10.75M
Категория: ЛитератураЛитература

Лирика С.А. Есенина. Анализ стихотворений

1.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ДЖИЗАКСКИЙ ГОДУСАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИИ
АБДУЛЛА КАДЫРИ
ДОКЛАД
На тему:
Особенности психического развития юношеского возраста
Подготовила: Жумабоева Гуландон
Принял: Шейхмамбетов Сервер Рефикович
Темы: 1.Лирика С.А. Есенина. Анализ стихотворений.

2.

2.
Своеобразие
А.С.Пушкина.
3.Тема
творческого
родины
в
пути
лирике
М.Цветаевой.
Лирика С.А. Есенина. Анализ стихотворений.
Содержание :
I.Введение:
II. Основная часть:
1.Краткая биография Сергея Есенина.
2.Значение его лирического творчества.
3.Анализ стихотворений " Я вас любил ".
III. Заключение:
IV. Список литературы:
Введение:
Сергей Есенин был российским поэтом, одним из наиболее
известных и популярных представителей русской поэзии XX века.
Есенин родился в деревне Константиново в Российской империи
(ныне территория Рязанской области). Его настоящая фамилия
была Есенов, но он использовал псевдоним Есенин, который
впоследствии стал его официальной фамилией.

3.

Есенин начал писать стихи в раннем возрасте и быстро привлек
внимание литературной общественности. Его поэзия отличается
простотой и эмоциональностью, часто воплощая настроение
русской деревни, природы и любовь к России. Он был одним из
основателей движения "серебряного века" русской поэзии. Есенин
также был известен своей бурной личной жизнью. Он был женат на
известной американской танцовщице Исадоре Дункан, а затем на
нескольких других женщинах. Его личные проблемы и алкогольная
зависимость оказали значительное влияние на его творчество и
здоровье.
Трагическая смерть Сергея Есенина произошла в 1925 году, когда
ему было всего 30 лет. Он повесился в отеле в Ленинграде (ныне
Санкт-Петербург). Его смерть осталась предметом многих споров и
дискуссий, и до сих пор остается загадкой.
Поэзия Сергея Есенина оказала значительное влияние на развитие
русской литературы и стала популярной как в России, так и за ее
пределами. Его стихи до сих пор любимы и читаются многими
людьми.
Краткая биография Сергея Есенина.Родился Сергей Есенин 3
октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости
Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец
— Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна
Фёдоровна Титова (1875—1955). Сёстры — Екатерина (1905—1977)
и Александра (1911—1981).

4.

По окончании школы, в августе 1912 года, Есенин переехал в
Москву и начал работать в мясной лавке купца Крылова, где
служил старшим приказчиком его отец. В это время Есенин жил в
Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н. В.
Крылова (сейчас там располагается Московский государственный
музей С. А. Есенина). Позже Есенин находит работу в типографии И.
Д. Сытина.
Юность поэта пришлась на Первую мировую войну. В январе
1916 года Есенина призвали на войну. Благодаря хлопотам друзей,
он получил назначение («с высочайшего соизволения») в
Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея
Императорского Величества Государыни Императрицы Александры
Фёдоровны по рекомендациям Григория Распутина и Николая
Клюева[9]. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских
поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые
сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто
выступал, в том числе перед императрицей Александрой
Фёдоровной и её 4 дочерьми — Ольгой, Татьяной, Марией и
Анастасией в Царском Селе. Был в Крыму в 1916 году вместе с
военно-санитарным поездом при поездке туда императорской
семьи во главе с Николаем II.
Значение его лирического творчества.
Поэзия
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский
часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко
психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток
народного языка и народной души.

5.

В 1919—1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое
мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи
корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный
человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924),
посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская»
(1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть
«коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя
поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы».
Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
После опубликованной Н. И. Бухариным в центральном партийном
органе газете «Правда» статьи «Злые заметки»[46], утверждавшей,
что Есенин «представляет самые отрицательные черты русской
деревни», и призывавшей дать по «классово чуждой» есенинщине
«хорошенький залп», вокруг имени поэта развернулась широкая
кампания травли. В результате длительное время книги поэта не
издавались. Однако, это не предотвратило его признания народом.
На стихи Есенина повсеместно пелись песни, распространялись его
переписанные от сборники[47]. Как заметил литературовед Д. М.
Фельдман, «Злые заметки» не столько отражали литературную
позицию Бухарина, сколько преследовали цель публично
контратаковать литераторов, связанных с Троцким[48].
Многолетний соратник Троцкого Александр Воронский,
попытавшийся вступить в дискуссию с Бухариным и «защитить
память» Есенина, был снят с поста редактора журнала «Красная
новь».
Анализ стихотворений " Я вас любил ".

6.

Стихотворение “Я вас любил” настолько известно, что большинство
школьников знакомится с ним задолго до уроков литературы. Это
гимн любимой женщине и в то же время упрёк ей за то, что она не
оценила столь сильных и трепетных чувств.
История создания
Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено
произведение. Есть две версии о том, кому именно Пушкин
посвятил эти гениальные строки. Долгое время считалось, что их
адресат – это Каролина Собаньская. Эту потрясающую светскую
львицу поэт встретил ещё во впечатлительном молодом возрасте,
когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица потрясла
романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти десять
лет он обожал её: даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с
будущей женой, он писал гордячке, умоляя её о дружбе, однако
она не ответила. И это несмотря на то, что Собаньская сильно
постарела и стала дурна собой, что поэт не мог не отметить.
Тема
Поэт рассказывает о неразделённом чувстве, с которым пришла
пора попрощаться. И хотя лирический герой ещё не совсем
разлюбил ту, к которой он обращается, он уже готов оставить всё в
прошлом. Он как будто исповедуется перед женщиной, показывая
ей, что она потеряла – его искренность, преданность, нежность и
всё, что он готов был положить к её ногам. Последние строки
особенно показывают благородство лирического героя: он желает
любимой счастья с другим, несмотря на то, что сам по-прежнему её
любит. Именно этой мыслью завершается стихотворение.

7.

Заключение: Есенин был также известен своим бурным личным и
общественным поведением. Он провел много времени в Москве и
Петербурге, участвуя в литературных вечерах и фестивалях, и его
алкогольное и разбойническое поведение часто привлекало
внимание. Есенин был пятым мужем балерины Исидоры Дункан, а
их брак окончился разводом. К сожалению, жизнь Сергея Есенина
была короткой и трагической. Он страдал от депрессии и
алкогольной зависимости. В 1925 году, в возрасте 30 лет, Есенин
покончил с собой, повесившись в гостинице в Ленинграде (ныне
Санкт-Петербург).
К сожалению, жизнь Сергея Есенина была короткой и трагической.
Он страдал от депрессии и алкогольной зависимости. В 1925 году, в
возрасте 30 лет, Есенин покончил с собой, повесившись в гостинице
в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Творчество Сергея Есенина остается важным и значимым для
русской литературы. Его стихи часто выражают глубокие эмоции,
романтические настроения и остросоциальные комментарии.
Есенин продолжает оставаться популярным поэтом, и его работы
переведены на множество языков и до сих пор читаются и
изучаются поэтами и литературоведами со всего мира.
Список литературы:
1.Прокушев Ю. Л. Юность Есенина. — М.: Московский
рабочий, 1963. — 192 с.

