дальше – новое утро, чтобы начать все заново, по тому же кругу «я знаю точно, завтра будет то же, что и
вчера».
Композиция стихотворений В. Цоя необычна. Зачастую произведение начинается яркой зарисовкой быта, пейзажа, иногда
даже настроения, а затем следуют размышления героя по поводу описанной картины. Четкого перехода между
действительностью и фантазией у стихотворений нет.
Художественно-изобразительные средства:
1. Эпитеты («сладкое слово», «звездная пыль», «белый снег, серый лед» и так далее).
2. Антитезы («Я — ночь, а ты — утра суть», «Ночь коротка, цель далека», «Мы ждали лета — пришла зима» и так далее).
3. Сравнения («деревья, как звери, царапают темные стекла», «наше сердце работает, как новый мотор» и так далее).
Помимо этого, в творчестве Цоя часто можно встретить символы. Например, лошадь — символ помощника, звезда — это
долгая память, кровь — душа.
Таким образом, его можно считать поэтом, но ставить на пьедестал рядом с Тарковским, Соколовым и Окуджавой явно не
стоит. Великий музыкант есть великий музыкант.

16.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проанализируйте одно из произведений: А.А. Вознесенский «Есть русская
интеллигенция». «Молитва» Б.Ш. Окуджава. «Чего ты не делала…» А.А.
Тарковский. Н. М. Рубцов «Звезда полей».
1. Укажите тип лирики
2. Укажите тему стихотворения
3. Выделите и подпишите все средства выразительности
4. Понравилось ли вам прочитанное? Если да, то почему? Если нет, то почему?

17.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С точки зрения литературного анализа стихотворений проанализируйте одну
любую песню В.Цоя. О чем эта песня? Какие темы и вопросы она поднимает?
Какие средства выразительности использует автор? Ваше отношение к этой
песне и почему оно именно такое?
English     Русский Правила