Похожие презентации:
Человек разумный, есть человек аргументирующий. Аргументация. История и теория
1. Человек разумный – есть человек аргументирующий Аргументация: история и теория
Презентация подготовлена студентками магистратцры,Института Бизнес Права, 1ого курса, 1ой группы: Поляковаой
Светланой; Сидорук Валерией; Черныш Кристиной; Кучеренко
Марией.
Человек разумный – есть
человек аргументирующий
Аргументация:
история и
теория
1.Формирование основных идей
2.Теория аргументации и логика
2. §1.Формирование основных идей теории аргументации
Дадим несколько общих подходов. Словом «аргументация» называют:–
1) процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения;
–
2) саму совокупность таких аргументов;
–
3) обоснование – в той или иной степени – истинности некоторого суждения.
Черты аргументации:
1. Аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или высказанных утверждений;
2. Аргументация является целенаправленной деятельностью, цель аргументации – убеждение;
3. Аргументация – это социальная деятельность, поскольку направлена на человека, предполагает диалог и активную реакцию
другой стороны на приводимые доводы.
4. Аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы,
принимать их или оспаривать.
3. В простейшей модели аргументационной деятельности можно выделить два главных действующих лица: аргументатор и реципиент (адресат). Термин
В простейшей модели аргументационной деятельностиможно выделить два главных действующих лица:
аргументатор и реципиент (адресат). Термином
«аргументатор» обозначается лицо, осуществляющее
аргументацию. «Реципиент» (адресат) – лицо, которому она
адресована.
Цель аргументации- внутреннее принятие
тезиса аргументатора реципиентом.
4.
История развития теории аргументации(1)Древняя Греция: В Европе теория аргументации зарождается во времена древнегреческой классики. Происходят
процессы связи истолкования и понимания, предполагающими интерактивное взаимодействие участников. Преобладала
устная коммуникация. В этот период, герменевтические, логические и риторические подходы к построению и анализу
высказываний, а впоследствии текстов, сливаются воедино, и мы их можем найти практически у одних и тех же авторов,
и даже в одних и тех же работах. Развитие искусства речи в Древней Греции (начиная с 6-5 вв. до н.э.) опирается на
определенный тип общественного устройства, диктующий те или иные ситуации коммуникации. Свободный гражданин
Афин объективно, в силу демократической организации политической власти, был наделен той степенью свободы,
которая позволяла ему использовать силу слова при решении как личных, так и государственных дел.Адресуя свои речи себе
подобным, он обращался к суду, арбитрам – таким же субъектам речевой коммуникации, как он сам. Таким образом,
возникал интерактивный диалог при равноправном участии обеих сторон.
В античности различают два вида диалогического спора:
• диалектический – спор, целью которого является поиск нового знания, спор ради истины, и
• эристический – спор ради победы, который широко практиковался софистами.
5.
Античный Рим, воспринявший греческое наследство, развил дальше многие приемы и методы аргументации. Главноевнимание в этот период уделяется публичным дискуссиям государственных деятелей и судебным разбирательствам.
Значительный вклад в развитие риторики и теории аргументации внес выдающийся оратор Марк Туллий Цицерон. В
его трактатах «Оратор», «Об ораторе», излагаются основы ораторского искусства, при этом подчеркивается
необходимость сочетания красноречия с убедительной последовательной аргументацией.
Наследие Цицерона развил Марк Фабий Квинтилиан. Юлий Цезарь был не теоретик, а практик аргументации.
Благодаря ему в моду вошел особый стиль ораторского искусства – аттицизм – который считался «истинно римским»:
холодным, мужественным, суровым. (Оратор невозмутимо и высокопарно произносил речь, не обращая внимания на
реакцию аудитории - это было уже, конечно, не цицероновское красноречие).
6.
2. Древняя ИндияВсе традиционные основатели индийских философских
школ - фигуры либо мифические, либо полумифические. К
числу таких мифических персонажей относится основатель
школы ньяя – школы, в которой были наиболее
последовательно разработаны основы диалектики, логики
и теории аргументации. Эта школа поражает не только
систематичностью и рациональностью, но и теми
прозрениями, в которых она более чем на двадцать веков
опередила европейскую философскую мысль, заложив
основы и философского анализа языка, и теории
аргументации и доказательства, включая также отдельные
семиотические и герменевтические мотивы (но, конечно,
надо учитывать, что всё это – в контексте своего времени и
своей культурной традиции).
Начала диалектики появляются в древнеиндийской мысли
еще в брахманический период, когда спорящие друг с
другом представители различных жреческих школ
выдвигают для победы в диспуте аргументацию, которая не
сводится к доводам от здравого смысла, от мифологических
толкований, а является уже рациональной, логической,
строящейся, как правило, по силлогистической схеме.
