Похожие презентации:
Экзистенциализм. Философия существования
1.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования "Санкт-Петербургское художественное
училище имени Н.К.Рериха (техникум)"
ТЕМА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ФИЛОСОФИЯ
СУЩЕСТВОВАНИЯ
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА ГР. ДГ-42
КОНДАКОВА МАРИЯ
2015 Г.
2.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА,АКЦЕНТИРУЮЩЕЕ СВОЁ ВНИМАНИЕ НА УНИКАЛЬНОСТИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА,
ПРОВОЗГЛАШАЮЩЕЕ ЕГО ИРРАЦИОНАЛЬНЫМ.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ - ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ (А НЕ РАСКРЫТИЯ) ЧЕЛОВЕКОМ
СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ И БОЛЬШИМ АКЦЕНТОМ НА ГЛУБИНЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ПОХОЖ НА КУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ЗАПЕЧАТЛЕВАЮЩЕЕ
ГЛУБОКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА,
ИЗОБРАЖАЮЩЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ ОН
НАХОДИТСЯ, ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ, С КОТОРЫМИ
ОН СТАЛКИВАЕТСЯ
3.
• "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ— ЭТО ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
ЧЕЛОВЕКА" К. ЯСПЕРС
ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА — ЭТО ЭКЗИСТЕНЦИЯ
(СУЩЕСТВОВАНИЕ)
В ФИЛОСОФИИ
СУЩЕСТВОВАНИЯ НАШЁЛ ОТРАЖЕНИЕ
КРИЗИС ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА,
ОПИРАЮЩЕГОСЯ НА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, НО
БЕССИЛЬНЫЙ ОБЪЯСНИТЬ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ,
НЕУСТРОЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПРИСУЩИЕ
ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО СТРАХА, ОТЧАЯНИЯ,
БЕЗЫСХОДНОСТИ.
4.
ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА• ПРИМЕНИТЕЛЬНО
К ЧЕЛОВЕКУ, СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩНОСТИ.
СВОЮ
СУЩНОСТЬ ОН ОБРЕТАЕТ ПО ХОДУ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ СЕБЯ САМ. ОН
ОБРЕТАЕТ СВОЮ СУЩНОСТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ.
• СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
— ЭТО СВОБОДНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. СВОБОДА
ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ НЕ КАК «СВОБОДА ДУХА», А «СВОБОДА ВЫБОРА», КОТОРУЮ НИКТО НЕ
МОЖЕТ ОТНЯТЬ У ЧЕЛОВЕКА.
• СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ, НО И
ЗА ОКРУЖАЮЩИХ.
• ВРЕМЕННОЕ И КОНЕЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ — ЭТО БЫТИЕ,
ОБРАЩЁННОЕ В СМЕРТЬ.
5.
СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ• ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ
ДОЛЖНА ИСХОДИТЬ ИЗ
ЕДИНСТВА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА.
ЭТО ЕДИНСТВО
ВОПЛОЩЕНО В «ЭКЗИСТЕНЦИИ», ТО ЕСТЬ НЕКОЙ
ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
• ЧТОБЫ ОСОЗНАТЬ СЕБЯ КАК «ЭКЗИСТЕНЦИЮ», ЧЕЛОВЕК
ДОЛЖЕН ОКАЗАТЬСЯ В «ПОГРАНИЧНОЙ СИТУАЦИИ» —
НАПРИМЕР, ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ МИР
СТАНОВИТСЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА «ИНТИМНО БЛИЗКИМ».
ЧЕЛОВЕК МЫСЛИТСЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТАМИ КАК
СТРОЯЩИЙ СЕБЯ «ПРОЕКТ». ИДЕАЛЬНАЯ СВОБОДА
ЧЕЛОВЕКА — ЭТО СВОБОДА ЛИЧНОСТИ ОТ ОБЩЕСТВА.
6.
• СОГЛАСНО Р. МЭЮ, ЧЕЛОВЕКВОСПРИНИМАЕТСЯ ВСЕГДА
В
ПОНИМАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ, В
ПОТЕНЦИАЛЬНОМ ПЕРЕЖИВАНИИ
КРИЗИСА, В КОТОРОЙ ОН ПЕРЕЖИВАЕТ
ТРЕВОГУ, ОТЧАЯНИЕ, ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ
САМОГО СЕБЯ И КОНФЛИКТЫ.
ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНЫМ
МЫСЛИТЬ И ОСОЗНАВАТЬ СВОЁ БЫТИЕ,
А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОН
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА СВОЁ
СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН
ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ И БЫТЬ
ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СЕБЯ, ЕСЛИ ОН
ХОЧЕТ СТАТЬ САМИМ СОБОЙ.
7.
ЗНАЧЕНИЕ СТРАХА ДЛЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ•ФИЛОСОФИИ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ РАЗДЕЛЯЮТ ПОНЯТИЯ СТРАХА И БОЯЗНИ. БОЯЗНЬ ВСЕГДА
ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ КАКОЙ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЁННОЙ УГРОЗЫ, Т.Е. ИСТОЧНИК БОЯЗНИ
ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЁН.
• КАКОЙ-ЛИБО ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВОЗБУЖДАЕТ СТРАХ, ОТСУТСТВУЕТ. ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ
ДАЖЕ СКАЗАТЬ, ЧТО ЕГО СТРАШИТ. ИМЕННО В ЭТОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ И
ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО СТРАХА.
• СТРАХ ПОТРЯСАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ОН
НЕОБХОДИМ НАМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫТЯНУТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗ
РАЗМЕРЕННОГО, БЕЗДУМНОГО ПРОЖИВАНИЯ ЖИЗНИ. ИМЕННО СТРАХ
ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ ВСЕХ ЕЖЕДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ,
ЗАБОТ И ПОСМОТРЕТЬ НА ВСЁ ПРОИСХОДЯЩЕЕ СО СТОРОНЫ. СТРАХ
ПОДОБЕН ОГНЮ, ОН СЖИГАЕТ ВСЕ НЕСУЩЕСТВЕННОЕ И ВРЕМЕННОЕ; ОН
ОТВЛЕКАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ВСЕГО МИРСКОГО. ТОЛЬКО ТОГДА ПРОЯВЛЯЕТСЯ
ИСТИННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ.
8.
• "СТРАХ ЕСТЬГОЛОВОКРУЖЕНИЕ СВОБОДЫ"
С. КЬЕРКЕГОР
КАК СЛЕДСТВИЕ, СТРАХ У
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ СТАНОВИТСЯ
НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, ТАК
КАК ТОЛЬКО В НЁМ ОТКРЫВАЕТСЯ ИСТИННОЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
9.
ИСТОРИЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ• В РОССИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ВОЗНИК НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914—1918
• Л.ШЕСТОВ
• Н.А. БЕРДЯЕВ
10.
• В ГЕРМАНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗММ. Хайдеггер
ВОЗНИК ПОСЛЕ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ:
М. Бубер
11.
• В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1939—1945 - ВО ФРАНЦИИ:Ж. П. САРТР
Г. МАРСЕЛЬ
А. КАМЮ
С. ДЕ БОВУАР
12.
• В 1940—1950-Е ГОДЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ПОЛУЧИЛ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И В ДРУГИХЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ, ТАКИХ КАК АВСТРИЯ, ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ПОЛУЧИЛ РАЗВИТИЕ И В США
• СВОИМИ ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ СЧИТАЮТ Б. ПАСКАЛЯ, Ф. КАФКУ,
Ф. ДОСТОЕВСКОГО, Л. ТОЛСТОГО, Ф. НИЦШЕ, С. КЬЕРКЕГОРА