Похожие презентации:
Крещение Руси – обретение истории
1. Презентация для единого открытого урока на тему «Крещение Руси – обретение истории»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»Презентация
для единого открытого
урока на тему
«Крещение Руси – обретение
истории»
Подготовила: учитель
истории Ковалева Н.А.
Г. Лысково, 2015
2.
1. Введение.В.М. Васнецов «Крещение Руси»
Крещение Руси – главнейшее событие
древней истории нашего Отечества,
которое определило развитие истории на
последующие столетия, оказало огромное
влияние на общественное, политическое,
культурное, духовное развитие народов
России
и
укрепление
российской
государственности.
Процесс введения христианства на Руси
начался в конце IX века и связан с именем
Великого князя Владимира. Он прошел
путь от правителя-язычника до мудрого
государственного деятеля-христианина,
совершил судьбоносный цивилизационный
выбор и заложил основы русской
православной цивилизации.
3.
2. Актуальность:Великий князь Владимир Святославович.
Миниатюра из «Царского тиутлярника».
1672 год
В 2015 году отмечается 1000-летие со дня
смерти
Крестителя
Руси
святого
равноапостольного князя Владимира (ок.
960–1015). В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 20
мая 2014 года № 350 «О проведении
мероприятий,
посвященных
памяти
святого равноапостольного Великого князя
Владимира – Крестителя Руси» и
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 2 сентября 2014 года №
1694-р утвержден и реализуется план
мероприятий по подготовке и проведению
юбилейных
торжеств,
посвященных
памяти этого выдающегося исторического
деятеля.
4.
3. Цели открытого урока:В.М. Васнецов «Крещение Владимира»
– привлечь внимание учащихся к
начальным событиям христианизации
Руси, к деятельности Великого князя
Владимира,
- раскрыть историческое значение его
цивилизационного выбора для нашего
Отечества,
- содействовать формированию у
подрастающего поколения духовнонравственных
ценностей,
патриотизма,
гражданственности,
уважения к деяниям предков, чувства
причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе
России.
5.
4. Содержательный план:1. Объективные условия и причины утверждения единой веры в восточнославянском обществе (внутренние и внешние).
2. Факторы, обусловившие православный выбор Владимира (традиционные
связи Киевской Руси с Византией; восточная (византийская) христианская
традиция, основанная на взаимодействии религиозной и светской власти,
что соответствовало политическим устремлениям князя Владимира;
династические соображения; распространение христианства на Руси
задолго до его официального принятия и др.).
3. Значение принятия христианства для Руси (укрепление международного
положения
Руси;
укрепление
государственности,
формирование
разноплеменного населения в единый народ; приобщение Руси к культурному
богатству Византии и др.)
6. Владимир Святой
Владимир I Святославич (др.рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок.960 – 15 июля 1015 г.) – киевский
великий князь, при котором произошло
Крещение Руси.
Владимир
стал
новгородским
князем в 970 году, захватил киевский
престол в 978 году. В 988 году выбрал
христианство
в
качестве
государственной религии Киевской
Руси.
В
крещении
получил
христианское имя Василий. Известен
Владимир Святой на
как Владимир Святой,
памятнике "Тысячелетие Руси" также
Владимир Креститель и Владимир
(1862 г.)
в Новгороде, скульптор М.
Красное Солнышко .
Микешин
7. Рождение Владимира
Владимир родился около 962года. Он был сыном киевского
князя Святослава Игоревича и
Малуши,
ключницы матери
Святослава, княгини Ольги.
Памятник князю Святославу
в селе Холки Белгородской области
Святая великая княгиня Ольга.
Н. А. Бруни 1901
8.
Матерьюего
сына
Владимира стала «роба»
Малуша, ключница княгини
Ольги.
При
дворе
самовластной правительницы
Малуша играла не последнюю
роль:
она
ведала
всем
хозяйством, распоряжалась
ключами от погребов и
сундуков с добром.
Добрыня Никитич и Малуша.
А.П. Рябушкин. 1895 г.
9.
Воспитателем Владимира стал его дядя Добрыня Никитич,к которому «робичич» очень привязался. Добрыня учил его
ратному делу, воспитывал в нем стойкость духа, ободрял в
минуты огорчений.
Добрыня Никитич (фрагмент картины «Богатыри») В.М. Васнецов. 1898 г.
10.
• При возвращении из похода на Болгарию Святослав былубит печенегами в 972 году на днепровских порогах.
Сеча на Днепре. Б.М. Ольшанский. 1996 г.
11. Междоусобная война
Около 977 года междуЯрополком
и
Олегом
началась
война,
в
результате которой Олег
погиб. Напуганный этим
известием
Владимир
бежал из Новгорода «за
море». Спустя некоторое
время во главе наемного
варяжского войска он вновь
появился в Новгороде. Так
началась война между
Владимиром и его братом.
Ярополк обвиняет Свенельда в смерти Олега. Б.А. Чориков.1836 г.
12.