8.

2.Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Исследования, мемуары,
выступления. — М.: Просвещение, 1967. — 340 с.
3.Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. —
М.,
1975; 1978; 1979; 1985; 1989. Серия Государственная
премия РСФСР имени М. Горького.
4.Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. —
2- тема:
Своеобразие
творческого
Ленинград:
Советский
писатель.
пути А.С.Пушкина.
Содержание
I. Введение:
II. Основная часть:
1.Краткая биография А.С.Пушкина.
2.Поэтика " Руслан и Людмилы" и " Евгения
Онегина".
3.Прозаические работы " Пиковая дама" и "
Капитанская дочка".
III. Заключение:

9.

IV. Список литературы .
Александр
Сергеевич Пушкин
Введение:
(1799–1837) был выдающимся русским поэтом,
прозаиком и драматургом. Он считается одним из
величайших литературных гений в истории России и
основоположником современной русской
литературы.
Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, в
дворянской семье. Его ранние годы были связаны с
частыми переездами, поскольку его отец служил в
различных провинциальных городах. В юности
Пушкин проявил талант к письму и начал писать стихи
в возрасте 14 лет.Его первые работы были
ориентированы на классическую поэзию и
переписывали стихи известных авторов.
Впоследствии Пушкин разработал собственный
уникальный стиль, который сочетал в себе
романтическую эмоциональность, глубокую
философию и яркое описание русской
природы.Наиболее известные произведения Пушкина
включают поэму "Руслан и Людмила", роман в стихах

10.

"Евгений Онегин" и драму "Моцарт и Сальери". В его
работах часто затрагиваются вечные темы любви,
смерти, свободы и человеческой судьбы.
Пушкин также активно участвовал в общественной
жизни и выступал как критик и публицист. Его
произведения имели огромное влияние на развитие
русской литературы и оказали значительное влияние
на многих последующих авторов.
Трагическая смерть Пушкина наступила 27 января
1837 года в результате дуэли с французским
офицером Жоржем-Шарлем Шарлем Дантесом. Его
потеря была огромной утратой для русской культуры,
и Пушкин остался в наследии как непревзойденный
гений русской словесности.
Краткая биография А.С.Пушкина.
Александр Сергеевич
Пушкин, русский поэт, прозаик и драматург, родился 26 мая
1799 года в Москве, Россия. Он рос в дворянской семье и
начал проявлять талант к письму в юном
возрасте.
В 1811 году Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе,
где получил образование по классической программе. Уже
в это время он начал писать стихи и прозу, и его работы
вызывали восхищение у учителей и товарищей. В 1817 году

11.

Пушкин основал литературное общество "Зеленая лампа",
где молодые писатели обсуждали идеи и литературные
работы. Он также начал публиковать свои стихотворения и
прозу в журналах и газетах.
Его первая большая поэтическая работа, поэма "Руслан
и Людмила", была опубликована в 1820 году и принесла
ему признание и успех. Пушкин продолжал творческий
путь, создавая такие известные произведения, как "Евгений
Онегин", "Медный всадник" и "Пиковая дама".
Помимо писательской деятельности, Пушкин активно
участвовал в общественной жизни. Его работы часто имели
политический подтекст и вызывали критику цензуры. В
1820-е годы Пушкин был подвергнут некоторому надзору и
изоляции со стороны правительства. В 1831 году Пушкин
был вынужден покинуть Санкт-Петербург и отправиться в
ссылку на юг России. В это время он продолжал писать и
работать над своими произведениями. Однако в 1837 году
он получил смертельное ранение в дуэли с французским
офицером и скончался от ран через несколько дней, 29
января 1837 года. Сочинения Пушкина оказали огромное
влияние на развитие русской литературы и стали классикой
мировой литературы. Его язык был простым и
естественным, а его темы отражали глубокие человеческие
чувства и философские размышления. Пушкин остается

12.

одним из наиболее известных и любимых русских
писателей.
Поэтика " Руслан и Людмилы" и " Евгения Онегина".
"Руслан и Людмила" и "Евгений Онегин" - это два знаменитых
произведения Александра Сергеевича Пушкина, в которых он
проявил свое мастерство и внес значительный вклад в развитие
русской поэзии.
"Руслан и Людмила" - это эпическая поэма, написанная Пушкиным
в 1817 году. Она сочетает в себе элементы русской народной
сказки, средневекового эпоса и романтизма. Поэма рассказывает о
приключениях героев, Руслана и Людмилы, их встрече с
различными фантастическими существами и поиском любви и
счастья. В "Руслане и Людмиле" присутствует множество ярких
образов, описаний природы и использование фольклорных
мотивов. Пушкин создает живописные пейзажи и воплощает идею
победы добра и любви над злом.
"Евгений Онегин" - это романтическая поэма, написанная
Пушкиным в 1823 году. Она рассказывает историю главного героя,
Евгения Онегина, его поиске смысла жизни и отношениях с
другими персонажами, включая Татьяну Ларину. "Евгений Онегин"
отличается от "Руслана и Людмилы" более интимной и лиричной
атмосферой. Пушкин использует различные стихотворные формы,
создавая гармоничное сочетание прозы и поэзии. Поэма
затрагивает темы любви, одиночества, судьбы и искупления. Она
также является рефлексией автора о роли искусства и поэта в
обществе.Оба произведения Пушкина обладают богатым языком,

13.

глубиной мысли и отличаются художественной оригинальностью.
Они представляют собой важные шедевры русской литературы и
выразительные примеры поэтического мастерства Пушкина.
Прозаические работы " Пиковая дама" и " Капитанская
дочка"."Пиковая дама" и "Капитанская дочка" - это две известные
прозаические работы Александра Сергеевича Пушкина, которые
оказали значительное влияние на развитие русской литературы.
"Пиковая дама" - это роман, написанный Пушкиным в 1833
году. Он рассказывает историю главного героя Германа, который
одержим желанием раскрыть тайну выигрышной комбинации в
карты от одной из старых графинь. Роман сочетает в себе элементы
романтизма, мистики и психологического анализа героев. Он
исследует темы страсти, одержимости, желания и человеческой
слабости. "Пиковая дама" известна своими глубокими
характерами, острым напряжением и неожиданным поворотом
событий. Роман также затрагивает общественные темы и
демонстрирует Пушкиновскую мастерство в создании сложных
психологических портретов.
"Капитанская дочка" - это исторический роман, написанный
Пушкиным в 1836 году. Он рассказывает о жизни и приключениях
главного героя, Петра Андреевича Гринева, во время Пугачевского
восстания в России в конце XVIII века. Роман сочетает в себе
исторические события, романтическую интригу и патриотические
идеалы. "Капитанская дочка" отличается яркими и реалистичными
описаниями жизни в то время, а также глубоким анализом
моральных и этических дилемм героев. Роман также затрагивает
темы любви, верности, предательства и идеалов. Оба романа,

14.

