Похожие презентации:
Античная архитектура Древней Греции и Рима
1.
АрхитектураАнтичная архитектура Древней Греции и Рима
2.
CловарьХрам «в антах»
Псевдодиптер
Простиль
Амфипростиль
Диптер
Периптер
Моноптер
Псевдопериптер
Толос
3.
CловарьПронаос (греч. prynaos –
преддверие) – полуоткрытая
часть античного храма между
входным портиком и наосом
(целлой).
4.
CловарьНао́с (от греч. ναός – домик,
жилище божества) –
центральная часть
древнегреческого храма. У
древних римлян – целла
Опистодо́м или опистодо́мос
(от др.-греч. ὀπισθόδομος) –
задняя (внутренняя) часть
античного древнегреческого
храма или здания, отделённая
от наоса стеной и имеющая
отдельный выход – как
правило, на западном фасаде
Постикум (лат. posticum –
задняя дверь, задворки) –
помещение, находящееся за
целлой
Епинаос – открытые прихожая
позади нефа
5.
Cловарь6.
CловарьПикностиль – колонны расположены на 1½
диаметра друг от друга
Систиль – колонны расположены на 2 диаметра
друг от друга
Эйстиль – колонны расположены на 2½
диаметра друг от друга
Диастиль – колонны расположены на 3 диаметра
друг от друга
Ареостиль – колонны расположены на 3½
диаметра друг от друга или дальше (обычно
слишком широко для каменного строительства,
поэтому используется в деревянных постройках)
7.
CловарьПортик (с греч. «доска») –
(лат. porticus) – крытая
галерея, перекрытие
которой опирается на
колонны. Портик, открытый
с одной стороны, с другой
ограничивается стеной, либо
глухой, либо с дверями.
8.
CловарьФронтон (через фр. fronton, от лат.
frons – «лоб») – завершение (обычно
треугольное, реже – полуциркульное)
фасада здания, портика, колоннады,
ограниченное двумя скатами крыши
по бокам и карнизом у основания.
Сандрики фронтонов (XVI–XVII вв.): 1–4 – ренессанс; 5–
12 – барокко, рококо (по Х. Вайгерту); 1 – треугольный
фронтон, 2 – разорванный фронтон, 4 – полукруглый
фронтон (полуциркульный),
9.
Cловарь10.
CловарьФронтон (греч. «доска») –
завершение (обычно треугольное,
реже – полуциркульное) фасада
здания, портика, колоннады,
ограниченное двумя скатами крыши
по бокам и карнизом у основания.
11.
CловарьАнтамблимент (франц.
«стол», «доска»)
балочное перекрытие
пролета или завершение
стены, состоящее из
архитрава, фриза и карниза.
12.
CловарьАбака (с греч. «доска») – верхняя,
обычно квадратная плита капители,
колонны, пилястры.
13.
CловарьЭхи́н (др.-греч. ἐχῖνος – «морской ёж»)
– нижняя часть капители,
расположенная под абакой и
являющаяся переходом от фуста
(ствола) колонны к абаке. морского
ежа....
14.
CловарьКарниз выступающий элемент
внутренней и внешней отделки
зданий, помещений, мебели. В
архитектуре карниз отделяет
плоскость крыши от вертикальной
плоскости стены или разделяет
плоскость стены по выделенным
горизонтальным линиям.
15.
CловарьАрхитрав –
нижняя из трех
горизонтальных частей
антаблемента, опирающаяся
непосредственно на
капители колонн.
16.
CловарьБаза –
подножие колонны, здания,
памятника или другого
сооружения, лежащее
на фундаменте.
17.
CловарьИонический ордер –
завершающая часть колонны или
стены, имеющая вид полочки или
фигурного карниза и являющаяся
опорой для вышерасположенной
арки.
18.
CловарьКоринфский ордер сложился во
второй половине V века до н. э.,
получил широкое
распространение в архитектуре
эпохи эллинизма и Древнего
Рима. Имеет высокую колонну с
базой, стволом, прорезанным
каннелюрами, и пышной
капителью, состоящей из
нарядного резного узора листьев
аканта, обрамленного
небольшими волютами.
19.
CловарьБаза (base, basis) – подножие,
основание колонны или пилястры.
Колонны дорического ордера
выполнялись без баз. Базы колонн
других ордеров состоят из
чередующихся вогнутых и выпуклых
элементов и различаются по величине
и профилю.
увязываются с пропорциями каждого из
пяти ордеров:
20.
CловарьИмпост (лат. impositus – положенный) –
завершающая часть колонны или стены,
имеющая вид полочки или фигурного
карниза и являющаяся опорой для арки.