С этого злодейского убийстваи
начинается
киевское
княжение Владимира, которое
продолжалось долгих тридцать
семь лет. Владимир сделался
единовластным
правителем
Киевской Руси.
Великий князь киевский
Владимир Святославович.
И.Я. Билибин. 1925 г.
13. Попытка реформирования языческого пантеона
Жертвоприношения языческим богам. Современное изображение14. Создание нового языческого пантеона
Тогда Владимир объявилвсепобеждающего и карающего
Перуна главным богом Руси.
Этот
покровитель неба
поражал
нечестивцев
огненными
стрелами
и
почитался как покровитель
земледелия.
15.
В 983 году вернувшись из удачного похода, Владимир задумалпоблагодарить богов и принести человеческую жертву. В
результате жертвоприношения погиб юноша-христианин
Феодор и защищавший его отец Иоанн. В 13 веке церковь
объявила Феодора и Иоанна первыми христианскими
мучениками.
Язычники убивают
первых христиан
В.И. Суриков. 1884 г.
16. Утверждение православия на Руси
Великий князьВладимир избирает религию.
И.Е. Эггинк. 1888 г.
Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от
волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев,
предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и
греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах
православного вероучения.
17.
Крещение Владимира.В.М. Васнецов.
18.
Свержение Перуна князем Владимиром. Л.Н. Медведев. 2002 г.19.
Первым делом Владимирпринял решение крестить
своих детей и дружину. Он
объявил,
что
теперь
является
поборником
единобрачия.
Своим
наложницам и женам он
предоставил возможность
найти себе достойного
супруга. Затем он повелел
всем жителям города
прийти на берег Днепра
креститься. Тот, кто не
явится,
он
грозил
объявить своим врагом.
20.
Крещение Руси. М. Шаньков.Принятие
христианства
совершенно изменило
князя Владимира. Он
искренне и всей душой
принял новую веру.
Летопись и княжеское
житие более всего
отмечают его
исключительное
милосердие и
нищелюбие. Владимир
начал творить
множество добрых
дел.
21. Причины принятия христианства
• Необходимость развития контактов схристианским миром.
• Укрепление авторитета княжеской власти.
• Идеологическая и духовная база объединения
славянских племен.
• Укрепление сплоченности населения Руси на
основе одной религии.
22. Последствия принятия христианства
• Сближение Руси с другими христианскими странами, укрепление ирасширение международных связей Руси
• Обогащение русской культуры (распространение письменности,
грамотности, школ; появление храмового зодчества, иконописи,
мозаики, фресок и т.д.) стр. 81-84
• Укрепление сплоченности племен, единства Руси
• Укрепление верховной власти князя
• Появление церковного брака, моногамной семьи, христианской
морали
• Утверждение главы киевской церкви – митрополита(от греч. –
человек из главного города) константинопольским патриархом (от
греч. Праотец, родоначальник)
23. Значение принятия христианства на Руси
Владимире начинаетсямасштабное каменное
строительство на Руси.
Заложены города Владимир
(990 г.), Белгород (991 г.),
Переяславль (992 г.) и многие
другие.
При
Десятинная церковь в Киеве
Владимир стал возводить храмы.
Князь Владимир построил храм
святого Василия Великого на холме,
где находился жертвенник Перуна, и
заложил в 996 г. каменный храм
Успения Пресвятой Богородицы
(Десятинный) на месте кончины
святых варягов-мучеников. В 1007
году святой Владимир перенес в
Десятинную церковь мощи святой
равноапостольной Ольги. А четыре
года спустя, в 1011 году, там же
была
погребена
его
супруга,
блаженная царица Анна.
24. Новая система управления Русью
• Сыновья - наместники в больших городах по старшинствупроще
управлять и собирать дань
• Самый почетный – Киевский престол, его занимал старший сын, после его
смерти второй сын, т.е. брат, все остальные тоже перемещались на
ступеньку выше, поэтому система получила название «Лествичной»
• На местах (в городах) князь решал все хозяйственные вопросы: сбор
налогов, сбор ополчения, судебные споры, поддержание порядка. Князю
помогала дружина (старшая дружина – бояре, и младшая дружинаотроки, гридни)
• Поработать с терминами: дружина, бояре, гридни, отроки, лествица,
люди, вече, тысяцкий, сотский, десятский, народное ополчение,
старейшины, старцы градские, митрополит, патриарх, посадники,
воеводы
25.
Икона Святой ВладимирВ историческую память народа
киевский князь вошел не только как
Владимир Святой, но и как Владимир
Красное Солнышко – легендарный
князь русских былин, которому несли
службу
все
русские
былинные
богатыри. Любовь народа снискали не
только его христианские добродетели,
но и неустанная забота об обороне
Русской земли.
26. Заключение
Принятие христианства в качестве государственной религииявляется одним из наиболее важных событий в истории Руси—
России. Княжеская власть получила в новой религии и
исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и
политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним
преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала
подданным государства новое ощущение единства и общности.