0.96M
Категория: ИсторияИстория

Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока

1.

Учреждение образования
«Барановичский Государственный Университет»
Факультет экономики и права
Кафедра общеправовых дисциплин и государственного управления
Управляемая самостоятельная работа по дисциплине: История политико-правовых учений
Тема: Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока
Выполнил: студент группы ПР-11
Кумагер Илья Александрович
Проверил: Ширко Л. Ф.
Барановичи 2024

2.

ВВЕДЕНИЕ
Древний Восток — это исторический период и регион, включающий в
себя территории современных стран Ближнего Востока (например, Египет,
Иран, Ирак) и Восточной Азии (Китай, Индия). Этот регион охватывает
значительную часть человеческой истории и представляет собой фундамент
для понимания многих культур, религий и политических систем.
Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет важное
значение для понимания исторического развития политических и
правовых институтов. Это помогает понять, как формировались и
развивались основные принципы управления, законодательства и
социального устройства в этих регионах.
Политико-правовые учения Древнего Востока представляют собой
уникальное сочетание религиозных, культурных и философских идей,
которые оказали влияние на последующие исторические периоды и даже
на современные политические системы. Изучение этих учений позволяет
углубиться в основы мировой политической и правовой мысли и
расширить культурный и исторический горизонт.
Таким образом, данная работа направлена на анализ исторических
особенностей политико-правовых учений Древнего Востока с целью
выявления их влияния на формирование современных политических и
правовых институтов.

3.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древний Египет — одна из наиболее известных цивилизаций Древнего Востока, которая существовала на
территории современного Египта в течение тысячелетий. Политическая система Древнего Египта была уникальной и
основывалась на монументальной монархии.
Центральной фигурой в политической системе был фараон — не только правитель, но и божество на Земле,
символизирующее единство государственной власти и религии. Фараон обладал абсолютной властью и был верховным
законодателем, руководителем армии и высшим жрецом страны.
Помимо фараона, в политической системе Древнего Египта существовали дворянство, духовенство и служащие,
которые занимали различные позиции в иерархии власти и управления. Дворянство играло важную роль в
административной системе, управляя провинциями и контролируя местные ресурсы.
Судебная система Древнего Египта также была развита и комплексна. Существовали специализированные суды,
рассматривающие различные типы дел, включая уголовные, гражданские и хозяйственные. Принципы правосудия и
законности были закреплены в различных правовых документах и письменных законах.
Таким образом, политическая система Древнего Египта была характеризована централизованной монархией, где
фараон играл роль не только политического, но и религиозного лидера, обладая абсолютной властью и контролем над
государственными ресурсами и армией.

4.

ПРАВОВЫЕ КОДЕКСЫ И ЗАКОНЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В Древнем Египте правовая система была основана на собрании законов и норм, которые регулировали различные
аспекты жизни общества. Одним из наиболее известных источников права Древнего Египта является Правосудный
письменный кодекс, известный как "Кодекс Хаммурапи", хотя он принадлежит Древнему Вавилону.
Важным элементом правовой системы были также "Мирские законы" и "Божественные законы", которые
определяли нормы поведения и обязанности граждан перед государством и богами. Эти законы были записаны на
папирусах или в каменных стелах и служили основой для решения судебных споров и конфликтов.
Судебная система Древнего Египта включала в себя различные уровни судов: от местных до центральных. Судьи
рассматривали дела на основе существующих законов и норм, при этом особое внимание уделялось справедливости и
объективности расследования.
Основные принципы права в Древнем Египте включали в себя презумпцию невиновности, право на защиту и
адекватное наказание. Наказания могли варьироваться от штрафов и телесных наказаний до смертной казни в
зависимости от тяжести преступления и социального статуса обвиняемого.
Таким образом, правовая система Древнего Египта была сложной и многоуровневой, с базой на письменных
законах и нормах, которые регулировали поведение граждан, устанавливали порядок и обеспечивали справедливость
в обществе. Эти законы и нормы отражали ценности и приоритеты древнеегипетской цивилизации и оказали влияние
на развитие правовых систем в последующие исторические периоды.

5.