21.
CловарьАрхивольт (итал. archivolto, лат. arcus
volutus – «обрамляющая дуга») – наружное
обрамление арочного проёма, выделяющее
дугу арки из плоскости стены.
Разрез архивольта из
«Архитектурного словаря» (1856)
22.
CловарьГений Славы. Антрвольт Невского павильона здания
Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Ск. И. И. Теребенёв, 1815
Оспедале дельи Инноченти. Флоренция. Деталь фасада.
Медальоны мастерской Андреа делла Роббиа. 1463.
Майолика
Антрвольт, антревольт (через фр. entrevolte от итал. antervolta – «перед дугой») – часть
плоскости стены между архивольтом (обрамлением, дугой) арки и расположенным над
ней карнизом либо между архивольтами соседних арок в аркаде.
В более широком смысле – плоскость стены, прорезанная аркой или арками без
архивольтов. Такая же плоскость во фронтоне – тимпан.
23.
CловарьПилястра (лат. pila – колонна, столб) –
плоский вертикальный выступ
прямоугольного сечения на поверхности
стены. Имеет те же части и пропорции, что и
колонна. Является, преимущественно,
декоративным элементом для
сегментирования стены, но иногда
конструктивно усиливает ее
24.
CловарьПальметта – растительный орнамент,
который имеет вид веерообразного
листа пальмового дерева, жимолости
или цветка аканта. Широкое
распространение пальметта получила
в эллинистической и египетской
архитектуре. Её использовали в
качестве антефиксов, в капителях
коринфских и ионических колонн, а
так же для украшения карнизов.
25.
CловарьПальметта: а - греческая; б, с – романская; d- византийская; электронный
ренессанс; е – барокко; f, g – Империя
26.
CловарьМеандр – распространённый тип ортогонального
орнамента. Известен со времён палеолита. В
античном искусстве – мотив геометрического
орнамента, образуемый ломаной под прямым углом
линией либо спиральными завитками.
Спираль – распространённый тип орнамента.
Спираль у греков ассоциировалась с развитием и
движением, она была символом жизни. Интересно,
что древние греки воспринимали орнамент спирали
как атрибут Афины (по часовой стрелке) или
Посейдона (против часовой стрелки)
27.
CловарьПлетёнка – распространённый римский орнамент.
Плетёнка – мозаичные полы древнего Рима.
Узел Соломона– распространённый тип орнамента.
Спираль у греков ассоциировалась с развитием и
движением, она была символом жизни. Интересно,
что древние греки воспринимали орнамент спирали
как атрибут Афины (по часовой стрелке) или
Посейдона (против часовой стрелки)
28.
CловарьПлетёнка – мозаичные полы древнего Рима.
Узел Соломона– распространённый тип орнамента.
Спираль у греков ассоциировалась с развитием и
движением, она была символом жизни. Интересно,
что древние греки воспринимали орнамент спирали
как атрибут Афины (по часовой стрелке) или
Посейдона (против часовой стрелки)
29.
CловарьКапитель (лат. «голова») –
верхняя орнаментированная часть
колонны, столба или пилястры,
расположенная между стволом опоры
и антаблементом.
30.
CловарьВолюта –
(итал. «завиток», «спираль»)
архитектурный мотив в
ионической капители,
представляющий собой
спиралевидный завиток с
кружком («глазком») в
центре.
31.
CловарьКауликоли –
в коринфских капителях
волютообразные завитки
стеблей, выступающие из-за
листьев аканта и
образующие маленькие
волюты, поддерживающие
абаку.
32.
CловарьАкант – рисунок украшений
коринфских и сложных капителей,
модульонов, акротериев. Акантовый
орнамент характерен также для декора
фризов и карнизов.
33.
CловарьГерма – четырехгранный столб,
завершающийся скульптурной головой или
бюстом какого-либо бога, государственного
деятеля или философа (первоначально бога
Гермеса). В античную эпоху главным образом
межевой знак, дорожный указатель, с XVI в. вид
декоративной и садово-парковой скульптуры.
34.
CловарьКанефора (греч. «несущий корзину») –
скульптурное изображение женской фигуры,
архитектурно заменяет колонну.
35.
CловарьКариатида – статуя одетой женщины,
введенная в употребление
древнегреческим зодчеством для
поддержки антаблемента и
заменявшая собой колонну или
пилястру.
36.
CловарьМодильон – архитектурная деталь
типа консоли, кронштейна Sобразной формы, которая
поддерживает слезниковую плиту
венчающего карниза композитного,
дорического или коринфского
ордера.
