20.99M
Категория: БиологияБиология

Изучаем песню лесного жаворонка

1.

Изучаем песню
лесного жаворонка
Lullula arborea L.

2.


Данный учебный материал подготовлен для популяризации знаний о песни диких
певчих птиц и посвящён разбору песни лесного жаворонка (Lullula arborea). Его
информационной основой являются открытые источники: материалы форумов
любителей певчих птиц, научные статьи, публикации о ловле и содержании певчих птиц.
Материал содержит разбор основных характеристик песни лесного жаворонка в виде
текста и структурно-логических схем. Звуковое сопровождение слайдов выстроено на
аудиозаписях различных вариантов песни. Аудиофайлы можно произвольно
воспроизвести по ходу демонстрации презентации, нажимая на иконку звука. Для
наглядности каждый аудиофайл сопровождается сонограмой, позволяющей оценить и
сравнить продолжительность и частотные характеристики звука.
В первой части презентации представлены мнения выдающихся учёных и любителей
певчих птиц о песне юлы. Далее идёт общее описание песни и разбор основных групп
колен с примерами. В завершении даются критерии качества песни лесного жаворонка.
Благодарности:
Любителям певчих птиц: А.Е. Ярыгину (ник Александр Я., Н.Новгород),
В.Ф.Мадякину (ник piros, Казань), А.А.Ластухину (Чебоксары), Александру (ник –
Никоход, Курск), И.В. Коловскому (ник Красношапочный, Сочи), Евгению (ник
ЕвгенийSilver , Ростов-на-Дону) и другим любителям певчих птиц за
предоставленный материал и консультации по разбору песни лесного жаворонка.
© С.А. Боченков
2

3.

АЛЬФРЕД БРЕМ О ПЕСНЕ ЮЛЫ:
«Самое прекрасное из свойств лесного жаворонка – его превосходное
пение. В этом отношении он хотя не может равняться с соловьем, но
тем не менее часто заменяет последнего; соловьиная песнь льется
лишь в продолжение двух месяцев, лесной же жаворонок поет начиная с
марта до августа, а после линяния еще в последней половине сентября и
в первой половине октября; кроме того, его чудная песнь оживляет
бедные, пустынные местности и горы, где живет вообще очень мало
хороших певцов».
Альфред Брем (1829—1884)
- немецкий учёный-зоолог и
путешественник, автор
знаменитой научно-популярной
работы «Brehms Tierleben»
(русск. «Жизнь животных»)
«Полночь. Лишь вдали кричит ушастая сова, или козодой мурлычет свою
ночную песню, только кое-какие жуки жужжат и со свистом пролетают
мимо. Как вдруг поднимается с земли неутомимый лесной жаворонок,
точно во сне, и поет громко и чисто среди тихой лесной ночи,
переливается трелями и, побуждаемый наплывом любви и песен,
взвивается к сверкающим звездам, как будто днем к солнцу; и сердце
странника следует за ним туда, куда за ним уже не может следовать взор.
Нужно самому проходить в тихую полночь через такие пустынные места,
нужно самому испытать на себе почти наводящее ужас спокойствие
лесной глуши, чтобы понять силу, с которой эта милая птица овладевает
человеческим сердцем. Надолго остановишься, слушая его, и невольно
подумаешь, что он нарочно поднялся, чтобы порадовать своей близостью
одинокого, покинутого человека, чтобы приветствовать его дружескими
устами, чтобы подкрепить и ободрить его».
3
© С.А. Боченков

4.

ИВАН СВЯТСКИЙ О ПЕСНЕ ЮЛЫ:
«У полевого жаворонка песня сплошная, у лесного же
она состоит из отдельных характерных колен,
которые следуют одно за другими; вся песня его в
отношении постановки подобна песне соловья, но в
остальном вполне своеобразна. У хорошей юлы
колена песни длинны, чисты, сильны. Лесного
жаворонка нужно держать с хорошими синицами, то
есть с хорошо поющею большою синицею или гайкою,
а также с пеночкою или малиновкой. Если молодых
жаворонков повесить в комнате, где имеются
названные птицы, то можно получить прекрасного
певца, за которого ценитель не пожалеет отдать
рублей 100 и больше». Ив. Святский. «Певчия
птицы. Ловля, содержание в неволе, нравы и
образ жизни певчих птиц» С-Петербург 1896 г.
С.123.
© С.А. Боченков
4

5.