"Пиковая дама" и "Капитанская дочка", являются выдающимися
произведениями русской литературы. Они демонстрируют
мастерство Пушкина в создании запоминающихся персонажей,
описании эмоциональных переживаний и исследовании сложных
моральных вопросов. Оба произведения остаются популярными и
восхищают читателей своей интригой, глубиной и языковой
красотой.
Заключение: В их доме, точнее, в квартире, которую снимали
родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты.
Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское
воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их
удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и
знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным
библиотекам отца, а также дяди поэта В. Л. Пушкина и дальних
родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу
Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски.
Его прозвище в Лицее было «француз».Немногочисленность
учащихся (29 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный
характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней
мере, у лучшей части их, - на внимание и уважение к личности
учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества
- все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил
лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты
выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания
собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13летнего возраста и печатать почти с того же времени», - вспоминал
Пушкин впоследствии.
Список литературы:

15.

1.В. Соколов «Рядом с Пушкиным», 1991 г.
2.И. Пущин «Записки о Пушкине», https://онлайн-читать.рф/пущинзаписки-о-пушкине/
3.Александр Пушкин. Журнал «100 человек, которые изменили ход
истории» № 50, 2008 г.
Тема: Тема родины в лирике М.Цветаевой.
Содержание :
I.Введение:
II.Основная часть:
1.Краткая информация Марине Цветаевой.
2.Значение темы родины в лирике поэтессы.
3.Анализ стихотворения "Москва Сентябрь.
1916 год".
III. Заключение:
IV.Список литературы:

16.

Введение: Марина Цветаева была выдающейся
русской поэтессой, прозаиком и литературным
критиком. Она родилась в Москве, в семье известного
математика и профессора Александра Цветаева.
Марина проявила талант к письму уже в раннем
возрасте и начала публиковать свои стихи в
литературных журналах.
Цветаева была известна своим интенсивным и
экспрессивным стилем письма, который обычно
пропитан страстными эмоциями и глубокими
чувствами. Ее работы затрагивают широкий спектр
тем, включая любовь, потерю, смерть, родину и
творчество. Она также активно участвовала в
литературных дебатах своего времени и писала
критические статьи о других писателях.
Однако жизнь Цветаевой была трудной и
трагической. Она пережила много потрясений,
включая смерть своего отца, гражданскую войну в
России и эмиграцию во Францию. В 1939 году, после
возвращения в Советский Союз, ее муж был

17.

арестован, а Цветаева и ее дети оказались в тяжелом
положении. В итоге, в 1941 году, она покончила с
собой.
Сегодня Цветаева признается одним из величайших
русских поэтов XX века. Ее творчество остается
популярным и восхищает множество читателей своей
страстностью, глубиной и яркостью выражения.
Краткая информация Марине Цветаевой.
Марина
Цветаева родилась 26 сентября (8 октября)[5] 1892 года
в Москве[8]. Сама Цветаева праздновала свой день
рождения 9 октября, связывая его с днём
поминовения апостола Иоанна Богослова по
православному календарю, что отмечала в том числе в
нескольких своих произведениях[К 1][9][10][11]. Например, в
стихотворении 1916 года:Её отец, Иван Владимирович, —
профессор Московского университета, известный филолог и
искусствовед — стал в дальнейшем директором Румянцевского
музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария
Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой
семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.
Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария
Лукинична Бернацкая. У Марины были младшая
сестра Анастасия, единокровные брат Андрей и сестра Валерия.В
сентябре 1906 года Марина Цветаева поступила пансионеркой в
четвёртый класс женской гимназии им. В. П. фон Дервиз, из

18.

которой через полгода была исключена за свободомыслие и
дерзость. Не прижилась она и в гимназии А. С. Алфёровой. В
сентябре 1908 года поступила в шестой класс частной женской
гимназии М. Т. Брюхоненко[14], которую и окончила через два
года.
Значение темы родины в лирике поэтессы.Позже
Марина писала о матери: «Весь дух воспитания — германский.
Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и на
гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память,
великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия
живописью». После смерти матери — Марине Цветаевой на этот
момент было 14 лет — занятия музыкой сошли на нет. Но
мелодичность осталась в стихах, которые Цветаева начала писать
еще в шестилетнем возрасте — сразу на русском, немецком и
французском
языкахиздала за свой счет первый
.В 1910 году Цветаева
поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв мэтру —
Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей
статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, минутами
становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в
чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы
посторонние».
На «Вечерний альбом» также откликнулись в печати Максимилиан Волошин
и Николай Гумилев. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина
познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев
Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912-го они обвенчались, а
вскоре вышли две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь»
Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух
книг» был составлен из ранее опубликованных стихов. Он стал своего рода
водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.Сергей

19.

Эфрон учился в Пражском университете, который предлагал беженцам из России
бесплатные места. Цветаева с дочерью отправились за ним в Чехию. Снимать квартиру в
Праге было не по карману, поэтому несколько лет ютились в окрестных деревнях.
Цветаеву печатали. В Чехии родились «Поэма горы» и «Поэма конца», «русские» поэмысказки «Мо́́лодец», «Переулочки», драма «Ариадна», был начат «Крысолов» —
переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Гаммельн. В чешской
эмиграции начался эпистолярный роман Цветаевой с Борисом Пастернаком, длившийся
почти 14 лет.
Анализ стихотворения " Стихи о Москвы".Главная тема цикла стихов
Автор изображает в стихотворениях дореволюционную столицу, которая
отличается храмами невероятной красоты и характеризуется колокольным
звоном. Для подчеркивания настроения поэтесса использует упоминания о
местных церковных достопримечательностей, как чудотворная икона Божьей
Матери,
в Москве,
Поэтесса вхранящаяся
данных строчках
обещаетнапример.
гостям столицы покровительство богородицы, икона с изображением которой находится
в Кремле, а также были упомянуты и Спасские ворота. При этом очень характерно, что
поэтесса обращает внимание не на внешнюю архитектурную красоту построек и зданий, а
на значение их в истории России.
Мотивы смерти и печальная тематика стихотворений Цветаевой уже проявляется в
данном цикле, и эта нотка печали о смерти позднее станет некой "визитной карточкой"
поэтессы. Эта тема тесно переплетается с крайне религиозной, углубленной в
православную тематику.
Вывод
В данном цикле стихотворений поэтесса хотела показать связь любви к родной земле и
родному городу с религией, а также донести до читателя свои философские рассуждения
на тему жизни, смерти и целей, которые перед собой ставит человек.
Заключение :
Памятник «Серебряный век» в Саду скульптур Одесского литературного музея.
Скульптурная композиция изображает поэтесс Марину Цветаеву и Анну Ахматову в
образе древних египтянок. Авторы — Леонид Липтуга и Олег Черноиванов. Открыт в
апреле 2013 года.В честь Цветаевой названы улицы в ряде городов России: есть улица
Марины Цветаевой в Королёве, улица Цветаевой в Абакане, улица Цветаевой в Липецке
(Ссёлки), улица Цветаевой в Томске.В Киеве Улица Александры Экстер с 1987 до 2023

20.

именовалась улицей Марины Цветаевой. На этой улице находится станция линии
скоростного трамвая «Цветаевой», а в настоящее время в стадии разработки находится
станция метро «Улица Цветаевой».К 90-летию со дня рождения поэтессы астрономы
Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина и Людмила Журавлёва
назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3511) Цветаева.
Список литературы:
1.Айзенштейн Елена. Построен на созвучьях мир.
Марина Цветаева и звуковая стихия. — СПб.: Журнал
«Нева», 2000.
2.Айзенштейн Елена. Борису Пастернаку—навстречу!
О книге Марины Цветаевой "После России. — СПб.:
Журнал «Нева», 2000.
3.Айзенштейн Елена. Сны Марины Цветаевой. — СПб.:
Академический проект, 2003.
4.Библиофильский венок М. И. Цветаевой: Автографы
и мемориальные предметы из собраний Л. А.
Мнухина и М. В. Сеславинского: [альбом-каталог] /
авт.-сост. Л. А. Мнухин, М. В. Сеславинский; [худ. Б. В.
Трофимов]. — М.: Бослен, 2017. — 208 с.: ил. — ISBN
978-5-91187-304-2.

21.

Лингвистический
анализ
стихотворений С.
Есенина

22.

Его поэзия есть как бы
разбрасывание обеими
пригоршнями сокровищ его д
А. Толсто

23.

«Мои стихи – моя биография», - писал о
Это ощущение нерасторжимого единства бытия
творчества сопутствовало Есенину на протяжен
пути – и в жизни, и в литературе. Лирический
ге очень близок мироощущению автора. Как и
вся он меняется, обретает новые черты по мере
дух взросления самого поэта.

24.

“Искусство для меня не затейли
узоров, а самое необходимое сло
языка, которым я хочу себя
выр
Сергей Есени

25.

Белинский однажды заметил, что сила
ген
таланта
основана
на
живом
неразрывном человека и поэта. Именно
это слияние чел поэта в лирике Есенина
заставляет учаще биться наши сердца
страдать и радоватьс и ревновать, плакать
и смеяться вместе с

26.

Есенин оставил нам чудесное поэтическое нас
Его талант раскрылся особенно ярко и самобы
лирике. Лирическая поэзия удивительно бога
многогранна по своему душевному выражени
искренности чувств и драматизму, по своей с
взволнованности и человечности, лаконичнос
живописности образов. Есенин обладал непов
даром глубокого поэтического самораскрыти

27.

Подобно шишкинскому лесу или левитанской
бесконечно дорога и близка есенинская березк
любимый образ поэта.
Рассмотрим известное всем нам, одно из первы
стихотворений Есенина «Береза».

28.

Белая береза
Под моим окном
Стихотворение написано С. А. Есе
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
в начале творческого пути — в 19
чем и стало мне интересно. Оно бы
На пушистых ветках
Снежною каймой первым шагом создания образа м
Распустились кисти
русской женщины, девушки, дево
Белой бахромой.
подружки в символическом изобр
И стоит берёза
В сонной тишине, березы.
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

29.

Метафорическая лексика, динамическая тональность и
инструментовка позволяют воссоздать образ не девочк
(Зеленокудрая, в юбчонке белой Стоит березка над
пруд любимой подружки (Я навек за сиянье росы
Полюбил у стан), а девушки-березы в определенной
жизненной сит
Почти все слова получают переносные значения и обра
— метафоры, эпитеты, сравнения, создающие «общую о
текста при обязательной «образности каждого отдельно
Основную изобразительную функцию выполняют суще
и глаголы.

30.

Поэтическая структура стихотворения, образо
системным взаимодействием всех элементов,
сделать вывод об идейно-эстетическом его сод
Береза для поэта — это невеста, в ее свадебно
временно украсившим ее в самый торжествен
момент ее жизни. Поэт передает ее необычносостояние мягкой тревоги и ожидания чего-то
неведомого, сохраняя в ней вечную чистоту и
общее приподнято-оптимистическое настроен

31.

Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему
пережить немало огорчений, испытать радость творческих
падений.
“Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок” — с
признавался поэт.
Во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но ни
изменял он одной привязанности, т.е. любви к родине. “Чу
— основное в моем творчестве”, — говорил Есенин. Этим о
чувством проникнуто все творчество поэта. Уйдя из жизни
Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство.
Лирический герой поэта — современник эпохи грандиозно
ломки человеческих отношений. Мир его дум, чувств, стра
сложен и противоречив, характер драматичен.

32.

Есенин
обладал
неповторимым
даром
глубокого
поэтическ
самораскрытия,
даром
улавливать
и
передавать тончайши нежнейших, самых интимнейших
настроений, которые воз душе. Появляются чудесные
строки, полные грусти об уш глубоких раздумий о смысле
жизни.
Хочется вспомнить одно из самых проникновенных и чело
лирических произведений. Стихотворение “Не жалею, не з
написанное им в 1921 году. Как философски мудры в нем
Есенина о днях быстротекущей жизни, с какой художестве
выражена в нем любовь к людям, ко всему живому на зем

33.

В своих комментариях С. А. Толстая-Есенин
соо
примечательном
разговоре
с
поэтом
касающем творческой истории стихотворения
«Не жалею, плачу...». Есенин, вспоминает она
рассказывал, стихотворение было написано под
влиянием
одн
лирических
отступлений
в
«Мертвых душах» Го Иногда прибавлял: «Во
меня хвалят за эти стих знают, что это не я,
Гоголь».

34.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.Я теперь скупее стал в желань
Жизнь моя, иль ты приснила
Ты теперь не так уж будешь бСилтоьвсняо, я весенней
гулкой ран
Сердце, тронутое холодком,Проскакал на розовом коне.
И страна березового ситца
Не заманит шляться босикомВ.се мы, все мы в этом мире
тл
Тихо льется с кленов листье
Дух бродяжий! ты все реже, рБеуждье же ты вовек
благословен
Расшевеливаешь пламень устЧ.то пришло процвесть и
умер О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

35.

Не случайно до сих пор Есенин – поэт, которого поют
кого - либо другого. «Лирическим чувствованием» пр
стихотворение поэта. Природа живет неповторимой
п жизнью. Она вся в вечном движении, в
бесконечном изменении. Подобно человеку, она поет
и шепчет, гр радуется. В изображении природы
Есенин используе опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения:
Дух бродяжий, ты всё реже,
реже Расшевеливаешь пламень
уст.

36.

Характерен для Есенина прием, который можно было
б “олицетворением наоборот”. Это то, что происходит с
ч отождествляется с явлениями природы:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Лю
цвета поэта — белый, синий, золотой и голубой, с
кот поэта связаны определенные ассоциации
Появляют образы, как-то: береза, клен, яблоня.
Цветовая гамма способствует передаче тончайших н
придает романтическую одухотворенность, свежесть
Есенина.

37.

В этом стихотворении удивительно соединилось в
отличает лирику Есенина. И его исповедальность,
удивительная метафоричность , и использование
выразительных возможностей цвета, и любимые
образы.
Отрицательное
начало: «Не жалею, не зову, не
Сердце, тронутое холод
плачу» ; большое число обращений: к сердцу,
бродяжьему духу, утраченной свежести, буйству
моя, иль ты
глаз, половодью чувств, к жизни .ТолькоЖизнь
в
первой строке нет обращений, во всех остальых
приснилась мне?
именно они становятся эмоциональным центром
Дух бродяжий!
что подчеркнуто и распространенностью
конструкций , и использованием усилительной
О моя утраченная свеж
частицы о , и знаками препинания . Не случайно
Буйство глаз и полово
замыкающий стихотворение образ – это чувств
развернутое обращение, которое соединило все в
мире сущее : « Что пришло процвесть и умереть».

38.

