Похожие презентации:
Литература мусульманского Востока
1.
«Литература мусульманскогоВостока»
2.
Большой вклад в развитие исламскойсредневековой художественной культуры внесли
народы иранской группы, у которых в 7-8 вв.
сложился единый литературный язык – фарси.
Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана,
Средней Азии тесно связано общностью традиций,
отражением которой является возвышенная и
подобно орнаментам цветистая иранская
классическая поэзия.
3.
Родоначальником иранской классическойлитературы считается Рудаки(860-941 г.).
Статный, крепкий старец с длинной густой
бородой, высоким лбом, узким, резко
очерченным лицом, таким предстал Рудаки в
портрете, по останкам воссозданном
скульптором-историком М.М.Герасимовым.
Свыше 40 лет Рудаки прослужил при дворе
правителя Бухары и сочинил , по преданию,
около миллиона стихов. Рудаки был певцомимпровизатором; он пел свои стихотворные
строки, аккомпанируя себе на струнном
инструменте. Как человек, вышедший из
простой крестьянской семьи, Рудаки знал цену
нелёгкому труду бедняка. Его стихи полны
горьких размышлений о несправедливости
жизни.
Вряд ли приближённым эмира нравился
свободолюбивый поэт. К концу жизни Рудаки
был обвинён в сочувствии к врагам властей,
выслан из Бухары и умер в нищете. По
преданию, при изгнании он был слеплён.
4.
Другое предание сообщает о знаменитомпоэте Фирдоуси Абулькасиме (ок. 940-1020,
1030), сочинившем поэму «Шахнаме» в
расчёте получить у эмира вознаграждение,
чтобы на эти деньги построить плотину на
реке, заливавшей посевы его земляков.
Фирдоуси был воспитан на гуманистических
идеалах и верил в силу просветительского
слова. В своей великой поэме он хотел
вскрыть корни зла, ведущего страну к упадку.
В сочинении три части: мифологическая,
богатырская(повествующая о подвигах
богатыря Рустама) и историческая,
посвящённая 28 правителям из царской
династии Сасанидов. Фирдоуси повторил
судьбу Рудаки: конец жизни он провёл в
изгнании в страшной нужде.
5.
Всесторонне одарённым человеком был ОмарХайям(ок.1048-после 1122). Он прославился как
крупный учёный, астроном, создатель точного
календаря, математик. Однако в истории
культуры его ценят прежде всего как
самобытного поэта, сочинения которого
проникнуты духом вольнодумства. Хайям
протестовал против ханжества, лицемерия,
доктринерства и напыщенной религиозности.
Идеал поэта – справедливость, свобода, радость
жизни, честность. Единственной формой стихов
у Хайяма были рубаи(четверостишия,
традиционные для поэзии иранских народов).
Подобная форма требовала ясного изложения,
лаконизма и афористичности. Всем этим в
полной мере владел Хайям:
В детстве ходим за истиной к учителям.
После – ходят за истиной к нашим дверям,
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем прахом. Вот смысл этой сказки,
6.
В конце 14 в. Иран вошёл в состав державы Тимура, центром которой сталаСредняя Азия. Грозный правитель основал свою столицу в Самарканде.
Здесь в 14-15 вв. художественная культура исламской традиции вновь
пережила период расцвета. Тимур пожелал видеть свою столицу самым
красивым городом мира. Грандиозные памятники зодчества, возведённые
в Самарканде, принадлежат к шедеврам средневекового искусства.
Правда, далеко не все они сохранились до наших дней.