ВСЕВОЛОД ПАВЛОВ О ПЕСНЕ ЮЛЫ:
Всеволод Владимирович
Павлов (1898—1972) —
советский
искусствоведегиптолог, доктор
искусствоведения
Трудно и невозможно бывает в искусстве отдавать
предпочтение одному совершенному произведению по
сравнению с другим в такой же мере значительным.
Поэтому-то нельзя и решить, кому должна принадлежать
пальма первенства — полевому ли жаворонку или же
лесному (юле). Тот, кто подолгу слушал юлиную песню в
жаркий день на широких еловых и сосновых вырубках или
же в короткие летние ночи, когда «заря с зарею сходится»,
тот не забудет никогда этой песни. Она тоже имеет свою
своеобразную прелесть, но очень отличную от полевого
жаворонка. Жаворонок поет в мажоре, юла — в миноре.
Жаворонок строит свою песню на едином потоке звуков,
юла же членит песню на отдельные пассажи. Песнь юлы
чарует своими россыпями, «стукотнями», как называют их
птичники. Юлиная песня по-особенному напевна и нежна;
если говорить словами изобразительного искусства, — она
графична по тончайшему рисунку ее композиции.
Особенно хороши бывают хроматические гаммы в песнях
некоторых юл.
© С.А. Боченков
5

6.

ЛЕОНИД СЕМАГО О ПЕСНЕ ЮЛЫ:
А в какую-то из ясных и безлунных ночей у опушки старого соснового бора вдруг польется из-под
вздрагивающих звезд мягкая и чистая песня лесного жаворонка, юлы: "Юль-юль-юль-юль... ля-ляля-ля...ю-ли, ю-ли, ю-ли!" Мелодичные звуки, полные необъяснимого обаяния, придают
колдовскую таинственность летней ночи.
В первые мгновения песня юлы воспринимается как нечто фантастическое, удивляющее своей
необычностью. Все живые звуки в полночь словно жмутся к земле, раздаваясь из травы, с кустов
и деревьев, а эта льется с неба. Трудно угадать, на какой высоте трепещет неутомимый певец. На
фоне темного небосвода еле различима черная птица соснового леса, но в нем нет и никогда не
было такого дерева, которое дотянулось бы острой макушкой до поющей юлы, а вернее, до того
места, откуда льются, то чуть замирая, то снова делаясь громче, торопливые, но ясно
различимые на слух простые колена песни. Колено от колена отделяется паузой, во время
которой как будто синица в отдалении посвистит или тихонько пощебечет какая-то разбуженная
птица. Получается, как запевала с подголоском. Разгадка проста: поющая в токовом полете юла
летает широкими кругами, то трепеща крыльями, то складывая их и скользя, как с пологой горки.
И слышится сверху то громкое "ю-ли, ю-ли, ю-ли", то неразборчивое щебетание.
Л.Л.Семаго (1928—2008)
- писательнатуралист, педагог
Юлу приятно слушать всегда. Первая ее песня раздается, когда зима еще не покинула леса,
последняя - когда лес начинает ронять осенний наряд. В тихий день бабьего лета лишь юла
может неожиданно подарить маленький кусочек весны, поднявшись с апрельской песней в мягкое
осеннее небо. И эта последняя встреча с поднебесным певцом будет потом вспоминаться ярче и
дольше, чем свидание в весеннее утро. Поздняя песня гармонирует с задумчивостью и покоем,
царящими в природе, и бывает единственной в опустевшем, уже покинутом другими перелетными
птицами уголке. Дождавшись первого дня настоящей весны, можно снова прийти сюда, и первой
песней леса будет мягкий распев юлы, ибо редко кто еще среди мелких пернатых обладает той же
верностью родному месту, как невзрачный на вид, но прекрасный голосом певец - лесной
жаворонок.
© С.А. Боченков
6

7.

