Похожие презентации:
Ментальность: понятие, типы и их характеристики
1.
Ментальность: понятие, типы и их
характеристики
1) Архаичная ментальность
2) Традиционная ментальность
3) Научно-рациональная ментальность
2.
Ментальность - сложившаяся в сознании общества
(человека)
картина
мира,
обуславливающая
социальную практику людей. Каждому типу общества
соответствует определенная ментальность людей, в
нем
живущих.
Различия
в
ментальности
преобразуются в культурные отличия.
3.
Архаичная ментальностьОбразует основу архаичной культуры (Миф)
Эта ментальность глубоко отлична от современной нам
тем, что она не знает законов логики и вполне может
допустить одновременное пребывание одного и того же
существа в разных местах; не обращает внимание на
противоречия и стремится сложить из самых разнородных
элементов законченную картину (Л.Леви-Брюль).
4.
Миф - это чувственная, целостная картина мира. Длянего свойственны:
гармоничное сочетание
практического
опыта,
фантастических образов;
знаний, почерпнутых из
и
сверхъестественных,
коллективная природа происхождения и существования;
полное погружение человека в миф;
собственные
ритуалы,
практические
подтверждающие участие человека в мифе.
действия,
5.
По внешней форме миф - связное повествование, рассказаннаяистория на избранные темы: происхождения богов, природы,
человека, народа, их жизни и гибели.
По существу, миф - это действительность, в которой рождается,
живет и умирает человек архаичного общества.
Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в
которую входит магия как особый способ восприятия и изменения
мира при помощи подручных средств. С точки зрения современной
науки, магия - ложное знание и бесплодное искусство (Дж.Фрезер).
С точки зрения человека, погруженного в миф, магия - единственный
способ овладеть миром.
Мифы создают систему норм поведения в виде табу - абсолютных
запретов на конкретные поступки, а также на их символические
обозначения, на людей, предметы, слова.
6.
Происхождение искусстваРитуальные
действия,
магические
практики,
символизация окружающего мира - вот основания, из
которых прорастает искусство как особый вид
человеческой деятельности, в котором реализуются
сущностные силы человека.
В архаичном обществе искусство есть лишь функция
мифа,
существующая
слитно
с
другими
мифологическими практиками.
7.
Традиционная ментальностьГлавная черта ТМ – религиозность.
Религиозное
миросозерцание
предполагает
четкое
и
недвусмысленное деление мира на две половины: потустороннюю и
посюстороннюю или, как писали в России ХУШ века - на очную и
заочную.
Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более
реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый
на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался
вверх, к божественному небу.
8.
Земная жизнь посвящена небесной, является испытанием длячеловека, который обязан исполнять божьи предначертания,
спасаясь от греха молитвой и подвигом. Спасение принимает
ритуальный характер: требует регулярных посещений церкви,
исповеди священнику в грехах, святого причастия, наконец,
материальных пожертвований в пользу церкви.
Человек постигает свою греховность и обязан искупить ее лично.
Религия через голову общины или корпорации вводит человека в
целостный, вечный мир, в котором имеет значение лишь чистота
души, но не социальное или этническое происхождение.
9.
Религиозное миросозерцание человека традиционногообщества чувственно и конкретно. В его ментальности Бог
телесен
и
подобен
человеку
(антропоморфен),
созданному по его образу. Более того, Бог напоминает
феодального сеньора или могущественного царя. Богу
противостоит
дьявол
вероломный
подданный,
предатель. Добрый поступок исходит от Бога, дурной - от
Сатаны. В день Страшного суда праведники пойдут в рай,
грешники - в ад.
Ментальность средневекового общества
полутонов. Черное и белое. Середины нет.
не
знает
10.
Ментальность средневекового общества проникнута жаждой чуда,сверхъестественного явления, исходящего от Бога или дьявола.
Творить чудеса могут и люди, причем как праведники, так и
грешники.
Средневековое общество изобилует людьми, истово верящими, что
они одержимы дьяволом.
Итак, ментальность традиционного общества - ментальность
религиозная. Она определяет представления о времени от
происхождения мира до Страшного суда: линейные и необратимые.
По замечанию М.Блока, отношение к времени у людей
традиционного общества на редкость безразличное.
Мир расколот на части: царство добра и царство зла.
11.
Ценности традиционного обществаВысшая ценность – БОГ. Именно стремление к нему формирует
самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке - это его
бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом
нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей
справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.
Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя
предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных
греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция,
ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл
экономическим категориям - богатству, например. Быть богатым,
значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.
АСКЕЗА - добровольный отказ от земных благ во имя обретения
благ небесных, страдание, смирение.
12.
ВЕРНОСТЬ – проявляется в беспрекословном служении Богу, нотакже земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше
социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).
все ценности носят сакральный (священный) характер.
Ценности второго порядка:
ПРАЗДНОСТЬ – уклонение от физического труда, в т.ч. и от
земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного
общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные
занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд - удел
простолюдинов.
Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не
предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала
земледельческий труд как благородное дело.
13.
Традиционное общество навязывает своим членам жесткуюсистему норм, также сакральных по своему происхождению.
Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем
норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает
оправданием для тех или иных правил.
14.
Научно-рациональная ментальностьПод рациональностью понимается исторически сложившийся
принцип отношения человека к миру, содержащий в себе:
представление о познаваемости мира при помощи разума;
ориентацию на практическую деятельность, основанную на системе
положительных
знаний,
для
удовлетворения
собственных
потребностей;
учет целей, условий и средств практической деятельности.
Рационализация культуры есть и ответ на вызов общества,
обзаводящегося рыночными институтами в самой грубой форме.