9.11M
Категория: ИскусствоИскусство

Русский модерн

1.

Русский модерн

2.

Появление модерна в России
Ф. О. Шехтель
Л. Н. Кекушев
И. А. Иванов-Шиц
-В России модерн появился во второй половине 1890-х годов.
Новый стиль, в котором стали работать русские зодчие, хотя и
пришел из Европы, но и там к этому времени еще не получил
окончательного оформления. Поэтому русский модерн
развивался в большой степени самостоятельно, наложив
отпечаток на многие произведения архитектуры,
изобразительного и прикладного искусства.
-Первые шаги модерна в русской архитектуре связываются со
II съездом русских зодчих, состоявшимся в 1895 году. На
организованной при нем выставке были экспонированы
работы будущих представителей модерна -Ф. О. Шехтеля, Л.
Н. Кекушева и И. А. Иванова-Шица. Однако, несмотря на
некоторое тяготение к рациональной планировке, в этих
работах еще слабо наметились свойственные новым веяниям
черты.

3.

Развитие модерна в России (19- начало
20 века)
Значительной вехой на пути признания "нового стиля" явился III съезд (1900),
состоявшийся в эпоху промышленного подъема. На выставке, устроенной при этом
съезде, увеличилось количество произведений, выполненных в "новом стиле". Многие
архитекторы решительно перешли на путь применения типичного для модерна убранства.
Среди них следует упомянуть петербургского архитектора А. И. фон-Гогена,
применявшего до того в своих проектах формы эклектики.
В этой выставке снова участвовали Кекушев, Шехтель и Иванов-Шиц - на этот раз с еще
большим количеством работ, и притом в "новом стиле".
Трактовка архитектурных традиций в проектах московских зодчих была весьма вольной.
Развитие стиля модерн в архитектуре протекало под знаком борьбы с ретроспективным
стилизаторством и эклектикой. Но результатом этой борьбы зачастую была лишь новая
переработка накопленных веками в русском и мировом зодчестве традиционных приемов
в соответствии с новыми строительными материалами и конструкциями. Представители
модерна, отвергая вековые художественные традиции в архитектуре и пытаясь изобрести
новые формы, обращались в то же время к мотивам полузабытых или малоизвестных
стилей, таких, например, как готика и японская архитектура

4.

Стили
Одним из главных течений в архитектуре русского модерна стал неорусский стиль, ретроспективный по
идеологическим установкам, но новаторский в приёмах композиции и формообразования, стилизующих
традиционные элементы древнерусской архитектуры. На этом основании его иногда считают
преконструктивистским.
Отчасти ретроспективная по содержанию архитектура северного модерна, типичная для Швеции и Финляндии,
получила распространение в Санкт-Петербурге, но она приобрела, в отличие от скандинавских стран,
не национально-романтический, а общекультурный характер, поскольку функцию национальноромантического течения выполнял неорусский стиль. В Санкт-Петербурге северный модерн также часто
приобретал преконструктивистский характер, прежде всего в
творчестве Ф. И. Лидваля, А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева.
Однако в целом здания периода модерна не отсылают к прошлому, а активно используют новые материалы и
технологии (лифт, железобетон). Яркими примерами архитектуры модерн-классицизма являются
«несгораемый» из камня, железа и стекла Дом компании «Зингер», Торговый дом «С. Эсдерс и К.
Схейфальс» (1906—1907, архитекторы В. А. Липский и К. Н. де Рошфор) и Дом торгового товарищества
«Братья Елисеевы» (1902—1903, гражданский инженер Г. В. Барановский) в Санкт-Петербурге.
С аллюзией на монастырский северорусский стиль архитектор русского
модерна Ф. О. Шехтель перестроил Ярославский вокзал в Москве (1902). Дома в стиле северного модерна
декорировали рустикой (грубым необработанным камнем), в качестве украшений активно использовали
рельефы и металлодекор с флоральным орнаментом, керамическую плитку, белый силикатный кирпич и
цветную майолику. Особенностью домов в стиле северного модерна были эркеры. Возрождалось искусство
паечного (мозаичного) витража, в частности на лестничных клетках с электрической подсветкой.
Для архитектуры модерна характерны объекты, привлекавшие архитекторов возможностями исторических
стилизаций и, одновременно, конструктивных новаций, например городские вокзалы, здания банков, доходные
дома, гостиницы (гостиница «Бристоль» в Воронеже), частные особняки (Дом Шаронова в Таганроге).