В V в. до н.э. – веке Джины и Будды – в Древней Индии
появляются неортодоксальные учения, отрицающие
авторитет Вед и являющиеся альтернативами
брахманскому мировоззрению (локаята, джайнизм,
буддизм). Не случайно именно эта эпоха стала временем
диспутов и споров, а Индия, как отмечают некоторые
авторы, превратилась в страну «профессиональных
аргументаторов» - ведь каждая из противостоящих сторон
стремилась отстоять свою мировоззренческую позицию,
завоевать слушателей и последователей.
7.
«Вследствие истинного познания источников знания, предметов знания,сомнения, мотива, примера, доктрин, членов силлогизма, рефлексии,
удостоверенности, диспута, софистики, эристики, псевдоаргументов,
словесных ухищрений, псевдоответов и причин поражения в споре –
достижение высшего блага» (Ньяя-сутры, с.145).
здесь перечислены все категории,
которые и составляют предмет
теории аргументации в
современном ее понимании.
8.
–• «Диспут – это совокупность высказываний участников дискуссии, предпринимающих
обоснование противоположных положений; он завершается удостоверенностью в одном из
них»;
–
• «Слово – то, посредством чего передается, т.е. обозначается, познается смысл»;
–
• «Слово – это свидетельство авторитета»;
–
• «Авторитет – тот, чьи добродетели очевидны и чье свидетельство мотивировано лишь
желанием сообщить о предмете в соответствие с тем, как он его достоверно знает»;
–
• «Члены силлогизма – это тезис, аргумент, иллюстративный пример, применение и
заключение»;
–
• «Тезис – указание на то, что должно быть обосновано»;
–
• «Аргумент – само обоснование того, что обосновывается через сходство с иллюстративным
примером».
9.
Среднивековая система аргументацииУниверситеты в средневековой Европе возникают в
результате сочетания экспансии монастырей и расширения
власти Римской церкви в конце XII-XIII вв. По мере усиления
конкуренции среди монастырских школ, сеть учителей
выделялась в самостоятельные специализированные
организации, часть из которых была преобразована в
университеты, которые специализировались на теологии, а
также на подготовительных предметах к ней.
Большинство университетов представляли собой гильдии
преподавателей, которые отстаивали свое право
присуждать ряд последовательных степеней на основе
внутренней автономии.
Во всех средневековых университетах двумя основными
методами обучения были лекция и диспут. Наиболее
интересной формой были диспуты – своего рода
диалектические поединки, проходившие под
председательством одного или нескольких
преподавателей.
В целом, практика аргументации является важной
составляющей университетского образования того времен
– и не только философского, но и богословского. Это время
глобальных споров: Абеляра и Бернарда Клервоского,
реалистов и номиналистов, францисканцев и
доминиканцев, скотистов и томистов. В этих спорах
развивалась философская и теологическая мысль.
10.
Новое время и ХХ векПосле некоторого упадка интереса к логико-аргументативным исследованиям в эпоху
Возрождения, обращение к ним вновь происходит в Новое время: это и критика
заблуждений человеческого разума Ф. Бэкона, в совокупности с разработанным им
индуктивным методом, и грамматика и логика Пор-Рояля во Франции, и учение о методе
Р. Декарта. Выдающимся немецким мыслителем Г.В. Лейбницем высказывается идея
создания «универсального языка», в котором можно было бы ясно и недвусмысленно
выразить все философские понятия; большое значение для теории аргументации имеет
рассмотрение им природы законов логики, особенно впервые введенный в научный
оборот закон достаточного основания.
В институте преподавались: теория красноречия, теория
спора, теория словесности и многое другое. Институт
просуществовал до 1924 г. и был закрыт по политическим
причинам, а риторика исключена из программ обучения
учебных заведений.
В середине ХХ века начинается становление теории
аргументации как самостоятельной дисциплины. Это:
«новая риторика», разработанная Х. Перельманом и Л.
Олбрехт-Тытекой,
• теория речевых актов Д. Остина и Д. Серля,
• теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса,
• прагма-диалектическая теория аргументации
амстердамской школы.
11.
аналитическую философию можно трактовать какопределенный стиль философского мышления,
характерными чертами которого являются строгость,
точность используемой терминологии, осторожное
отношение к широким философским обобщениям.
герменевтика есть учение об искусстве истолкования и
понимания письменно зафиксированных проявлений
жизни.
Семиотика (от греч. semeion – знак) – дисциплина,
занимающаяся сравнительным изучением знаковых
систем, от простейших систем сигнализации до
естественных языков и формализованных языков науки.
12. § 2. Теория аргументации и логика
Аргументация предполагает наличие доказательства, однако не сводится к нему.Доказательство – логическая основа аргументации. При этом для аргументации
требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие.
