Похожие презентации:
Общественно-политические взгляды казахских просветителей XIX века
1.
Общественно-политическиевзгляды казахских просветителей
XIX века.
2.
2СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
анализировать общественно-политическую
деятельность казахских просветителей XIX века;
оценивать вклад исторических деятелей в
развитие общественно-политической мысли
Казахстана
3.
ИбырайАлтынсарин(1841-1889)
В славной плеяде выдающихся
просветителей особое место
принадлежит писателю-педагогу Ибраю Алтынсарину, которого еще
при жизни называли «казахским
Ломоносовым».
Он родился в ауле Жанбыршы на
территории современной
Костанайской области.
Рано потеряв отца, он воспитывался
у деда –известного бия и старшины
Балхожи Жанбурчина.
4.
Узнав об открытии в г. Оренбургепри пограничной комиссии
специальной школы для
обучения казахских детей
(целью которой была подготовка
писарей и переводчиков),
Жанбурчин ходатайствует с
просьбой принять в школу его
девятилетнего внука Ибрая.
1 августа 1850 года он в числе
одиннадцати других казахских
мальчиков был признан годным
к обучению.
г. Оренбург ,ХIХ в.
5.
С самого детства проявлял сильнуютягу к знаниям ,и часто общался с
образованной частью российского
общества.
В годы учебы в Оренбурге он близко
познакомился с ученымвостоковедом В.В. Григорьевым ,
который предоставил юноше свою
личную библиотеку, где И.
Алтынсарин проводил все свободное
от занятий время.
В.В.
Григорьев
(1816-1881)русский
ученыйвостоковед
6.
К.Ушинский(1823-1870)
Я.Коменский
(1592-1670)
Н.Г.Чернышевский
(1828-1889
А.М.Добролюбов
(1876-1945)
А.И.Герцен
(1812-1870)
Алтынсарин самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы –
Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др.
Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов оказало знакомство
с трудами русского педагога К.Ушинского и чешского мыслителя Я.Коменского. Он был
знаком с произведениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, А.М.
Добролюбова, А.И. Герцена .
7.
Разделялдемократические идеи
о необходимости
сближения
интеллигенции с
народом и
просвещением народа
Сторонник народного
самоуправления
тщательно
продуманных реформ
Общественнополитические
взгляды
И.Алтынсарина
Не разделял революционных
идей и идей социализма ,
выступал за эволюционное
развитие общества через
развитие народного
просвещения
Идеальным обществом
считал западное общество ,
поддерживал переход
казахов к оседлости, отказ
от «устаревших» традиций и
обычаев
Критика социального
неравенства, призыв к
честному труду
8.
Ибрай Алтынсарин уверен, что через знания народпридет к светлому будущему :
«Строит дивные дворцы
Умный ,знающий народ
Сильный знанием свои
Он уверенно живет».
9.
Деизм И. Алтынсарина и его взгляды на познаниеДеизм- религиозно-философское направление,
признающее существование Бога и сотворение им мира,
но отрицающего сверхъестественные и мистические
явления ,Божественное откровение и религиозный
догматизм.
Острая критика религии
(догматизм ,фанатизм)
Общественный прогресс
тормозят «религиозные
предрассудки»
Развитие светского
образования, преподавание
естественных наук
Убежден в познаваемости
объективного мира и в
могуществе человеческого
разума
10.
Общественная деятельность И.Алтынсарина как педагога-просветителяПервая школа-интернат для казахских детей в г. Тургае,1864г.
Школа резко отличалась от мусульманских мектебов и стала
прообразом будущих джадидских (новометодных)школ.
Преподавание шло на казахском языке ,среди предметов были
естественные науки и русский язык-предметы , необходимые
в практической жизни.
11.
В 1879 г. назначен инспекторомнародных училищ Тургайской
области
Всего в 1864-1889г- И. Алтынсарин
открыл несколько двухклассных
шестилетних училищ ,волостных
начальных школ, ремесленное
училище(1883),школу для девочек
(1887),аульные школы(1892).
1883г.-открытие учительской
семинарии
12.
Алтынсарин приступает ксоставлению учебных пособий
для учащихся русско –
казахских школ еще до своего
назначения на должность
инспектора.
На разработку алфавита на
основе русской графики
потратил около трех лет, считая
необходимым полностью
сохранить состав русского
алфавита для создания книг на
казахском языке.
13.
Необходимость образования вовремена Алтынсарина нужно было
доказывать. Трудно было не только открыть
школу, но и набрать учеников. Алтынсарин
пишет стихи, обращенные к детям, в
которых он призывает их учиться.