5.


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Отказ от обязательных симметричных форм.
Отказ от прямых линий и углов. Извивающиеся линии.
В декоре - асимметричные арабески, растительные
мотивы.
Использование новых технологий и материалов
(металл, стекло).
Сочетание эстетики и функции. «Магазинные окна» широкие, предназначенные играть роль витрин.
Внимание фасаду и интерьеру. Детальная
художественная проработка лестниц, дверей.
Окончательно складывается тип жилого доходного
дома.
Получает развитие многоэтажное строительство

6.

НАПРАВЛЕНИЯ
● Неоромантизм (элементы романского стиля,
готики, ренессанса).
● Неоклассицизм, пример – Азовско-Донской
банк на Большой Донской ул. в Петербурге и
др.
● Кирпичный стиль, когда архитекторы
отказались от штукатурки, и все декоративные
детали здания делались из кирпича.
Русский модерн вдохновлялся своими
древностями и фольклором.

7.

АРХИТЕКТОРЫ
● Адамович В.Д., Бардт Т.Я., Бони
И.И., Виррих Э.Ф., Вернер Д.А.,
Гиршович Б.И., Р.И. Клейн,
Кекушев Л.Н., Лидваль Ф.И.,
Парланд А.А., К.А. Тон, И.В.
Фомин, Шехтель Ф.О., А.В. Щусев
и др..

8.

РУССКИЙ МОДЕРН. ПОСТРОЙКИ
● Дом компании Зингер (сейчас «Дом
Книги») на Невском проспекте в
Санкт-Петербурге (арх. П.Ю. Сюзор).
● Дом товарищества «Братья Елисеевы»
(арх. Г.В. Барановский).
● Гостиница «Астория»» в Петербурге
(Ф.И. Лидваль).
● Витебский вокзал в Петербурге (арх.
Бржозовский С.А.).

9.

РУССКИЙ МОДЕРН. ПОСТРОЙКИ
● Особняки Рябушинского и
Дерожинской работы Шехтеля.
● Особняк Миндовского и собственный
дом архитектора Л.Н. Кекушева.
● Доходный дом М.В. Сокол (арх. И.П.
Машкова).
● Ярославский вокзал (Шехтель),
● ЦУМ («Мюр и Мерлиз»),
● Гостиница Метрополь в Москве и др.

10.

Дом компании Зингер (сейчас «Дом Книги») на
Невском проспекте (арх. П.Ю. Сюзор)

11.

Дом товарищества «Братья Елисеевы»
(арх. Г.В. Барановский)

12.

Гостиница «Астория»» в Петербурге (Ф.И.
Лидваль)

13.

Витебский вокзал в Петербурге
(арх. Бржозовский С.А.).

14.

Доходный дом М.В. Сокол
(арх. И.П. Машков)

15.

ЦУМ («Мюр и Мерлиз»), арх. Р.И. Клейн

16.

Фёдор Осипович Шехтель
• Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке
и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в
Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в
Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.Отец будущего архитектора Осип
Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический
институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на
Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор
(Франц-Альберт). В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на
архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость».
Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года.
Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по
строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник
архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО),
а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной
выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.
• В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В
1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи.
• В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на
Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция
Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

17.

Фёдор Осипович Шехтель
Особняк Морозовой
Особняк Дерожинской

18.

Фёдор Осипович Шехтель
Дом Рябушинского
Ярославский вокзал

19.