Г.Н. СИМКИН О ПЕСНЕ ЮЛЫ:
Песня юлы значительно проще песни многих других жаворонков. В большинстве случаев она даже несколько монотонна:
«юли-юли-юли-юли-юль-юль-юлю-юлю». В ней нет заимствованных у других птиц звуков. Они могли бы быть у этого
жаворонка, как и у большинства других певчих птиц, в тихой песне (или подпесне). Но мне не приходилось слышать
подпесни у этого вида, не нашел я сведений о ней и в литературе. И вся же песня юлы своей звучностью, силой и
одновременно какой-то особенной нежностью и красотой покоряет всех, кому посчастливилось услышать ее.
Токовой полет юла начинает с вершинки куста или даже с маковки высокого дерева. Взлетает почти вертикально вверх,
иногда делает небольшую петлю, летит с песней особым замедленным, с широко раскрытыми крыльями, а иногда и
развернутым хвостом, полетом над лесом по небольшой окружности или по дуге, снова делает петлю, падает камнем,
еще шире распуская крылья и хвост для торможения у самой земли или при посадке на новую вершину. Иногда после
падения птица с песней и в распластанной позе несколько раз перелетает с места на место. Иногда юла поет, сидя на
вершинке кустика или дерева, даже на проводах или столбах.
Геннадий
Николаевич Симкин
(1935—2014)
- известный
ученый, один из
лучших знатоков
экологии,
поведения, песни и
"языков" птиц
Я различаю в песне юлы несколько типов и вариантов. Во-первых, в песне «юли-юли» птица может делать ударение то
на первом, то на втором гласных звуках, может менять ударение от песни к песне и во время самой песни, как бы
разбивая ее на 2 колена. Песня исполняется то короткими, то длинными, то, наконец, очень длинными очередями.
Бывают, наконец, и более сложные песни из 2 или более довольно резких по типам звука колен. Например, «юли-юлиюли-юли... юлю-юлю-юлю-юлю» и т. д.
Иногда встречаются песни с более сложными вариациями звуков, мелодики и интонаций, с использованием почти
классической хроматической гаммы. Нет сомнений в том, что разные типы и варианты песен этой птицы надежно
маркируют многие важные ее биологические черты: возраст, иерархический ранг, эмоциональное и мотивационное
состояние. Можно предполагать существование особых песен тревоги, возбуждения и т. п., тех сложных и загадочных
свойств песни, которые вскрываются у множества других видов и групп певчих птиц.
В разгар брачной жизни юла поет часто и энергично. Песня слышится с рассвета и до заката солнца, иногда, как в свое
время говорили любители птиц, — даже без дневной перемолчки. Часто юла поет и по ночам (как, впрочем, и многие
другие жаворонки). Особенно интенсивно поет в период тока и насиживания птенцов, в светлые лунные ночи. В
зависимости от времени кладки и стадии гнездового цикла пение продолжается до июля и даже августа. Один из лучших
знатоков наших жаворонков И. Б. Волчанецкий отмечал, что пение этой птицы можно услышать и в августе. Поет она и
7
на осеннем пролете.
© С.А. Боченков

8.

ОСОБЕННОСТИ ПЕСНИ ЮЛЫ:
Пение лесного жаворонка звучное, чистое, но не похожее на слитную
льющуюся песню полевого жаворонка, состоит из длинных
разнообразных чередующих друг друга колен вроде: «юлю-юлю-юлю...
юлю-юлю-юлю-тви-тви-тви-тви-тюли-тюли, вить-вить-вить-ю-ю-ю-твитви-тви» Это свистовые фразы, произносимые одна за другой с
небольшими интервалами. Они отличаются друг от друга
незначительно и звучат наподобие быстрого «юли-юли-юли…», «юльюль-юль…», «йиль-йиль-йиль…», «цли-цли-цли…», «тилю-тилютилю…» и т.п.
В каждой из подобных фраз 10-15 слогов. Обычно каждая фраза
звучит с небольшим понижением тона. Из-за этих «юли» и «юль»
лесного жаворонка зовут юлой.
Характерно и пение лесною жаворонка в
полете: после почти вертикального взлета,
чаще с верхушки дерева, он облетает
гнездовой участок по кругу или по спирали. Его
полет свободен, с медленными взмахами
крыльев, что типично для жаворонков.
Заканчивая облет, жаворонок отвесно
падает к земле и садится на прежнюю или
соседнюю верхушку дерева или на землю. В
мае около половины своих песен лесной
жаворонок исполняет в полете.
Поют много, все светлое время суток, а иногда и в лунные ночи. В
отличие от большинства жаворонков, поют, сидя на деревьях, а также
в токовом полете: взлетая с вершины куста или дерева, делают по
поляне или над лесом большую дугу и опускаются на землю, куст,
дерево.
Сезон пения — с прилета до июля, иногда его можно услышать и в
августе.
Позывки и крики беспокойства — резковатое «щвьит», «щи-вьии»,
«цици-вьии», «щюи».
© С.А. Боченков
8