Первая строфа открывается троекратным звучанием гл
лица, а замыкающая строка закрепляет эту личностност
пройдет через все стихотворение, вылившись в последн
«мы». Во-вторых, неразрывную связь поэта с окружающ
которым он на « ты» , его согласие с ним. Именно это св
прежде всего обнаруживаем и в народной песенной лири
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком
Я теперь скупее стал в желаньях
Жизнь моя, иль ты присниласВь
хнсме,ы
мое, все мы в этом мире тленн
улкой раньТюи л?Словно я весенней гьется с кленов листьев ме
Проскакал на розовом коне.

39.

Самое удивительное , неповторимое – это , конечно, мет
«белых яблонь дым »
« золото увяданья»
«страна березового ситца»
«половодье чувств»
« листьев медь».
Дым ,ситец, половодье - такие сравнения , находящиеся
основании есенинских метафор , характерны ,прежде в
народному восприятию. Именно крестьянский взгляд о
поэзию Есенина.

40.

Исследуя есенинскую фонику, вслушаемся в эту симфонию зв
партия в которой принадлежит сонорным согласным. Минорн
задается уже первой строфой, но настойчиво повторяющиеся
нежно, трепетно, а прорывающиеся, притом напористо, Б и Д
как изобилуют ими 2-я и 4-ая строки) подобны пульсирующим
стороны ,контрастирующим с заданным настроением , с друго
себя основной драматический тон: « Я не буду больше молоды
будет так же упорно пробиваться во второй и третьих строфах
потому, наверное, и звучащей наиболее трагично, прервется, ч
выплеснуться в завершающем стихотворение аккорде- «будь
благословенно».
Не жалею, не зову, не плачу,Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонВьс ед ыпмро.йдет, как с белых
яблонь д Увяданья золотом охваченныйУ,вяданья золотом
охваченный,
Я не буду больше молодым.Я не буду больше молодым.

41.

Мастерство поэта сказывается и в особенном
о его к рифме. У Есенина практически
отсутству грамматическая рифма - поэ
рифмует слова р частей речи
(дым- молодым, биться - ситца, мне - коне, мед
когда же рифмуются между собой существит
использованы неточные рифмы
( уст- чувств, желаньях – ранью).

42.

В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нер
Не жалею, не зову, не плачу
В
и них есть не только “половодье чувств”, но
половодье мысли. Огромная притягательная
Есенина
признана сегодня во всем мире.
Есен
всеми народами мира, которые любят жизнь,
красоту и честность.

43.

Заключение
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина
существуют не сами по себе, ради красивой формы
чтобы полнее и глубже выразить себя. Это доказы
проведенный мной лингвистический анализ.
Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к един
сущего на земле. Поэтому один из основных закон
Есенина - это всеобщий метафоризм ( что позже п
поэта к имажинистам ). Люди, животные, растени
предметы - все это, по Есенину, дети одной матери

44.

“В стихах моих читатель должен
главным образом обращать внима
на лирическое чувствование и ту
образность, которая указала пути
многим и многим молодым поэтам
беллетристам. Не я выдумал этот
он был и есть основа русского дух
глаза, но я первый развил его и
положил основным камнем в свои
стихах. Он живет во мне органиче
так же, как мои страсти и чувства
моя особенность, и этому у меня
можно учиться так же, как я могу
учиться чему-нибудь другому у
других”.
Сергей Есенин 1924 год

45.

ТЕМА: ЖИЗНЕННЫЙ И
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
А. С. ПУШКИНА
Годы
жизни 1799
- 1837

46.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ПОЭТА

АлександрСергеевичПушкинродилсяв Москве26 мая
(6 июня1)799 годПа.оэт всегда гордился своей родословной,
дорожилпамятью предкоРво.д Пушкиныхпринадлежкал
числу старейших дворянских родов России.
Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служ
Водились Пушкины с царями; / Из них был славен не од
Когда тягался с поляками Нижегородский мешан
(«Моя родословная», 1830).

47.

❖ Особоеместосредилюдей,
окружавших Пушкина в ранние годы,
занималаего легендарнаняяня ‒
Арина Родионовна Яковлева.
❖ Вовзрослой жизни поэта она
осталасьвоплощением детсдтовма,а,
чудесного мира русской сказки.

48.

В 1811 году начался очень важный этап в жизни
Пушкина ‒ он стал одним из тридцати первых ученико
Царскосельского лицея.

49.

В ЛИЦЕЕ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВЫ ЕГО ТВОРЧЕСТВА И
ЛИЧНОСТИ: ПЕРВЫЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ АВТОРИТЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
СТИХИ, ПЕРВАЯ
ЛЮБОВЬ, ДРУЗЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ:

Антон Дельв(ипогэт,член «Вольного общества любителей словнеасунко исти,
художестви» «Вольногообществалюбителейроссийской словесноксртиуж»,ка
«Зеленаляампа»И.здавал литературный альманах «СеверныРе ецдваекттыи»р.овал
«Литературную газетву к»о,торойпринималучастиеи Пушкин.Приезжалк
ссыльному Пушкину в Михайловское)

Вильгельм Кюхельб(пеокэетр,издавал литературный альманах «Мнемозина».
Декабристч,лен СеверногобществаП.осле14 декабр1я825 годаКюхельбекеру
удалось бежать из Петернбоу рогна ,был задержан в Варшсуадвием, и приговорен к
смертной казниза,мененной заключенви екмрепости и ссылкой вСибирьна
пожизненное поселение)

Иван Пущи(днекабрисНт.езадолго до восстания декабристов навестил Пушкина
в ссылке в МихайловсЭктоомм.у событию посвящено стихотворение Пушкина «Мой
первыйдруг, мой друг бесценный..Б.»ы.л судими приговоренк ссылкена
пожизненное поселевн иСеибирь.В 1856 году ему было разрешено веринзуться
Сибири. Перу Пущина принадлежат «Воспоминания о Пушкине»).

50.

Первое напечатанное стихотворение «ПВуошспкоимниан ания в Царск
Селе» (1814) было прочитано им на экзамене в 1815 году в присутстви
Державина и получило высокую оценку.
В этом и других стихотворениях лицейского периода Пушкин пробует
разных жанрах, формах, интонациях, подражает и античным, и францу
и русским авторам.

51.

ПЕТЕРБУРГ. ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА
(1817‒1820)
В 1817 году учеба в лицее была
закончена, и Пушкин, поселившись в ❖
Петербурге, окунулся с головой в
водоворот столичной жизни.

Кругего общения и интересов очень
был широк,онвпитывалновые
впечатления и идеи.
«Свобода‒» вот основноепонятие,
определяющпееушкинское творчество


той поры.
Лирика этого периода получила
название вольнолюбивая.
Тема «вольностисвятой»звучитв
стихотворениях«Вольность»«,К
Чаадаеву», «Деревня».

52.

Вершиной творчества Пушкина той поры
стала поэма «Руслан и Людмила» (1820).
❖ С моментапоявлениэятогопроизведениПяушкинуже
оценивалсясовременниканме ипростокак талантливый
юношаа, как знаменитый пВо. эАт..Жуковский отметил это,
подарив Пушкину свой портрет с надп«иПсоьбюе:дителюученикуотпобежденного учителявтот
высокоторжественный две кноьт,орый он окончилсвою
поэму “Руслан и Людмила”».
В это время над головой молодого поэта сгущались тучи: его стихи, прони
свободомыслием, особенно ода «Вольность», вызвали гнев императора
предлогом перевода по службе Пушкина отправили в ссылку на юг Росс

53.

ЮЖНАЯ ССЫЛКА. РОМАНТИЧЕСКИЙ
ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА (1820‒1824)
Период с 1820 по 1824 год Пушкин
провел на Кавказе, в Крыму,
Кишиневе и Одессе.
Хотя поэт и чувствовал себя изгнанником, пребывание на юге б
плодотворным периодом в его творческой биографии: за три с полов
он написал более 100 стихотворений, четыре поэмы, начал работу н
«Евгений Онегин».

54.

❖ В 1824 году Пушкин ‒ одна из первых фигур в русскойо лни нтаехроадтиуртсе
зените славы и понимачетто, его место в Петербураг нее, в Одессев качестве

мелкого чиновника при губернаторе Воронцове.
Пушкин получил отставку от службы и был сослан в родовое имение Михайл
расположенное в Псковской гуобтедранлиеин,ное от столиц и той жк икзонти
поэт стремилсяС.татусопальногочиновникасменилсястатусомссыльного,
политически неблагонадежного лица и безбожника.

55.

❖ Пушкинская поэзия конца 1820-х годов отчетливо приобретает черты философской лир
как будто поэт осмысляет мир уже не толиькчон ысх позицинйо, и с точки зрения

человека вообще.
Его чувствастановятсбяогаче,приобретаюнтовыеоттенки;появляютсмяудрость,
спокойствие, готовность наслаждаться тем, что в молодости причиняло только боль.
Мне грустно и легко; печаль моя светла; / Печаль моя полна т
(«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», 1829)
Я вас любил так искренно, так нежно. / Как дай вам Бог любимой быт
(«Я вас любил: любовь еще, быть может...», 1829)

56.

❖ Снова в пушкинских стихах появляется тема разочарования в жиз
мотивы смерти, только это уже не юношеская игра, а размышлени
зрелого человека о конечности всего земного, о том, что удержив
человека в жизни, о том, что останется на земле после него:
«Брожу ли я вдоль улиц
шумных...» (1829),
«Что в имени тебе моем?»
(1830),
«Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...») (1830),
«Стихи, сочиненные ночью во
время бессонницы» (1830).

57.

❖ В лирике А.С.Пушкина 1830-х годов появляются религиозные мот
поэт много читает Евангелие.
❖ Наиболее любимую свою молитву ‒ святого старца Ефрема Сирин
‒ он перекладывает в стихи ‒ «Отцы пустынники и жены непорочн
(1836), а также молитву «Отче наш»: «Отец людей, Отец небесный

58.

ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО ПУШКИН ПРЕДЧУВСТВОВАЛ БЛИЗКУЮ КОНЧИНУ, ЕГО
СТИХИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ФРАЗЫ, БРОШЕННЫЕ В РАЗГОВОРАХ И ПИСЬМАХ К
ДРУЗЬЯМ, МОЖНО ИСТОЛКОВЫВАТЬ И КАК ПРЕДВИДЕНИЕ.

Символично последнее стихотворение Пушкина ‒ «Я памятни
воздвиг нерукотворный...» (1836).
❖ Однако,создавая строкиот,орые многие прочли как эпитафию поэ
самому себПеу,шкин следовал за своими великими предшественни
Горацием, Ломоносовым, Державиным.

59.

ПОЭТ
❖ Пушкин открыл особенного поонэ тбаы:л просто человексоом в,семи
свойственнымчиеловекуошибкамии заблуждениямпио,рокамии
глупостямин,огда— человекатоскующего и страдающинеоггод,а—
беспричинно радующепгорсояй, — философски задумчиа впоогроо,й —
комически забавного. С таким поэтом хотелось говоривтыьп ии тсьпорить
вина или сразиться в кмаратхыну,ть на тройках к красавицам или посидет
молча под сенью золотого кДлое нПау.шкина поэзия такой неа б выолта,
после Пушкина стала только такой.

60.

ПОВЕСТЬ
❖ Да и не только она:почти всем прозаическим жанрам Пушкин
придалсмысловую окраскиу формальную законченностДьо.
Пушкина жанры определяли кто во что пгорслазед с:трожайших
средневековыэтхикетови классицистскирахмок«клепалиж»анры
«лишь бы обозвать».Пушкинпервымобратилвниманиена
«дьявольскую разницмуе»ждуроманоми «романомв стихах»,
повестью и рассказом, путевыми заметками и дневниковыми запися

61.

РЕАЛИЗМ
❖ Эта художественная система и воиз нсфиколрам,ировалаись,
достигла небывалых выисмоетнно втворчестве Пушки—на
последующаялитературараз рабатывиаладосихпор
разрабатываертеалистическую концепцию миврарусле,
проложенном Пушкиным.

62.

КРИТИКА
❖ ИменноПушкин первым сказоа лтом, что литературная
критика должсноапровождать литературув шаагг,а то и
шагатьвпередип,одсказывадяорогуи выверяянаправление.
Полноценные разборылитературных произведений,
критические охваты периодов развития литературы — все это
придумал Пушкин.

63.

«ВЕЧНЫЕ» ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ПУШКИНА
❖ природа,
❖ любовь,

творчество,
❖ общество и человек,
❖ свобода и неизбежность,
❖ смысл человеческого бытия

64.

ЛЮБОВЬ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.
ПУШКИНА
❖ Это великоечувствкоо,тороеоблагораживчаетловекад,елаетего чище,
раскрывает лучшие душевные качества.

Поэт боготворит женщкионт,орыми увлечкеонт,орых любиотт,носится к

ним по-рыцарски.
В стихотворении «Я Валсюбил»любовьпредстаектаксамоотверженное
чувствол:ирический герой искренне желает счастья любимопйу сжтьенщи
даже не с ним, а с другим человеком:
Я Вас любил, так искренно, так нежн
Как дай Вам Бог любимой быть другим

65.

Александр Сергеевич Пушкин
Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последую
литературы, начало всех ее начал - таково справедливо и точно при
место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии
отечественного искусства слова. Пушкин впервые - на достигнутом
высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на перед
уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столе
тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной нацио
самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому време
западных литератур.

66.

Марина Ивановна
ЦВЕТАЕВА –
русский поэт
двадцатого века,
родилась
в Москве 26
сентября
1892 года

67.

Москва – «дивный град»
«Облака - вокруг, купола – вокруг,
Надо всей Москвой – сколько
хватит рук! –»

68.

«Нерукотворный град» Москва
Из рук моих –
нерукотворный град
Прими, мой
странный,
Мой прекрасный брат.
По церковке – все сорок
сороков
И реющих над ними
голубков;
И Спасские – с
цветами – ворота;
Где шапка
православного

69.

«Пятисоборный
несравненный круг…»
…Червонные
возблещут купола,
Бессонные взгремят
колокола,
И на тебя с багряных
облаков
Уронит богородица
покров…
31 марта 1916 г.

70.

«Красною кистью
рябина зажглась…»
Красною кистью Спорили сотни
Рябина зажглась. Колоколов.
Падали листья, День был
субботний:
Я родилась. Иоанн
Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа

71.