Аргументация имеет невынуждающий характер, ее
правильность не может быть установлена механическим
путем
Аргументация и логика –
обе эти дисциплины изучают приемы и формы организации мышления.
13.
Деление аргументации и логики:Символическая (т.е. современная формальная) логика
изучает проблему обоснованности наших рассуждений в
аспекте их доказательности, используя при этом строгие
математические методы.
• Методы символической логики эффективны для решения
круга проблем, допускающих формализацию.
• Теория аргументации вводит в научное рассмотрение
более широкий класс контекстов и живых речевых
ситуаций, называемых дискурсами, которые лишь отчасти
могут быть формализованы.
Таковы рассуждения философии, юриспруденции,
социологии, истории и других гуманитарных дисциплин. И в
этом смысле, например, тщательно разработанная в
течение многих веков юридическая аргументация,
опирающаяся на эмпирически установленные суждения и
вещественные доказательства, не считается логически
обоснованной аргументацией.
НО аргументация является рациональной формой
убеждения, так как в ней убеждение основывается на
доводах разума и логики, а не на эмоциях, чувствах и тем
более не на волевом и ином воздействии или
принуждении.
14.
Обычно аргументация принимает логический характер,хотя использующий ее человек может и не знать законов
логики, подобно тому, как грамотно пишущий человек не
может точно назвать правил грамматики. В данном случае
законы и правила применяются бессознательно,
автоматически, как само собой разумеющиеся нормы,
поскольку они приводят к верным результатам. Но когда
возникают ошибки в рассуждениях или в письменной речи,
тогда именно законы логики или правила грамматики дают
возможность не только обнаружить их, но и объяснить
причины их появления. Вот почему логика и грамматика
играют такую важную роль в процессе убеждения.
Поскольку в суждениях логики выражается отношение
наших мыслей к действительности, и они характеризуются
как истинные или ложные, постольку логике принадлежит
приоритет в рациональной аргументации.
Разумеется, самыми убедительными доводами в
аргументации являются, в конечном счете, факты, но они
должны быть соответствующим образом упорядочены,
систематизированы, а этого можно добиться только при
помощи логических суждений и умозаключений.
15.
–В аргументации выделяются следующие уровни:
–
1) Информационный – это уровень содержания сообщения, направленного
адресату; та информация, прежде всего, о фактах, событиях, явлениях,
состояниях, которую стремятся довести до его сведения.
–
2) Логический – уровень «организации» сообщения, его построение
(последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов, их
организация в логически приемлемый вывод, системная связность).
–
3) Коммуникативно-риторический - совокупность приемов и способов
убеждения (в частности, формы и стили речевого и эмоционального
воздействия).
–
4) Аксиологический – те системы ценностей (общекультурных, научных,
групповых), которых придерживаются аргументатор и реципиент, и которые
обусловливают подбор аргументов и способов аргументации.
–
5) Этический – уровень «практической философии», применения нравственных
установок личности на практике, в ходе коммуникативного диалога,
нравственная приемлемость или неприемлемость определенных аргументов и
техник ведения спора, дискуссии.
–
6) Эстетический – уровень художественного вкуса, эстетики общения,
построение диалога как интеллектуальной игры.
Фундаментальным понятием теории
аргументации является понятие обоснования.
Обоснование, или подведение оснований под
довод или суждение, предполагает наличие
критических шагов по размышлению над
сущностью обсуждаемого предмета. Наряду с
рациональными доводами в современной
теории аргументации в виды обоснований
включают, например, аргументы к личному
опыту, так как для отдельного человека его
личный опыт – самый естественный критерий
истины и убедительности, аргументы к вере и
ряд других.
Природа аргументации изначально
двойственна – она включает доказательность
(обоснованность в объективном смысле) и
убедительность (обоснованность в
субъективном смысле). Доказательность в
науке, как правило, совпадает с
убедительностью (правда, в рамках той или
иной парадигмы). В реальном общении часто
бывает наоборот – для ряда аргументативных
практик (спор, деловые переговоры)
искусство убеждения выходит на первый
план.
16. Аргументация – это вербальная, социальная и рациональная деятельность, имеющая целью убеждение разумного субъекта в приемлемости (неприе
Аргументация – это вербальная, социальная и рациональнаядеятельность, имеющая целью убеждение разумного
субъекта в приемлемости (неприемлемости) точки зрения
путем выдвижения некоторого множества высказываний,
которое составляется для оправдания (или опровержения)
данной точки зрения.
Аргументация – это коммуникативная деятельность, направленная
на формирование или изменение взглядов (убеждений) другого
человека путем приведения рационально обоснованных
аргументов.