2.14M
Категория: ЛитератураЛитература

Авторская колонка как журналистский жанр (на примере издания «Комсомольская правда»)

1.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА КАК ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЖАНР (НА
ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»)
Выполнила:
студентка 4 курса группы 13.3-000
Сабурова К.Д.
Научный руководитель:
доктор филол. наук, профессор
Гарифуллин В.З.

2.

Актуальность
В условиях беспрерывного потока информации и её легкодоступности возникает
потребность в персонификации СМИ. В этом плане огромную роль играет
колумнистика и колонка как основная форма её проявления. Как отмечает
исследователь колумнистики Софья Ярцева, сегодня потребность в фактах уступает
место потребности во мнениях. Читателю нужен авторский взгляд на события,
который поможет разобраться в происходящем. Именно эту функцию и выполняет
авторская колонка, становясь островком мнений и размышлений в огромном потоке
информации.
Уже долгое время вокруг этого понятия ведутся споры среди исследователей. И.С.
Тимченко даёт этому понятию титул «самого сомнительного» и «сложного в
освоении» жанра. Все это свидетельствует о необходимости проведения более
глубокого изучения колонки как жанра и её особенностей.

3.

Цель исследования выявить и определить особенности авторской колонки как жанра
на примере материалов издания «Комсомольская правда».

4.

Перед нами стояли задачи:
1
Рассмотреть понятие «авторская колонка» и определить жанровые признаки колонки;
2
3
4
5
Изучить историю развития колонки как журналистского жанра и выявить основные этапы её
формирования;
Определить роль и место колонки в современных СМИ;
Выявить особенности авторской колонки как эффективного формата журналистики;
Рассмотреть материалы в жанре «авторская колонка» в интернет-издании «Комсомольская правда» и выделить их
ключевые особенности, в частности проблемно-тематическое своеобразие, структуру и композицию, языковые и
стилистические особенности, способы персонализации колумнистов.

5.

Объект данного исследования – материалы в жанре «авторская
колонка», опубликованные в издании «Комсомольская правда».
Предмет исследования – жанровые особенности авторской колонки
в «Комсомольской правде».

6.

Эмпирическая база исследования: авторские колонки с
сайта «Комсомольская правда». В ходе работы было изучено
46 материалов.
Хронологический период исследования: с 1 декабря 2023
года по 1 апреля 2024 года.

7.

Методология исследования. В ходе работы применялись следующие методы
исследования:
содержательный анализ колонок, благодаря которому выявлены основные
особенности авторской колонки как жанра;
структурный анализ, в ходе которого определены структурные и
композиционные особенности авторских колонок;
проблемно-тематический анализ, благодаря которому выявлены проблематика
авторских колонок и их тематика;
исторический анализ, позволяющий изучить эволюцию колонки как жанра и
выявить основные этапы формирования;
стилистический анализ материалов, в ходе которого определены
стилистические приемы, лексика, характерная для колонок издания
«Комсомольской правды».

8.

Заключение:
1. Авторская колонка – это особый журналистский жанр, смысловой
основой которого является личность автора, его размышления, личное
восприятие актуальных явлений или событий.
Основные жанровые признаки колонки:
1) Представление действительности через личностное восприятие автора,
то есть на первом плане не факт, а отношение автора к нему;
2) Личность колумниста – как смысловое ядро жанра, в основе колонки
личностное переживание автора, его размышления и ход мыслей;
3) Свободная форма повествования, включающая различные жанровые
элементы и направленная на интимизацию и диалоговость;
4) Активное использование средств выразительности для установления
диалога с читателем;
5) Биографичность: автор делает себя «участником» события,
демонстрирует свои впечатления и личный опыт.

9.

2. Историю становления колонки как жанра можно поделить на две части: от
элемента оформления текста к рубрике, и от рубрики к жанру.
Мы выделили три этапа трансформации колонки:
Первый – колонка как элемент оформления текста, включающий два подэтапа: 1)
как способ облегчения чтения (середина XVII века); 2) как способ конструирования
газеты (середина XVIII века).
Второй этап – колонка как рубрика:
1) организационная функция колонки во многом посодействовала формированию
колонки как рубрики, более острые материалы, редакторские статьи стали
выделяться в отдельной колонке в фиксированном месте в газете, что
сформировало конкретный раздел, то есть рубрику (XIX век);
2) возникновение нового течения в журналистике, которое предполагает активное
использование приемов художественной литературы в журналистских текстах.
Колонка превратилась в свободный раздел, открытый для текстовых
экспериментов.
Третий этап – колонка как жанр: в последующем колонка-рубрика стала местом, где
концентрируются жанры с сильным авторским началом (эссе, комментарии и т.д.).
Под влиянием тенденций диффузии жанров, изменения самого пространства
потребления информации, сознания аудитории и усиления интереса к отдельным
личностям, произошло формирование колонки как жанра.

