5.14M
Категория: БиологияБиология

История и методология биологии

1.

История и методология биологии
Термин «биология» был предложен Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом в 1802 году
независимо друг от друга. Однако значение его было шире современного.
Ламарк понимал под биологией совокупность химии, метеорологии, геологии,
ботаники и зоологии, причем преимущественно их теоретический аспект.
В современном смысле слово «биология» впервые употребил Герберт Спенсер в
1864 году в своей работе «Основания биологии».
До середины XIX века зоология называлась «история животных», ботаника «история растений», вместе они входили в «естественную историю» в современной терминологии естествознание.
Методология — совокупность представлений о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности. Методология научного познания — учение о
принципах, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология бывает общенаучная, методология отдельных наук (мы будем рассмат
ривать методологию биологии) и методологии частных разделов наук (экологии,
физиологии, генетики)
Методология биологии имеет свою специфику, отличающую ее от других естественных наук. Ее часто называют «биологическим мышлением»

2.

долго до возникновения биологии как науки человечество накапливало знания о живой природ
Фактический материал — хозяйственная деятельность и медицина
Хозяйственная деятельность — земледелие, одомашнивание животных
Медицина — расцвет в Древнем Египте
Основатель египетской медицины — Имхотеп,
Третья династия, ок.3000 лет до н.э.
Перва документированная хирургическая
Операция — 2750 год до н.э
Центр медицинского обучения — храм Аменхотепа
Там учились видные греческие врачи и анатомы:
Гиппократ
Герофил
Эразистрат
Папирус Эдвина Смита, содержит руководство по хиру
Гален

3.

Концептуализация — чисто умозрительная
Первые системы знаний о природе — в VII-VI веке в греческих колониях
Методология общая для всех — изобреталась некоторая аксиоматика, на
ее основе делались попытки объяснить окружающий мир
Первоначала
Фалес — вода
Анаксимандр — апейрон — ежигая вечная субстанция, порождающая
бесконечное многообразие сущего
Анаксимен — воздух
Гераклит — огонь
Афинская школа — расцвет при Перикле, V век до н.э (444-424 век)
Анаксагор — семена вещей (спермата), вечны, неизменны и не могут пе
реходить друг в друга
Два процесса — смешение и разделение
Первопричина и первоисточник движения — нус, разум, дух

4.

Эмпедокл (490-430 до н.э.) — четыре элемента: огонь, вода, воздух, земля
Две силы — нейкос (вражда) и филия (любовь, дружба)
Первая сила — сила Любви, Гармонии, «Афродита», соединяющая и примиряющая всё в мире. Друга
Согласно Э., все вещи также представляют собой соотношение четырех элементов в определенных п

5.

Сначала из земли выходят элементы живых существ.
Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, Очи блуждали без лбов....
Они скрепились между собой, как кто с кем повстречался, И к множеству существующих присоединялись еще другие... Появилось много существ с двойными лицами
Далее неудачные комбинации погибают, удачные — оставляют потомство
О половом процессе: главное — температура семени.
Если семя обоих родителей одинаково горячо, рождаются мальчики, похожие на отцов, если одинаково холодно - девочки, похожие на мать.
О чувствах
От вещей исходят «испарения» или «истечения», которые «узнаются» органами чувств, подобное пости

6.

Платон 427-347 до н.э.
Происходил из аристократической семьи и был, по преданию, потомком аттическо
В 407 г. Платон познакомился с философом Сократом и стал одним из его самых
Кроме Сократа, на Платона большое влияние оказал Пифагор. Это подтверждают
Сходства с учением Пифагора
1) Платоновская республика похожа на коммуну единомышленников, организован
2) Идея, что математика и абстрактное мышление вообще — хорошее основание
3) Концепция бессмертной души и ее места в материальном мире

7.

Платон — создатель объективного идеализма. «На самом деле» существуют
только идеи, а реальные вещи — их неполные отражения
Уильям Блейк, 1793
Миф
о пещере
Платоновская аллегория пещеры,Ян
Санредам
1604
— знаменитая аллегория, использованная Пл
Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобн

8.