РОЛЬ ФАРАОНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
В Древнем Египте фараон играл ключевую роль в политической и социальной
жизни страны. Он не только был верховным правителем, но и символизировал
единство государственной власти и религии, являясь земным представителем
божественной воли.
Фараон обладал абсолютной властью и контролировал все аспекты
государственного управления, включая армию, администрацию, налогообложение и
правосудие. Он был верховным законодателем, принимая решения по вопросам
законодательства и политики, а также устанавливал порядок и стабильность в стране.
Помимо политической власти, фараон имел и религиозное значение. Ему
предоставлялась роль посредника между людьми и богами, и он участвовал в
религиозных обрядах и церемониях, обеспечивая благословение и защиту для своего
народа.
Фараон также контролировал экономические ресурсы страны, включая земельные
участки, ресурсы и торговые пути. Он регулировал торговлю, устанавливал тарифы и
контролировал импорт и экспорт товаров, обеспечивая экономическую стабильность и
процветание государства.
Важным аспектом роли фараона была его легитимность и личный авторитет,
которые были обеспечены через религиозные и культурные институты. Представление
о фараоне как о неоспоримом и божественном правителе служило основой для
социального порядка и стабильности в Древнем Египте.

6.

СИСТЕМА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Хотя Кодекс Хаммурапи относится к Древнему Вавилону, он имеет большое значение для понимания правовой системы и
политико-правовых учений Древней Месопотамии, которые сильно влияли на соседние регионы, включая Древний Египет.
Кодекс Хаммурапи — это один из самых древних известных законодательных актов в мировой истории, составленный в
XVIII веке до н. э. Большая часть кодекса была высечена на большой каменной стеле, обнаруженной в Сузе (ныне Ирак) в
1901 году. Кодекс содержит 282 закона, которые регулировали различные аспекты жизни, включая уголовное и гражданское
право, семейные отношения, торговлю и экономику.
Основной принцип, заложенный в Кодексе Хаммурапи, — это принцип "око за око, зуб за зуб", который отражает
принципы жесткой наказуемости за преступления и нарушения законов. Кодекс также устанавливал стандарты
справедливости, честности и законности в обществе.
Законы в Кодексе Хаммурапи были разработаны таким образом, чтобы обеспечивать справедливость и равенство перед
законом для всех слоев населения, независимо от социального статуса. Кодекс также устанавливал различные нормы и
стандарты для торговых и общественных отношений, регулировал трудовые отношения и владение собственностью.
Кроме того, Кодекс Хаммурапи содержал нормы, касающиеся семейных отношений, брачного и наследственного права,
что делало его комплексным законодательным актом, регулирующим большое количество аспектов человеческой жизни.

7.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Организация государственной власти в Древней Месопотамии была сложной и иерархической, с фокусом на
централизации и контроле со стороны центральных властей. Государственная власть разделялась между различными
институтами и должностными лицами, включая царя, дворянство, жрецов и военных лидеров.
Царь или цари были верховными правителями, которые имели абсолютную власть и контроль над армией,
администрацией и ресурсами государства. Они служили не только политическими, но и религиозными лидерами, обладая
божественным статусом и ролью посредников между богами и народом.
Дворянство играло важную роль в административной системе, управляя различными аспектами государственного
управления, такими как сбор налогов, распределение земли и контроль над местными ресурсами. Они обеспечивали
социальную стабильность и поддерживали власть царя, служа ему верой и правдой.
Жрецы также имели значительное влияние на политическую жизнь и управление государством. Они играли ключевую
роль в религиозных обрядах и культовых практиках, а также в ритуальных и церемониальных функциях, которые
поддерживали духовную и моральную целостность общества.
Военные лидеры и командиры также играли важную роль в обеспечении безопасности и защиты государства от внешних
угроз. Они контролировали армию и обеспечивали границы и территориальную целостность государства, служащие
стражами национальной безопасности.

8.

ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Правовые и политические учения Древней Месопотамии были формированы в условиях развитого городского общества и
сложных социальных отношений. Они отражали основные ценности, принципы и нормы, которые регулировали
взаимодействие между гражданами, обеспечивая порядок, стабильность и справедливость в обществе.
Религиозные учения играли важную роль в формировании правовых принципов и норм. Боги и божественные законы
служили основой для законодательства и обеспечивали моральные и этические стандарты в обществе. Религиозные тексты и
мифы использовались для объяснения и утверждения правовых норм, подчеркивая связь между духовной и мирской
жизнью.
Политические учения Древней Месопотамии также отражали сложную систему государственной власти и управления.
Централизация власти, иерархия и контроль со стороны центральных институтов и должностных лиц были ключевыми
особенностями политической системы. Царь или цари были верховными правителями, обладающими абсолютной властью и
авторитетом.
Организация и функционирование государственных институтов, таких как администрация, судебная система и
вооруженные силы, были нацелены на поддержание порядка, безопасности и стабильности в государстве. Эти институты
работали совместно для обеспечения эффективного управления и защиты интересов народа.

9.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Существенные различия:
Общие черты:
Централизация власти — в большинстве древневосточных Характер политической системы — например, в Древнем Египте
государств наблюдалась высокая степень централизации власти,
политическая система была монументальной монархией с
где монарх или центральный аппарат имели абсолютное
сильным религиозным компонентом, в то время как в Древней
преимущество в управлении государством.
Месопотамии преобладала система городских-государств с
Религиозное влияние — религия играла центральную роль в
меньшей централизацией власти.
формировании политических и правовых учений, определяя Правовые традиции — правовые системы различались по своей
структуре, акцентируя внимание на различных аспектах права,
основы морали, законности и социального порядка.
Кодификация законов — присутствие письменных законов и
таких как уголовное, гражданское, семейное право и т.д.
правовых актов, таких как Кодекс Хаммурапи, отражает Культурные особенности — культурные, религиозные и
стремление к систематизации и унификации правовых норм.
Роль монарха — власть монарха или царя часто была
неограниченной,
и
он
воспринимался
как
этнические
особенности
каждого
региона
влияли
на
формирование уникальных политико-правовых учений и норм.
верховный Взаимодействие соседних государств — древние восточные
законодатель и исполнитель власти, обладающий божественным
цивилизации
были
активными
участниками
торговых
статусом.
политических отношений, что также оказывало влияние на
развитие и адаптацию их политико-правовых учений.
и

10.

ВЛИЯНИЕ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ
СИСТЕМЫ
Прямое влияние:
Косвенное влияние:
Кодификация законов — письменные законы и кодексы,
Религиозные корни — религиозные учения и нормы,
такие
как
современных
Кодекс
Хаммурапи,
законодательных
стали
прародителями
присущие древневосточным цивилизациям, оказали влияние
систем,
способствуя
на формирование моральных и этических принципов в
развитию правовой стабильности и предсказуемости.
различных культурах и обществах.
Централизация власти — принцип централизации власти,
Правовая культура — общие принципы справедливости,
установленный в древних восточных цивилизациях, нашел
равенства перед законом и презумпции невиновности,
отражение в формировании современных национальных
заложенные в древних правовых системах, стали основой
государств с сильными центральными правительствами.
для современных правовых систем и международного права.
Роль правителя — идея монархии и роли правителя как
Торговые и культурные связи — взаимодействие между
верховного лидера и законодателя продолжает существовать
древними восточными цивилизациями и их соседями
в некоторых формах правления, таких как конституционная
способствовало обмену знаниями, идеями и инновациями,
монархия.
что оказало влияние на развитие политических и правовых
институтов.

11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование политико-правовых учений Древнего Востока позволяет понять глубокие корни и основы, лежащие в основе
современных политических и правовых систем. Древние цивилизации Месопотамии и Египта оставили нам не только
богатое культурное наследие, но и фундаментальные принципы управления, законодательства и общественного порядка.
Ценность и актуальность древних политико-правовых учений не уменьшается со временем, а, наоборот, растет в контексте
современных вызовов и глобальных преобразований. Принципы справедливости, равенства, законности и государственного
управления, заложенные в древних системах, остаются актуальными и служат ориентирами для развития правового
государства, гражданского общества и демократических институтов.
Изучение истории политико-правовых учений Древнего Востока предоставляет возможность глубоко понять
происхождение, развитие и эволюцию правовой и политической мысли, а также оценить их вклад в формирование
универсальных ценностей человечества. Это напоминает о необходимости сохранения культурного наследия, уважения к
разнообразию правовых традиций и стремлении к гармонии и справедливости в мировом сообществе.
English     Русский Правила