9.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ КОЛЕН В ПЕСНЕ ЮЛЫ:
Юлиные россыпи
Это очень звонкие, свистовые, приятного металлического тона колена, состоящие из беспрестанного,
быстрого повторения слогов с ударением то на первой, то на последней гласной, то короткими, то
продолжительными «очередями», часто с характерным понижением тона.
Стукотня
Это группа колен с равномерной, ясно различимой на слух вибрацией звука, состоящего из
разнообразных по звучанию слогов (импульсов) типа: "те", "де", "чив", "тю" и т.д. ).
Синицы
Двухсложные колена, напоминающие песню синицы (гаички, московки, большой синицы),
состоящие из звуков "ци-пи", "цы-фи" и др. Главным признаком является двухсложность и
раздельное пропевание этих двух чередующихся слогов.
Кулики
Колено единого флейтово-свистового звукосочетания, слышимое как КУЛИИИ или КУУУЛИ. Очень
редкое и красивое колено в песне юлы
Переборы
Птица как бы перебирает отдельные колена на высоких тонах по 3-4 слога каждое с флейтовыми
переходами между ними. Эти колена звучат отдельной строфой, разделимы и пропеваются без пауз
в жавороночьей манере. Очень редкое и красивое колено.
© С.А. Боченков
9

10.

ЮЛИНЫЕ РОССЫПИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Характер звучания: Последовательность флейтовосвистовых звуков. Это очень звонкие, свистовые, приятного
металлического
тона
колена,
состоящие
из
беспрестанного, быстрого повторения слогов с ударением
то на первой, то на последней гласной, то короткими, то
продолжительными «очередями», часто с характерным
понижением тона. Обычно это колено состоит из
двухсложных звуков («фью'ли-фью'ли-фью'ли-ю'ли-...»),
реже - трёхсложных. Это обязательное колено песни юлы,
за которое эта птица и получила своё название "юла".
Сонограммы россыпей
Состав и взаимное расположение сигналов: В каждом
колене 10-20 слогов. Начинается двумя или тремя слогами,
которые пропеваются с большими паузами, чуть тише и
выше, чем остальные слоги. Далее следует серия немного
других по звучанию слогов часто с понижением частоты и
усилением (реже – понижением) громкости. Иногда таких
серий бывает две, но последняя всегда длиннее и громче.
Начальные
слоги
Основная
серия слогов
Звукоподражательно может звучать как «ВИЛЬ ВИЛЬ
ВИЛЬ», «ВИТЬ ВИТЬ ВИТЬ» или ВЕЛЮ ВЕЛЮ ВЕЛЮ», а
также ЛЮ ЛЮ ЛЮ или ЮЛИ ЮЛИ ЮЛИ и т.п.
Характеристики, улучшающие качество: исполнение с
раскатом, с мягким подъёмом или спуском или
чередование разных вариантов юления друг за другом (по
аналогии с «игрой овсянок» в песне кенара)
© С.А. Боченков
10

11.