Взгляды Платона на живую природу
Вначале Земля была пуста, ей недоставало самого совершенного отражения мира иде
Бессмертная
Согласно представлениям Платона, у человека имеется тело и три
рода души -душа
две смер
Смертная мужская душа
Бессмертная душа способна к переселению.
При новом рождении она получает то тело, которое
заслужила в предыдущей жизни
Смертная женская душа

9.

Три начала
Души:
Разумное
Яростное
Вожделеющее

10.

Платон верил в переселение бессмертной души (метампсихоз) и полагал, что «создавш
Поскольку изначально душа находилась в мире идей, ей было доступно познание
этого мира. При воплощении душа забывает мир идей, но может вспомнить, если ей
задавать правильные наводящие вопросы. Познание как припоминание, искусство
вопросов — майевтика, развитое Сократом.
Одним душам есть что вспомнить — они дольше пробыли в идеальном мире, влекомые
светлым скакуном. Другие сразу устремились к Земле, побуждаемые земными желаниями.
Они ничего в мире идей не видели, вспомнить им нечего.

11.

Гиппократ 460-377 до н.э
Вел свой род от сына Асклепия - Подалирия
Панакия
Асклепий
Гигиея
Махаон
Подалирий

12.

"Ο βίος βραχύς, η τέχνη μακρή, ο καιρός οξύς, η πείρα σφαλερή και
скамья
шапочка

13.

Выделил медицину в отдельную дисциплину, отделив от религии
Естественные причины развития болезней
«Лечить не болезнь, а больного», поиск причин заболевания
Выделены 4 типа конституции человека, в соответствии с типом конституции
назначается лечение
Описана стадийность течения болезней, учение о кризисе
Методы обследования больных — перкуссия, аускультация, пальпация
Методы наложения повязок, лечения переломов и вывихов, ран, фистул
При лечении он рекомендовал руководствоваться четырьмя принципами:
противоположное лечить противоположным (contraria contrariis curantur);
помогать природе (medicus curat, natura sanat);
соблюдая осторожность, щадить больного .
прин
Гиппократ и его последователи опирались исключительно на опыт и категорически от

14.

«Есть врачи и философы, которые полагают, что нельзя понять врачебного искусства, не з

15.

Аристотель — создатель биологии как науки
Объединил изучение природы, свойственное
медикам, с философией
Профессия врача была наследственной, род
Никомаха восходил к Махаону, сыну Асклепия
Поэтому Аристотель с детства был знаком с
врачебным искусством. Об этом говорит тот факт, что впоследствии даже в самых сло
Когда Аристотелю исполнилось 15 лет, его отец умер, и опекуном Аристотеля стал муж его
384-322, Стагира
Отец — Никомах,
придворный врач
Македонского царя Аминты III

16.

«Corpus Aristotelicum»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолкова
Физические трактаты: «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Мет
Биологические трактаты: «О душе», «История животных», «О частях животных», «О
Сочинения о «первой философии», которым Андроник Родосский дал общее назван
Этические сочинения: «Никомахова этика» и «Эвдемова этика»
Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полити
Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «По

17.

Аристотель впервые дал определение науки
Наука должна обладать следующими свойствами
Доказательностью
Способностью объяснения
Системностью
Цель науки он видел в полном определении предмета, достигаемом только путём использо
Основным своим трудом Аристотель считал «Органон», в котором изложил принципы и ме

18.

В трактате «Топика» даются принципы изложения научного материала. Аристотель пр
1. Что было известно ранее по данном)'вопросу.
2. В чем суть проблемы.
3. Изложение фактического материала.
4. Выводы.
До сих пор мы пользуемся этой схемой, добавились «Материалы и методы»
Аристотель разделяет науки на теоретические (знание ради знания), практические
и поэтические (творческие).
Теоретические — физика, математика, первая философия (метафизика)
Практические — этика и политика (наука о государстве)
Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четы

19.

Материя (греч. ΰλη, греческое ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объ
Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина ст
Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Хар
Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя

20.

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущ
На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивиду
Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди осно

21.

