1.40M
Категория: БиографииБиографии

Влияние медицины на творчество А.П. Чехова. Чехов-писатель и Чехов-врач

1.

Чехов-писатель и Чехов-врач:
влияние медицины на творчество
Презентация
Ермаковой Ольги,
студентки группы 1 «АБ»
Преподаватель:
Митрофанова Лариса
Михайловна

2.

Еще будучи гимназистом, Антон Павлович Чехов решил поступать в
Московский университет на медицинский факультет. В своей краткой
автобиографии он пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал
медицину, но в своем выборе никогда не раскаивался.
На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879
году и окончил его в 1884 году. Пребывание писателя на этом факультете —
это не просто часть его биографии, а очень существенный этап в его развитии и
становлении как врача, писателя и человека.

3.

Чехов уделял большое внимание как
медицинской деятельности, так и
писательской,
и
считал,
что
медицинские,
естественнонаучные
знания помогли ему избежать многих
ошибок в писательстве и помогли
глубоко раскрыть мир чувств и
переживаний
героев
его
произведений.
«Медицина

моя
жена,
а
литература – любовница», говорил писатель

4.

В студенческие годы Чехов
усердно изучал медицину,
аккуратно посещал лекции и
практические занятия и
успешно сдавал экзамены.
Ему повезло — в ту пору он
имел возможность слушать
лекции таких выдающихся
деятелей медицины, как Г.А.
Захарьин, А. А. Остроумов,
А. Я. Кожевников и Николай
Васильевич Склифосовский.
Н. В. Склифосовский
Г. А. Захарьин

5.

Уже с 1881 года он начинает практику врача в городе Воскресенске
Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас — город
Истра). После Воскресенской лечебницы Чехов работал в
Звенигороде и в селе Бабкино.
В селе Бабкино Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного
населения — крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще
этой жизни писатель почерпнул сюжеты для своих рассказов
«Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма» и других.

6.

Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей
квартиры поместил табличку «Доктор А.П. Чехов». Он продолжает
лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому.

7.

В 1890 году Чехов отправляется на остров
Сахалин — место ссылки осужденных на
каторгу. Там он произвел перепись населения
острова,
составив
около
10
тысяч
статистических карточек. Было собрано
огромное
количество
документального
материала о труде, быте сахалинских
каторжников и местных жителей, о тюремных
начальниках и произволе чиновников. Чехову
— писателю и врачу — хотелось самому
увидеть
невыносимо
тяжелую
жизнь
каторжных и поселенцев, увидеть самые
страшные стороны русской жизни того
времени, чтобы потом полным голосом
рассказать о них русскому обществу, чтобы
хоть немного облегчить участь обитателей
Сахалина.

8.

Обследование санитарного состояния тюрем,
лазаретов,
бараков,
местной
педиатрии
потрясло Чехова. Результаты его собственной
работы в книге «Остров Сахалин» позволили
ему сказать:
«Медицина не может упрекать меня в
измене. Я отдал должную дань учёности».
В этот период Чехов еще мечтает читать лекции в
университете, но для этого ему нужно было
получить
ученую
степень
и
защитить
диссертацию. Антон Павлович предполагает в
качестве диссертации использовать «Остров
Сахалин», но получает отказ от декана
факультета.

9.

Медицина иногда мешала Чехову-писателю, потому что она
отнимала драгоценное время и силы. Но она же и помогала
Чехову, ибо, по его собственному признанию, она обогащала его
научным пониманием психологии человека. В конце концов,
после переезда в Ялту в 1898 году из-за болезни, Антон Павлович
оставил врачебную практику. Однако он продолжал активно
интересоваться достижениями медицины, читал специальные
журналы.

10.

Безусловно, знание медицины оказало
большое влияние на творчество Чехова.
Благодаря «медицинскому» ви́ дению
Чехова литература обязана появлению в
ней целой галереи неповторимых
чеховских
образов,
фельдшеров,
неврастеников, чеховских «хмурых
людей».
Его рассказы — это не «записки врача» в
узком
смысле,
это
диагноз
несовершенному обществу. В качестве
практикующего доктора Чехов получил
обильный материал для художественных
обобщений, наблюдая изнутри жизнь
самых разных социальных слоёв.

11.

«Палата №6»
В повести «Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок
дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть
флигель, в который помещены психически нездоровые люди. Обитатели
этой палаты отданы в полную власть грубого сторожа Никиты. Картины
жизни этого городка, больницы и палаты должно восприниматься
читателем как символическое изображение жизни тогдашней России,
русского народа, беспощадно угнетаемого самодержавием.

12.

«Человек в футляре»
Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное
значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа
«Человек в футляре». Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью «как
бы чего не вышло», державший в страхе в течение многих лет не только
гимназию, но и весь город, неслучайно стал остро сатирическим
социальным образом. В создании этого образа Чехов проявил себя не
только художником, но и тонким психологом.

13.

«Черный монах»
Идея рассказа А.П. Чехова «Чёрный
монах» близка к идее «Палаты №6».
Чехов рассказывает здесь о том, как
жизнь пошлая, мещанская губит хороших
благородных людей, развивает мысль о
слабости и бессилии этих людей в борьбе
со злом и несправедливостью, потому
что они не знали верных путей, которые
могли привести к преобразованию жизни
на новых началах.

14.

Таким
образом,
рассказы Чехова «Палата
№6»,
«Человек
в
футляре»
и
«Чёрный
монах»
со
всей
убедительностью
показывают, что знание
медицины, и в первую
очередь
психиатрии,
помогло писателю глубже
изобразить психологию
героев.

15.

Литература
http://selfire.com/2013/04/4446/
http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st003.shtml
English     Русский Правила