Похожие презентации:
Произведения А.С. Пушкина в творчестве русских композиторов
1.
ПРОИЗВЕДЕНИЯА.С. ПУШКИНА
В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ
КОМПОЗИТОРОВ
Проект выполнила ученица
5 класса ДШИ им. Стомпелева
Пегашева Лилия
Преподаватель: Шестерикова Е.В.
2.
ПУШКИН —НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ
РОДНИК ДЛЯ
РУССКОЙ МУЗЫКИ.
А. Н. СЕРОВ
3.
Литературное творчество великого русского поэта А. С. Пушкина сопровождаетнас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех
возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков
мира.
Уже почти два столетия звучат музыкальные произведения, написанные на
стихи поэта, со сцен больших и малых театров, концертных залов.
4.
Прекрасные образцы романсов на стихи А.С. Пушкина оставилинам такие композиторы как, например:
М.И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А.П. Бородин, Н. А. РимскийКорсаков, П. И. Чайковский, С.В.Рахманинов, Г. В. Свиридов.
1. Я помню чудное мгновенье (М. Глинка)
2. В крови горит огонь желанья (М. Глинка)
3. Юноша и дева (А. Даргомыжский)
4. Для берегов отчизны дальной (А. Бородин)
5. На холмах Грузии (Н. Римский-Корсаков)
6. Редеет облаков летучая гряда (Н. Римский-Корсаков)
7. Не пой, красавица (С. Рахманинов)
8. Муза (С. Рахманинов)
9. Соловей (П. Чайковский)
10. Зимняя дорога (Г. Свиридов)
5.
М.И.ГлинкаП. И. Чайковский
А.С.Даргомыжский
А.П.Бородин
С.В.Рахманинов
Н.А. Римский-Корсаков
Г.В.Свиридов
6.
ПУШКИН И ГЛИНКА (1804-1857)Мощное воздействие оказала
поэзия Пушкина на развитие
русской оперы, а с ней – и
русского музыкального театра.
Уже первая «пушкинская» опера«Руслан и Людмила» М. И. Глинки,
оказалась зерном, из которого
выросли многие ветви русской
музыки.
Ещё при жизни Пушкина, Глинка
задумал оперу по его юношеской
поэме «Руслан и Людмила»
(1820), и рассчитывал на помощь
самого поэта, но трагическая
гибель Александра Сергеевича не
позволила осуществиться этим
планам.
7.
Опера «Руслан и Людмила»Вступительные мощные аккорды в четком маршевом ритме, напоминающие
победные возгласы и «удары богатырских мечей», сменяются быстрыми пассажами
струнных в высоком регистре.
Ее продолжает в своем стремительном порыве вторая тема – легкая,
стремительная, жизнеутверждающая, словно воплощающая образ бесстрашного
характера русских витязей:
Третья тема, в исполнении партии виолончелей – лирическая, напевная. Это
лейтмотив любви Руслана и Людмилы:
8.
ПУШКИН И ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813-1869)А.С. Даргомыжский – связующее
звено между эпохой Глинки-Пушкина.
В опере: «Русалка» (лирико-бытовая),
«Каменный гость» (лирикопсихологическая драма), кантате
«Торжество Вакха», композитор
выразил психологическую правду
человеческих переживаний, богатство
душевного мира людей.
9.
ПУШКИН И ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813-1869)Опера «Русалка», I действие, Терцет
10.
ПУШКИН И МУСОРГСКИЙ (1839-1881)Следующий этан пушкинианы - творчество
Модеста Петровича Мусоргского, его
опера - народная музыкальная драма
«Борис Годунов».
В ней гениально воплотились глубоко
волнующие Пушкина исторические судьбы
русского народа - носителя великой
духовной силы, восприятие прошлого, в
котором поэт видел неизбежность
настоящего.
«Прошедшее в настоящем – вот моя
задача», - так говорил композитор.
11.
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»12.
ПУШКИН И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844 – 1908)Нельзя не отметить и большой вклад Н.А. РимскогоКорсакова с его вошедшими в золотой фонд
операми-сказками: «Сказка о царе Салтане» (1900),
«Золотой петушок» (1907). В них воплотилось
невероятное богатство фантазий сказок Пушкина.
Сюжет одноактной оперы «Моцарт и Сальери»
(1897) построен на легенде об отравлении Моцарта
«завистником» Сальери. Несмотря на доказанную
невиновность Сальери в смерти Моцарта, он так и
остался в истории злодеем, из зависти погубившим
гения. Это и отобразил в своей драме Александр
Сергеевич Пушкин, она же легла в основу либретто
написанной Римским- Корсаковым оперы.
13.
ПУШКИН И ЧАЙКОВСКИЙ (1840 – 1893)Не только стихи А.С. Пушкина обращали на себя
внимание русских музыкантов. Его романы, повести
служили исходным материалом для создания крупных
музыкальных произведений- опер, балетов.
Петр Ильич Чайковский, восхищаясь
непринужденностью, с какой Пушкин описывал
жизнь своих героев в романе «Евгений Онегин»,
отметил, что поэту удалось запечатлеть не только
черты своего века, но и основные свойства
русского характера.
Творческой мысли Чайковского оказались близки
лирико-философская и лирико-бытовая темы
произведений Пушкина. Он создает оперу «Евгений
Онегин» (1879). А позже, в невероятно короткий
срок Чайковский создает «Пиковую даму».
14.
15.
ПУШКИН И МУЗЫКА XX ВЕКАДостойное место в музыкальной пушкиниане занимает также творчество
С.В. Рахманинова, сочинившего оперы «Алеко», «Скупой рыцарь».
В советский период нашей истории можно отметить творчество
выдающегося музыковеда и композитора, академика Б.В. Асафьева,
написавшего музыку к балетам «Бахчисарайский фонтан», «Барышнякрестьянка».
Довольно ярким можно считать творчество М.Р. Глиэра, сочинившего
балет «Медный всадник». Он написан в 1949 г. и посвящен 150-летию со
дня рождения поэта.
Наследником русской классической школы Ю.А. Шапориным, создано на
слова поэта 5 романсов, кантата «К Чаадаеву», опера «Декабристы».
Музыкальная пушкиниана XX века обширна и интересна: музыка к
драматическим спектаклям Прокофьева, вокальный цикл Д.Д.
Шостаковича, хоры С. Слонимского, музыка к фильму «Маленькие
трагедии» А.Г. Шнитке и других.
16.
ПУШКИН И СВИРИДОВ (1915 – 1998)В музыкальной пушкиниане конца XX века
можно выделить самобытное творчество
Георгия Васильевича Свиридова,
сочинившего романсы, Музыкальные
иллюстрации к повести Пушкина
«Метель», хоровой концерт «Пушкинский
венок». В русской музыке 20 века у
Георгия Свиридова - одно из самых
удачных воплощений поэзии Пушкина.
17.
Произведения Пушкина сталинеотъемлемой частью мировой
культуры.
Слово Пушкина по-особому
открывается через творчество
композиторов, которые писали
музыкальные произведения на
его стихи.