10.

3. Авторская колонка закрывает потребность современной аудитории в
персонифицированном, аналитическом контенте, трактующем восприятие
действительности через призму самого автора, а также тяготеющего к диалогу
автора с читателями.
Также она играют важную роль в организации и поддержке общественного диалога,
обращая внимание читателей на противоречивые или неоднозначные социальные
явления и мнения.
Колумнисты фильтруют и отбирают значимую информацию для своей аудитории, что
облегчает её ориентирование в информационном поле.
Для авторской колонки характерна и просветительская функция. Чаще всего
колумнистами выступают специалисты в определенной области. Это дает аудитории
возможность получить глубокий анализ и экспертное мнение по конкретной теме.
Сегодня данный жанр широко представлен в российских СМИ и чаще всего
публикуется в разделе «Мнения» или «Колумнисты». Кроме классической модели
колонки встречаются и трансформированные: колонки-подкасты, колонки-видео.

11.

4. Авторская колонка является эффективным форматом журналистики, в
силу ряда особенностей:
1) Максимальная интимизация повествования, свойственная для авторской
колонки, делает читателя соучастников разговора. Такое создание
эмоциональной связи между читателем и автором в свою очередь выстраивает
доверительные отношения.
2) Современный читатель ищет не просто сухую информацию, а глубокое
размышление автора, экспертный анализ, в какой-то степени эмоциональность и
критический взгляд на события. Колонка удовлетворяет эти потребности, так
как предоставляет конкретные мнения.
3) Диалоговость и взаимодействие с аудиторией.
4) Поднятие актуальных и злободневных вопросов в авторских колонках.
5) Авторская колонка обладает высокой оперативностью, в современных
интернет-изданиях это позволяет получить аудитории мгновенный отклик на
происходящие события.
6) Фильтрация информации и соответствие её интересам аудитории.

12.

5. Для авторских колонок интернет-издания «Комсомольской
правды» характерные следующие особенности:
Проблемно-тематическое своеобразие: авторские колонки
«Комсомольской правды» затрагивают широкий спектр тем, которые
касаются важных аспектов современной общественной жизни в
России. Однако, мы можем говорит о превалировании материалов
политической направленности, публикаций, посвященных
международным отношениям и военной операция на Украине.
Чуть реже встречаются материалы, посвященные культурным и
социально-значимым темам, включая темы семьи, образования, кино,
состояние российского автопрома. Полностью отсутствует
представленность темы спорта среди колумнистов данного издания.

13.

Структура и композиция публикаций колумнистов «Комсомольской
правды» не обусловлена жанром и сильно разнятся в зависимости от
автора. Однако, мы можем говорить о закрепленности определенной
структуры текста и характерной композиции за каждым отдельным автором.
Например, колумнист Павел Клоков пишет колонки в стихотворной форме,
вступление – два, три предложения-новости-аналитических данных, в
основной части рассматриваемая проблема раскрывается через образы и
метафоры, заключению также присуща метафоричность.
При

14.

Основными способами персонализации повествования являются
апелляция к публике, изложение от первого лица, обращение к читателям,
употребление глаголов в повелительном наклонении и глаголов,
отражающих мнение, использование эмоционально-окрашенной,
разговорной и сниженной лексики, в частности просторечия, жаргоны, сленг,
использование различных средств выразительности (риторический вопросы
и восклицания, фразеологизмы, ирония), вводные конструкции со
смысловой нагрузкой, активное использование личного опыта в материалах
в виде рассказов или эпизодов из жизни и личных фотографий. Указанные
выше средства дают автору открыто выражать своё мнение и отношение, а
также вовлекают читателя в открытое обсуждение, создают ощущение
непосредственной беседы и укрепляют связь с аудиторией.

15.

Авторские колонки издания «Комсомольская правда» насыщены различными
стилистическими и языковыми приемами, чаще всего авторы используют
разговорную и сниженную лексику, метафоры и эпитеты, риторические вопросы и
восклицания, иронию и сарказм, гиперболу.
Для текстов военной тематики и политической направленности характерны военные
термины и диалектизмы, антитеза и сравнения, эмоционально-оценочные слова и
инвективная лексика.
Примеры: «изнеженного садиста-извращенца», «всякого рода
неадекватов», «министр "огрызок"».
Для отдельных авторов (Александр Гришин, Дмитрий Горелов, Павел Клоков)
характерны окказионализмы.
Примеры: «контрнахрюк», «зубодробительский крюк справа» и др.

16.

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила