Похожие презентации:
Ритм. Урок музыки. 7 класс
1. РИТМ
Урок музыки7 класс
Синевская З.А.
Учитель музыки
2.
Каждый день мы слышимкакой-нибудь ритм.
• Дождь ритмично отстукивает
по подоконнику, ритм слышен
в биении сердца, ритмичен
звук каблуков, а двигатель в
машине работает также по
особому ритму.
• А задумывались ли вы когданибудь, что такое ритм?
3. Ритм
Существует несколько значений этого слова:
Чередование каких-либо элементов
(например, звуковых или речевых),
происходящее с определенной
последовательностью, частотой;
Скорость протекания, совершения чего-либо;
Ритм — Равномерное чередование каких
нибудь элементов, моментов (ускорения и
замедления, напряжения и ослабления в
движении или течении чего нибудь)
Системой организации ритма служит метр;
4.
РитмРитм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.греч. ῥέω «течь», струиться, растекаться и т.д.)
В музыке: особого рода тактовое распределение.
В поэзии и риторике: размер стиха или фразы;
благозвучие, состоящее в стройной
последовательности долгих и коротких слогов.
Словарь иностранных слов, вошедших в
состав русского языка
5. Ритм
• Ритм в музыке — организация музыки вовремени.
• Ритмическую структуру музыкального сочинения
образует последовательность длительностей —
звуков и пауз.
• В письменной традиции музыкальный ритм
фиксируют с помощью музыкальной нотации.
6.
Ритм• Ритм в музыке — организация музыки во времени.
• Ритмическую структуру музыкального сочинения
образует последовательность длительностей —
звуков и пауз.
• В письменной традиции музыкальный ритм
фиксируют с помощью музыкальной нотации.
7. Ритм
• Термин «музыкальный ритм» принадлежит к наиболеепроблемным и остро дискутируемым в науке.
• Поскольку по традиции музыковедение (и в России и на Западе)
ориентируется преимущественно на композиторскую музыку
так называемого «классико-романтического периода» (с
прибавлением барокко), музыкальный ритм (в эти эпохи) чаще
всего определяется как регулярное,
периодическое последование акцентов, то есть, движение
размеренное, ограниченное схемой (такое понимание ритма
фактически идентично метру).
• В широком смысле ритм — это любое «течение»
длительностей, поделённое либо не поделённое
на регулярные (периодические, повторяющиеся) временные
отрезки.
• Элементы ритма (в таком широком понимании) могут
представлять собой рациональные либо иррациональные
отношения длительностей.
8. Ритм
• Регулярный ритм имманентно присущчеловеку как живому организму, он
проявляется в восприятии пространства
и времени, в таких процессах как биение
сердца и дыхание, смена дня и ночи,
чередование времён года.
• Регулярный музыкальный ритм присущ
танцевальной музыке всего мира,
профессиональной
(композиторской)
музыке Европы начиная со школы НотрДам и позже вплоть до середины XX
века, в классической музыке Востока —
многим
жанрам
макамомугамной традиции, подавляющему
большинству жанров популярной и
джазовой музыки.
9.
• Ритмконкретного
музыкального
сочинения чрезвычайно разнообразен и
никогда
не
образуется
длительностями одинаковой величины.
Между длительностями разной величины
возникают временны́ е отношения.
• Числовые отношения длительностей и
пауз в музыке могут быть как кратными
(соседние длительности в заданном ряду
длительностей выражаются отношениями
1:2, 1:3 и т.д.), так и некратными (1:1,5), и
даже
нестрого
закреплёнными,
«иррациональными» (как в музыкальной
декламации старинной саэты ).
Ритм
10. Ритм
• Объединяясь, длительности и паузымогут образовывать ритмический
рисунок
музыкального
произведения.
• Стабильные,
схематические
группировки
длительностей
в
истории
музыки
образовывали
ритмоформулы, которые заняли
место важнейшего маркера жанра и
стиля, подобно тому как в
тысячелетних
монодических
культурах (например, в знаменном
распеве и в григорианском хорале)
важнейшим маркером лада
была мелодическая формула.
11.
• Помимо ритмоформул,разделяемых сообществом
композиторов и слушателей (как,
например, формула
итальянской сицилианы,
испанской солеа,
польского полонеза и мн.др.),
истории музыки известны
индивидуальные «ритмические
проекты», характерные для
отдельных сочинений отдельных
композиторов (как, например, в
прелюдии «Шаги на
снегу» К.Дебюсси или «Революцио
нном этюде» Ф.Шопена).
Ритм
12. в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.
Ритм не привязан ни к каким абсолютнымединицам измерения времени (секундам,
миллисекундам и т.п.),
в нём заданы
лишь относительные
длительности нот и
пауз.
13. Ритм
• Регулярный ритм имманентно присущчеловеку как живому организму, он
проявляется в восприятии пространства
и времени, в таких процессах как биение
сердца и дыхание, смена дня и ночи,
чередование времён года.
• Регулярный музыкальный ритм присущ
танцевальной музыке всего мира,
профессиональной
(композиторской)
музыке Европы начиная со школы НотрДам и позже вплоть до середины XX
века, в классической музыке Востока —
многим
жанрам
макамомугамной традиции, подавляющему
большинству жанров популярной и
джазовой музыки.
14. МЕТР
• Метр задает координатную сетку из сильных ислабых долей с одинаковыми расстояниями
между долями.
• Её можно представить как миллиметровку, на
которой самая маленькая клеточка из самых
тонких линий — минимальная длительность в
произведении, более толстые линии обозначают
доли, еще более толстые — относительно
сильные доли, а самые толстые — сильные
доли.
• По линиям этой сетки можно рисовать
ритмические фигуры из отрезков разной длины
(ноты различной длительности). Фигуры могут
быть совершенно разные, но все они будут
опираться на линии этой сетки.
• Длительность
нот
можно
задать
в
относительных единицах: этот звук — отрезок
длиной в 4 клетки, а этот в — 2.
• Эти
соотношения
не
изменятся
с
изменением
масштаба
сетки.
Последовательность
чередования
таких
отрезков и есть ритм.
15. Темп
• Последовательность чередования такихотрезков
и
есть
ритм.
Отмасштабировать эту сетку можно с
помощью темпа, делая расстояния
между линиями длиннее или короче.
Понятие темпа характеризует уже не
относительную,
а
абсолютную
длительность метрических единиц;
выражается он, например, в количестве
четвертных долей в минуту. Так, в
масштабе «1 клетка = 1 секунда» время
звучания ноты длиной в 2 клетки будет
равно 2 секундам. При уменьшении
масштаба (увеличении темпа) в 2 раза,
длительность ноты в те же 2 отрезка
уже будет равняться 1 секунде.
Темп
16. Что такое синусовый ритм сердца
• В медицине считается, что нормальнымритмом сердца является так называемый
синусовый ритм.
• Понятие это связано с синусовым узлом,
который является самым быстрым
физиологическим генератором
импульсов.
• Расположен он в верхней части стенки
правого предсердия. Импульс сначала
деполяризирует правое предсердие,
затем попадает в левое и только после
этого поступает в желудочки сердца.