Похожие презентации:
Модели будущего в русских утопиях и антиутопиях XX века
1.
МОДЕЛИ БУДУЩЕГО ВРУССКИХ УТОПИЯХ И
АНТИУТОПИЯХ 20 В.
Подготовил ученик 10 «б» Виноградов Александр
2.
Утопия - жанр художественной литературы, близкийк научной фантастике, описывающий модель
идеального, с точки зрения автора, общества. В
отличие от антиутопии характеризуется верой автора
в безупречность модели. Термин “утопия” ведет свое
происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора
(1516).
Антиутопия - жанр в художественной литературе,
описывающий государство, в котором возобладали
негативные тенденции развития (в некоторых случаях
описывается не отдельное государство, а мир в целом).
Антиутопия является полной противоположностью утопии.
3. Проблемы утопий начала XX века
Авторы утопий начала XX века, хотя и пытались представить своимодели будущего, опираясь на различные социальные и философские
концепции развития, но не сумели придать им полноценного
художественного обоснования. Исключение составляет роман
А.Богданова «Красная звезда», давший толчок развитию научнофантастических жанров с элементами социального прогнозирования.
В противоположность утопии антиутопия как жанр «набирала» силу,
заявляла о своей жизнестойкости, гибкости, способности «совмещать»
структурные свойства других жанров. Именно в начале XX века
происходит ее становление, кристаллизуются ее основные жанровые
признаки. Конфликт героя с социумом стал структурообразующим
признаком жанра.
4. Книги
Утопические:Николай Чернышевский, «Четвёртый сон Веры Павловны» в «Что
делать?» (1863)
Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
В. В. Маяковский, «Мистерия-буфф» (1918)
Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
Олдос Хаксли, «Остров» (1962)
Братья Стругацкие «Полдень, XXII век» (1959)
Даниил Андреев, «Роза Мира»
Андрей Платонов, «Ювенильное море» (1934)
Герберт Уэллс, «Люди как боги» (1923)
5. Книги
Антиутопические:
Евгений Замятин — «Мы»
Джордж Оруэлл — «1984», «Скотный двор»
Джером Клапка Джером — «Новая утопия»
Александр Зиновьев — «Глобальный человейник»
Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»
Джек Лондон — «Железная пята»
Пьер Буль — «Планета обезьян»
Иван Ефремов — «Час Быка»
Энтони Бёрджесс — «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»
Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град Обреченный»
Владимир Войнович — «Москва 2042»
Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия 14»
Стивен Кинг — «Бегущий человек»
Ричард Бахман (псевдоним Стивена Кинга) — «Долгая прогулка»
Владимир Набоков — «Под знаком незаконнорождённых», «Ада», «Приглашение на казнь»
Дмитрий Глуховский — «Будущее»
6. Модели будущего в утопиях 20 века.
1. Модель панславистская «За приподнятуюзавесой» (А. И. Красницкий)
Суть – при помощи различных реформ и объединений истинно
славянских стран Россия заняла одно из ведущих мест в Европе
и образовала Великий Всеславянский союз. Характеры
персонажей не меняются, хоть автор и наделил каждого из
персонажей индивидуальной биографией.
Панславизм - идеология, сформировавшаяся в странах,
населённых славянскими народами, в основе которой лежат
идеи о необходимости славянского национального
политического объединения на основе этнической, культурной
и языковой общности.
7.
2. Модель славянофильская «Через полвека»(С.Ф. Шарапов)
Модель Шарапова – «нереальная утопия для нашей
страны»
Суть – герой-повествователь не по своей воли был погружен в анабиоз
и был разбужен неким доктором Блэком в 1951 году. «Прошу
читателя не думать, что я пытаюсь предсказать что-либо. Отнюдь нет.
Я очень хорошо знаю, что ничего подобного не будет. Я хотел только
показать, что могло бы быть, если бы славянофильские воззрения
стали руководящими в обществе и правящих сферах», - говорит о
своем творении Шарапов.
Славянофильство - литературно- и религиозно-философское течение
русской общественной мысли оформившееся в 40-ых годах XIX века,
ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от
Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного
от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению,
Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм
европейских народов.
8. 3. Модель «естественный человек» (К.С. Мережковский «Рай земной, Сон в зимнюю ночь. Сказка-утопия. XXVII век. »)
Суть – герой сказки-утопии попадает на один из островов Тихогоокеана. Он знакомится с колонией людей, которые отказались от всех
благ цивилизации и живут счастливой и безмятежной жизнью на лоне
дикой природы. Автор представил вариант традиционной утопии
«естественного человека», наиболее полно обоснованной в
произведениях Ж.-Ж. Руссо.
Модель «естественный человек» - концепция, сложившаяся в
философской мысли и литературе XVIIIв. под влиянием Джона Локка,
критически переосмыслившего теорию «врожденных идей» и
провозгласившего практический опыт единственным источником
человеческого познания. «Естественный человек» есть некий идеальный
конструкт эпохи Просвещения, призванный играть роль связующего
начала между природой (в ее специфическом для XVIIIв. понимании) и
конкретными культурно-историческими особенностями людей.