Похожие презентации:
Русская архитектура второй половины XIX века. Исторические события
1.
Русская архитектура второйполовины XIX века
2.
Исторические события:В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения:
-Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг
- Смерть Николая I
-Отмена крепостного права и другие реформы Александра II
3.
Вторая половина XIX в. поставила перед русскими архитекторами новые задачи:строительство совершенно иных по предназначению зданий — железнодорожных
вокзалов, крупных магазинов, банков, фабричных корпусов; использование новых
материалов: железа, стекла и бетона. В период классицизма нередко архитекторы
шли от формы к назначению, теперь же на первый
план выдвигалась функциональность, хотя сначала архитекторы пытались скрыть
это привычным внешним оформлением
В облике Балтийского вокзала в Петербурге архитектор А. И. Кракау впервые
выразил художественными средствами главную его функцию. Застекленный
арочный проем в верхней части фасада использовался для освещения зала, и в то
же время витраж как бы переносил человека в атмосферу железной дороги.
4.
Еще в первой половине девятнадцатого века Москва была во многомпатриархальным, купеческо-мещанским городом, не испорченным зарождающимся
индустриальным капитализмом. Все изменилось с середины 19 века с бурным
развитием промышленности и торговли
Москва 1860-е
5.
Меняется и облик Петербурга6.
Особенности архитектуры:- Хаотичность застройки городов (в первой половине XVIII века города строились
как единый архитектурный ансамбль по заранее составленному плану)
- новые типы зданий (многоквартирные доходные дома*, пассажи (большие
магазины), банки, вокзалы, кинотеатры, особняки, заводы и фабрики);
- применение новых строительных материалов (стекло, железобетон) и
металлических конструкций;
Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в
аренду
7.
Неорусский стиль вархитектуре
(псевдорусский)
-Черты древнерусского зодчества
-Орнаменты, заимствованные из
народной вышивки или
воспроизводящие резьбу по
дереву
-Искусная стилизация
доходный дом Н. Н. Никонова, CПб
8.
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге9.
Храм Спаса на Крови — мемориальная церковь, построенная в память обимператоре Александре II на месте его гибели. Собор проектировали архитектор
Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. Идея построить храм в
русском стиле принадлежала Александру III: он хотел, чтобы тот был похож на
ярославские церкви XVII века.
Возводить храм начали через два года после трагического события — в 1883-м.
Однако его строительство затянулось до 1907 года. Украшенный собор напоминал
храм Василия Блаженного в Москве: каждый из девяти куполов был покрыт цветной
эмалью и не похож на остальные. В декоре храма использовали мрамор, гранит,
позолоту. Стены внутри украсили мозаикой по рисункам Виктора Васнецова,
Михаила Нестерова и других известных художников тех лет.
Храм Спаса на Крови получил исключительный статус: он не был приходским, войти
туда можно было только по специальному пропуску. После революции государство
перестало финансировать церковь, заботу о ней взяли на себя горожане. В 1930
году храм был закрыт, после чего его использовали в самых разных целях: здесь
размещался морг, склад театральных декораций. Только в 1997 году Спас на Крови
открылся для посетителей в качестве музея. С 2004 года здесь периодически
проводятся богослужения.
10.
Декор-фигурные наличники
-кокошники
-пояски
-изразцы
-цветная
глазурованная
черепица
Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 00
Колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Рос
11.
Интерьер храма-Иконостас, стены и пол облицованы поделочными и полудрагоценными камнями Четыре колонны из алтайской яшмы
-Мозаика покрывает стены, столбы и своды
-Живописные композиции Виктора Васнецова, Николая Бруни и др.
12.
Сень над местом смертельного раненияимператора Александра II.
В западной стороне храма есть священное
место – сень над участком мостовой, где
был смертельно ранен император
Александр Второй. Это идейное средоточие
храма Спаса-на–Крови. К нему, как к
алтарю, продолжают приходить на поклон
люди.
Основанием сооружения послужили
уральские и алтайские самоцветы.
Сень выстроена в виде шатра,
опирающегося на 4 колонны из фиолетовой
яшмы. По углам он украшен каменными
вазонами.
Вдохновителем строительства собора был
сын убитого самодержца – император
Александр Третий. По его настоянию храм
13.