ЮЛИНЫЕ РОССЫПИ. ОСОБЕННОСТИ И ВАРИАЦИИ
Юлиных россыпей огромное разнообразие и необходимо их разделение на группы. Но на данный момент
целостной классификации россыпей у меня нет, поэтому приведу лишь наброски к ней из высказываний
опытных охотников:
А.Е.Ярыгин (ник Александр Я): «…Россыпь юла воспроизводит на подъем и на спуск. Условно можно
выделить соловьиную россыпь: «иветь-иветь,иветь,иветь» на подъем с упором на первый слог.
Московочная россыпь – «ти-ви,ти-ви,ти-ви,ти-ви».
И.В.Коловский (ник Красношапочный): «…Мне нравятся юлы с «замедлением», потом опять с
ускорением. Это когда стандартное Юля-юля-юля начинают все медленнее и четче произносит,
повышая громкость : Юлля Юлля, затем снова ускоряются и юля-юля-юли и тише. В 80-х Сергей
Горбунков из Тулы, мемориал которому на страницах форума есть, подарил юлу, которая замедляясь
так слог юля выкрикивала на самом верху громкости, что стекло оконное позванивало, ни до ни после
такой юлы не встречал...»
Алексей З, г.Саратов: «Прежние поколения охотников в наших местах различали юл по типу и тембру
песни – на «светлых» и «глухих», термины примерно сами за себя говорят – пение может быть на
более высоких или низких тонах, внешне птицы при этом не различаются.»
В.Ф.Мадякин (ник piros): «Я люблю юл в песне которых звучит колокольчик московки (особенно хорош
весной когда еще везде снег, солнце и синее, синее небо, а в нем высоко идет кругом птица и звенит
московиком), встречается колено похожее на песню веснички, в нашем регионе довольно часто есть
юлы с «желной», почти как у соловья. Это вроди клИ-клИ -клИ..,но у желны это часто, а у юлы как то
более раздельно и с оттяжкой на последнем звуке…»
© С.А. Боченков
11

12.

СТУКОТНЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Характер звучания: Это группа колен с равномерной, ясно
различимой на слух вибрацией звука, состоящего из
разнообразных по звучанию слогов (импульсов) типа: "те", "де",
"чив", "тю" и т.д. От других колен песни юлы стукотня
отличается более высокой частотой чередования слогов.
Сонограммы колен стукотня:
Состав и взаимное расположение сигналов: Как и
большинство колен юлы, начинаются 5-7 звуками с большим
интервалом, потом интервалы между слогами сокращаются,
может изменяться громкость (сначала возрастать, а к концу
снижаться), частота звука - чаще на понижение и собственно
сам слоговой ряд (ти-ти-ти-ти-ти-тю’тю’тю’тю’тю’тю). .
Звукоподражательно может звучать как «ти-ти-ти-ти-титю’тю’тю’тю’тю’тю», «чив’чив’чив’чив» и т.п как будто стучит
маленький молоточек.
Характеристики, улучшающие качество: Если колено
состоит из высоких, недребезжащих слогов, то это не портит
песню, более грубые слоги (типа де-де-де-де-де) снижают
качество. С точки зрения канароводов также плохо, если в
песне слышится "чивканье" типа "чив-чив-чив" (пример №1 в
звуковом файле). В звуковом файле - семь разных примеров
колена стукотня и сонограммы к ним. Примеры №2 и №5 в
записи на мой взгляд звучат предпочтительнее остальных.
© С.А. Боченков
12

13.

КОЛЕНО «ЖЕРЕБЧИКИ» – ВАРИАЦИЯ СТУКОТНИ?
Нашёл на одном форуме такое вот описание колена юлы:
«Жеребчик» – колено похожее на быстрое «игого», несколько
раз повторяющееся, похоже на ржание лошади. Только
мелодичное и быстрое. Прослушал в поисках массу записей и в
песне юлы, подаренной мне Александром Я. записал вот такое
колено (см. пример). Судя по всему именно оно и есть.
В записи - несколько разных вариантов его исполнения, которые
звучали в песнях конечно же не подряд, а чередуясь с другими
коленами.
Если это те самые жеребчики, то по происхождению это видимо
вариация исполнения "стукотни", но совсем другая манера: колено
начинается двумя отдельно звучащими сигналами и потом идёт
достаточно мелодичная стукотня с изменением громкости и
тональности...
БУБЕНЦОВОЕ КОЛЕНО ЮЛЫ – ВАРИАЦИЯ СТУКОТНИ?
А это пример бубенцового колена песни юлы от Александра
из г. Курск (ник Никохот). Возможно, что именно так могла бы
звучать песня бубенцовой овсянки. Здесь юла пропевает
ровно, без изменения частоты звучания, но на мой взгляд это
тоже пример из группы «Стукотня»…
© С.А. Боченков
13

14.

СИНИЦЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Сонограммы колен синицы:
На сонограмме колена синицы состоят из
чередования выше и ниже расположенных точек
(округлых, реже вытянутых сигналов).
Характер звучания: отличаются чередованием отдельных
ударно-флейтовых или ударно-треллевых элементов колена
(традиционно называемых «ударами»), состоящих из двух или
более слогов исполняющихся отдельно, среди которых хотя бы
один слог будет отличаться по высоте звучания или
произношению от других. В каждой фразе находится счетное
количество элементов колена («ударов»), т.е. количество этих
элементов поддается простому подсчету на слух.
Состав и взаимное расположение сигналов: Главным
признаком является двухсложность и раздельное пропевание
чередующихся слогов. Слога отличаются высотой пропевания
(разница заметна на слух и составляет до двух кГц). Как и
другие колена юлы начинаются с увеличенным интервалом,
потом интервалы между слогами сокращаются (может меняться
и само звучание слогов), становясь более слитным.
Звукоподражательно может звучать как «Ви-Тю Ви-Тю ВиТю», «Ци’Пи-Ци’Пи-Ци’Пи» или «Цы-Фи Цы-Фи Цы-Фи», а также
«Ку-Ли Ку-Ли Ку-Ли» и т.п.
Характеристики, улучшающие качество: Более качественным
считается исполнение колен ярко, с четким произношением
каждого слога, чистым и звонким голосом.
© С.А. Боченков
14

15.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ «КУЛИКОВАЯ СИНИЦА» ОТ «КУЛИКА»?
Колено "Кулик" исполняется единым, без разрыва
"словом" «КУУли или куЛИИ», в котором
прослушивается ударение на первом или втором
слоге.
Соответственно
этот
ударный
слог
пропевается более продолжительно, чем второй
слог в этом же «слове». «Куликовая синица» чаще
всего (но не всегда) исполняется двумя равными по
продолжительности звучания частями «Ку-ли, Ку-ли,
Ку-ли» . Между «Ку» и «Ли» на слух улавливается
разрыв. И этот разрыв в произношении колена
характерен для всех синиц".
Хотя в песне юлы эти два колена, как пишет
Александр Я, имеют свои особенности: «Куликовая
синица довольно обычное колено у хороших
большаков. Исполнение в быстром темпе. Только
синица ведет его в одном уровне, без спуска. Юла
наоборот понижает. Кулик - растянуто, с
интервалом и на подъем.»
© С.А. Боченков
15

16.

ПЕРЕБОРЫ
Характер звучания: Птица как бы перебирает отдельные колена на высоких тонах по 3-4 слога каждое с
флейтовыми переходами между ними. Эти колена звучат отдельной строфой, разделимы и пропеваются
без пауз в жавороночьей манере. Очень редкое и красивое колено.
Состав и взаимное расположение сигналов: Судя по сонограмме, переборы – это устойчивая
последовательность укороченных колен связанных флейтовыми переходами. Юла «выстреливает» эту
серию колен, затем переходит на обычный манер, исполняя россыпи, синицы, стукотню. Потом опять новая
серия перебором и т.д. Иногда эти серии могут быть длиннее или короче, но «ядро» составляет всегда одна
и та же последовательность колен, которые у разных юл, поющих переборами заметно различается.
Сонограмма одной серии переборов:
© С.А. Боченков

17.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ПЕРЕБОРАХ В ПЕСНЕ ЮЛЫ:
«Сегодня наконец-то узнал, чем хорошая юла отличается от рядовой. Отличить очень просто. Птиц в
комнате не мало и все светлое время кто-то поет, редко по одному, больше 2-4 птицы. Короче,
домашние, да и сам, привыкли к постоянному пению. И вот среди этого многоголосья одна юла отожгла
так, что три человека в комнате замерли, ладно я-то их слушаю и слышу, но жена и сын в детали не
вдаются. Все застыли. А потом сын сказал: "Ну, ни фига себе! Даже я заметил." Жена просто выдохнула:
"Да-а-а!". Там и синица, и не синица, и Господь знает что еще, но это потрясающе! Право слово, не знаю,
что это было. Синицу четко услышал, только длиннее звук против большака, как-бы чуть с оттяжкой, а
потом ее вообще как прорвало- вверх-вниз, раскаты какие-то безумные- высоко, чисто и вдруг как с горки
вниз, и ровно- протяжно, потом еще что-то, но я уже вообще не соображал, просто шок. Опять же, это
описание- жалкие осколки эмоций от услышанного, даже не уверен в последовательности, но обозначилось
как событие именно с синицы. Может когда-нибудь, когда я стану искушеннее в пении юл, или наслушаюсь
и разберу по-охоте эту птицу, она уже не будет казаться такой как сегодня, но вот это ощущение
прикосновения к нереально прекрасному.... это, блин, да это как первый раз с девчонкой целоваться (во
загнул!)»…
ЕвгенийSilver http://www.ornithologist.ru/forum/index.php?showtopic=92&st=320, посты #328, #331
© С.А. Боченков
17