Самое известное из них — «Давайте,
дети, учиться!» В нем говорится о пользе
науки, знаний в жизни человека. Веками
кочевник считал, что все его богатство —
скот. Но гораздо прочнее другое, истинное
богатство — знания. В этом и стремится
Алтынсарин убедить молодежь. Только
знания могут сделать человека всемогущим,
счастливым.
14.
«Киргизская степная газета» писала,что «… во время партийной борьбы
киргизы (казахи – авт.) не стесняются в
средствах и всеми правыми и
неправыми путями стараются очернить
своих достойнейших представителей
видно из того, что киргизы (казахи –
авт.) не задумались бросить комом грязи
и в покойного Алтынсарина,
честнейшего и беспристрастнейшего
человека, трудившегося большую часть
своей жизни для своего народа».
15.
Ибрай выступал против искусственной ломкитрадиционного скотоводческого хозяйства казахов,
считая это ошибкой и несправедливостью
Учитывая огромные степные просторы и
непригодность значительной их части для занятия
земледелием, Алтынсарин указывал на наличие
благоприятных условий для преимущественного
развития скотоводства
Просветитель критиковал колониальную
переселенческую политику царизма, считая ее
настоящим бедствием для коренного населения.
16.
В произведениях он обращал внимание навоспитательную суть. В известном рассказе
"Кыпшак Сейткул" одобрял изменения в жизни
казахов, занимавшихся земледелием, всячески
поддерживал идею развития казахского
земледельческого хозяйства.
Ибрай Алтынсарын в произведениях
"Талантың пайдасы" ("Польза от
стремления"), "Байлық неде?" (В чем
богатство?), выражал свою мечту о жизни
человека, надежду о светлом будущем
казахского народа.
Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он
как ученый-педагог вносил свои предложения
по улучшению жизни населения.
17.
И. Алтынсарин никогда не переставал оставаться патриотом своей земли.Несмотря на частые конфликты с местной знатью и колониальной
администрацией, в последние дни своей жизни он писал:
«Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и
стремления быть полезным своим сородичам
насколько хватит моих сил».
18.
Абай Кунанбаев был не тольковыдающимся мыслителем,
просветителем, поэтом и
основоположником казахской
письменной литературы, но и активным
общественным деятелем, пытавшимся
улучшить жизнь своего народа.
Он родился 10 августа 1845 года в
Семипалатинской области на склонах
гор Шынгыстау в Семипалатинской
области.
Абай Кунанбаев(18451904)
19.
Отец Абая Кунанбай-кажы былвлиятельным управителем рода
тобыкты , хорошо знал русский язык ,
общался с представителями передовой
российской интеллигенции.
Он занимал должность старшего султана в
Каркаралинского округа .
Политический ссыльный А.Янушкевич в
своем дневнике писал о нем: «…это
большая знаменитость в степи –
одаренный природой здравым
рассудком, удивительной памятью и
даром речи ,дельный,заботливый о
благе своих соплеменников ,большой
знаток степного права …судья
неподкупной честности»
Отец Абая
Кунанбай-кажы
20.
Бабушка ЗереМать Улжан
Медресе ,где
обучался Абай
Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к
искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Она сумела привить своему внуку
стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим
учителем.
21.
ДжорджКеннан –
известный
американский
писатель
Абай Кунанбаев в Семипалатинской
библиотеке
С самого детства Абая окружали
книги. Был знаком с арабскоперсидской , старотюркской и
западноевропейской
литературой.
Джордж Кеннан : «Я знаю
старика-киргиза ,-Ибрагима
Кунанбаева ,-который не
только посещает библиотеку
,но читает даже таких авторов
,как Милль, Бокль, Дрепер…он
серьезно изучает английских
философов».
22.
«К 20 годам своей жизни Абайстяжал славу первого оратора,
первого знатока народной
жизни, ее юридических
обычаев, зная на память
многочисленные решения дел
знаменитыми
биями…представлял ходячий
сборник преданий ,пословиц,
сказок и афоризмов».
Алихан
Букейхановобщественный
деятель ,лидер
движения «Алаш»
Юность поэта совпали со временем военного продвижения царских
войск по Южному Казахстану. Будучи волостным управителем и бием,
пытался решать спорные дела справедливо и честно, чем снискал
глубокое уважение со стороны простого народа. Выступал за
доступность знаний и образования для народа.
23.
Н.И. ДолгополовЕ.П. Михаэлис
С.С. Гросс
Н.И. Коншин
Огромное влияние на формирование личности будущего поэта оказало его общение с
представителями передовой российской интеллигенции.
