3.86M
Категория: ЛитератураЛитература

Нижний новгород в художественных произведениях

1.

Нижний Новгород
в художественных произведениях
Выполнила: Студентка ГБПОУ НТОТ гр 1С
Минина
Елизавета Викторовна

2.

Красота архитектурного облика города заключена в его
древних храмах, монастырях, кремле, в удачном сочетании
архитектуры с природной средой.

3.

В 1221 году Владимирским князем Юрием Всеволодовичем
на слиянии двух судоходных водных путей был основан
город Нижний Новгород.

4.

Красота архитектурного облика города заключена в его
древних храмах, монастырях, кремле, в удачном сочетании
архитектуры с природной средой. Неудивительно , что
Нижнему Новгороду посвящено множество произведений!

5.

По количеству произведений, посвящённых Нижнему
Новгороду, нет ему равных среди прочих русских
провинциальных городов.

6.

Весь
мир
тогдашней
России
воссоздан
в
художественном пространстве одного края – земли
нижегородской.
Романы, повести, рассказы, созданные великими
писателями:
М.Горьким,
П.Боборыкиным,
П.И.Мельниковым – Печерским и др. показали красоту
и величие древнего города. Открыли миру древний
уклад
нижегородцев.
При изображении городской жизни некоторые писатели
прибегали к приёму показа типичных и нетипичных
представителей
населения
города.

7.

Павел Мельников-Печерский
Повесть
«На горах»
«…высятся крутые горы, то покрытые темнозеленым
орешником,
то
обнаженные
и
прорезанные глубокими и далеко уходящими
врагами. Река извивается, и с каждым изгибом ее
горы то подходят к воде и стоят над ней краснобурыми стенами, то удаляются от реки, и от их
подошвы широко и привольно раскидываются
ярко-зеленые сочные покосы поемных лугов. Там
и сям на венце гор чернеют ряды высоких
бревенчатых изб, белеют сельские церкви,
виднеются помещичьи усадьбы.
… Вот на желтых, сыпучих песках обширные
слободы сливаются в одно непрерывное селенье…
Дома все большие двухэтажные, за ними дымятся
заводы, а дальше в густом желто-сером тумане
виднеются огромные кирпичные здания, над ними
высятся церкви, часовни, минареты, китайские
башенки… Реки больше не видать впереди —
сплошь заставлена она несчетными рядами
разновидных судов… Направо по горам и по
скатам раскинулись сады и здания большого
старинного города.»
«…на песчаной низменной стрелке, середь
балаганов и горами наваленных громоздких
товаров, стоял деревянным, невзрачным, в
дикую краску окрашенный домик с белыми
пристенными столбами и с широким
крыльцом на набережную.»
«…гнездо свое семейное свил Зиновий
Алексеич чуть не на самом краю так
называемых Гор, в раскинувшемся привольно
по правому берегу Волги… Доронинский дом,
каменный, двухъярусный, с зеркальными
стеклами, с ярко горевшими на солнце
оконными приборами, с цветниками перед
жильем, с плодовыми деревьями назади…»

8.

Пётр Боборыкин
роман
«Василий Тёркин»
«Он был такого же видного роста, как и
капитан Кузьмичев, но гораздо тоньше в
стане и помоложе в лице. Смотрел он скорее
богатым купцом, чем барином, а то так
хозяином парохода, инженером,
фабрикантом, вообще деловым человеком,
хорошо одевался и держал голову немного
назад, что делало его выше ростом. На
клетчатом темном пиджаке, застегнутом
доверху, лежала толстая золотая цепь от
бокового кармана до петли. Большую голову
покрывала поярковая шапочка вроде
венгерской. Из-под нее темно- русые волосы
вились на висках; борода была белокурее, с
рыжиной, двумя клиньями, старательно
подстриженная. В крупных чертах
привлекательного крестьянского лица
сидело сложное выражение. Глаза, с
широким разрезом, совсем темные, уходили
в толстоватые веки, брови легли правильной
и густой дугой, нос утолщался книзу, и изпод усов глядел красный, сочный рот с
чувственной линией нижней губы.»

9.

«Засвежело на палубе после жаркого июльского дня. Пароход «Бирюч» опасливо
пробирался по узкому фарватеру между значками и шестами, вымазанными в
белую и красную краску.
Справа и слева шли невысокие берега верховьев Волги пред впадением в нее
Оки. Было это за несколько верст до города Балахны, где правый берег начинает
подниматься, но не доходит и до одной трети крутизны прибрежных высот Оки
под Нижним.»
«Ночь стояла, точно она была в заговоре, облитая серебром. На Волге все будто
сговорилось, зыбь теплого ветерка, игра чешуй и благоухание сенокоса,
доносившееся с лугового берега реки.»

10.

Максим Горький
повесть
«Фома Гордеев»
« На седьмом году Фома, большеголовый,
широкогрудый мальчик, казался старше своих
лет и по росту и по серьезному взгляду
миндалевидных, темных глаз. Молчаливый и
настойчивый в своих детских желаниях, он по
целым дням возился с игрушками…»
Стеснительный и робкий, Фома не способен
вникнуть в суть ситуации и ее проблематику.
Житейское нутро семейного дела оказывается
не по душе герою. Возвышенный и
порядочный, он не терпит фальши и не готов
идти на ухищрения ради прибыли. Фома –
эстет. Он видит красоту природы, людей,
поведения и труда. Любуется работой
кудрявого парня при подъеме баржи.
Фома не стал полезен людям и не сделал ни для
кого доброго дела. Сын богача прокутил
состояние, не задумавшись о том, что деньги
надо использовать во благо. Не уповающий на
Бога, молодой человек до смерти верит, что
всем движет не перст Господень, а его личное
желание.

11.

«Быстро несется вниз по течению красивый и сильный «Ермак», буксирный пароход купца
Гордеева, и по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги, — левый, весь
облитый солнцем, стелется вплоть до края небес, как пышный зеленый ковер, а правый
взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое.
Между ними величаво простерлась широкогрудая река, бесшумно, торжественно и неторопливо
текут ее воды; горный берег отражается в них черной тенью, а с левой стороны ее украшают
золотом и зеленым бархатом песчаные каймы отмелей, широкие луга. То тут, то там, по горе и в
лугах, являются селенья, солнце сверкает на стеклах окон изб и на парче соломенных крыш,
сияют, в зелени деревьев, кресты церквей, лениво кружатся в воздухе серые крылья мельниц,
дым из трубы завода вьется в небо.»

12.

Максим Горький
повесть
«Детство»
Дед Василий Каширин,
владелец красильной мастерской, человек мрачный, несдержанный, неласковый.
Каждую субботу дед порол провинившихся за
неделю.

13.

Бабушка Акулина Ивановна
«Вся она – тёмная, но светилась изнутри
– через глаза – неугасимым, весёлым и
тёплым светом. Она сутулая, почти
горбатая, очень полная, а двигалась легко
и ловко, точно большая кошка, - она и
мягкая такая же, как этот ласковый
зверь…»
«Говорила бабушка весело, складно,
нараспев. Часто упоминала бога. Всё, что
она говорила было тёплым и ласковым,
поэтому мальчик с первого дня
подружился с бабушкой, она стала для
него самым верным …, самым
понимающим человеком. »

14.

«Незаметно плывёт над Волгой солнце; каждый час всё вокруг
новое, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на
богатой одежде земли;»
« - Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний
Новгород! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка, летят
будто! … пароход остановился против красивого города, среди
реки, тесно загромождённой судами, ощетинившейся сотнями
острых мачт…»
«Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к
правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый
одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с
нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С
улице он показался мне большим, но внутри его, в маленьких,
полутёмных комнатах, было тесно…»
«…Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными
мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной
водою…. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке,
жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало…»
«К весне…дед купил себе большой интересный дом на Полевой
улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой
уютной комнаткой на чердаке и садом, который опускался в
овраг, густо ощетинившийся голыми прутьями ивняка.»

15.

Максим Горький
повесть
«Мать»
«В груди её чёрным клубком свивалось
ожесточение и злоба на людей, которые
отнимают у матери сына за то, что сын ищет
правду».
«Широкое, овальное лицо, изрезанное
морщинами и одутловатое, освещалось
тёмными глазами, тревожно-грустными, как
у большинства женщин в слободке…В
густых тёмных волосах блестели седые
пряди».

16.

«А он, прямой, высокий, стоя
твёрдо и крепко, протягивал к ним
руку и негромко, чётко говорил».
Пелагея Ниловна с сыном Павлом

17.

Многие нижегородцы стали прототипами для известных произведений:
* Рассказ «Челкаш». Так звали птицелова из Канавино.
*Повесть «Мать». Главный герой повести Павел Власов, его прототипом
явился человек, живший в Нижнем Новгороде - Пётр Андреевич
Заломов. Он работал на Сормовском заводе. Был членом нелегального
кружка.
*Прототипом матери Павла Власова стала мать Петра Заломова – Анна
Кириловна, которая также горячо помогала своему сыну.
*Повесть «Фома Гордеев». Прототипом стал Гордей Чернов, который
поначалу работал водоливом на судне, а потом стал миллионером.
*Повесть «Детство». Настоящая семейная сага с необычными
характерами героев и точными бытовыми зарисовками, живыми
образами и глубочайшими переживаниями.
*Повесть «На горах». Автор вывел на страницах эпопеи несколько
купеческих типов, которые он увидел в нижегородской
действительности.

18.

«Родимый город…»
Родимый город!.. Как мне все знакомо
На нешироких улицах твоих!
Как много пробуждают эти домы
Воспоминаний, сердцу дорогих!..
(Николай Александрович Добролюбов)
«Нижегородские страницы» заняли заметное место в
творчестве знаменитых писателей: М.Горького,
П.Мельникова-Печёрского, П.Боборыкина и других.
Их наблюдения, факты, впечатления почерпнутые из
жизни Нижегородского края, нашли художественное
воплощение в рассказах, повестях, романах, ставших
документальными свидетельствами прошлой эпохи.

19.

Литература
1. Боборыкин П.Д. «Василий Тёркин» - издательство «Художественная
литература», 1993г. – 146 с.
2. Горький М. Собрание сочинений в 16 томах. Том 1. – Москва:
издательство «Правда»,1979. С. 432.
3. Горький М. Собрание сочинений. Том 4. – Москва: государственное
издательство художественной литературы,1960. С. 153-424.
4. Горький М. Собрание сочинений. Том 9. – Москва :государственное
издательство художественной литературы,1962. С. 9-168.
5. Горький М. Собрание сочинений. Том13. – Москва : издательство
«Наука»,1972. С. 576.
6. Мельников П.И. (Андрей Печёрский) «На горах». – В двух книгах. –
Горький: Волго-Вятское кН. изд-во, 1979г. – 494 с., 9л.ил.
7. Толмачева Н.Ю. Городская окраина в ранних рассказах М. Горького //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского № 6 (2). –
Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. С. 111-115.
English     Русский Правила