Зоологические труды
К собственно зоологическим трактатам относятся «История животных», «О частях
животных», «О возникновении животных» «О движении животных»
Необходимость выделения родовых и видовых категорий, то есть создание системы, и пр
1. Выделять видовые и родовые признаки.
2. Использовать комплексы признаков; в противном случае может возникнуть перекры
3. Не использовать для характеристики отрицательных признаков; например, у рыб, зме
Система животных, созданная Аристотелем, включает 9 высших родов. Всего ему
было известно около 500 видов животных

22.

Созданная Аристотелем система животного мира
Животные с кровью:
I
Звери (75). Живородящие четвероногие с волосами (млекопитающие без китообра
II Гады (20). Яйцеродящие четвероногие, иногда безногие, с щитками на коже (рептили
III Птицы (160). Яйцеродящие, двуногие, с перьями; летающие.
IV Киты (4). Живородящие, безногие, живут в воде; дышат легкими (китообразные и тю
V Рыбы (117). Яйцеродящие (иногда живородящие), безногие, с чешуей или гладкой ко
Животные без крови:
VI Мягкотелые(Т). Тело мягкое, среднее по консистенции между мясом и сухожилием,
VII Мягкоскорлупные(15). Покров рогового характера облегает мягкое тело; имеется бо
VIII Черепокожие (27). Мягкое тело без ног покрыто твердой ломкой раковиной (в это
IX Насекомые (81). Тело с насечками, все твердое (насекомые, хелицеровые, некотор

23.

Аристотель первым начал различать простые и сложные части животных. Под первыми он понимал
Впервые вводится понятие об аналогичных (сходных по функции, но различных по их природе) и

24.

Аристотель первым сформулировал принцип корреляции органов. «Природа не может на
Впервые формулируются принципы разделения функций и специализации органов. «Гд

25.

Трактат «О душе»
В трактате «О душе» (Peri psychēs) Аристотель впервые дает определение живого и обсу
«душа (psychē) есть суть бытия и форма (logos)... такого естественного тела, которое в с

26.

Минимальным критерием жизни, присущим как животным, так и растениям, по Аристотелю
Непременной особенностью живых существ, согласно представлениям Аристотеля, являе
Животные обладают более развитой душой — чуствующей. Поскольку растительная душа

27.

Если способность к онтогенезу всегда проявляется, так сказать, «в полном объеме», степен
Аристотель спорит с утверждением, что ощущение и мышление - это одно и то же, как счита

28.

Одним из важнейших обобщений Аристотеля является представление о непрерывном р
Он писал: «Природа переходит так постепенно от предметов бездушных к животным, чт
=

29.

Очень многое из того, что было описано Аристотелем, он видел сам. И это характеризует

30.

Спор Платона с Аристотелем — начало многовеков
Ответ Платона — да, идеи существуют, и только они и реальны
Идеи существуют до вещей, universalia ante res
Ответ Аристотеля — да, идеи существуют как то общее, что есть
В единичных вещах. Существуют в вещах, universalia in rebus
Возражения Аристотеля
1. Бесполезны для познания чувственного мира.
Если в идеях нет ничего, чего не было бы в вещахЗачем они для познания идей?
2. Если мир идей жестко отграничен от мира вещейзачем он для познания вещей?
3. Среди идей есть более и менее общие. Более общая идея — находится
в своем особом мире по отношению к менее общей? «Третий человек»
4. Если мир идей полностью отграничен от мира вещей — он не может быть
причиной движения в мире вещей.

31.

Платон — мифы, сформировавшие пространство нашей культуры

32.

Аристотель — методы и подходы
Логика
Индукция
Эмпиризм
Аристотель не считал свои выводы истиной в последней инстанции и

33.

Лекции профессора Гилберта
1. «The Arrival of the Fittest: Combining Evolutionary and Develo
07.10.15, 19:00, Культурный центр ЗИЛ,
Восточная, 4 (1)
2. Семинар в Институте Биологии Развития - 08.10.15, 14:30,
3. Семинар на Биологическом факультете МГУ «Development
08.10.15, 17:15, ауд. M1
4. «Developmental Biology Meets the Environment: The Importan
and Symbiosis» (c синхр. перев.) - 10.10.15, 10:30, Шуваловс
МГУ, Ломоносовский 27 (4), ауд. В4
Посетившим — ученость и
плюс в карму посещений
English     Русский Правила