Исторический музей в Москве14.
Архитекторы, которые строили здание Исторического музея, должны былиорганично вписать его в ансамбль Красной площади. Поэтому Владимир Шервуд и
Анатолий Семенов обратились к стилю русской архитектуры XVII века.
Авторы вдохновлялись вологодскими и ярославскими храмами, церковью
Вознесения в Коломенском и соседним Кремлем: о нем напоминают башенки с
четырех сторон здания и зубцы с бойницами между ними. Шатры башен украшали
двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной. Хотя здание
возводили «под старину», в строительстве использовались новейшие материалы и
технические разработки — вентиляция, водопровод, современная система
отопления. Над интерьерами работали известные художники — Иван Айвазовский,
Виктор Васнецов, Валентин Серов. Они создали оригинальные экспозиционные
залы — «Каменный век», «Ночные жертвоприношения» и другие.
15.
Дом-музей Виктора Васнецова в Москве16.
Проект собственного дома художник Виктор Васнецов придумал сам. По рисункамего воплотил в реальность архитектор Василий Башкиров (по другим данным,
Михаил Приемышев) в 1893–1894 годах. Окна здания декорированы нарядными
наличниками и колоннами, фасад опоясывают поливные изразцы. Интерьеры дома
также были выполнены под руководством хозяина: по его эскизам сделали печь,
мебель. Васнецов жил здесь до конца своих дней, а спустя 30 лет после его смерти
в здании открылся мемориальный музей.
17.
Главный фасад храма ХристаСпасителя 1832 г.
Архитектор К. Тон
18.
Отечественной войне против наполеоновской Франции.После неудачной попытки Витберга построить Храм Христа Спасителя на
Воробьевых горах, задача возведения этого храма в Москве была возложена
Николаем I на Константина Тона. Императору очень понравился предложенный
архитектором новый проект величественного храма Христа Спасителя,
соединяющий в себе черты Владимиро-Суздальского зодчества и классические
традиции. Фактически, Константин Тон создал «русско-византийский» стиль, широко
распространившийся в правление Николая I.
Торжественная закладка собора произошла в августе 1837 года – в день 25-летия
Бородинского сражения. На ней присутствовал император Николай I и великие
князья. Камень для закладки был перевезен с места прежней закладки на
Воробьёвых горах, сохраняя преемственность.
Активное строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года. Свод
большого купола был закончен в 1849 году, в 1860 году сняли наружные леса, и еще
20 лет ушло на работы по внутреннему убранству построенного собора. Его
расписывали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и
другие известные художники Императорской академии художеств. Строительством
Храма руководил архитектор И. С. Каминский – ученик К. А. Тона. Большой вклад в
оформление интерьеров внес архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было
утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный собор во
имя Христа Спасителя.
19.
Двухмиллионная Москва середины XIX века просматривалась вся с верхнейгалереи Храма Христа Спасителя. В 1880 году в день окончания строительства
Константин Андреевич приехал в Москву. Больного Тона на носилках принесли к
храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Он, в слезах, попытался
подняться с носилок - и не смог. Освятили храм в 1883 году, уже после смерти
автора. Храм был взорван 5 декабря 1931 года и восстановлен в 1994 - 1999 годах.
20.
Храм Христа Спасителя, Москва. Современный вид21.
В России по примеру Западной Европы началось строительство торговыхпассажей (два фасада на параллельных улицах и застекленная галерея, по сторонам которой в два яруса располагались торговые ряды)
22.
Здание ГУМа в Москве23.
ГУМ, или бывшие Верхние Торговые ряды, построили на Красной площади попроекту Александра Померанцева в 1890–1893 годах. Здание возвели всего за
четыре года, внутри него было множество технических новинок. В ГУМе работала
собственная электростанция, телеграф, водопровод, а вместо крыши здесь
установили стеклянные купола по проекту Владимира Шухова. При этом здание
построили в традициях старинных гостиных рядов. Это был целый город с
магазинами, кондитерской, кинотеатром и банком.
После революции в ГУМе размещались квартиры партийной элиты и конторы.
Только в 1950-е к зданию вернулось его изначальное предназначение и оно стало
Государственным универсальным магазином.
24.
Псевдорусский стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетияпришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.