Особенности поэтической речи
❑ Церковная лексика;
❑ Устаревшая лексика;
❑ Устаревшие словоформы;
❑ Числовая символика;
❑ Символика цвета;
❑ Риторические фигуры;
❑ Авторская пунктуация

72.

Поэтическая лексика
Церковная
лексика
•Часовня, купола,
колокола, покров;
• Православный,
пятисоборный,
юродивый,
странноприимный;
• Богородица,
Пантелеймон,
Иоанн Богослов;
•Говеть, соборовать;
• Аллилуйя
Устаревшие слова
и словоформы
•Бремя, град, лик,
паломничество,
болярыня, плат;
• Смиренный,
хлыстовский;
•Грянет, исходи;
•Нонче, сем ;
нечаянныя, во
червонный день

73.

Символика чисел и цвета
7
40
• СЕМИхолмие;
•СЕМЬ холмов –
как СЕМЬ
колоколов;
•СОРОК СОРОКов –
колокольное
СЕМИхолмие;
•СОРОК СОРОКов
церквей
• Червонные
купола;
•Багряные облака;
•Синева рощ;
•Червонный день;
• Церкви
златоглавые;
•Червонное сердце;
•Красная кисть

74.

И.Эренбург о лирике М.И.
Цветаевой
«… как буйно, как звонко поет она о
московской земле и калужской дороге,
об утехах Стеньки Разина, о своей
любви шальной, жадной,
неуступчивой.
Русская язычница, сколько радости в
ней…»
«Новости дня», 13 апреля 1918
г.

75.

Лирика 30-х годов
В 1922 году М.И.
Цветаева
покидает Родину
и долгие
семнадцать лет
проводит в
эмиграции.
В Чехии она пишет
самые
пронзительные
стихи о России

76.

«Стихи к сыну»
(Фавьер, 1932 – лето 1935 г.г.)
Сын М.И.Цветаевой Георгий Сергеевич Эфрон
родился 1 февраля 1925 г. В Чехословакии.
Вместе с матерью в 1939 году вернулся на
родину. После смерти Цветаевой привез в
Москву ту часть ее архива, которую она
взяла в Елабугу.
Окончил школу в Ташкенте, затем посещал
лекции в Московском литературном
институте. Много читал: для своего
возраста был очень развит и образован.
Отличался литературной одаренностью и
художественными способностями, о чем
говорят оставшиеся после него дневники,
письма и рисунки.

77.

М.И.Цветаева
Георгий Эфрон
30-е годы
и
(Мур)

78.

Георгий Эфрон
(1941 г.)
Сын Марины
Цветаевой Георгий
Эфрон после
смерти матери
уехал в Среднюю
Азию.
В начале 1944 года
был призван на
фронт.
Погиб в июле 1944 г. в
бою под деревней
Друйка
Браславского
района Витебской

79.

Особенности поэтической речи
Лексические
повторы
- Местоимение
«та»:
«той страны»,
«той России»,
«той меня»;
- Местоимение
«свой»:
«свой край»,
«свой век», «свой
час»
Антонимы
-Назад – вперед;
-Наш-час – без-нас;
-Родина –
чужбина;
-Даль – близь;
-Родина - рок

80.

ЛИРИЧЕСКИЙ
ОБРАЗ
РОДИНЫ

81.

ДАЛЬ
РОДИНА
ТРИДЕВЯТАЯ
ЗЕМЛЯ
ДОМ
ВЕРСТЫ
БЫЛЬЕ
ПЫЛЬ
ПРА
Х
ЧУЖБИНА
МОЛОДОСТЬ
ЗЕМЛИЦА
РОК
РАСПРЬ
МОИХ

82.

«Тоска по родине» (1934 г.)
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная
морока!
Мне совершенно все
равно –
Где совершенно
одинокой
Быть, по каким
камням домой
Брести с кошелкою
базарной
В дом, и не знающий,
что –мой,
Как госпиталь или
казарма.
Лиц – ощетиниваться
пленным
Львом, из какой
людской среды
Быть вытесненной
–непременно –
В себя, в единоличье
чувств.
Камчатским
медведём без
льдины
Где не ужиться (и не
тщусь!),
Где унижаться – мне
едино.

83.

«Тоска по родине»
…Остолбеневши, как
бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все – равны, мне
всё – равно,
И, может быть, всего
равнее –
Роднее бывшее – всего.
Все признаки с меня,
все меты,
Все даты – как рукой
сняло:
Душа, родившаяся –
где-то.
Так край меня не
уберег
Мой, что и самый
зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей
– поперек!
Родимого пятна не

84.

«Тоска по родине»
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне
пуст,
И всё – равно, и всё – едино,
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина …

85.

Особенности поэтической
речи
Метафоры,
Лексические
сравнения
повторы, эпитеты
•Всё равно, все равны,
всё едино
•Все признаки, все
меты, все даты
• Совершенно
•Чужд, пуст
•Пленный лев
•Млечный призыв
•Родимое пятно
•Дом, как госпиталь
или казарма
• Ощетиниваться…ль
вом
• Камчатским
медведём
•Остолбеневши, как
бревно
• Читатель газетных тонн
глотатель, доилец
сплетен

86.

Поэтический синтаксис
Цезуры (паузы)
•Все равно -…
…что – мой…
- непременно –
(двадцать тире)
•…(и не тщусь!)…
(Читателем…
доильцем
сплетен…)
(вставные
конструкции)
Прием умолчания
•Но если по дороге –
куст
Встает, особенно –
рябина…
(финальное умолчание
является антитезой
лексическому
повтору
«всё равно»)

87.

Тесты
Темы:1.Лирика С.А. Есенина. Анализ стихотворений.
2.Своеобразие творческого пути А.С.Пушкина.
3.Тема родины в лирике М.Цветаевой.
Лирика С.А. Есенина. Анализ стихотворений.
1.К какому типу лирики относится стихотворение С. А. Есенина "Край
любимый! Сердцу снятся..."?
А)Пейзажная.
Б) Патриотическая.
В) Любовная.
Г) Гражданская.
2.К какому типу лирики относится стихотворение С. А. Есенина "Несказанное,
синее, нежное..."?
А)Пейзажная
Б) Философская
В) Любовная
Г) Гражданская.
3.Ведущей в стихотворении является тема:
А) Любви и дружбы
Б) Родины и природы
В) Настоящего и будущего

88.

Г) Свободной деревни.
4.Какие поэмы С. Есенина относятся к “библейскому” циклу?
А. “Черный человек”
Б. “Инония”
В. “Сельский часослов”
Г. “Страна негодяев”
5.К какому художественному течению примыкал С. Есенин?
А. Символизм
Б. Акмеизм
В. Футуризм
Г. Имажинизм.
6.В каких стихах С. Есенина развернута тема противопоставления города и
деревни?
А. “Русь советская”
Б. “Сорокоуст”
В. “Песнь о хлебе”
Г. “Мир таинственный, мир мой древний”
7.Какие начала соединяются в поэме С. Есенина “Анна Снегина”?
А. Романтическое и реалистическое
Б. Лирическое и драматическое
В. Лирическое и эпическое
Г. Символическое и реалистическое.

89.