Е.П. Михаэлис, С.С. Гросс, Н.И. Коншин, Н.И. Долгополов нередко гостили у Абая, и
благодаря им поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской
культуры А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.
24.
Критиковалмежродовые распри,
произвол чиновников,
жадность и тщеславие
баев, беззаконие и
несправедливость
Прогресс образования
,проведение нужных
обществу реформ
приведут общество к
благоденствию
тщательно продуманных
реформ
Общественнополитические
взгляды А.
Кунанбаева
Критиковал все формы власти
,которые превращают
свободного человека в раба,
верил ,что власть не
превратится в инструмент
порабощения ,если правитель
будет нравственным и
разумным человеком
Совершенное общество
невозможно без
совершенного
высоконравственного
человека- «Адам бол!»
Выступал за просвещенный
ислам, был духовным
предшественником
джадидов
25.
В своих «Словах назидания» Абай говорит:«Качества духовные –вот что главное
в человеческой жизни.
…Живая душа и отзывчивое сердце
должны вести человека ,тогда и труд
его, и достаток обретают смысл ».
26.
Машхур-ЖусипКопейулы.
(1858-1931)
К Абаю приезжал один из известных
фольклористов, поэт из Баянаульского
края Машхур-Жусип Копейулы..
В 1897 году на него было
организовано покушение. Великого
поэта называли «врагом белого царя»,
«смутьяном народа», «неугомонным
нарушителем обычаев, прав и
установлений отцов и дедов».
Впоследствии ссыльным запретили
появляться в ауле Абая. Царская
администрация установила тайное
наблюдение за семьей Абая.
27.
Абай призывал общество к труду, видя,что праздная жизнь части
современников ведет к бедности и
нищете, убеждал заниматься
скотоводством в разумных пределах.
Один из способов выхода из такого
состояния он видел в переходе к
земледелию, активному занятию
ремеслами и торговлей. «Хочешь быть
богатым – учись ремеслу. Богатство со
временем иссякает, а умение – нет».
Абай не мог думать иначе.
28.
Отношение Абая Кунанбаева к русской культуре ипросвещению
Хорошее знакомство с русской культурой и научно-техническими
достижениями России сделало Абая сторонником прогресса и
модернизации ,диалога культур ,борьбы с устаревшими обычаями
и предрассудками ,замедляющими движение вперед.
Средство
общественного
прогресса
Просвещение,
распространение
образования, изучение
русского языка и русской
культуры.
Призывает молодежь приобретать европейское
знание ради служения родному народу
29.
Задание.Составить кластер на тему : « Творчество Абая-достояние всего
человечества»
Творчество
Абаядостояние
всего
человечества»
30.
Задание .Распределите утверждение о деятельности И. Алтынсарина по категориям:
Виды деятельности
Являлся членом Оренбургского
отдела РГО
В 1869 г. служил в качестве
делопроизводителя в Тургайском
управлении
1864г-открытие начальной школы
для казахских детей в г. Тургае
Сбор сведений по истории,
этнографии, фольклору
1879 г.-назначен на должность
инспектора школ Тургайской области
Критиковал колониальную аграрную
политику
,выступал
против
произвола чиновников
Научная
Общест
венная
Педагоги
ческая
31.
Задание. Соотнести имена казахских просветителей XIX в. с ихобщественно-политическими взглядами
Призывал общество к труду, видя,
что праздная жизнь части
современников ведет к бедности и
нищете, убеждал заниматься
скотоводством в разумных
пределах.
Ш.Валиханов
Всякие другие
нововведения без учета
интересов народа и
особенностей его жизни
обречены на провал
А.Кунанбаев
И.Алтынсарин
Противник деспотизма,
разделял
республиканские идеи
российских демократов
Совершенное общество
невозможно без совершенного
высоконравственного
человека- «Адам бол!»
Истинное богатство —
знания. Только знания
могут сделать человека
всемогущим,
счастливым.
Сторонник
народного
самоуправления
32.
Итог урокаИ. Алтынсарин создал основу учебно-просветительской системы в
Казахстане ,содействовал появлению плеяды европейски образованных
казахов конца ХIХ –начала ХХ в.
В основе мировоззрения И. Алтынсарина лежит культ просвещения и труда .
Он верил ,что знания и честный труд могут сделать
счастливым каждого отдельного человека и привести к благоденствию все
общество.
Жизненная позиция Абая Кунанбаева принесла ему славу активного
участника общественно-политических процессов в Степи и
защитника нарушенных прав своего народа.
В 2020 году мировая общественность широко отпраздновала 175летие великого поэта Абая Кунанбаева.
33.
Домашнее задание:Подготовить презентацию об одном из казахских
просветителей начало ХХ века.
33