Лев Николаевич Кекушев
• Лев Никола́евич Ке́кушев ( 7 [19] февраля 1862, Вильно, по другим источникам Саратов —
дата и место смерти точно не известны, 1917/1919 , по другим данным — не позднее 1914) —
российский архитектор и преподаватель. Первый по времени и один из крупнейших мастеров
стиля модерн в Москве.
• В 1896 году Лев Кекушев построил доходный дом в Варсонофьевском переулке, его изящный
стиль становится востребован у хорошо образованной части московского купечества – Хлудовых,
Морозовых, Носовых, Кузнецовых.В 1898-1899 гг. Кекушев построил особняк в Глазовском
переулке, 8, с мотивами романского стиля для себя, но промышленник Г.И. Лист, очарованный
домом, выкупил его за огромные деньги.В 1898-1900 гг. Лев Кекушев выиграл конкурс на
проект гостиницы «Метрополь», но главный подрядчик Савва Мамонтов отдает строительство
Валькоту. После ареста Мамонтова Кекушев снова становится главным архитектором
строительства гостиницы «Метрополь» Северного Домостроительного Общества, и главным
архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования.В 1900 – 1903 гг. Лев Кекушев
активно строит собственные доходные дома в Олсуфъевском переулке и на Остоженке.
Параллельно он строит Никольские (Иверские) торговые ряды, здание железнодорожного
вокзала в Царицыно, станция Одинцово Московско-Брестской железной дороги в 1898- 1899 гг.,
особняк М. С. Саарбекова на Поварской улице в1899—1900 гг. при участии С.С. Шуцмана,
особняк И. А. Миндовского на Поварской улице и особняк В. Д. Носова на Электрозаводской
улице в 1903г

20.

Лев Николаевич
Кекушев
Особняк Кекушева
Особняк О.Листа

21.

Лев Николаевич
Кекушев
Доходный дом
Исакова
Дом А.И.
Миндовского
Гостиница
«Метрополь»

22.

Гостиница «Метрополь», арх. В.Ф. Валькот, Л.Н.
Кекушев, Н.Л. Шевяков

23.

Илларион Александрович Иванов-Шиц
• ИВАНОВ-ШИЦ Илларион Александрович [28.3(9.4).1865, село Михайловка Воронежской
губернии - 7.12.1937, Москва], российский архитектор. Учился в Санкт-Петербургском
институте гражданских инженеров (1883-88). Изучал современную архитектуру в Германии,
Австрии и Швейцарии. С 1889 года работал в Москве в строительном отделе Московского
губернского правления; с 1898 член Строительного совета при городской управе. В 1907-17
преподавал в МУЖВЗ. Ранние проекты - в духе эклектики (Детский сиротский приют имени
Мазурина, 1892-93; Ремесленное техническое училище, 1893). В дальнейшем Иванов-Шиц
выработал собственный почерк с геометрической чёткостью форм и стилизованными
элементами ордера (особняк Я. А. Полякова, 1898; доходный дом А. С. Хомякова, 1898-1900).
Был последователем венского сецессиона, но использовал некоторые черты франкобельгийского ар нуво (особняк Н. А. Терентьева, 1900-02). Автор зданий в стиле московского
модерна - Главной сберегательной кассы (1902-07), родильного приюта Абрикосовой (1903-06),
Введенского народного дома (1903-04). Испытал влияние неоклассицизма (Купеческий клуб,
1907-1908; Народный университет имени А. Л. Шанявского, 1910-12, совместно с А. Л.
Эйхенвальдом). В 1918-26 годах архитектор Наркомфина, затем консультант ВЦСПС. С 1933
архитектор Лечебно-санаторного управления Кремля. Оборудовал зал заседаний ВС СССР,
перестроил Андреевский и Александровский залы в Большом Кремлёвском дворце.

24.

Илларион Александрович
Иванов-Шиц
Московские особняки

25.

Илларион Александрович
Иванов-Шиц
Торговый дом Хомякова
Ленком
English     Русский Правила