8.В каком году родился поэт А.С. Есенин?
A. 1895
B. 1905
C. 1915
D. 1925
9. Какую поэму Есенин написал в 1916 году?
A. "Анна Снегина"
B. "Пугачев"
C. "Красное колесо"
D. "Россия"
10. Как называется самая известная любовная лирическая поэма Есенина?
A. "Я помню чудное мгновенье"
B. "Любовь"
C. "Вечер"
D. "Зимний вечер"
11. В каком году А.С. Есенин покончил с собой?
A. 1925
B. 1935
C. 1945

90.

D. 1955
12. Как звучит первая строка стихотворения "Я помню чудное мгновенье"?
A. "Я помню чудное мгновенье"
B. "Я помню златую пору"
C. "Я помню белые ночи"
D. "Я помню дни моей юности"
13. Как называется сборник стихов, который принес Есенину известность?
A. "Золотой колос"
B. "Золотая осень"
C. "Золотая роща"
D. "Золотая цепь"
14. Какой жанр поэзии чаще всего представлен в творчестве А.С. Есенина?
A. Сатира
B. Лирика
C. Эпос
D. Драма
Тема : Своеобразие творческого пути А.С.Пушкина.
1. Какие произведения можно отнести к вольнолюбивой лирике А.
С. Пушкина?

91.

А. “К Лицинию”
Б. “Узник”
В. “Памятник”
Г. “На холмах Грузии”
2. Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллегории?
А. “В Сибирь”
Б. “Поэт и толпа”
В. “Анчар”
Г. “Арион”
3. Какие произведения А. С. Пушкина относятся к романтическим?
А. “Деревня”
Б. “Бахчисарайский фонтан”
В. “Медный всадник”
Г.Анчар”
4. Какие стихотворения А. С. Пушкина посвящены теме дружбы?
А. “Узник”
Б. “К Чаадаеву”

92.

В. “И. И. Пущину”
Г. “На Воронцова”
Д. “19 октября”
5. Какие стихотворения А. С. Пушкина посвящены теме значения
поэта и поэзии?
А. “Памятник”
Б. “В Сибирь”
В. “Пророк”
Г. “Что в имени тебе моем?”
6. От чьего лица ведется повествование в повести “Капитанская
дочка” А. С. Пушкина?
А. Автора
Б. Молодого Петруши Гринева
В.Старого Петра Андреевича Гринева
Г. Гринева в разные периоды жизни
7. Какова роль эпиграфа в повести “Капитанская дочка” А. С.
Пушкина?
А. Раскрывает содержание главы

93.

Б. Предваряет историю героя
В. Служит раскрытию характера героя
Г. Показывает ироническое отношение автора к изображаемому.
8. Чем является повесть “Капитанская дочка” А. С. Пушкина?
А. Объективным изложением реальных событий
Б. Авторским вымыслом
В. Пропущенным через художественное воображение автора
историческим материалом
9. Какие эпизоды являются вставными элементами в повести
“Капитанская дочка” А. С.Пушкина?
А. Сон Гринева
Б. Допрос башкирца
В. Стихи Гринева
Г. Разговор Пугачева с хозяином трактира.
10.Что явилось причиной бунта крестьян в повести А. С. Пушкина
“Дубровский”?
А. Конфликт между крестьянами и помещиками
Б. Конфликт между Троекуровым и Дубровским

94.

В. Конфликт между Дубровским и крестьянами
11.Определите жанр “Евгения Онегина” А. С. Пушкина.
А. Роман (бессмертное произведение)
Б. Поэма
В. Роман (бессмертное произведение) в стихах
Г. Энциклопедия русской жизни
12. Каким образом сгруппированы в строфы стихи в романе А. С.
Пушкина “Евгений Онегин”?
А. Катрен
Б. Сонет
В. Онегинская строфа
Г. Рондо
13.. “Онегинская строфа” состоит из:
А. 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связаны
перекрестной рифмовкой
Б. 14 стихов, где 3 четверостишия и 2 строки с перекрестной
рифмовкой
В. 10 стихов с парной рифмовкой

95.

14..
Действие
романа
А.
С.
Пушкина
“Евгений
Онегин”
происходит: А. После восстания декабристов
Б. До войны 1812 года
В. После войны 1812 года
Г. После войны 1812 года до восстания декабристов.
Тема:Тема родины в лирике М.Цветаевой.
1.Как называется сборник стихов М.Цветаевой?
А." Волшебная лампа".
Б." Волшебная абажур".
В." Волшебный фонарь ".
Г."Волшебный свет ".
2.В каком стихотворении М.Цветаева говорить о себе в
прошедшем времени?
А." Моим стихам, написанным так рано..."
Б." Вы столь забывчивы,сколь незабвенный..."
В."Идёш, на меня похожий..."
Г." Уж сколько их упало в эту бездну..."

96.

3.Кому посвящено стихотворение М.Цветаевой "Откуда
такая нежность...?"
А.А.Блоку.
Б.О.Мендельштаму.
В.С.Эфрону.
Г.Б.Пастернаку.
4.Кому посвящены строки М.Цветаевой " Он тонок первой
тонкостью ветвей ,Его глаза- прекрасно - бесполезны!
Под крыльями распахнутых бровей - Две бездны...?
А А.Блоку.
Б.О.Меньдельштаму.
В.С.Эфрону.
Г.М.Волошину.
5.Какой поэмы М.Цветаева НЕ писала?
А." Поэма горы" .
Б." Поэма конца".
В." Поэма воздуха".
Г." Поэма моря".
6.Как называется первый сборник стихов М.Цветаевой?

97.

А." Вечерний альбом".
Б." Вечерние огни ".
В." Вечерний чай".
Г." Вечер".
7.Кому М.Цветаева посвятила цикл стихов " Подруга" ?
А.Асе Цветаевой.
Б.Ариадне Эфрон.
В.Анне Ахматовой
Г.Софии Парнок.
8.Какой
сборник
стихов
не
принадлежит
М.Цветаевой? А." Разлука".
Б." Ремесло".
В." Вёрсты".
Г." Встречи".
9. В каком году родилась поэтесса Марина Цветаева?
A. 1880
B. 1890
C. 1900

98.

D. 1910
10. Как называется стихотворение М. Цветаевой, в котором
она выразила свою любовь к Родине?
A. "Родина"
B. "Москва"
C. "Русь"
D. "Вольная стая"
11. В каком городе родилась Марина Цветаева?
A. Москва
B. Петербург
C. Киев
D. Тифлис
12.Как называется знаменитое стихотворение М.
Цветаевой, посвященное памяти Сергея Есенина?
A. "Плач Есенина"
B. "Весенний вальс"

99.

C. "Лебеди"
D. "Тучи в голубом!"
13. Как называется сборник стихов Марины Цветаевой, в
котором присутствует тема Родины?
A. "Москва-Петушки"
B. "Родная страна"
C. "Поэмы о Родине"
D. "Майская ночь"
14. Как звучит первая строка стихотворения Марины
Цветаевой, посвященного Родине?
A. "Моя Москва, моя печаль..."
B. "Родина моя - Россия..."
C. "Огни ночной Москвы..."
D. "Россия - моя душа..."
15.Какой образ Родины чаще всего присутствует в лирике
Марины Цветаевой?

100.

A. Материнство
B. Страсть
C. Свобода
D. Скорбь.
English     Русский Правила