37.
CловарьГутты – (лат. «капля»)
мелкие украшения в виде
маленьких усеченных конусов
или цилиндров
в постройках дорического
ордера.
38.
CловарьМетопа – повторяющийся элемент фриза
дорического ордера, прямоугольная плита
с плоской или рельефной поверхностью.
Чередуется с триглифом.
39.
CловарьМутул – слегка наклонные плоские выступы
прямоугольной формы, расположенные под
выносной плитой карниза. Мутулы согласно
канону располагаются попеременно: над
каждым триглифом и между триглифами в
антаблементе дорического ордера.
40.
CловарьМодульон или модильон
архитектурная деталь в виде небольшого
кронштейна с лепным листом с нижней
стороны, которая расположена под
выносной плитой венчающего карниза.
41.
CловарьАкротерий (греч. ἀκρωτήριον –
«наконечник, навершие») – в
классической архитектуре – общее
наименование наверший, элементов,
венчающих здание, расположенных на
стене выше венчающего карниза, в
частности элементов, оформляющих
углы треугольного фронтона.
42.
CловарьДентикулы (лат. «зубцы») или
«ордерные сухарики» – ряд
небольших прямоугольных
выступов, расположенных в виде
орнамента на карнизе здания и
выполняющих роль декора.
Встречаются в ионическом,
коринфском ордере, а также в
римском варианте дорического
ордера.
43.
CловарьСтереобат – цоколь храма или
колоннады, обычно состоял из
трёх ступеней.
44.
CловарьСтилобат – «плоскость, по которой
ступают колонны», верхняя плоскость
объёмного (многоступенчатого)
цоколя (стереобата), на которой
водружали стены, колонны, пилоны
античных построек. Иногда
стилобатом называют всю верхнюю
ступень стереобата.
45.
CловарьКессоны – (фр. «ящик», с
итал. «кассета»)
углубления прямоугольной или
другой формы в своде, куполе,
потолочном перекрытии или
на внутренней поверхности
арки.
46.
CловарьИмплювий – (лат. «водосток»)
четырехугольный неглубокий
бассейн в центре атрия (закрытый
внутренний двор
древнеиталийского и
древнеримского жилища), куда
через комплювий стекала с крыши
дождевая вода.
47.
CловарьКомплювий (лат. «орошать дождем») –
прямоугольное отверстие в крыше
древнеримского жилого дома,
предназначенное для стока дождевой воды
в бассейн (имплювий).
48.
CловарьАтрий или атриум (лат. atrium) –
закрытый внутренний двор в средней
части античного римского жилища, куда
выходили остальные помещения.
49.
CловарьЭкседра – (греч. exedra) – ниша,
сооружение, в античной архитектуре
полукруглая ниша с расположенными вдоль
стены сиденьями для собраний и бесед.
В византийской и романской архитектуре
экседра превратилась в апсиду.
Галерея Ватиканского музея
50.
CловарьМаскарон – (фр. mascaron, macaron из
итал. mascherone – большая маска) –
декоративный элемент в виде маски зверя,
мифического существа, мифологического
персонажа помещаемая в архитектуре –
на замко́вые камни в архивольтах арок,
наличниках или сандриках дверных и
оконных проёмов.
51.
CловарьСандрик – (итал. sandric, лат. sanidis, греч. σανις
– доска) – архитектурный элемент, небольшой
профилированный карниз, горизонтальная
«полочка» над наличником оконного или
дверного проёма. Утилитарная функция
заключается в отводе дождевой воды от
проёма; зрительная – в подчёркивании
горизонтальных членений фасада. Сандрик
может располагаться как в верхней, так и в
нижней части. Его опирают на кронштейны, а
вверху дополняют фронтоном.
52.
CловарьБрамантово окно – композиционный элемент
фасада здания, особый тип оконного проёма с
полуциркульным, арочным завершением,
включённый в обрамление прямоугольного
формата. Подобная идея возникла в
архитектуре раннего итальянского Возрождения.
По сторонам брамантова окна обычно ставят
небольшие пилястры, несущие полуциркульную
арку. В антрвольтах – розетки, наверху – сандрик
либо небольшой фриз и карниз, иногда с
треугольным фронтоном
53.
CловарьПаладиево окно (серлиана) – арочный
проём, фланкированный колоннами или
пилястрами, в который как бы вставлена
меньшая арка с колонками и отрезками
антаблемента. Подобную композицию
именуют серлианой, по имени
архитектора Себастьяно Серлио.
Базилики в Виченце. 1549