18.

НОЧНАЯ ПЕСНЯ ЮЛЫ
Запись ночной песни юлы
(подарена мне этой весной
А.Е. Ярыгиным), сделанная
16.04.2016
Бывает, что юла поёт ночью. Это отмечал ещё А. Брем. Ночная песня
отличается от дневной, она звучит с большими паузами (по 8-10 секунд),
колена короткие (по 5-6 слогов), но в ночи производит незабываемое
впечатление. У меня ночью поёт только одна из двух юл. Возможно, что такое
вот ночное пение дома одной из юл происходит в результате конкуренции –
днём ему не даёт петь более сильный соперник. Хотя сейчас, к середине
июня юл-доминант почти замолчал, а этот поёт и днём (но тоже уже меньше)
и ночью. А вот что пишут о ночном пении опытные охотники:
ник BORODA246: «…Был у меня год назад юл ночью пропевал в яру. Очень
красиво звучала песня. Пел нежнее чем днем, паузы между коленами
длиннее .Споет колено и тишина секунд 10 как будто ждет виновато не
отругает ли кто что спать не дает. Потом другое. В ночной тишине
слушается просто супер...»
С.Картошкин (ник Шалфей, Тульская область): «Ночью юла поёт с
паузами между колен, но всё равно красиво. А вот чтобы колено за
коленом, как днём таких слышать не приходилось»
В.Ф.Мадякин (ник piros): «У юлы есть весенние темпераментные песни,
более плавные летние, осенние вполголоса, но наверное более
разнообразные. Ночная, утренняя дневная и вечерняя песня могут сильно
отличаться и по темпераменту и по набору.»
© С.А. Боченков
18

19.

КАЧЕСТВО ПЕСНИ ЮЛЫ:
1. Песня юлы очень разнообразна, большое разнообразие колен и их
непоследовательное чередование в песне птицы делают песню сложной . Тем не менее
любители песни лесного жаворонка выделяют ряд признаков которые отличают ценную
для них песню. Птица с такой песней называется «лучшая птица по охоте».
2. Любители ценят общую мелодичность песни. Чистота исполнения-один из главных
определяющих факторов отбора. Таких юл называют «светлыми»
3. Среди основных колен любители ценят кулики, синицы и переборы, которые
встречаются далеко не у каждой птицы. Уже само наличие колен этих групп в песне юлы
делает её ценной.
4. Юлиная россыпь и стукотня встречаются в песне всех лесных жаворонков, но любители
выделяют в этом многообразии мелодичные колена. Россыпи ценятся длинные, звонкие и
«на тонах», когда птица пропевает это колено повышая или понижая частоту и громкость
исполнения или соединяя несколько россыпей в одно колено по типу «игры овсянок» у
канареек.
5. Среди ценных колен в песне юлы особое место занимают флейты, которые придавая
индивидуальность звучат очень ярко и запоминающе.
6. Ценятся юлы с ночной песней. Она другая и воспринимается иначе в ночной тишине.
Видимо, ночное пропевание – это индивидуальная особенность отдельных птиц и
свойственна не каждой птице.
© С.А. Боченков
19

20.

КАКИЕ КОЛЕНА ВЫ СЛЫШИТЕ
В ПЕСНЕ ЭТОЙ ЮЛЫ?
© С.А. Боченков
20

21.

Все замечания, дополнения и пожелания
просьба направлять
Сергею Анатольевичу Боченкову
на e-mail:
[email protected]
English     Русский Правила